Разработка открытого урока по химии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема «Щелочно-земельные металлы. Магний и кальций» Цели задачи урока: образовательные: формировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов, совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся. развивающие: сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов, совершенствовать умения логически мыслить, развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала, продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи. воспитательные: продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений, выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе. Оборудование: Компьютер и презентация к уроку, наборы химреактивов и химической посуды для демонстрационного эксперимента, коллекции природных соединений Са и Мg, периодическая таблица, карточки-задания «Химические свойства Са», стихи.Тема «Щелочно-земельные металлы. Магний и кальций» Цели задачи урока: образовательные: формировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов, совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся. развивающие: сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов, совершенствовать умения логически мыслить, развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала, продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи. воспитательные: продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений, выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе. Оборудование: Компьютер и презентация к уроку, наборы химреактивов и химической посуды для демонстрационного эксперимента, коллекции природных соединений Са и Мg, периодическая таблица, карточки-задания «Химические свойства Са», стихи.
Иконка файла материала Открытый урок по химии в 9 классе по теме 2.docx
Учитель года – 2015 Муниципальный тур Открытый урок по химии в 9 классе  МБОУ «Большеатнинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ Бариева Л.М. – учитель высшей квалификационной категории металлов, совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся. Тема «Щелочно­земельные металлы. Магний и кальций» Цели задачи урока:   образовательные: формировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных  развивающие:  сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов, совершенствовать умения логически мыслить, развить умения обобщать и делать  правильные выводы из   изученного   материала,   продолжить   развитие   умений   переносить   знания   в   новые   ситуации   и устанавливать межпредметные связи. воспитательные: продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений, выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе. Оборудование:  Компьютер   и   презентация   к   уроку,   наборы   химреактивов   и   химической посуды   для   демонстрационного   эксперимента,   коллекции   природных   соединений   Са   и   Мg, периодическая таблица, карточки­задания «Химические свойства Са»,  стихи.   Ход урока. 1. Организационный момент урока (1 мин). Добрый   день,  ребята!  Начинаем  урок.  Перед   вами   листки  со  стихами.   Прочитайте   стих  и постарайтесь назвать   наш урок. (Прочитают стихи – Приложение 1) ­ Кальций и магний.  Из содержания стиха вы сможете наметить цели урока.  ­ Цели урока: ­ изучение свойств Са и Мg;  ­ знакомство с важнейшими соединениями Са и Мg;  ­ знать области их применения: в технике, быту и жизнедеятельности человека;   ­ самостоятельно выполнить работы.  (Слайд 2)  2. Изучение нового материала. Актуализация знаний учащихся (2 мин). Тогда откройте тетради, запишите тему урока «Магний, кальций, их соединения». (Слайд 1) Как называются элементы первой а подгруппы? ­ Щелочные металлы, т.к. с водой образуют щелочи. Как называются элементы второй а подгруппы? ­ В реакциях с водой, наверное, образуют тоже щелочи… Хорошо.   Бериллий   –   амфотерный   элемент,   поэтому   его   игнорируем,   он   не   может   быть щелочным. Бериллий и его соединения – очень токсичные, но очень ценятся в атомной энергетике. Демонстрация. Mg+H2O=   + фенолфталеин – не меняется                                         Ca+H2O=    + фенолфталеин – розовая  Вывод: Mg – не щелочной металл. Почему эти металлы называются земельными? Загляните в коробки. (В коробке образцы горных пород: известняка, мрамора, мела, доломита) ­ Эти породы образуют земную кору, поэтому и металлы называются земельными. Щелочно­земельным металлам относятся: Cа, Sr, Ba, Ra. Mg – не ЩЗМ. Ве – амфотер. (Слайд 3) Учитывая положение элементов в Периодической таблице, дайте характеристику элементам и атомам  Mg – 1 группа, Cа ­ 2 группа, Sr – 3 группа, Ba – 4 группа. Работаем в группах все вместе. Все группы отвечают на мои вопросы одновременно, но в то же время контролируя соседей. (Слайд 4)  ­ номер группы в ПС, ­ характер элемента, ­ формула оксида,­ характер гидроксида, ­ возможная валентность,  ­ роль в окислительно­восстановительных реакциях, ­ количество электронов снаружи, ­ возможные степени окисления. (Отвечают хором). Молодцы! ЩЗМ – металлы активные. Вспомните, какими химическими свойствами обладали ЩМ. По аналогии запишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства ЩЗМ. (Приложение 2. Выдаются   карточки,   2­3   мин.   пишут).  Соседи   по   лицу   меняются   тетрадями,   проверяют   и выставляют оценки. По окончании верните тетради. У кого какие оценки? Хорошо. (Слайд 5) Mg,  Cа – металлы активные. В каком виде они встречаются в природе? Каким способом их получают? Работаем со стихами. Соседи по плечу – одной паре ­ Mg, второй паре – Cа. (Проверяем). (Слайд 6). Получают эти металлы путем электролиза их расплавов, т.к. они активные. Лабораторная работа (Стр. 131).  Среди выданных образцах – карбонаты. Подтвердите это экспериментально и запишите уравнения реакций в виде реакций ионного обмена. (Выполняют Л/Р и оформляют в тетради). Вернемся   к   нашим   стихам.   В   каких   областях   народного   хозяйства   находят   применение соединения  Mg и Cа. (Слайд 7). 3. Закрепление (5 мин) Задача. Совсем еще недавно ваши бабушки и дедушки химическим путем готовили гашеную  известь для побелки строений, печей, деревьев. Затопилась баня  сильно, положили в печь известняк и  обжигали. Полученный оксид кальция «тушили водой», положили в железное ведро с водой  (пластмасса не годилась, т.к. процесс этот ­ экзотермический) . Какую массу гашеной извести могли получить бабушки из 5 килограммов известняка не содержащего примесей. (Приложение 3. Решают ) (Слайд 8). Домашнее задание.  Готовить сообщение о значении  Mg  и  Cа для человеческого организхма (объем не более 1 страницы)  и задания из химической лавки по вкусу (задания на оценки «3» №9, «4» №15, «5» задача 1). (Слайд 9).  Рефлекция. Медициной установлено: от содержания  Mg  зависит   настроение   человека.   А какое у Вас настроение? Что нового узнали на уроке? Перед вами три химических сосуда. В каком объеме пополнились ваши знания, выразите это в виде сосудов на обратной стороне розовых листочек. (На карточках с заданиями «Химические свойства кальция») Спасибо! До свиданья! Магний В природе магний ­ горы доломита Нагромождает в горные хребты. В асбесте, тальке он, и в магнезите, В голубизне морских глубин. Он символом земной жизни На голубой планете стал, Ведь магний это фотосинтез И жизнь зеленого листа. Без магния нет хлорофилла И жизни как таковой Он чудодейственная сила В нем жизни всей круговорот Химически он энергичен, И химикам помог не раз Внеси его хоть в пламя спички Он вспыхнет и сгорит тотчас. Приложение 1 Сплав с алюминием легчайший Дает он марки «Электрон», В когорту сплавов им крылатых Как равноценный входит он. А ты в аптеку загляни­ка И убедиться сам изволь!  Там магний тоже знаменитость  Ведь он ­ слабительная соль!      Кальций Взметнулись ввысь ажурные громады  Кирпичной кладки стройные ряды,  Вот в облицовке поражает мрамор Оттенков нежностью своих Расцвеченный моллюска панцирь, Коралл, ракушки завиток – Все это многоликий кальций, Ему в строительстве почет.Животным он каркас надежный В соединениях дает. И поражает облицовкой Он нас на станциях метро. И если кальций ниже нормы Окажется у нас в крови Кровотечением опасным Даже царапина грозит. В земной коре его немало, В достатке гипс и известняк. Слагают горы мел и мрамор, В морской воде он и в костях.Химические свойства кальция Са+Н2=   Са+О2=  Са+Cl2=   Са+S=   Са+Н2О=   Са+НCl =   Ca+TiO2=   Приложение 2 Задача.  Сколько килограммов гашеной извести могли получить бабушки из 5 кг известняка массой 5  килограммов и без примесей по технологии: Приложение 3 Обжиг СаСО3 = СаО+СО2­ Q  Гашение  СаО+Н2О=Са(ОН)2+Q