Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы
Оценка 4.6

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
08.02.2017
Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы
Цели и задачи этой игры - обобщить знания учащихся 10-11 классов, развивать интерес к русскому языку. Замысел урока-игры заключается в создании педагогических условий, необходимых для самопознания, самореализации и самовыражения учеников. Содержание учебного материала урока соответствовало особому типу урока - нестандартный урок (по общей дидактике - обобщение). Урок построен на основании следующих принципов: самоактуализации и индивидуальности, выбора, творчества и успеха, принципа доверия и поддержки.Игровые моменты вызывают интерес к предмету, делают умственную работу более продуктивной. У учащихся велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества. Эта игра проводилась для закрепления умений и навыков по русскому языку и культуре речи.
Юный филолог 10-11 классы.docx
Областная специализированная школа №8 для одарённых детей г. Уральска                         Урок­игра по русскому языку и культуре речи (10­11 классы)                                        «Юный филолог»                                                         Учитель русского языка и литературы: Джайкенова Г.Е. Уральск, ноябрь 2016 года                                                    Аннотация Игровые моменты вызывают интерес к предмету, делают умственную работу более  продуктивной. У учащихся велика потребность в игре, она необходима им для развития  воображения, инициативы, творчества. Эта игра проводилась для закрепления умений и  навыков по русскому языку и культуре речи.                                               Введение Цели и задачи этой игры ­ обобщить знания учащихся 10­11 классов, развивать интерес к  русскому языку. Замысел урока­игры заключается в создании педагогических условий,  необходимых для самопознания, самореализации и самовыражения учеников. Содержание  учебного материала урока соответствовало особому типу урока ­ нестандартный урок (по  общей дидактике ­ обобщение). Урок построен на основании следующих принципов:  самоактуализации и индивидуальности, выбора, творчества и успеха, принципа доверия и  поддержки. Для выполнения учебных задач использовались современные средства обучения: компьютер,  медиапроектор. Использован дополнительный материал при подготовке к уроку (ресурсы  Интернет­рисунки и материал к заданиям). Особую ценность уроку придаёт использование  слайдовой презентации, что создаёт положительную мотивацию студентов на достижение цели  урока, на сотрудничество преподавателя и студентов, студентов между собой и способствует  полной включенности их в учебный процесс. Урок, организованный с применением  информационно­коммуникационных технологий, позволяет вовлечь учащихся в творческое  сотрудничество, разнообразить учебную деятельность, усилить интерес к предмету, повысить  интеллектуальную активность и должен вызвать в душе каждого ученика  чувство любви к  родному языку. Такие уроки поднимают интерес к изучению русского языка, создавая стойкую  мотивацию. Интеллектуальная игра преследует цели расширения кругозора и повышение интереса к  дисциплине. Это своеобразный общественный смотр знаний. В игре принимают участие две  команды. За неделю до её проведения преподаватель знакомит участников с правилами,  критериями оценки результатов, даёт список рекомендуемой литературы, проводит деление на  команды. В роли ведущего выступает педагог­словесник. Названия команд предлагают сами  участники. Отдельная группа участников является экспертами, готовит раздаточный материал  для поощрения команд ­ сюрпризный момент для участников игры. Урок­игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» Тип урока: совершенствование умений и навыков Вид урока: урок­игра Цель: формирование представления о родном языке, культуре речи на основе знаний по разделам программы «Лексика», «Орфоэпия», «Фразеология» и «Культура речи»; методическая цель ­ совершенствование  активных методов и форм преподавания русского языка и культуры речи. Задачи: ­ образовательная – систематизировать и совершенствовать знания по русскому языку; формировать у  учащихся  потребность в постоянной тренировке как средстве самообразования и самовоспитания; учить  применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры; ­ развивающая – совершенствовать умение анализировать полученную информацию, сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; развить орфографическую зоркость, культуру речи, навыки применения  на практике полученных знаний; ­ воспитательная – воспитывать умение работать в группе, коллективе, оценивать свою работу и работу  группы; развивать заинтересованность в осознанном отношении к русскому языку; выявить уровень  грамотности. Методы обучения: словесный, частично­поисковый, наглядный. Формы работы: работа в группах, творческая, поисковая, исследовательская деятельность. Материально­техническое обеспечение урока: использование ИКТ (презентация урока­игры «Юный  филолог»), критерии оценки для экспертов (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2). Участники: две команды­соперницы, ведущий (преподаватель­словесник), эксперты (учителя­предметники,  классные руководители групп­участников), болельщики (зрители, гости). На доске название урока, правила игры, номера команд. Правила игры: На подготовку ответа на вопрос дается 2­5 минут. Капитан команды выдаёт ответ чётко, поясняя детали (если это требуется). За каждый правильный и оригинальный ответ эксперты выставляют по 5 баллов, используя карту с  критериями оценивания ответов команд (Приложение 1). Штрафные очки снимаются с общего количества баллов за нарушение дисциплины, некорректность и прочее – 2 балла. Работать дружно, выслушивать мнение каждого участника. Ход урока­игры: Организационно­психологический этап: подготовка психологического настроя; обеспечение порядка. Этап постановки темы, цели и задач урока­игры. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и Лермонтова,  Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Королева.Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, ученые и философы.  Урок начинается стихами: Друзья, следите за собой, Когда по­русски говорите. Ведь это наш язык родной –  Его для внуков сохраните! Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся. Е. Весник 1. 2. 3. 4. 5. 1. 1. 2. 2. Поэтому сегодня мы проведем соревнования между учащимися 10, 11 классов Сегодня мы с вами сыграем в игру «Юный филолог» и выясним, кто же из вас достоин звания «Лучший  знаток русского языка». А чтобы привести вашу языковую систему «в состояние речевой готовности» мы с  вами проведем многоплановую, разностороннюю работу со словом, которая начинается с определения его  глубины и перспективы (обращаемся к эпиграфу ­ слова Д.С.Лихачёва из «Письма о добром»): … Искусство слова ­ самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических Действительно, успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. знаний и филологического опыта. Объяснение учащимся условий игры (две команды). Итак, начнем соревнование! Правила игры (слайд): На подготовку ответа на вопрос дается 2­5 минут. Капитан команды выдаёт ответ чётко, поясняя детали (если это требуется). За каждый правильный и оригинальный ответ эксперты выставляют по 5 баллов, используя карту с  критериями оценивания ответов команд (Приложение 1). Штрафные очки снимаются с общего количества баллов за нарушение дисциплины, некорректность и прочее – 2 балла. Работать дружно, выслушивать мнение каждого участника. Игра состоит из нескольких конкурсов (слайд): Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация» Второй конкурс. Тема: «Словарный запас». Третий конкурс капитанов. Тема: «Антонимы». Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия». Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы». Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы». Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма». Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи». За каждое правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Победителем становится та команда,  которая набрала большее количество баллов. Эксперты подсчитывают количество баллов, подводят итог. Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация». Задачи: продемонстрировать творческие способности; аргументировать выбранное название; провести презентацию команды. Преподаватель: Сегодня соревнуются две команды. Задание командам – придумать название команде,  аргументировать его. Начнем соревнование с представление команд. Команда Команда №1 Команда №2 Название (можно использовать аббревиатуры) Аргументация Наше название расшифровывается как  ….. Наше название расшифровывается как  ….. Презентация Команды самостоятельно проводят свою презентацию Оценка экспертов. Учитель: Команды готовы, эксперты работают, зрители в напряженном ожидании. Соревнования начались.  Итак, следующий конкурс. V. Этап актуализации знаний, умений и навыков студентов. Задачи: воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации; установление внутрипредметных и межпредметных связей; 1. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 1. 2. 3. 1. 2. 3. опора на жизненный опыт студентов. Учитель: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык.  Мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Что мы с ним  знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем? То есть я хочу спросить: много ли грамматических ошибок встречается в тетрадях наших учеников? Я думаю, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не  надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А. С. Пушкин считал, что ошибка ­ обычное дело в русской  речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав так: Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его  рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий  грамотей. Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас окружает множество речевых ошибок, которые чаще всего  звучат с экранов телевизоров. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путают  назначение глаголов «надевать» и «одевать». Может быть, различие между ними трудно запомнить?  Надевать­одевать, какая разница? Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь  вставить ­ «надевать» или «одевать». Готовы? Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в школу Сначала стал рубашку... (надевать). Потом стал куртку...(надевать). А потом стал младшего брата... (одевать). учитель: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Надевать можно вещи:  платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя ­ я надел то­то.  А одевать можно кого­нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу. Я думаю, мы так удачно это объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов. Теперь пришло время, чтобы вы тоже проверили себя:  хорошо ли вы владеете русским языком. Итак,….                                           Второй конкурс. Тема: «Словарный запас». Задачи: проверить словарный запас участников команд; тренировать память и внимание; повторение разделов: «Лексика», «Морфология». Учитель: И вот ­ новое задание. Проверим словарный запас наших игроков. Кто подберет больше слов  определенной части речи на тему «Русский язык»? На выполнение дается минута! Итак, я засекаю время.  Начали!                                            Команды выполняют задание. Примеры: Команда №1 Команда №2 1. 2. 3. 1. 2. 3. Подобрать существительные на тему «Русский язык» Подобрать глаголы на тему «Русский язык» Существительное Глагол Прилагательное Причастие Деепричастие Числительное Читать Говорить Склонять Спрягать Писать Сочинять Местоимение Наречие Точка Запятая Словарь Книга Декламировать Учить Рассказывать Исправлять Переписывать Излагать Учитель: Представители команд, прочитайте свои слова. Мы просим экспертов подсчитать правильные ответы и объявить результаты. Эксперты  объявляют результаты.                                         Третий конкурс. Конкурс капитанов. Тема: «Антонимы». Задачи: 1. 2. 3. 4. повторение темы «Лексика»; тренировка памяти, внимания, быстроты реакции; применение собственной стратегии. Учитель: Конкурс капитанов команд. Все мы знаем, что такое антонимы. Это слова с противоположным значением. Задание простое: капитан  победившей в предыдущем конкурсе команды называет слово, к которому его противник должен подобрать  антоним. Если задание выполняется, то право хода переходит к ответившему, если – нет, то капитан должен  ответить сам. Учитель: Например, я говорю своему коллеге слово «добрый»,а он мне должен ответить… Злой. Я дала  правильный ответ, значит, теперь я называю слово. Умный. Глупый… Надеюсь, капитаны поняли задание. Не  старайтесь придумать слово, к которому трудно или невозможно подобрать антоним, ведь, если соперник не  ответит, давать ответ придется вам самим. У кого будет больше правильных ответов? Посмотрим! На  задание дается минута! Примеры: Команда №1 Команда №2 Тише Грусть Болезнь Недостаток Рабский Прекрасно Громче Веселье Выздоровление Излишество Свободный Ужасно По истечении одной минуты идет подсчет ответов, эксперты объявляют результаты конкурса и  промежуточный итог игры. Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия». Задачи: 1. повторение раздела «Орфоэпия. Культура речи»; 2. тренировка памяти, внимания; 3. сотрудничество в группе. Учитель: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение. Например,  инженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ. Море ошибок. Все вы знаете правильный вариант. ИнженЕры звонЯт в магазИн, чтобы узнать, продаются ли  тОрты. А теперь проверим знания наших студентов! Кто быстрее и правильнее выполнит задание?! Нужно расставить ударения в словах. Задание. На карточках игроков пишутся следующие слова: Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, бармен, свекла, арахис,  феномен, договор, средства, красивее, творог. Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками и зрителями. Игра со зрителями. Тема: «Лексическое значение слова». Задачи: повторение раздела «Лексика»; привлечение к соревнованию зрителей; предоставление возможности болельщикам помочь своей команде. 1. 1. 2. 3. Учитель: Приветствуем болельщиков и просто зрителей! Хотите помочь своей команде? Тогда мы идем к  вам! Пока игроки мучаются с расстановкой ударений, мы проведем конкурс со зрителями. Вы считаете себя  современными людьми? Значит, вы должны знать, что обозначают вошедшие недавно в наш лексикон слова.  Их мы часто слышим по телевидению и радио, и сами употребляем. Но что же они обозначают? Я буду  называть слова, кто знает значение слова, поднимайте руку. Если ответите правильно, то сможете отдать  свой балл команде, за которую болеете! «Кто учить не хочет русский, кругозор имеет узкий!» Блиц­викторина Слова, лексическое значение которых нужно объяснить: Адекватный – соответствующий, совпадающий. Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие Аномалия – отклонение от нормы, закономерности Банальный – лишенный оригинальности, избитый Бартер – обмен товарами или услугами Деградация – постепенное ухудшение, упадок Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны Дистрибьютор – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми. Инаугурация ­ торжественное вступление в должность главы государства Лаконичный – краткий Менеджер – профессиональный управляющий Менталитет ­ мировоззренческие представления, характерные для личности или народа Офис – представительская контора фирмы Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой­либо музыкальной группы Прайс­лист ­ список ценна товары, услуги какой­либо фирмы Презентация ­ торжественное публичное представление чего­либо или прием, устраиваемый фирмой с целью  рекламы Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего­либо Спонсор­ лицо или организация, финансирующее что­либо или кого­либо (как правило, с целью  саморекламы) Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет Триллер ­ книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха Фанатизм ­ страстная увлеченность, преданность чему­либо. Харизма ­ чья­либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих Эксклюзивный ­ предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя  и воздействовать на них Элита ­ привилегированная верхушка общества За правильный ответ дается 1 балл, в конце игры их можно добавить к общему счету любой команды по  желанию болельщика (игра со зрителями рассчитана на то время, которое понадобится игрокам, чтобы  выполнить свое задание, поэтому не все слова конкурса могут быть использованы). Учитель: Болельщики окажут неоценимую помощь своим командам. А мы вернемся к ударениям. Игроки  команд читают свои варианты ответов (ударения в словах). Эксперты объявляют результат конкурса и общий итог встречи.                                         Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы». Задачи: вспомнить самые известные крылатые фразы; тренировать память, внимание; проверить эрудицию. Учитель: Быстро говорить мы умеем. А вот быстро продолжить крылатую фразу сможем?  Ведь крылатые фразы мы используем в нашей речи, мы хорошо их знаем. А вдруг и автора  узнаем? Ведь все предложенные крылатые выражения пришли в язык из известных  произведений русских писателей – классиков. Участвует две команды, капитан решает, кто  будет озвучивать правильный ответ. Если участник продолжил фразу правильно ­ 1 балл, если верно назвал автора ­ еще 1 балл. Игрокам  раздаются неполные фразы на карточках, эти же фразы ­ на экране.        Предлагаются следующие крылатые фразы: Счастливые часов …(не наблюдают) ­ А.С. Грибоедов Любви все возрасты…(покорны) ­ А.С. Пушкин А вот слона – то я …(и не приметил) ­ И.А. Крылов В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) ­ А.П. Чехов И дым Отечества…(нам сладок и приятен) ­ А.С. Грибоедов Чем меньше женщину мы любим,...(тем легче нравимся мы ей) ­ А.С. Пушкин Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) ­ И.А. Крылов Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) ­ Л.Н. Толстой Учитель: Уважаемые эксперты, можете ли вы подвести итог конкурса и назвать общий итог за все  конкурсы? Эксперты говорят о результатах конкурса.                                        Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы». Задачи: повторение раздела «Фразеология»; тренировка внимания и памяти; проверка эрудиции, словарного запаса участников. Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося  фразеологизма: Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Исчез, как будто и не было. Хвост……..........(сжать, скомкать, поджать). Испугаться. Метать бисер перед…(кошками, свиньями, птицами). Напрасно доказывать что­то людям,  которые не могут это оценить. Выносить сор из…(избы, бани, погреба). Разглашать семейные ссоры, неприятности. Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. Начинать действовать решительно с самого начала. (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. О глупом, недалёком человеке.                                            Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма». Задачи: выяснить значение слова «анаграмма»; тренировать внимание, мыслительную деятельность; проверить находчивость, эрудицию участников. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. Учитель: Еще одно задание ­ анаграмма. Я раздам карточки с заданием, а вы пока объясните нам, что такое  анаграмма. Анаграмма ­ это……… что­то запутанное и…… непонятное. Итак, слушайте и запоминайте! Из  одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш ­ мышка. Понятно?  Найдите анаграмму, например, к словам: Трос ­ рост­ сорт ­ торс; Карта ­ карат; Ржали ­ жарил ­ Алжир; Монета ­ немота ­ отмена. Задание. Найдите анаграмму к словам: Вешал…­ (левша); Комар…­ (корма); Кабан…­ (банка); Кот…­ (ток); Мир…­ (Рим); Ров…­ (вор); Клоун…­ (уклон – кулон); Коран…­ (крона); Приказ…­ (каприз); Автор…­ (отвар ­ рвота – товар). Оценка экспертов.                                     Восьмой конкурс. Последнее задание. Тема: «Культура речи». Задачи: тренировка памяти, внимания; оценивание качества речи; эрудиция участников команд. 1. 2. 3. Учитель: Теперь нашим командам предстоит составить мудрые советы «Почему важно следить за своей  речью». Подготовьте 10 обоснованных советов, например: 1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как  мы мыслим, и при необходимости что­то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том постоянно размышляйте»  (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных, нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин. Давайте послушаем команды. Читать нужно выразительно, обязательно аргументируйте свои советы. За  каждый совет – 1 балл. Команды дают свои советы «Почему важно следить за своей речью». Сейчас эксперты объявят результат последнего конкурса и общий счет игры. А теперь болельщики могут добавить командам свои честно заработанные баллы. Возможно, ситуация  изменится. Эксперты снова подводят счет голосов и объявляют итоги. Награждение победителей. VII. Итог урока­игры. Заключительное слово учителя Чтобы в знаниях по русскому языку не было  пробелов, чтобы на любой вопрос вы знали ответ, обращайтесь чаще к книгам, к справочной литературе. Мы  с вами убедились, что мы знаем наш язык и любим его. Так какой он, наш язык? Все участники команд говорят по очереди по одному слову: сильный, нежный, яркий, разноцветный,  великий, могучий, добрый, сложный, легкий, прекрасный, могущественный, красивый, точный,  неповторимый, эмоциональный, самый лучший. Учитель: Так давайте уважать, ценить, любить, беречь наш язык – великий русский язык! Дорожите Родным, милым словом! Многоликим – Большим языком! Нашей жизни Он – первооснова, Всем народам планеты – знаком! Берегите его от цветистых Иностранных и чуждых нам слов, Чтоб поток – от наречий ручьистых­ Не затмил родника родников! В нем черпайте живящую силу: Русских говоров, песен, стихов… ­ Все, что дорого сердцу, чтоб слилось В языке ­ как основе основ! Критерии оценивания ответов команд (максимальный балл ­ 5) Общая эрудиция участников команд. Отсутствие фактических ошибок. Грамотность: за каждую речевую и орфографическую ошибку снимается 1 балл; максимальный балл  Денис Коротаев Приложение 1. не ставится, если в работе имеются исправления на месте орфограммы. Творческий характер: нестандартность и оригинальность ответов. Содержание ответов: отсутствие необоснованных отступлений от темы вопроса; полнота и глубина  ответа; аргументированность суждений; логичность; связность. Речевое оформление: богатство и выразительность речи (объем активного словарного запаса,  разнообразие грамматических конструкций); уместность речи; правильность речи (соблюдение норм  русского языка: оценка снижается на 1 балл за каждую ошибку). Конкурсы Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация». Задачи: продемонстрировать творческие способности; аргументировать выбранное название; провести презентацию команды. Команда Команда №1 Команда №2 Название(можно использовать аббревиатуры) Аргументация Презентация Команды самостоятельно проводят свою презентацию Этап актуализации знаний, умений и навыков учащихся Задачи: воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации; установление внутрипредметных и межпредметных связей; опора на жизненный опыт учащихся. Надевать­одевать, какая разница? Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь  вставить ­ «надевать» или «одевать». Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в колледж. Сначала стал рубашку... (надевать). Потом стал куртку... (надевать). А потом стал младшего брата... (одевать). Второй конкурс. Тема: «Словарный запас». Задачи: проверить словарный запас участников команд; тренировать память и внимание; повторение разделов: «Лексика», «Морфология». 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 1. 2. 3. Задание. Кто подберет больше слов определенной части речи на тему «Русский язык»? Команда №1 Команда №2 Подобрать существительные на тему Подобрать глаголы на тему «Русский язык» Существительное Глагол Прилагательное Причастие Деепричастие Числительное Местоимение Наречие Точка Запятая Словарь Книга «Русский язык» Читать Говорить Склонять Спрягать Писать Сочинять Декламировать Учить Рассказывать Исправлять Переписывать Излагать 1. 1. 2. 3. Третий конкурс капитанов. Тема: «Антонимы». Задачи: повторение темы «Лексика»; тренировка памяти, внимания, быстроты реакции; применение собственной стратегии. Задание: капитан команды называет слово, к которому его противник должен подобрать антоним. Если  задание выполняется, то право хода переходит к ответившему, если – нет, то капитан должен ответить сам.  На задание дается минута! Команда №1 Команда №2 Тише Грусть Болезнь Недостаток Громче Веселье Выздоровление Излишество Рабский Прекрасно Свободный Ужасно 1. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Задачи: Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия». повторение раздела «Орфоэпия. Культура речи»; тренировка памяти, внимания; сотрудничество в группе. Задание. Нужно расставить ударения в словах. Ответы: АлфавИт, квартАл, портфЕль, докумЕнт, магазИн, экспЕрт, каталОг, каламбУр, бАрмен, свЁкла, арАхис,  фенОмен, договОр, срЕдства, красИвее, твОрОг. Игра со зрителями. Тема: «Лексическое значение слова». Задачи: повторение раздела «Лексика»; привлечение к соревнованию зрителей; предоставление возможности болельщикам помочь своей команде. «Кто учить не хочет русский, кругозор имеет узкий!» Блиц­викторина Называю слова, а вы объясняете лексическое значение: Адекватный – соответствующий, совпадающий. Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие Аномалия – отклонение от нормы, закономерности Банальный – лишенный оригинальности, избитый Бартер – обмен товарами или услугами Деградация – постепенное ухудшение, упадок Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны Дистрибьютер – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми. Инаугурация ­ торжественное вступление в должность главы государства Лаконичный – краткий Менеджер – профессиональный управляющий Менталитет ­ мировоззренческие представления, характерные для личности или народа Офис – представительская контора фирмы Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой­либо музыкальной группы Прайс­лист ­ список ценна товары, услуги какой­либо фирмы Презентация ­ торжественное публичное представление чего­либо или прием, устраиваемый фирмой с целью  рекламы Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего­либо Спонсор­ лицо или организация, финансирующее что­либо или кого­либо (как правило, с целью  саморекламы) Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет Триллер ­ книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха Фанатизм ­ страстная увлеченность, преданность чему­либо. Харизма ­ чья­либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих Эксклюзивный ­ предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя  и воздействовать на них Элита ­ привилегированная верхушка общества За правильный ответ дается 1 балл, в конце игры их можно добавить к общему счету любой команды  по желанию болельщика. Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы». 1. Задачи: вспомнить самые известные крылатые фразы; тренировать память, внимание; проверить эрудицию. Если участник продолжил фразу правильно ­ 1 балл, если верно назвал автора ­ еще 1 балл. Задание. Продолжите следующие крылатые фразы и вспомните автора: Счастливые часов …(не наблюдают) ­ А.С. Грибоедов Любви все возрасты…(покорны) ­ А.С. Пушкин А вот слона – то я …(и не приметил) ­ И.А. Крылов В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) ­ А.П. Чехов И дым Отечества…(нам сладок и приятен) ­ А.С. Грибоедов Чем меньше женщину мы любим... (тем легче нравимся мы ей) ­ А.С. Пушкин Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) ­ И.А. Крылов Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) ­ Л.Н. Толстой Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы». Задачи: повторение раздела «Фразеология»; тренировка внимания и памяти; проверка эрудиции, словарного запаса участников. Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося  фразеологизма (ответы): Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Исчез, как будто и не было. Хвост….. (сжать, скомкать, поджать). Испугаться. Метать бисер перед….. (кошками, свиньями, птицами). Напрасно доказывать что­то людям,  которые не могут это оценить. Выносить сор из….. (избы, бани, погреба). Разглашать семейные ссоры, неприятности. Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. Начинать действовать решительно с самого начала. (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. О глупом, недалёком человеке. Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма». Задачи: выяснить значение слова «анаграмма»; тренировать внимание, мыслительную деятельность; проверить находчивость, эрудицию участников. Анаграмма – это когда из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например:  камыш ­ мышка. Задание. Найдите анаграмму к словам (ответы): Вешал…­ (левша); Комар…­ (корма); Кабан…­ (банка); Кот…­ (ток); Мир…­ (Рим); Ров…­ (вор); Клоун…­ (уклон – кулон); Коран…­ (крона); Приказ…­ (каприз); Автор…­ (отвар ­ рвота – товар). Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи». Задачи: тренировка памяти, внимания; оценивание качества речи; эрудиция участников команд. 1. 2. 3. 1. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 1. 2. 3. 1. 1. 2. 3. Задание. Составить мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовить 10  обоснованных советов, например: 1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как  мы мыслим, и при необходимости что­то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том постоянно размышляйте»  (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных, нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5  Приложение 2. Задание. Подобрать существительные на тему «Русский язык» Например: Второй конкурс. Тема: «Словарный запас» существительное, точка… Второй конкурс. Тема: «Словарный запас» Задание. Подобрать глаголы на тему «Русский язык» Например: читать, спрягать… Задание. Расставьте ударения в словах. Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия» бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог Задание. Расставьте ударения в словах. Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия» Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог. Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы» Задание. Продолжите следующие крылатые фразы и вспомните автора: Счастливые часов…… Любви все возрасты……. А вот слона – то я …… В человеке все должно быть прекрасно…… И дым Отечества…… Чем меньше женщину мы любим....... Кукушка хвалит петуха за то, что …… Пример: Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) ­ Л.Н. Толстой Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы» Задание. Продолжите следующие крылатые фразы и вспомните автора: Счастливые часов…… Любви все возрасты……. А вот слона – то я …… В человеке все должно быть прекрасно…… И дым Отечества…… Чем меньше женщину мы любим....... Кукушка хвалит петуха за то, что …… Пример: Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) ­ Л.Н. Толстой Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение  получившегося фразеологизма: Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы» Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Хвост….. (сжать, скомкать, поджать). Метать бисер перед….. (кошками, свиньями, птицами). Выносить сор из….. (избы, бани, погреба). Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы» Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение  получившегося фразеологизма: Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Хвост….. (сжать, скомкать, поджать). Метать бисер перед….. (кошками, свиньями, птицами). Выносить сор из….. (избы, бани, погреба).Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма» Анаграмма – это когда из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш ­ мышка. Задание. Найдите анаграмму к словам: Вешал ­ ….. Комар ­ ….. Кабан ­ ….. Кот ­ …… Мир ­ …… Ров ­ …… Клоун ­ ……. Коран ­ …….. Приказ ­ …….. Автор ­ …….. Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма» Анаграмма – это когда из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш ­ мышка. Задание. Найдите анаграмму к словам: Вешал ­ ….. Комар ­ ….. Кабан ­ ….. Кот ­ …… Мир ­ …… Ров ­ …… Клоун ­ ……. Коран ­ …….. Приказ ­ …….. Автор ­ …….. Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи» Задание. Составьте мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовьте 10  советов, например: 1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как мы мыслим, и при необходимости что­то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том  постоянно размышляйте» (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных,  нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин. 1. 2. 3. 4. 5 Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи» Задание. Составьте мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовьте 10  советов, например: 1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как мы мыслим, и при необходимости что­то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что  заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том  постоянно размышляйте» (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных,  нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин. 1 . 2. 3                                                    Список использованной литературы 1. 2. 3. Люстрова З.Н. , Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. ­ М.: «Знание», 1978 Олимпиадные задания по русскому языку. 9­11 классы / авт.­сост. Н.Ф. Ромашина. ­ Волгоград:  Учитель, 2008 Тесты по русскому языку: 10­11 классы: к учебнику­практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой  «Русский язык 10­11 класс» / Составитель В.П. Сычева, ­ М.: Издательство « Экзамен»,

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог» 10-11 классы

Урок-игра по русскому языку и культуре речи  «Юный филолог»                   10-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017