Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56»
математики с применением технологии
развития критического мышления
Урок
в 8 классе по теме «Трапеция»
Составила
Тютикова Ирина
Александровна,
учитель математики
МБОУ «СОШ №56»
г.Новокузнецка
1 г.Новокузнецк, 2018
2 Технология развития критического мышления
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством
интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся
совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают,
сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают,
опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем
мире
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов
осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на
осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Приемы и методы ТРКМ
Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов,
направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем
исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания),
затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь
ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой:
вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе
(стадии) приемов и методов.
3 Технологическая карта урока
Тема урока
Тип урока
Цели
«прямоугольная трапеция»; рассмотреть решение задач, в которых раскрываются свойства
трапеции.
Трапеция
Урок изучения нового материала
Предметные: ввести понятие «трапеция», «равнобокая трапеция»,
Личностные: вызвать интерес в изучении математики
Метапредметные: развивать умения определять понятия, создавать
обобщения.
Планируемые результаты: обучающиеся узнают что такое трапеция, познакомятся с
различными видами трапеции, свойствами трапеции, с помощью свойств докажут теорему
Фалеса.
Основные понятия
стороны.
Организационная структура урока
многоугольник, четырехугольник, трапеция, основания, боковые
Этапы проведения
урока
Форма
организ
ации УД
1. Организационн
ый этап
2. Актуализация
Ф
знаний
Ф
Ф
И
3. Изучение нового
материала
4. Первичное
закрепление
нового
материала
5. Итоги урока
Задания для
обучающихся,
выполнение
которых
приведет к
достижению
запланирован
ных
результатов
Учебник
Определение
четырехугольн
ика,
параллелограм
ма , его
свойства, уч.
Стр.101
Теоретический
материал п. 44
385, 386
389 (а), 389 (б)
Формирование УУД
Познавательные УУД: самостоятельное
выделение и формулирование темы урока
Регулятивные целеполагания УУД:
формулируют цели и задачи урока
Регулятивные планирования УУД:
планируют способы достижения
намеченной цели
Познавательные УУД: осуществляют
учебные действия по намеченному плану;
коммуникативные УУД: формирование
умения слушать мнение других людей
(работа в группе)
Личностные, регулятивные УУД:
рефлексия и самооценивание
6. Информация о
домашнем
Вопросы 10,11
с.114, №№ 384,
Познавательные, регулятивные: выбор
задания с учетом индивидуальных
4 задании
387
возможностей.
5 Актуализация знаний
Первая стадия вызов
Ставится задача «вызвать» (восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у
учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную
деятельность.
Прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме
информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, их систематизировать (заполняется
на всех стадиях урока).
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что
нам осталось узнать
Какие еще есть
четырехугольники
Что такое
многоугольник.
Что такое
четырехугольник.
Что называется
параллелограммом,
его свойства и
признаки
1. Определение параллелограмма
2. Начертите такой четырехугольник, у которого две противолежащие стороны
параллельны, а две другие – непараллельны.
Изучение нового материала
Вторая стадия осмысление
Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов
критического мышления осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на
поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника).
Прием с использованием интерактивной системы записи для эффективного чтения и
размышления, в технологии ТРКМ пометки на полях. Этот прием делает более осознанным,
зримым движение от усвоенных ранее знаний к новым, процесс их накопления.
Читая подготовленный учителем текст, учащиеся ставят на полях значки: «V» уже знал, «+»
новое, «» думал иначе,«?» не понял, есть вопросы. Это заставляет учащихся читать текст
более внимательно, вдумчиво.
Затем можно предложить им систематизировать информацию в виде кратких пометок в
таблице из четырех колонок, заголовок каждой из которых один из указанных значков («V»;
6 «+», «», «?»). Для заполнения таблицы учащиеся возвращаются к тексту и более глубоко
осмысливают его. После этого проводится обсуждение содержания записей в каждой из
колонок таблиц, заполненных учащимися.
Инсерт
V
+
?
(уже знал)
(узнал новое
(думал иначе)
(есть вопросы)
Третья стадия рефлексия
Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя
знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.
Прием «Зигзаг»
Итоги урока
Сочинение синквейнов (пятистиший)
Поэзия, по мнению педагогов и психологов, чрезвычайно эффективная форма рефлексии.
Написание синквейнов активизирует вниманием школьников во время усвоения нового
материала. От них не требуется сочинять стихи в общепринятом представлении, следует
только соблюдать достаточно строгий, но вместе с тем не вызывающий затруднений у
подавляющего большинства учащихся алгоритм:
7 первая строка одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет
или объект, о котором пойдет речь в синквейне;
вторая строка два слова прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства
предмета или объекта;
третья строка три глагола, описывающие характерные действия;
четвертая строка фраза из четырех слов, относящаяся к предмету или объекту;
пятая строка суть предмета или объекта одно существительное или фраза.
Трапеция
Равнобедренная, прямоугольная
Отложить, провести, пересечь
Средняя линяя параллельна основаниям
Две стороны параллельны, а две другие нет
Вернуться к таблице ЗХУ
З – что мы знаем
Что такое
многоугольник.
Что такое
четырехугольник.
Что называется
параллелограммом,
его свойства и
признаки
Домашнее задание
Х – что мы хотим
узнать
Какие еще есть
четырехугольники
У – что мы узнали, и
что нам осталось
узнать
Трапеция, равнобедренная,
прямоугольная;
средняя линяя трапеции
параллельна основаниям,
стороны и углы
равнобедренной трапеции
равны
теорема Фалеса,
Вопросы 10,11 с.114, №№ 384, 387
8 Источники
1. http://www.imcnew.com/index.php/teachingpotential/58
metodrecommend/24120110619144058
2. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
3. http://festival.1september.ru/articles/513292/
4. http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php
9
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Урок геометрии в 8 классе по теме "Трапеция"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.