Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс
Оценка 4.9

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
14.05.2019
Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли. Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках. Развивающие задачи: способствовать развитию умений выделять главное в тексте и других источниках информации, уметь работать с рисунками, таблицей, уметь создать модель из пластилина, развивать внимание и речь. Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Урок географии 5 класс Внутреннее строение земли.docx
Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5­й класс Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении  Земли.  Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли,  познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных  оболочках.  Развивающие задачи: способствовать развитию умений выделять главное в тексте и  других источниках информации, уметь работать с рисунками, таблицей, уметь создать  модель из пластилина, развивать внимание и речь.  Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету,  воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность  самореализации на уроке.  1. Организационный момент  Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а  вы активны.  2. Актуализация знаний. Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов.  Зачитываю текст. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а  впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а  «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые  элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию». Учитель. О чём говорят эти строки? Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Учитель. Из какого облака образовалась наша планета? Ученик. Из холодного газопылевого облака. Учитель. Какова форма Земли? Ученик. Форма Земли шарообразная. Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли  вам известны? Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.     «Строение Земли» 3. Новая тема Записать тему урока в тетради   А. Внутреннее строение Земли. – Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство: Скорлупа – земная кора Белок – мантия Ядро – желток (Слайд 3) Дети делают рисунок «Строение Земли». Используя текст учебника, заполняем карточку « Характеристика слоев Земли»  по  группам (1­ядро, 2 –мантия, 3­ земная кора). Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на  расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают  рисунок) Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро  твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)  Какой следующий слой  встречается нам на пути? (Мантия) – Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это  самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты.  Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый)  Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более  пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой  перемещаются плиты. – Наше путешествие по недрам Земли продолжается. – Какой следующий слой встречается нам на пути? (Земная кора) – Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами.  Это твёрдая оболочка Оболочки Земли Размер (км) Свойства Температура (градусы) 6000 3600 Ядро Мантия Земная кора Земная кора­ верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ. (определение записать в тетрадь) 2000 (­7) – (+57) 2900 7о­100 Твердое вещество (центр), жидкое вещество (снаружи) Мягкая, пластичная Твердая 4.Физкультминутка Раз ­ подняться, подтянуться, Два ­ согнуться, разогнуться, Три ­ в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре ­ ноги шире. Пять ­ руками помахать, Шесть – на место сесть опять. Учитель. Ребята, а что такое литосфера. Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли,  состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км. Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли. Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую  (континентальную) и океаническую. Назовите виды земной коры? Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую? Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3  слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая. Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный,  базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов. Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их  веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого  шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита,  оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным. Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и  сложного физико­химического преобразования. При этом вначале выделились  гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из  продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти  всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами.  Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими  породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из  магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом. Горные породы и минералы. ­ На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы,  дороги. Из ее недр добываем полезные  ископаемые, она дает человеку воду, энергию и  многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то  и изучена она лучше. _ Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более  полными?  (узнать, из чего состоит земная кора?) ­ Предположите, из чего же она состоит? (горные породы). ­ Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»?  Разве камни есть только в горах? Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен,  когда руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного)  дела. С тех пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной  горы и Даниле мастере  Бажова Павла Петровича («Малахитовая  шкатулка»).  ( на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические,  метаморфические). ­ Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые  лежат у Вас на столах. ­Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие  разноцветные? (предполагают: из разных веществ состоят.) ­ Правильно, но эти вещества называют минералами. «Минералы – это тела природы, имеющие однородный состав и кристаллическое  строение». Из минералов состоят горные породы.  « Гранит состоит из минералов: кварц, слюда и полевой шпат. Известняк – из кальцита, Кварцит – из кварца». Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными  ископаемыми. ­ Горные породы очень разнообразны по цвету, твердости, прозрачности, наличию  блеска и т.д. ­ Работая с текстом на с.97­98, вы узнаете, почему это произошло в природе. На основе  текста составьте схему «Происхождение горных пород» Горные породы по происхождению Магматические                 Осадочные                     Метаморфические Гранит, базальт.                     Глина, известняк.                 Мрамор, гнейс.  Итак, Вы узнали о группах горных пород, многие из которых являются полезными  ископаемыми. ­Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно,  они есть и в нашей местности. Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное  отношение к использованию их. Вы со мной согласны? Почему? 5.Работа с учебником.  Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину. Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая  скважина достигает 15 км на Кольском полуострове. А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от  поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения  нашей планеты. Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего  строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты,  происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения  вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и  многое другое. 6. Закрепление. Задание. Найдите соответствие (метод перетаскивания). 1 Ядро 2 Мантия А Толщина слоя 5–10 км Б Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние  твердое В Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к  твердому, состоит из двух слоев Г Состоит из гранита, базальта и осадочных пород. 3 Материковая  земная кора 4 Океаническая  земная кора Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А 7.Домашнее задание § 16, творческое задание. Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере.   8.Итог Что нового на уроке вы узнали? ­ Какой этап урока вызвал у вас затруднения? ­Что вызвало у вас наибольший интерес?

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019