Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Оценка 4.6

Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
30.11.2017
Урок  химии  в 9 классе  на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Тип урока: ОНЗ. Цель урока: 1) Сформировать представление об ортофосфорной кислоте – как кислоты средней силы; 2) Сформировать понятие об особенностях ортофосфорной кислоты; 3) Тренировать способность определения свойств кислот. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение. Демонстрационные материалы: таблица с формулами фосфоросодержащих кислот, периодическая таблица и таблица «Качественные реакции на ионы», реактивы: ортофосфорная кислота и ее раствор, образцы фосфоросодержащих минеральных удобрений.Тип урока: ОНЗ. Цель урока: 1) Сформировать представление об ортофосфорной кислоте – как кислоты средней силы; 2) Сформировать понятие об особенностях ортофосфорной кислоты; 3) Тренировать способность определения свойств кислот. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение. Демонстрационные материалы: таблица с формулами фосфоросодержащих кислот, периодическая таблица и таблица «Качественные реакции на ионы», реактивы: ортофосфорная кислота и ее раствор, образцы фосфоросодержащих минеральных удобрений.
Разработка урока по химии.docx
МБОУ «Большеатнинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ   Урок  химии  в 9 классе  на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты» Бариева Лейсира Мунировна, учитель химии  высшей квалификационной категории Тип урока: ОНЗ. Цель урока: 1) Сформировать представление об ортофосфорной кислоте – как кислоты средней силы;                                2) Сформировать понятие об особенностях ортофосфорной кислоты;                                3) Тренировать способность определения свойств кислот.  Мыслительные   операции,   необходимые   на   этапе   проектирования:   анализ, аналогия, сравнение, рассуждение. Демонстрационные материалы:   таблица с формулами фосфоросодержащих кислот, периодическая таблица и таблица «Качественные реакции на ионы», реактивы: ортофосфорная   кислота   и   ее   раствор,   образцы   фосфоросодержащих   минеральных удобрений. Ход урока: Мотивация к учебной деятельности (2­3 мин.). (На доске число 15). Добрый день уважаемые гости! Добрый день ребята! Сегодня 19 декабря, скоро Новый год, а с чем может ассоциироваться число 15? ­ …………. (Мне 15 лет, ……..) ­ 15 комбинация чисел Солнца и Меркурия ­ 1 и 5. Эти планеты связаны разумом и остроумием. Получается Р ­ элемент ………….. ума. Так   давайте пополнять ум и разум. Успехов вам на уроке. Охарактеризуйте   элемент   Р  (Актуализация   и   фиксирование   индивидуального затруднения   в   пробном   действии.   Цель:   1)   Актуализация   изученных   способов   действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи знаках и обобщение; 2) Актуализация   мыслительных   операций,   достаточных   для   построения   нового   знания;   3) Мотивирование к учебному действию «нада», «могу», «хочу» и самостоятельное осуществление; 4)   Фиксация   индивидуальных   затруднений   и   выполнение   учащимися   пробного   учебного действия). ­ ………… (Элемент Р в ПТ находится в 3 периоде, в V А подгрупее, ….) ­ Значит, затрудняемся при определении гидроксида фосфора (Проблема).  Организация   учебного   процесса   на   этапе   II.  (На   экране   формулы   гидроксидов фосфора). Давайте   искать   знакомые   нам   соединения   и   подчеркивать   их.  Обоснуйте   ваш выбор. ­ ……………. (Здесь приводятся формулы кислот, имеющих в составе Р, они кислородосодержащие. Возможно,  тема урока о фосфоросодержащих кислотах). III.   Постановка   проблемы.  (Цель:   1)   Восстановить   выполненные   операции   и зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым   способом   действий   (алгоритмом,   понятием   и   на   этой   основе   выявить   и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности для решения исходной задачи)). Организация учебного процесса на этапе III. ­ Что необычного вы заметили? ­ …………… (Очень много кислот, содержащих Р, …….) ­ А в чем проблема? ­ ……………. (Я знаю ортофосфорную кислоту, а остальных никогда не видела даже в учебниках. Значить, надо побольше узнать сначала о фосфорной кислоте, а потом……) IV.   Построение   проекта   выхода   из   затруднения.   Цель,     тема,   способ,   план, средство  (Цель: построить проект выхода из затруднения).  Организация учебного процесса на этапе IV. ­ Какая цель урока? ­ ……….. (Изучить фосфорную кислоту) ­ Какая тема урока? ­ ……. (Ортофосфорная кислота и ее соли) .  ­ Как достичь цели? ­ …………  (Изучить теорию, проделать опыты в определенном порядке) Тогда откройте тетради и запишите тему урока. V. Реализация построенного проекта (4­5 мин.) (Цель: 1) Реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) Зафиксировать новый способ действия в речи и в знаках; 3) Организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) Уточнить общий характер нового знания; 5) Зафиксировать продоление трудности). Организация   учебного   процесса   на   этапе   V.  (Образцы   фосфорной   кислоты   и   ее раствора, формула фосфорной кислоты на доске). ­ Какая это кислота? ­ ……….. (Кислородосодержащая, трехосновная, средней силы) ­ Как ее можно получить? ­ ……..(Из оксида, из солей). (Записывают уравнение).  Свойства кислоты. Работу выполняем в группах. Обратите внимание на реактивы и вспомните правила техники безопасности при работе с ними. ­ …………… (ПТБ). Спасибо, распределитесь ролями. Проделайте опыты, сделайте выводы. В виде уравнений выводы запишем на доске и в тетради. 3­; ­ Н3РО4 3Н++РО4 ­ 6Na +2Н3РО42Na 3РО4+3Н 2; ­ 3CaO +2Н3РО42Ca 3 (РО4 )2+3Н 2O; ­ 3NaOH + Н3РО42Na 3РО4+3Н 2O; ­ 3Na2CO3  +2Н3РО42Na 3РО4+3Н 2O+3 CO2 Вывод: эти свойства характерны всем кислотам. Специфические свойства фосфорной кислоты. Как выделить ее среди остальных кислот? ­ ………… (Качественной реакцией).  (Стенд «Качественные реакции на катионы и анионы» и просмотр видеофрагмента. Работа с учебником по таблице 17). Физкультминутка. (Принимаем исходное положение. Поворотами туловища, говорим соседу приятные слова по   очереди.   Приятные   слова   должны   быть   названиями   фруктов   и   ягод.   Условие:   не повторяться). Какие приятные слова! Пусть они прозвучат чаще для наших родных и близких.   Для созревания плодов и ягод необходимы минеральные удобрения, содержащие фосфор.   Фосфорная   кислота   –   трехосновная,   образует   три   ряда   солей  (табл.18   из учебника).  Откройте   2­ой   форзац   учебника,   обратите   внимание   на   специфику   солей­ фосфатов. ­ ……….. (В основном нерастворимые, кроме солей Щ и ЩЗ Ме). VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5­6 мин.) (Цель:   организовать   усвоение   детьми   нового   способа   действий   при   решении   данного класса задач с их проговариванием во внешней речи).  Организация учебного процесса на этапе VI. Остались   у   нас   вопросы   по   применению,   значении фосфоросодержащих соединений. Вы поищете информацию и будете их излагать в 2­3 слайдах.   об   экологии, VII.   Самостоятельная   работа   с   самопроверкой   по   эталону   (5   мин.)   (Цель:   1) Проверить   на   основе   сопоставления   с   эталоном   свое   умение   применять   новое   учебное содержание  в типовых  ситуациях;  2) Организовать  рефлекцию  усвоения  нового  способа  по результатам самостоятельной работы).   Проверяем, выставляем оценки по пятибальной системе, молодцы! VIII.   Включение   в   систему   знаний   и   повторение   (5­8   мин.)  (Цель:   1)   Выявить границы   применимости   нового   знания;   2)   Повторить   учебное   содержание   для   обеспечения содержательной обеспеченности). Организация учебного процесса на этапе VIII. ­ Как мы можем применить новое знание? ­ ………….. (При выполнении упражнений и решении задач, ……) (Решение задачи на вычисление массовой доли фосфора в соединениях Н3РО4 и Н3РО4). IX.   Рефлексия   учебной   деятельности   на   уроке   (2­4   мин.).   Итог  (Цел.:   1) Зафиксировать   новое   содержание,   изученное   на   уроке;   2)   Провести   рефлексивный   анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) Оценить собственную деятельность на уроке; 4)   Зафиксировать   неразрешенные   затруднения   как   направления   будущей   учебной деятельности;  5) Обсудить и записывать домашнее задание). Организация учебного процесса на этапе  IX.  1. Рефлексия. Перед вами лежат оценочные листы вашей деятельности на уроке. По  пятибалльной   системе ставьте  себе  оценки  и  вычислите среднюю  оценку  вашей деятельности. В виде смайлика нарисуйте ваше настроение.  2. Домашнее задание. Тесты по теме «Фосфор и его соединения».  Спасибо за урок , до свиданья!

Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Урок  химии  в 9 классе  на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Урок  химии  в 9 классе  на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Урок  химии  в 9 классе  на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Урок химии в 9 классе на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»

Урок  химии  в 9 классе  на тему «Ортофосфорная кислота и ортофосфаты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017