Урок географии "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
10 кл
09.11.2019
Цели:
-ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.
Задачи урока:
- развивающая: использование различных пед.технологий
(игровая и проблемного обучения и ИКТ) с целью развития у
учащихся
умений и навыков самостоятельной работы по поиску, осмыслению
и изложению учебного материала проблемного характера;
- обучающая: усвоение программного материала по теме;
- воспитательная: восприятие проблемы локальной как глобальной,
развитие экологического мышления, мировоззрения.
Оборудование: видеопрезентации, карты, учебники, доклады.
урок 10 кл.docx
Тема "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Цели:
ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление
об урбанизации как о всемирном процессе.
Задачи урока:
развивающая: использование различных пед.технологий
(игровая и проблемного обучения и ИКТ) с целью развития у
учащихся
умений и навыков самостоятельной работы по поиску, осмыслению
и изложению учебного материала проблемного характера;
обучающая: усвоение программного материала по теме;
воспитательная: восприятие проблемы локальной как глобальной,
развитие экологического мышления, мировоззрения.
Оборудование: видеопрезентации, карты, учебники, доклады.
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока
I.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку
II. Диктант на знание определений:
1) Все люди, проживающие на данной территории (население)
2) отношение колва численности населения к площади данной территории (плотность)
3) механическое передвижение переезд население (миграция)
4) переезд внутри страны (внутр.миграция)
5)мировоззрение, основанное на вере в высшие силы(бога) (религия)
III. Этап усвоения новых знаний.
Что такое расселение населения? Расселение населения – это распределение и перераспределение населения на
определенной территории.
По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.
Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более
половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов
насчитывается в мире 15–20 млн.
Они различаются:
1. по величине;
2. по форме;
3)по специализации хозяйства
Современные формы сельского расселения.
Групповая (деревенская). Наиболее распространена в странах Центральной и Южной
Европы, России, Японии во многих развивающихся странах.
Рассеянная (ферма). Наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, странах
Северной Европы. В странах кочевого скотоводства постоянные поселения
отсутствуют.
Предварительно я просил вас попробовать составить СИНКВЕЙН на тему
«Город» в вашем восприятии. Каким вы его видите, воспринимаете?
Город – сравнительно крупный населенный пункт, жители которого заняты, как
правило, вне сельского хозяйства.
Определение города в разных странах различно.
• В Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение с числом жителей 200
человек.
• в США свыше 2,5 тысяч человек,
• в Индии свыше 5 тысяч человек, • в России – от 12 тысяч человек,
• Нидерландах 20 тысяч человек,
• Японии 30 тысяч человек
Какой вывод можно сделать исходя из данных таблицы? (уровень численности
городского населения сильно варьируется в разных странах)
В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов,
они постепенно становятся основной формой расселения людей. Это подтверждается
изменением соотношения численности городского и сельского населения. Так, в
течение XX века численность городского населения возросла от 220 млн. человек до
2276 млн.человек, а доля жителей городов во всем населении выросла от 14% до 45%.
При этом доля сельского населения упала соответственно с 86% до 55%.
Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения,
возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в
современном мире называется урбанизацией. Урбанизация важнейший социально
экономический процесс современности.
В развитии урбанизации выделяют три этапа:
1. начальный этап XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной
Америке;
2. первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского
населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;
3. вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение
темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного
города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а
также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к
распространению городского образа жизни на сельскую местность
Урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для
большинства стран. Черты урбанизации
Примеры проявления
1. Быстрые темпы роста
городского населения
2. Концентрация населения
преимущественно в больших
городах
3. "Расползание" городов,
расширение их территории
За вторую половину XX века доля городского
населения выросла на 16% (при этом ежегодно
численность городского населения увеличивается на 50
млн. чел.)
В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс.
чел.) было 360, к настоящему времени более 2500
Число городовмиллионеров превысило 200. 20 городов
мира имеют численность населения более 10 млн. чел.
Формирование агломераций. Например, Мехико, Сан
Паулу, Токио, НьюЙорк с численностью населения 16
20 млн. чел.
Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн. чел.),
Токайдо (60 млн. чел.) и др.
Работа с атласом Задание. Сравните темпы урбанизации в отдельных регионах мира.
Где показатель наиболее высок? Какие это страны?
Агломерации – территориальные группировки городских и сельских поселений уровне
и темпах урбанизации.
В мире 450 агломераций с численностью более 1 млн. чел, в т.ч. в России – 22.
23 агломерации с числом горожан свыше 10 млн. человек.
Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в
результате слияния большого числа соседних агломераций. Крупнейшие мегалополисы
расположены в США и Японии. (Термин происходит от названия древнегореческого города Мегалополь центра союза аркадских городов. Возник в 370 г. до н.э., в
результате слияния примерно 35 поселений.).
Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:
Токайдо (англ.) (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии
Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США
Чипитс (англ.) Район Великих озёр в США и Канаде
«Голубой банан» в Европе.
ЛондонЛиверпуль в Великобритании
Сансан (англ.) или калифорнийский (от СанФранциско до СанДиего) в США
Дельта Янцзы в Китае
Дельта Жемчужной реки в Китае
Задание: Найдите эти мегалополисы на карте в атласе и обозначьте на контурной каре
По уровню урбанизации можно выделить:
Высокоурбанизированные
Среднеурбанизированные
Слабоурбанизированные
страны
страны
страны
Доля городского населения
Доля городского населения
Доля городского населения
более 50%
Великобритания
Венесуэла
Кувейт
Швеция
Австралия
Япония
2050%
Алжир
Боливия
Нигерия
Индия
Заир
Египет
менее 20%
Чад
Эфиопия
Сомали
Нигер
Мали
Замбия
Вывод: темпы урбанизации зависят от уровня урбанизации. Чем выше уровень
урбанизации, тем ниже темпы, и наоборот. СУБУРБАНИЗАЦИЯ – отток населения из городов в пригороды
Одновременно с появлением в мире сверхгородов идет процесс рурбанизации.
Есть ли в ваших домах элементы городского благоустройства? (ответы
учеников)
РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение некоторых городских
условий и норм жизни в сельские поселения.
IV. Закрепление.
Великобритания Сенегал
Уровень урбанизации – 89%, высокий 42%, средний
Причины – экономически развитая страна развивающаяся сельскохозяйственная
страна с высоким уровнем развития инфраструктуры,
– климат умеренного пояса климат тропического пояса
Крупнейшие города – Лондон, 10 млн. чел Дакар, менее 5 млн. чел.
Домашнее задание: пар/ 24 Повторить тему «Население» подг. к тесту
Урок географии "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Урок географии "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Урок географии "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Урок географии "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Урок географии "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Урок географии "Городское и сельское население. Урбанизация" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.