Тема «Щелочно-земельные металлы. Магний и кальций»
Цели задачи урока:
образовательные: формировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов, совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
развивающие: сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов, совершенствовать умения логически мыслить, развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала, продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
воспитательные: продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений, выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование: Компьютер и презентация к уроку, наборы химреактивов и химической посуды для демонстрационного эксперимента, коллекции природных соединений Са и Мg, периодическая таблица, карточки-задания «Химические свойства Са», стихи.Тема «Щелочно-земельные металлы. Магний и кальций»
Цели задачи урока:
образовательные: формировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов, совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
развивающие: сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов, совершенствовать умения логически мыслить, развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала, продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
воспитательные: продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений, выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование: Компьютер и презентация к уроку, наборы химреактивов и химической посуды для демонстрационного эксперимента, коллекции природных соединений Са и Мg, периодическая таблица, карточки-задания «Химические свойства Са», стихи.
Учитель года – 2015
Муниципальный тур
Открытый урок по химии в 9 классе
МБОУ «Большеатнинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ
Бариева Л.М. – учитель высшей квалификационной категории
металлов, совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Тема «Щелочноземельные металлы. Магний и кальций»
Цели задачи урока:
образовательные: формировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных
развивающие: сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов,
совершенствовать умения логически мыслить, развить умения обобщать и делать правильные выводы
из изученного материала, продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и
устанавливать межпредметные связи.
воспитательные: продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе
наблюдаемого интереса к предмету и представлений, выработка положительной мотивации учения,
чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование: Компьютер и презентация к уроку, наборы химреактивов и химической
посуды для демонстрационного эксперимента, коллекции природных соединений Са и Мg,
периодическая таблица, карточкизадания «Химические свойства Са», стихи.
Ход урока.
1. Организационный момент урока (1 мин).
Добрый день, ребята! Начинаем урок. Перед вами листки со стихами. Прочитайте стих и
постарайтесь назвать наш урок. (Прочитают стихи – Приложение 1)
Кальций и магний.
Из содержания стиха вы сможете наметить цели урока.
Цели урока: изучение свойств Са и Мg;
знакомство с важнейшими соединениями Са и Мg;
знать области их применения: в технике, быту и жизнедеятельности человека;
самостоятельно выполнить работы. (Слайд 2)
2. Изучение нового материала.
Актуализация знаний учащихся (2 мин).
Тогда откройте тетради, запишите тему урока «Магний, кальций, их соединения». (Слайд 1)
Как называются элементы первой а подгруппы?
Щелочные металлы, т.к. с водой образуют щелочи.
Как называются элементы второй а подгруппы?
В реакциях с водой, наверное, образуют тоже щелочи…
Хорошо. Бериллий – амфотерный элемент, поэтому его игнорируем, он не может быть
щелочным. Бериллий и его соединения – очень токсичные, но очень ценятся в атомной энергетике.
Демонстрация. Mg+H2O= + фенолфталеин – не меняется
Ca+H2O= + фенолфталеин – розовая
Вывод: Mg – не щелочной металл. Почему эти металлы называются земельными? Загляните в
коробки. (В коробке образцы горных пород: известняка, мрамора, мела, доломита)
Эти породы образуют земную кору, поэтому и металлы называются земельными.
Щелочноземельным металлам относятся: Cа, Sr, Ba, Ra. Mg – не ЩЗМ. Ве – амфотер. (Слайд
3)
Учитывая положение элементов в Периодической таблице, дайте характеристику элементам и
атомам Mg – 1 группа, Cа 2 группа, Sr – 3 группа, Ba – 4 группа. Работаем в группах все вместе. Все
группы отвечают на мои вопросы одновременно, но в то же время контролируя соседей. (Слайд 4)
номер группы в ПС,
характер элемента,
формула оксида, характер гидроксида,
возможная валентность,
роль в окислительновосстановительных реакциях,
количество электронов снаружи,
возможные степени окисления. (Отвечают хором). Молодцы!
ЩЗМ – металлы активные. Вспомните, какими химическими свойствами обладали ЩМ. По
аналогии запишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства ЩЗМ. (Приложение 2.
Выдаются карточки, 23 мин. пишут). Соседи по лицу меняются тетрадями, проверяют и
выставляют оценки. По окончании верните тетради. У кого какие оценки? Хорошо. (Слайд 5)
Mg, Cа – металлы активные. В каком виде они встречаются в природе? Каким способом их
получают? Работаем со стихами. Соседи по плечу – одной паре Mg, второй паре – Cа. (Проверяем).
(Слайд 6). Получают эти металлы путем электролиза их расплавов, т.к. они активные.
Лабораторная работа (Стр. 131). Среди выданных образцах – карбонаты. Подтвердите это
экспериментально и запишите уравнения реакций в виде реакций ионного обмена. (Выполняют Л/Р и
оформляют в тетради).
Вернемся к нашим стихам. В каких областях народного хозяйства находят применение
соединения Mg и Cа. (Слайд 7).
3. Закрепление (5 мин)
Задача. Совсем еще недавно ваши бабушки и дедушки химическим путем готовили гашеную
известь для побелки строений, печей, деревьев. Затопилась баня сильно, положили в печь известняк и
обжигали. Полученный оксид кальция «тушили водой», положили в железное ведро с водой
(пластмасса не годилась, т.к. процесс этот экзотермический) .
Какую массу гашеной извести могли получить бабушки из 5 килограммов известняка не
содержащего примесей. (Приложение 3. Решают ) (Слайд 8).
Домашнее задание. Готовить сообщение о значении Mg и Cа для человеческого организхма
(объем не более 1 страницы) и задания из химической лавки по вкусу (задания на оценки «3» №9, «4»
№15, «5» задача 1). (Слайд 9).
Рефлекция. Медициной установлено: от содержания Mg зависит настроение человека. А
какое у Вас настроение? Что нового узнали на уроке? Перед вами три химических сосуда. В каком
объеме пополнились ваши знания, выразите это в виде сосудов на обратной стороне розовых листочек.
(На карточках с заданиями «Химические свойства кальция»)
Спасибо! До свиданья!
Магний
В природе магний горы доломита
Нагромождает в горные хребты.
В асбесте, тальке он, и в магнезите,
В голубизне морских глубин.
Он символом земной жизни
На голубой планете стал,
Ведь магний это фотосинтез
И жизнь зеленого листа.
Без магния нет хлорофилла
И жизни как таковой
Он чудодейственная сила
В нем жизни всей круговорот
Химически он энергичен,
И химикам помог не раз
Внеси его хоть в пламя спички
Он вспыхнет и сгорит тотчас.
Приложение 1
Сплав с алюминием легчайший
Дает он марки «Электрон»,
В когорту сплавов им крылатых
Как равноценный входит он.
А ты в аптеку загляника
И убедиться сам изволь!
Там магний тоже знаменитость
Ведь он слабительная соль!
Кальций
Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих
Расцвеченный моллюска панцирь,
Коралл, ракушки завиток –
Все это многоликий кальций,
Ему в строительстве почет.Животным он каркас надежный
В соединениях дает.
И поражает облицовкой
Он нас на станциях метро.
И если кальций ниже нормы
Окажется у нас в крови
Кровотечением опасным
Даже царапина грозит.
В земной коре его немало,
В достатке гипс и известняк.
Слагают горы мел и мрамор,
В морской воде он и в костях.Химические свойства кальция
Са+Н2=
Са+О2=
Са+Cl2=
Са+S=
Са+Н2О=
Са+НCl =
Ca+TiO2=
Приложение 2
Задача.
Сколько килограммов гашеной извести могли получить бабушки из 5 кг известняка массой 5
килограммов и без примесей по технологии:
Приложение 3
Обжиг СаСО3 = СаО+СО2 Q
Гашение СаО+Н2О=Са(ОН)2+Q