Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
30.11.2017
Тип урока: ОНЗ.
Цель урока: 1) Сформировать представление об ортофосфорной кислоте – как кислоты средней силы;
2) Сформировать понятие об особенностях ортофосфорной кислоты;
3) Тренировать способность определения свойств кислот.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение.
Демонстрационные материалы: таблица с формулами фосфоросодержащих кислот, периодическая таблица и таблица «Качественные реакции на ионы», реактивы: ортофосфорная кислота и ее раствор, образцы фосфоросодержащих минеральных удобрений.Тип урока: ОНЗ.
Цель урока: 1) Сформировать представление об ортофосфорной кислоте – как кислоты средней силы;
2) Сформировать понятие об особенностях ортофосфорной кислоты;
3) Тренировать способность определения свойств кислот.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение.
Демонстрационные материалы: таблица с формулами фосфоросодержащих кислот, периодическая таблица и таблица «Качественные реакции на ионы», реактивы: ортофосфорная кислота и ее раствор, образцы фосфоросодержащих минеральных удобрений.
Разработка урока по химии.docx
МБОУ «Большеатнинская СОШ»
Атнинского муниципального района РТ
Урок химии
в 9 классе
на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Бариева Лейсира Мунировна, учитель химии
высшей квалификационной категории
Тип урока: ОНЗ.
Цель урока: 1) Сформировать представление об ортофосфорной кислоте – как
кислоты средней силы;
2) Сформировать понятие об особенностях ортофосфорной кислоты;
3) Тренировать способность определения свойств кислот.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ,
аналогия, сравнение, рассуждение.
Демонстрационные материалы: таблица с формулами фосфоросодержащих
кислот, периодическая таблица и таблица «Качественные реакции на ионы», реактивы:
ортофосфорная кислота и ее раствор, образцы фосфоросодержащих минеральных
удобрений.
Ход урока: Мотивация к учебной деятельности (23 мин.). (На доске число 15).
Добрый день уважаемые гости! Добрый день ребята! Сегодня 19 декабря, скоро
Новый год, а с чем может ассоциироваться число 15?
…………. (Мне 15 лет, ……..)
15 комбинация чисел Солнца и Меркурия 1 и 5. Эти планеты связаны разумом
и остроумием. Получается Р элемент ………….. ума. Так давайте пополнять ум и
разум. Успехов вам на уроке.
Охарактеризуйте элемент Р (Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии. Цель: 1) Актуализация изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи знаках и обобщение; 2)
Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; 3)
Мотивирование к учебному действию «нада», «могу», «хочу» и самостоятельное осуществление;
4) Фиксация индивидуальных затруднений и выполнение учащимися пробного учебного
действия).
………… (Элемент Р в ПТ находится в 3 периоде, в V А подгрупее, ….)
Значит, затрудняемся при определении гидроксида фосфора (Проблема).
Организация учебного процесса на этапе II. (На экране формулы гидроксидов
фосфора).
Давайте искать знакомые нам соединения и подчеркивать их. Обоснуйте ваш
выбор.
……………. (Здесь приводятся формулы кислот, имеющих в составе Р, они
кислородосодержащие. Возможно, тема урока о фосфоросодержащих кислотах).
III. Постановка проблемы.
(Цель: 1) Восстановить выполненные операции и
зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с
используемым способом действий (алгоритмом, понятием и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или
способности для решения исходной задачи)).
Организация учебного процесса на этапе III.
Что необычного вы заметили?
…………… (Очень много кислот, содержащих Р, …….)
А в чем проблема?
……………. (Я знаю ортофосфорную кислоту, а остальных никогда не видела
даже в учебниках. Значить, надо побольше узнать сначала о фосфорной кислоте, а
потом……)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель, тема, способ, план,
средство (Цель: построить проект выхода из затруднения).
Организация учебного процесса на этапе IV.
Какая цель урока?
……….. (Изучить фосфорную кислоту)
Какая тема урока?
……. (Ортофосфорная кислота и ее соли)
.
Как достичь цели?
………… (Изучить теорию, проделать опыты в определенном порядке)
Тогда откройте тетради и запишите тему урока.
V. Реализация построенного проекта (45 мин.) (Цель: 1) Реализовать построенный
проект в соответствии с планом; 2) Зафиксировать новый способ действия в речи и в знаках; 3)
Организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) Уточнить общий
характер нового знания; 5) Зафиксировать продоление трудности).
Организация учебного процесса на этапе V. (Образцы фосфорной кислоты и ее
раствора, формула фосфорной кислоты на доске).
Какая это кислота?
……….. (Кислородосодержащая, трехосновная, средней силы)
Как ее можно получить?
……..(Из оксида, из солей). (Записывают уравнение).
Свойства кислоты. Работу выполняем в группах. Обратите внимание на реактивы
и вспомните правила техники безопасности при работе с ними.
…………… (ПТБ).
Спасибо, распределитесь ролями. Проделайте опыты, сделайте выводы. В виде
уравнений выводы запишем на доске и в тетради.
3;
Н3РО4 3Н++РО4
6Na +2Н3РО42Na 3РО4+3Н 2;
3CaO +2Н3РО42Ca 3 (РО4 )2+3Н 2O;
3NaOH + Н3РО42Na 3РО4+3Н 2O;
3Na2CO3 +2Н3РО42Na 3РО4+3Н 2O+3 CO2
Вывод: эти свойства характерны всем кислотам.
Специфические свойства фосфорной кислоты. Как выделить ее среди остальных
кислот?
………… (Качественной реакцией). (Стенд «Качественные реакции на катионы и
анионы» и просмотр видеофрагмента. Работа с учебником по таблице 17). Физкультминутка.
(Принимаем исходное положение. Поворотами туловища, говорим соседу приятные слова
по очереди. Приятные слова должны быть названиями фруктов и ягод. Условие: не
повторяться).
Какие приятные слова! Пусть они прозвучат чаще для наших родных и близких.
Для созревания плодов и ягод необходимы минеральные удобрения, содержащие
фосфор. Фосфорная кислота – трехосновная, образует три ряда солей (табл.18 из
учебника).
Откройте 2ой форзац учебника, обратите внимание на специфику солей
фосфатов.
……….. (В основном нерастворимые, кроме солей Щ и ЩЗ Ме).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (56 мин.)
(Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного
класса задач с их проговариванием во внешней речи).
Организация учебного процесса на этапе VI.
Остались у нас вопросы по применению,
значении
фосфоросодержащих соединений. Вы поищете информацию и будете их излагать в 23
слайдах.
об экологии,
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) (Цель: 1)
Проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное
содержание в типовых ситуациях; 2) Организовать рефлекцию усвоения нового способа по
результатам самостоятельной работы).
Проверяем, выставляем оценки по пятибальной системе, молодцы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение (58 мин.) (Цель: 1) Выявить
границы применимости нового знания; 2) Повторить учебное содержание для обеспечения
содержательной обеспеченности).
Организация учебного процесса на этапе VIII.
Как мы можем применить новое знание?
………….. (При выполнении упражнений и решении задач, ……) (Решение задачи
на вычисление массовой доли фосфора в соединениях Н3РО4 и Н3РО4).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (24 мин.). Итог (Цел.: 1)
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) Провести рефлексивный анализ
учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) Оценить
собственную деятельность на уроке;
4) Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной
деятельности; 5) Обсудить и записывать домашнее задание).
Организация учебного процесса на этапе IX.
1. Рефлексия. Перед вами лежат оценочные листы вашей деятельности на уроке.
По пятибалльной системе ставьте себе оценки и вычислите среднюю оценку вашей
деятельности. В виде смайлика нарисуйте ваше настроение.
2. Домашнее задание. Тесты по теме «Фосфор и его соединения».
Спасибо за урок , до свиданья!
Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.