Цели:
образовательные – дать понятие количества информации, познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, повторить единицы измерения информации, формировать практические навыки по определению количества информации.
развивающие – продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация».
воспитательные – формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- что такое «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи дан¬ных»;
- производные единицы измерения информации;
- как найти количество информации в тексте.
Учащиеся должны уметь:
- находить количество информации в тексте;
- переводить количество информации в производные.
Оборудование: доска, маркер, мультимедийная установка, компьютеры, стенды с тематической информацией,
Программное обеспечение: Mytest, PowerPoint, электронные уроки по теме «Информация и информационные процессы», «Алфавитный подход к измерению информации», дидактические карточки с домашним заданием.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ТУРШУНАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
Мусаева Б.М.________
«___»_________2016г
«Утверждаю»
Директор школы
Вагабов М.И._________
«___»___________2016г
Планконспект открытого урока по
информатике в 10 классе на тему:
«Измерение
информации.
Алфавитный подход»
Провела учитель
математики
и
информатики
МКОУ
«Туршунайская
СОШ» Мусавузова
Г.Н.
2016г.
1Тема: Измерение информации. Алфавитный подход.
Цели:
образовательные – дать понятие количества информации, познакомить
с алфавитным подходом при определении количества информации, повторить
единицы измерения информации, формировать практические навыки по
определению количества информации.
развивающие – продолжить формирование научного мировоззрения,
расширять словарный запас по теме «Информация».
воспитательные – формировать интерес к предмету, воспитывать
настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
что такое «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи дан
ных»;
производные единицы измерения информации;
как найти количество информации в тексте.
Учащиеся должны уметь:
находить количество информации в тексте;
переводить количество информации в производные.
Оборудование:
доска,
маркер,
мультимедийная установка,
компьютеры, стенды с тематической информацией,
Программное обеспечение: Mytest, PowerPoint, электронные уроки по
теме «Информация и информационные процессы», «Алфавитный подход к
измерению информации», дидактические карточки с домашним заданием.
I.
1.
2.
Ход урока
Постановка целей урока
Сколько символов в компьютерном алфавите?
Каков объем информации, содержащейся в книге, на
2аудиокассете, на компактдиске, в библиотеке?
3.
Для передачи информации в объеме 10 учебников можно
затратить всего 1 минуту. Как это сделать?
II. Проверка домашнего задания
Задачи уровня знания и понимания проверяю на доске. Задачи уровня
применения и творческого уровня проверяю в тетрадях, выбераю правильное
решение и прошу рассказать решение задачи устно.
III. Изложение нового материала
1. Алфавитный подход к измерению информации
Вы научились определять количество информации, которое содержится
в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний, т. е. мы
рассматривали информацию со своей точки зрения — с позиции человека.
Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и
новизны. Например, в опыте по доставанию шара из корзины одинаковое
количество информации содержится и в зрительном образе (мы видим
красный шар), и во фразе «Красный шар», и в длинной фразе «Я достал
красный шар».
Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание ин
формации. Здесь не работают «неопределенность знаний» и «вероятность
информации». Поэтому в вычислительной технике используется труте подход
к измерению информации.
Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены.
Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические
устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях переда
информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В
вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые
символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков букв, цифр,
кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривает другой подход к
3измерению информации — алфавитный.
Каким образом в этом случае можно найти количество информации.
Рассмотрим пример.
У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит
из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для просто будем
считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.
Множество используемых в тексте символов называется алфавитом. В
информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки
препинания, и другие специальные знаки. У алфавита есть размер (полное
количество его символов), который называется мощностью алфавита.
Обозначим мощность алфавита через N. Тогда воспользуемся форму,
для нахождения количества информации их вероятностного подхода: log2N.
Для расчета количества информации по этой формуле нам необходимо
найти мощность алфавита N. На самом деле мы уже рассчитывали мощность
алфавита, когда рассматривали кодирование текстовой информации. Найдем
N для нашей задачи.
Пример 1
Найти объем информации, содержащейся в тексте из 3000 символов,
написанном русскими буквами.
Решение:
1)
Найдем мощность алфавита:
N = 33 русских прописных буквы + 33 русских строчных букв + 21
специальный знак = 87 символов.
Подставим в формулу и рассчитаем количество информации:
2)
I = log287 = 6,4 бита.
Такое количество информации информационный объем несет символ
в русском тексте. Теперь, чтобы найти количество информации во всем тесте,
нужно найти общее количество символов в нем и умножить на
4информационный объем одного символа. Пусть в тексте 3000 символов.
Значит:
6,43000= 19140 бит.
3)
Теперь дадим задание переводчику перевести этот текст на немецкий
язык. Причем так, чтобы в тексте осталось 3000 сим волов. Содержание ста
при этом осталось точно такое же. Поэтому с точки зрения вероятного
подхода количество информации также не изменится, т.е. HOI понятных
знаний не прибавилось и не убавилось.
Пример 2
Найти количество информации, содержащейся в немецком тексте с та
ким же количеством символов.
Решение:
Найдем мощность немецкого алфавита:
1)
N = 26 немецких прописных буквы + 26 немецких строчных букв
+ 21 специальный знак = 73 символа.
Найдем информационный объем одного символа:
2)
I = log273 = 6,1 бит.
Найдем объем всего текста.
3)
6,13000 = 18300 бит.
Сравнивая объемы информации русского текста и немецкого, мы видим,
что на немецком языке информации меньше, чем на русском. Но ведь со
держание не изменилось! Следовательно, при алфавитном подходе к изме
рению информации ее количество не зависит от содержания, а зависит от
мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфа
витного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой. При
этом содержание книги не учитывается.
Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного под
хода.
51.
2.
Найти мощность алфавита — N.
Найти информационный объем одного символа — 1 = log2N.
Найти количество символов в сообщении К.
Найти информационный объем всего сообщения — K I.
3.
4.
Пример 3
Найти объем текста, записанного на языке, алфавит которого содержит
128 символов и 2000 символов в сообщении.
Дано: К = 2000, N = 128.
Найти'. Iт — ?
Решение:
1)
I = log2N = log2128 = 7 бит объем одного символа.
2)
Iт = I K = 72000 = 14000 бит — объем сообщения.
Ответ: 14000 бит.
2. Другие единицы измерения информации
В компьютере также используется свой алфавит, который можно
назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно
256 символов. Это мощность компьютерного алфавита. Также мы выяснили,
что закодировать 256 разных символом можно с помощью 8 бит. 8 бит яв
ляется настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название —
байт.
Итак, следующая по величине единица измерения информации — байт.
1 байт = 8 битам.
Используя этот факт можно быстро подсчитать количество
информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е. тексте, набранном с
помощью компьютера. А учитывая, что большинство статей, книг, публикаций
и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно
найти информационный объем любого сообщения, созданного подобным
образом.
6Пример 4
Найти информационный объем страницы компьютерного текста.
Пояснение: возьмите в качестве примера реальный текст из какогонибудь
учебника без картинок. Расчеты производить приблизительно.
Решение:
1)
Найдем информационный объем одного символа: I = log2N, N =
256, I = log2256 = 8 бит = 1 байт.
2)
Найдем количество символов на странице. Примерно.
— Как можно это сделать быстро? (Найти количество символов в
строке и умножить на количество строк.)
Пояснение: пусть дети выберут произвольную строку и подсчитают
количество символов в ней, учитывая все знаки препинания и пробелы.
Упростите до целого значения.
40 символов 50 строк = 2000 символов.
3) Найдем информационный объем всей страницы: 2000 • 1 = 2000 байт.
Ответ: 2000 байт.
Вывод: дело в том, что информационный объем одного символа несет
как раз 1 байт информации. Поэтому достаточно подсчитать количество
символов в тексте, которое и даст объем текста в байтах.
Например, если в тексте 3000 символов, то его информационный объем
равен 3000 байтам.
Согласитесь, что байт — маленькая единица измерения информации.
Пример 5
Найти информационный объем небольшой книги в 130 страниц.
Пояснение: страницы из предыдущей задачи.
Решение.
2000 байт 130 = 260000 байт.
Ответ: 260000 байт.
7И это информационный объем только одной книги! А если взять объем
целой библиотеки? Получится очень большое число.
Для измерения больших объемов информации используют следующие
единицы:
1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байта;
1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб;
1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб.
Примеры объемов информации.
Страница книги
Учебник
БСЭ
Газета
Чернобелый
кадр
Цветной кадр из трех цветов
1,5часовой
художественный фильм
телевизионный
цветной
2,5 Кбайт
0,5 Мбайт
120 Мбайт
150 Кбайт
300 Кбайт
1 Мбайт
135 Гбайт
В 100 Мб можно уместить:
Страница текста
Цветных слайдов высочайшего
качества
Аудиозапись
Музыкальный фрагмент качества
CD — стерео
Фильм высокого качества записи
Протоколы
банковским счетам
операций
по
50 000
150
1,5 часа
10 минут
15 секунд
За 1000 лет
Обмен информацией происходит с разной скоростью. Если говорить о
людях, то темп речи очень важен для взаимопонимания. Некоторые люди раз
говаривают очень медленно, другие — наоборот быстро (тараторят). И с теми
и с другими иногда слушателю бывает некомфортно. Скорость чтения также у
людей бывает разная. Конечно, хорошо обладать высокой скоростью чтения,
больше книг можно прочитать. Существуют даже специальные приемы
8развития высокой скорости чтения. Скорость передачи информации назы
вается скоростью информационного потока и выражается в битах в секунду
(бит/с), байтов в секунду (байт/с), Кбайтов в секунду (Кб/с) и т.д.
Скорость чтения и скорость речи можно вычислить.
Скорость информационного потока в случае, когда он происходит
между техническими устройствами, намного выше, чем между людьми. Прием
и передачи информации в этом случае происходит по каналам связи. К ос
новным характеристикам каналов связи относятся:
максимальная скорость передачи информации по каналу связи
называется пропускной способностью канала;
надежность;
стоимость;
резервы развития.
В следующей таблице приведены характеристики некоторых каналов
связи.
'Гйп связи
Электрический кабель:
— витая пара
— коаксиальный кабель
Телефонная линия
Оптические светодиоды
(сверхтонкие силиконо
вые волокна)
Скорость
передачи
данных
(Мбит/с)
10100
до 10
12
10200
Помехоус
тойчивость
Наращиваемость
Низкая
Высокая
Низкая
Абсолютная
Простая
Проблематичная
Без проблем
Без проблем
Пояснение: таблицу подготовьте заранее на доске или на бумаге и
раздайте детям.
Анализируя эту таблицу, можно сказать, что сегодня предпочтение
отдается высокоскоростному оптоволокну. Информация по таким каналам
связи передается в виде светового сигнала, посылаемого лазерным
излучателем. Например, при скорости 50 Мбайт/с в течение 1 минуты
9передается объем информации, равный содержанию 10 школьных учебников.
IV.
4. Физкультминутка.
Раздаю детям карточки с единицами измерения информации, надо
встать и собрать равенства.
Закрепление изученного материала
V.
№ 1.
Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.
Решите задачи:
№2.
Перевести объем книги из примера 5 в другие единицы измерения.
Решение:
260000/1024 = 253,90625 Кб.
253,90625/1024 = 0, 247955 Мб.
№3.
Найти х из соотношения: 16х байт = 256 Мбайт.
Решение:
24х байт = 28220 байт;
24х = 28.220;
94х = 928
4х = 28;’ х = 7.
Ответ: х = 7.
№ 4.
Практическая работа (раздаточный материал – инструкционная карта
для выполнения практической работы) по определению количества
информации с помощью калькулятора:
Определите информационный объем следующего сообщения в байтах
(сообщение напечатано на карточке, карточки на каждой парте):
Количество информации, которое несет в себе знак, зависит от
вероятности его получения.
В русской письменной речи частота использования букв в тексте
10различна, так в среднем на 1000 знаков осмысленного текста приходится
200 букв «а» и в сто раз меньше количество букв «ф» (всего 2). Таким
образом, с точки зрения теории информации, информационная емкость
знаков русского алфавита различна (у буквы «а» она наименьшая, а у буквы
«ф» наибольшая).
Определяем количество символов (количество символов в
строке*количество строк) – 460 символов = 460 байт
Введите и сохраните этот текст на рабочем столе с помощью
программы Блокнот. Определите информационный объем этого файла с
помощью компьютера (Выделите объект, щелкнуть правой кнопкой мыши
выбрать Свойства) Ответ: 460 байт.
VI. Подведение итогов урока в форме теста созданного в
программе MyTest (5 мин.)
Какие существуют подходы к определению количества информации?
Ответ: существует 2 подхода к измерению количества информации –
смысловой и технический или алфавитный.
В чем состоит отличие одного подхода от другого?
Ответ: при смысловом подходе количество информации – мера
уменьшения неопределенности знания при получении информационного
сообщения, при алфавитном – количество знаков в сообщении * количество
информации, которое несет 1 знак алфавита.
Назовите единицы измерения информации от самых маленьких до
самых больших.
Ответ: бит, байт, Кб, Мб, Гб, Тб.
На какую величину отличается байт от Кб, Кб от Мб, Мб от Гб?
Ответ: 1024 (210).
Сколько битов содержится в 1 байте?
Ответ: 8.
Что такое бит при смысловом и алфавитном подходе к определению
11количества информации?
Ответ: при смысловом подходе бит – уменьшение неопределенности
знания в 2 раза при получении информационного сообщения;
при алфавитном подходе бит – информационная емкость
одного знака при двоичном кодировании.
Домашнее задание
§4 (И.Г.Семакин «Информатика. Базовый курс. 10 класс»)
Уровень знания:
1)
Как определяется количество информации с алфавитной точки
зрения? Выучить правило для измерения информации с точки зрения
алфавитного подхода.
2)
Выучить единицы измерения информации.
Уровень понимания:
1) В чем отличие алфавитного подхода к измерению информации от ве
роятностного?
Выразите:
2)
— 3 Кбайта в байтах и битах;
— 81920 бит в байтах и Кбайтах;
— 3072 Мбайта в Гбайтах и Кбайтах.
3) Мощность некоторого алфавита равна 64 символам. Каким будет
объем информации в тексте, состоящем из 100 символов.
Уровень применения: определите свою скорость речи и скорость чтения
с точки зрения информатики.
Творческий уровень:
1)
Наберите на домашнем компьютере текст, информационный
объем которого равен 2400 байт.
2)
Наберите на домашнем компьютере текст, содержащий не нулевое
количество символов и информационный объем которого равен нулю.
1213