Урок православной культуры
5 класс
Тема: Иконопись Древней Руси. Икона Владимирской Божией Матери.
Икона Казанской Божией Матери.
Задачи: проверить усвоение учащимися знаний по истории иконописи;
сообщить учащимся сведения о написании, истории и чудотворности главной святыни Руси – Владимирской иконе Божией Матери;
сообщить учащимся сведения об обретении, истории и чудесах Казанской иконы Божией Матери;
воспитывать уважительное, почтительное отношение учащихся к своим матерям.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, диск к УП.
ХОД УРОКА:
1. ОРГМОМЕНТ
- Я приветствую вас, ребята, на нашем праздничном уроке, на котором у нас присутствуют гости. Я желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы и отличных оценок.
2. ПРОВЕРКА Д/З:
- На прошлом уроке мы изучили тему «Основы иконографии православной церкви», познакомились с первой иконой Иисуса Христа. Давайте вспомним всё, о чем мы говорили на прошлом уроке. Для этого я попрошу всех вас выбрать себе задания.
Вариант 1 (Розовая карточка)
1. Как иначе называют икону «Спас Нерукотворный»?
1. «Спас Великий Архиерей»
2. «Спас на убрусе»
3. «Спас Смоленский»
4. «Спас Вседержитель»
2. К какому языку восходит слово «икона»?
1. к латинскому
2. к греческому
3. к старославянскому
4. к древнерусскому
3. Вставить пропущенные слова:
Икона - это святой _________.
На иконах изображают Пресвятую________, Иисуса Христа, Божию ________, ангелов, святых, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной __________ Истории.
(Троицу, образ, Священной, Матерь).
4. Что такое убрус?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2 (Желтая карточка)
1. Что в переводе с греческого означает слово «икона»? ______________________________________
2. Вставить пропущенные слова:
Убрус - это _______полотна, на котором, как гласит древнецерковное предание, отпечатлелся________ (Лик) Иисуса _________.
(Образ, кусок, Христа)
3. Опишите историю появления иконы «Спас на убрусе»
__________________________________________________________________________________________________________
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
- Спасибо за работу. А теперь мы переходим к изучению новой темы.
- Сообщения учащихся: (Презентация)
Яна – Казанская икона
Вика – Владимирская
Рома – Феодоровская
Юра – Почаевская
Даня – Тихвинская
Алина – Донская
- Работа с диском:
1.Видеолекция «Иконы Древней Руси»
2. Персоналии – евангелист Лука,
Дмитрий Пожарский
- Работа в тетради:
- Словарик:
Риза Богоматери ¾ одежда Пресвятой Богородицы.
Омофор – Покров Богородицы.
- Ребята, а теперь давайте внимательно рассмотрим иконы Божией Матери. Что вы видите во взгляде Богородицы? (Ответы детей)
- А как вы думаете, какие качества личности должны быть у матери?
У меня на столе лежат разноцветные лепестки, на которых написаны добродетели и противоположные им плохие качества личности, грехи. Выберите только хорошие качества и приклейте их на доску.
На доске появляется «Цветик-семицветик» из лепестков выбранных детьми.
- Представление выставки литературы по теме урока.
- Работа в парах:
Кроссворд (карточки с заданиями, презентация)
1. Особо почитаемая на Руси икона Божией Матери.
2. Икона Божией Матери, явившаяся во сне девятилетней девочке Матроне.
3. Апостол-евангелист, написавший первую икону Богородицы.
4. Икона Божией Матери, вывезенная во время Великой Отечественной Войны из России в Соединенные Штаты Америки.
5. Празднование в честь этой иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
6. Покров Богородицы.
7. Полотно, на котором была создана первая икона Иисуса Христа.
8. Город, в котором в 1574 году случился пожар, после чего была обретена одна из икон Богородицы.
9. Икона Пресвятой Богородицы, написанная выдающимся иконописцем Феофаном Греком.
10. Название иконы Божией Матери, являющейся главной святыней Костромы.
- Проверка выполнения заданий кроссворда (проекция правильных ответов на экране).
- Коллективная работа:
- Тренировочные тесты и упражнения к §.
Оценки
- По диску в рубрике «Основная хрестоматия» прочитать об иконе Божией Матери Казанской, в рубрике «Специальная хрестоматия» - об иконе Божией Матери Владимирской.
- Написать мини-сочинение на тему «Я был в гостях у Иоасафа»
- Каждый ребёнок получает вырезанную из бумаги бабочку и приклеивает её в определённом месте:
![]() |
Облако Удовольствия
![]() |
облако
Воодушевления
лучик Наслаждения
![]() |
Лучик радости
Гриб Недоумения Берег Ожидания
Ручей Неопределенности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.