урок информатики 8 класс "Системы счисления"

  • Лекции
  • docx
  • 12.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: дать определение понятия «система счисления»;вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот. Задачи: научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную. воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.развитие умения выделять главное. Это очень важно при работе за ПК.Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса: позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе; непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе. Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
Иконка файла материала 8 класс.docx
Класс: 8                                                                               Дата: _________ Тема: Системы счисления 2­ая, 10­ ая. Цель урока: дать определение понятия «система счисления»;вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в  десятичную и наоборот. Задачи: научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную. воспитание информационной  культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока); Ход урока 1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока. Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы  счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк»  Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения  Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила –  Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами,  И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно­синих глаз  Рассматривали мир привычно,  Но станет все совсем обычным,  Когда поймете наш рассказ. Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы  счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Двоичная и десятичная системы счисления». 2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока. Теоретический материал: Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы  счисления можно разделить на два класса: позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе; непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе. Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких  знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления. Основание Название системы счисления Знаки 2 3 4 5 8 10 12 16 Двоичная Троичная Четверичная Пятиричная Восьмиричная Десятичная Двенадцатиричная Шестнадцатиричная 0, 1 0, 1, 2 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3, 4 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на  степени основания системы счисления. Например: (степени расставляем над целой частью числа слева направо, начиная с «0») Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере. Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную: (степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «­1»)Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее  представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков  (0, 1). Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную: Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия. Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное  справа налево. 34210 = 1010101102 Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на  выполнения задания отводится 2­3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени  учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под  руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие  тетради. Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:  Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то  записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево. Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из  произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные  выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске). Задание: Перевести в десятичную систему счисления числа: 1011110012,12313, 1101101012, 12233. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073. Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления. Пояснение: задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем. Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание«постройте по  точкам». Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и  математические знания. Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается  учителем)  С образом робота учащиеся знакомы с 7­го класса: он является помощником, который помогает при выполнении  практических работ и при изучении графического редактора Paint знакомились с создание рисунка методом аппликации и рисовали портрет робота. 3. Подведение итогов урока. Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю Проверка выполнения задания («рисование по точкам»). Фронтальный опрос: что такое система счисления; дайте определение понятию «основание системы счисления»; как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм). Выставление оценок за урок. 4. Домашнее задание. Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно. Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения  Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке