Методическая разработка для 9 класса "Решение расчетных задач по теме "неметаллы" . Заранее подготавливать к проведению мероприятия учащихся не нужно. Увлекательное занятие можно использовать на уроках химии, как викторину или на предметной неделе химии , как дополнительное мероприятие. Дополнительно указан в конце разработки самоанализ проведенного мероприятия в школе.
Методическая разработка
"Решение расчетных задач по теме "неметаллы"
9А класс
Карпенко Татьяна Валерьевна
учитель химии
МБОУ СОШ №1 г. НовосибирскЦели:
Новосибирск, 2018
образовательные – повторить с учащимися основные способы решения задач по
химическим уравнениям; обобщить знания о химических свойствах неметаллов и
их соединений, о качественных реакциях; закрепить умения составлять
уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно
восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс;
развивающие – совершенствовать общеучебные умения и навыки, составлять
план действия, делать выводы; умение работать в коллективе, где развиваются
чувства доброжелательности и товарищества;
воспитательные – воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в
принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.
Место проведенния: г. Новосибирск, МБОУ СОШ №1
Тип урока: решения задач, повторения.
Форма проведения урока: игровая.
Методы, приемы: игровые, репродуктивный, частичнопоисковые.
Оборудование, наглядные пособия: ПСХЭ, раздаточный материал.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация знаний
Мы закончили с вами изучать раздел "Неметаллы и их соединения". И сегодня у нас
заключительный урок, который мы проведем в виде урокасоревнования 3х команд.
В наших соревнованиях будет 3 этапа; по окончании соревнования каждая команда
займет свое место, соответствующее оценкам "3" 3 место, "4" 2 место, "5" 1 место.
Итак, мы начинаем!
III Решение задач
1 этап эстафета "По следам элемента".
На демонстрационном столе лежат для каждой команды листы ответов. Участники
каждой команды по очереди подбегают и заполняют по одному пункту в своем листе.
Побеждает та команда, которая первая правильно заполнит все пункты.Подгруппа кислорода Подгруппа азота
№1 порядковый номер
серы ....
№2 количество
нейтронов в атоме
кислорода ......
№3 количество
энергетических уровней
у серы .....
№4 количество
валентных электронов у
кислорода ....
№5 относительная масса
серы ....
№6 высшая валентность
серы ....
№7 степень окисления
кислорода в
соединениях ....
№8 самое
распространенное
соединение
кислорода .....
№1 порядковый номер
азота ....
№2 количество
нейтронов в атоме
фосфора ......
№3 количество
энергетических уровней
у азота .....
№4 количество
валентных электронов у
фосфора ....
№5 относительная масса
азота ....
№6 высшая валентность
азота ....
№7 степень окисления
азота в аммиаке....
№8 опасная аллотропия
фосфора .....
Подгруппа углерода
№1 порядковый номер
кремния ....
№2 количество
нейтронов в атоме
углерода ......
№3 количество
энергетических уровней
у кремния .....
№4 количество
валентных электронов у
углерода ....
№5 относительная масса
кремния ....
№6 высшая валентность
углерода ....
№7 степень окисления
углерода в
карбонатах ....
№8 самое
распространенное
соединение кремния .....
2 этап "Химический букет".
На столах для каждой команды есть листы с цветком. Но эти цветы без лепестков.
Задача участников каждой команды собрать нужные лепестки к каждому цветку. А
чтобы проще это было сделать, в центре цветка начаты уравнения реакций. И если вы
найдете правильное продолжение уравнения, то таким образом у вас соберутся все
лепестки вашего цветка.
Цветок "Хризантемы" (сера)
1) 2Na + S → Na2S
2) S + 2H2SO4(конц.) → 3SO2 + 2H2O
3) C + 2S → CS2
4) FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S5) H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O
6) С + 2H2SO4(кон.ц) → CO2 + 2SO2 + 2H2O
7) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
8) 2SO2 + O2 → 2SO3
2 + 2NH3 + 2Н2O
Цветок "Василек" (азот и фосфор)
1) N2 + 3H2 → 2NHЗ
2) 2NH4Cl + Ca(OH)2 CaCl
3) 3Cu + 8HNO3(разб.) → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
4) 2NO + O2 → 2NO2
5) 4P + 5O2 → 2P2O5
6) 5KClO3 + 6P → 5KCl + 3P2O5
7) Ca3(PO4)2 + 4H3PO4
3Ca(H
8) 3Ca + 2P
Ca→ 3P2
2PO4)2
→
→
H→ 2O + SiO2
Цветок "Фиалка" (углерод и кремний)
1) Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2
2) H2SiO3 t˚
3) SiO2 + 2NaOH t˚→ Na2SiO3 + H2O
4) SiH4
5) 4Al + 3C t˚C → Al4C3
6) C + H2O t˚C → СO + H2
7) CaCO3 (мрамор) + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2
8) 2NaOH + CO2 → Na2CO3 + H2O
Si + 2H
→
2
3 этап "Головоломка".
Учащиеся команд работают в парах, решают задачи. Затем на демонстрационном столе
находят правильные ответы. Соединяют условие задачи и ответ, переворачивают лист и
у них должна собраться картинка.
Картинка "Горошек":
1) При образовании 1 моль оксида серы (IV) из элементов выделяется 332,8 кДж.
Сколько выделится теплоты при сгорании 1 г серы? (Ответ: 10,4 кДж)2) Какой объем оксида серы (IV) надо взять для реакции окисления кислородом, чтобы
получить оксид серы (VI) массой 20 г если выход продукт равен 80% (н.у).? (Ответ: 7л)
Картинка "Спичка":
1) Смешали два раствора, содержащих соответственно 33,3г хлорида кальция и 16,4г
фосфата натрия. Вычислите массу осадка. (Ответ: 15,5 г)
2) Вычислите объем аммиака, который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония
с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98%
(Ответ: 8,2 л NН3)
Картинка "Ракушка":
1) Вычислите объём углекислого газа (н.у.), выделившегося при действии соляной
кислоты массой 30 г на карбонат кальция массой 25 г (Ответ: 9,2 л).
2) При действии соляной кислоты на 50г мела получилось 20г углекислого газа. Каков
выход его в % к теоретическому? (Ответ: 90,9%)
IV Рефлексия
Подведение итогов игры. Награждение команд. Выставление оценок.
V Задание на дом: повторить решение задач в тетради.Самоанализ урока химии,
проведённого в 9 классе на тему "Решение расчетных задач по теме
"неметаллы"
по программе Габриеляна
Данный урок можно отнести к урокам развивающего контроля, в частности, урокигра.
В ходе подготовки и проведения урока можно выделить
следующие цели, поставленные учителем: создать условия для достижения
обучающимися
личностных результатов
умения управлять своей познавательной деятельностью при решении задач,
выстраивания собственного целостного мировоззрения на основе знаний об
окружающем мире, полученных на уроке;
навыки сотрудничества с учителем.
метапредметных результатов
Регулятивные УУД
умения ставить цель и планировать учебную деятельность по решению задач;
умения реализовывать план работы при решении учебных задач по теме «неметаллы»;
умения оценивать результат своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
умения производить поиск необходимой информации из разных источников;
умения использовать жизненный опыт учащихся в качестве одного из источников
информации;
умения осуществлять сравнение приведенных формул;
умения перекодировать информацию из контекстных задач в учебную задачу.
Коммуникативные УУД умения осуществлять взаимодействие с учителем и с одноклассниками, работать в
команде.
предметных результатов:
умения решать задачи разного уровня на определение массовой доли растворенного
вещества.
На данном уроке можно выделить следующие этапы: этап мотивации к контрольно
коррекционной деятельности; этап актуализации ранее полученных знаний и умений и
пробного учебного действия; этап коррекции индивидуальных затруднений; этап
самостоятельной работы; этап рефлексии контрольнокоррекционной деятельности.
Для достижения целей урока были использованы разнообразные формы и методы
организации учебной деятельности учащихся. На этапе актуализации ранее полученных
знаний нами была проведена фронтальная беседа «Выбрать нужный алгоитм к решению
каждого типа задачи», которая предполагала выбрать из шести предложенных
алгоритмов нужный, соответствующий вопросам учителя. Это дало возможность
обучающимся вспомнить ранее изученные формулы и включиться в работу на данном
уроке. Далее проверили правильность решения задач по теме «неметаллы» и обсудили
ход рассуждений.
Это дает возможность формировать у обучающихся умение аргументировать ответ и
отстаивать свою точку зрения.
Этап рефлексии контрольнокоррекционной деятельности на данном уроке был
представлен на третьем этапе «Головоломка». Учащиеся команд работали в парах,
решали задачи. Затем на демонстрационном столе находили правильные ответы.
Соединяли условие задачи и ответ, переворачивали лист и у них должна была собраться
картинка. Все этапы урока были выполнены учащимися быстро и с интересом.
Практически все с заданиями справились.
Вывод: Отдельные этапы урока были тщательно продуманы учителем и удачно
реализованы, например, постановка цели и формулирование задач урока. Учитель
использовал интересные приемы: прием «Головоломка», эстафета "По следамэлемента", прием «Химический букет» для рефлексии деятельности учащихся на
уроке. ФГОС ОО нацеливает учителей на обеспечение практикоориентированного
характера образовательной деятельности. Учитель подобрал и использовал на уроке
задачи практической направленности. Однако, общее впечатление смазано невысоким
темпом работы во второй половине урока, оговорками учителя (что можно объяснить
волнением), преимущественно индивидуальной работой с обучающимися, отсутствием
текущей коррекции и оценивания выполнения заданий как отдельными обучающимися,
так и класса в целом.
Оптимальное сочетание групповой и парной работы, продумывание обратной связи
ученикучитель, обсуждение обучающимися результатов своей учебной деятельности
фронтально или внутри групп, более детальная рефлексия, при которой обучающиеся
формулируют самостоятельно, что нового узнали и чему научились, поможет улучшить
качество проведения урока и повысить его результативность.