Методическая разработка "Решение расчетных задач по теме "неметаллы" 9А класс.

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка для 9 класса "Решение расчетных задач по теме "неметаллы" . Заранее подготавливать к проведению мероприятия учащихся не нужно. Увлекательное занятие можно использовать на уроках химии, как викторину или на предметной неделе химии , как дополнительное мероприятие. Дополнительно указан в конце разработки самоанализ проведенного мероприятия в школе.
Иконка файла материала урок викторина.docx
Методическая разработка   "Решение расчетных задач по теме "неметаллы" 9А  класс Карпенко Татьяна Валерьевна учитель химии   МБОУ СОШ №1 г. НовосибирскЦели: Новосибирск, 2018  образовательные – повторить с учащимися основные способы решения задач по  химическим уравнениям; обобщить знания о химических свойствах неметаллов и  их соединений, о качественных реакциях; закрепить умения составлять  уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно­ восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс;  развивающие – совершенствовать общеучебные умения и навыки, составлять  план действия, делать выводы; умение работать в коллективе, где развиваются  чувства доброжелательности и товарищества;  воспитательные – воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в  принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда. Место проведенния: г. Новосибирск, МБОУ СОШ №1 Тип урока: решения задач, повторения. Форма проведения урока: игровая. Методы, приемы: игровые, репродуктивный, частично­поисковые. Оборудование, наглядные пособия: ПСХЭ, раздаточный материал. Ход урока I Организационный момент II Актуализация знаний Мы закончили с вами изучать раздел "Неметаллы и их соединения". И сегодня у нас  заключительный урок, который мы проведем в виде урока­соревнования 3­х команд. В наших соревнованиях будет 3 этапа; по окончании соревнования каждая команда  займет свое место, соответствующее оценкам "3" ­ 3 место, "4" ­ 2 место, "5" ­ 1 место. Итак, мы начинаем! III Решение задач 1 этап эстафета "По следам элемента". На демонстрационном столе лежат для каждой команды листы ответов. Участники  каждой команды по очереди подбегают и заполняют по одному пункту в своем листе.  Побеждает та команда, которая первая правильно заполнит все пункты.Подгруппа кислорода Подгруппа азота №1 порядковый номер  серы .... №2 количество  нейтронов в атоме  кислорода ...... №3 количество  энергетических уровней  у серы ..... №4 количество  валентных электронов у  кислорода .... №5 относительная масса серы .... №6 высшая валентность  серы .... №7 степень окисления  кислорода в  соединениях .... №8 самое  распространенное  соединение  кислорода ..... №1 порядковый номер  азота .... №2 количество  нейтронов в атоме  фосфора ...... №3 количество  энергетических уровней  у азота ..... №4 количество  валентных электронов у  фосфора .... №5 относительная масса азота .... №6 высшая валентность  азота .... №7 степень окисления  азота в аммиаке.... №8 опасная аллотропия  фосфора ..... Подгруппа углерода №1 порядковый номер  кремния .... №2 количество  нейтронов в атоме  углерода ...... №3 количество  энергетических уровней  у кремния ..... №4 количество  валентных электронов у  углерода .... №5 относительная масса кремния .... №6 высшая валентность  углерода .... №7 степень окисления  углерода в  карбонатах .... №8 самое  распространенное  соединение кремния ..... 2 этап "Химический букет". На столах для каждой команды есть листы с цветком. Но эти цветы без лепестков.  Задача участников каждой команды собрать нужные лепестки к каждому цветку. А  чтобы проще это было сделать, в центре цветка начаты уравнения реакций. И если вы  найдете правильное продолжение уравнения, то таким образом у вас соберутся все  лепестки вашего цветка. Цветок "Хризантемы" (сера) 1) 2Na + S → Na2S 2) S + 2H2SO4(конц.) → 3SO2 + 2H2O 3) C + 2S → CS2 4) FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S5) H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O 6) С + 2H2SO4(кон.ц) → CO2 + 2SO2 + 2H2O 7) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O 8) 2SO2 + O2 → 2SO3 2 + 2NH3 + 2Н2O Цветок "Василек" (азот и фосфор) 1) N2 + 3H2 → 2NHЗ 2) 2NH4Cl + Ca(OH)2   CaCl 3) 3Cu + 8HNO3(разб.) → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O 4) 2NO + O2 → 2NO2 5) 4P + 5O2 → 2P2O5 6) 5KClO3 + 6P → 5KCl + 3P2O5 7) Ca3(PO4)2 + 4H3PO4   3Ca(H 8) 3Ca + 2P   Ca→ 3P2 2PO4)2 → →  H→ 2O + SiO2 Цветок "Фиалка" (углерод и кремний) 1) Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2 2) H2SiO3  t˚ 3) SiO2 + 2NaOH t˚→ Na2SiO3 + H2O 4) SiH4  5) 4Al + 3C   t˚C →    Al4C3 6) C + H2O  t˚C →  СO + H2 7) CaCO3 (мрамор) + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2 8) 2NaOH + CO2 → Na2CO3 + H2O  Si + 2H → 2 3 этап "Головоломка". Учащиеся команд работают в парах, решают задачи. Затем на демонстрационном столе  находят правильные ответы. Соединяют условие задачи и ответ, переворачивают лист и у них должна собраться картинка. Картинка "Горошек": 1) При образовании 1 моль оксида серы (IV) из элементов выделяется 332,8 кДж.  Сколько выделится теплоты при сгорании 1 г серы? (Ответ: 10,4 кДж)2) Какой объем оксида серы (IV) надо взять для реакции окисления кислородом, чтобы  получить оксид серы (VI) массой 20 г если выход продукт равен 80% (н.у).? (Ответ: 7л) Картинка "Спичка": 1) Смешали два раствора, содержащих соответственно 33,3г хлорида кальция и 16,4г  фосфата натрия. Вычислите массу осадка. (Ответ: 15,5 г) 2) Вычислите объем аммиака, который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония  с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98%  (Ответ: 8,2 л NН3) Картинка "Ракушка": 1) Вычислите объём углекислого газа (н.у.), выделившегося при действии соляной  кислоты массой 30 г на карбонат кальция массой 25 г (Ответ: 9,2 л). 2) При действии соляной кислоты на 50г мела получилось 20г углекислого газа. Каков  выход его в % к теоретическому? (Ответ: 90,9%) IV Рефлексия Подведение итогов игры. Награждение команд. Выставление оценок. V Задание на дом: повторить решение задач в тетради.Самоанализ урока химии, проведённого в 9 классе на тему "Решение расчетных задач по теме "неметаллы" по программе Габриеляна Данный урок можно отнести к урокам развивающего контроля, в частности, урок­игра. В ходе подготовки и проведения урока можно выделить  следующие цели, поставленные учителем: создать условия для достижения  обучающимися личностных результатов ­ умения управлять своей познавательной деятельностью при решении задач, ­ выстраивания собственного целостного мировоззрения на основе знаний об  окружающем мире, полученных на уроке;  ­ навыки сотрудничества с учителем. метапредметных результатов Регулятивные УУД ­ умения ставить цель и планировать учебную деятельность по решению задач; ­ умения реализовывать план работы при решении учебных задач по теме «неметаллы»; ­ умения оценивать результат своей деятельности на уроке. Познавательные УУД ­ умения производить поиск необходимой информации из разных источников; ­ умения использовать жизненный опыт учащихся в качестве одного из источников  информации; ­ умения осуществлять сравнение приведенных формул; ­ умения перекодировать информацию из контекстных задач в учебную задачу. Коммуникативные УУД­ умения осуществлять взаимодействие с учителем и с одноклассниками, работать в  команде. предметных результатов: ­ умения решать задачи разного уровня на определение массовой доли растворенного  вещества. На данном уроке можно выделить следующие этапы: этап мотивации к контрольно­ коррекционной деятельности; этап актуализации ранее полученных знаний и умений и  пробного учебного действия; этап коррекции индивидуальных затруднений; этап  самостоятельной работы; этап рефлексии контрольно­коррекционной деятельности. Для достижения целей урока были использованы разнообразные формы и методы  организации учебной деятельности учащихся. На этапе актуализации ранее полученных знаний нами была проведена фронтальная беседа «Выбрать нужный алгоитм к решению  каждого типа задачи», которая предполагала выбрать из шести предложенных  алгоритмов  нужный, соответствующий вопросам учителя.   Это дало возможность  обучающимся вспомнить ранее изученные формулы и включиться в работу на данном  уроке. Далее проверили правильность решения  задач по теме «неметаллы» и обсудили  ход рассуждений. Это дает возможность формировать у обучающихся умение аргументировать ответ и  отстаивать свою точку зрения. Этап рефлексии контрольно­коррекционной деятельности на данном уроке был  представлен на третьем этапе «Головоломка». Учащиеся команд работали в парах,  решали задачи. Затем на демонстрационном столе находили правильные ответы.  Соединяли условие задачи и ответ, переворачивали лист и у них должна была собраться картинка. Все этапы урока были выполнены учащимися быстро и с интересом.  Практически все с заданиями справились. Вывод: Отдельные этапы урока были тщательно продуманы учителем и удачно  реализованы, например, постановка цели и формулирование задач урока. Учитель  использовал интересные приемы: прием «Головоломка», эстафета "По следамэлемента", прием «Химический букет» для рефлексии деятельности учащихся на  уроке. ФГОС ОО нацеливает учителей на обеспечение практико­ориентированного  характера образовательной деятельности. Учитель подобрал и использовал на уроке  задачи практической направленности. Однако, общее впечатление смазано невысоким  темпом работы во второй половине урока, оговорками учителя (что можно объяснить  волнением), преимущественно индивидуальной работой с обучающимися, отсутствием  текущей коррекции и оценивания выполнения заданий как отдельными обучающимися,  так и класса в целом. Оптимальное сочетание групповой и парной работы, продумывание обратной связи  ученик­учитель, обсуждение обучающимися результатов своей учебной деятельности  фронтально или внутри групп, более детальная рефлексия, при которой обучающиеся  формулируют самостоятельно, что нового узнали и чему научились, поможет улучшить качество проведения урока и повысить его результативность.