Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Оценка 5
Контроль знаний +1
doc
информатика
8 кл
17.05.2017
Цель урока: дать представление о компьютерных вирусах и методах борьбы с ними.
Задачи:
познакомить учащихся с термином «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ;
изучить методы защиты информации;
расширить представления учащихся об антивирусных программах и способах их использования на практике;
показать сходства и различия биологических и компьютерных вирусов.
Тип урока: комбинированный, урок – введение нового материала с использованием мультимедийных материалов и самостоятельной деятельности учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, практическая работа, компьютерное тестирование, самостоятельная работа.
Оснащение и методическое обеспечение урока:
техническое оборудование: интерактивная доска SMART BOARD, проектор, компьютеры, локальная сеть с выходом в Интернет;
программное обеспечение: SMART Notebook, Antivirus Kaspersky.
urok_informatiki.doc
Планконспект урока информатики для 8 класса по теме:
«Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
Цель урока: дать представление о компьютерных вирусах и методах борьбы с ними.
Задачи:
познакомить учащихся с термином «компьютерный вирус», их видами, причинами
распространения, видами антивирусных программ;
изучить методы защиты информации;
расширить представления учащихся об антивирусных программах и способах их
использования на практике;
показать сходства и различия биологических и компьютерных вирусов.
Тип урока: комбинированный, урок – введение нового материала с использованием
мультимедийных материалов и самостоятельной деятельности учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, практическая
работа, компьютерное тестирование, самостоятельная работа.
Оснащение и методическое обеспечение урока:
техническое оборудование: интерактивная доска SMART BOARD, проектор,
компьютеры, локальная сеть с выходом в Интернет;
программное обеспечение: SMART Notebook, Antivirus Kaspersky.
ХОД УРОКА.
I.
Организационный момент (12 мин.)
Приветствие, проверка явки учащихся и их готовности к занятию.
II.
Актуализация знаний (5 мин.)
Слайд №1
Просмотр видеосюжета «Простуда»
(скрепка на картинке слайда) о человеке,
заболевшем вирусной инфекцией (30 секунд).
Далее учащимся для обсуждения сюжета
предлагаются вопросы:
Что произошло с героем сюжета? (Он
заболел.) По каким признакам Вы определили, что данный человек болен? (Плохое
самочувствие, кашель, температура, озноб.)
Что предпринимает герой сюжета для выздоровления? (Принимает лекарства.)
Приходилось ли Вам болеть подобными заболеваниями? (Да.)
Почему возникают такие заболевания? (Их вызывают вирусы.)
Все ли вирусы человеческого организма одинаковы и вызывают одно и те же
заболевания? (Нет, они вызывают различные болезни человека.)
Почему вирусы вызывают различные заболевания? (они поражают различные органы
человеческого организма.)
С вирусами человеческого организма Вы уже знакомы. Компьютер, хоть и является
машиной, тоже может «заболеть», и причиной его «болезни» являются компьютерные вирусы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с компьютерными вирусами и антивирусными
программами.
Думаю, что о компьютерных вирусах Вы уже слышали и имеете какиелибо
представления. Давайте попробуем найти сходство между компьютерными вирусами и
вирусами человеческого организма.
Слайд №2
На слайде №2 под вопросом учащиеся
записывают свои предположения о том, какие
имеются общие признаки у вирусов человеческого
организма и компьютерных вирусов.
К данному слайду мы ещё вернемся, а
сейчас познакомимся с компьютерными вирусами
поближе.
III.
Изучение нового материала.
Для компьютерного вируса можно составить различные определения. Разделимся на
четыре группы, каждая группа будет собирать определение из источника сети Интернет. На
выполнение задания Вам дается 5 минут.
Деление на группы производится путем
выбора жетона с логотипом источника сети
Интернет.
Первая
группа
собирает
определение из Яндекссловаря, вторая из
Википедии, третья – с сайта технической
2 поддержки компании Microsoft, четвертая – с сайта Letopisi.Ru. После выполнения
заданий представитель каждой группы составляет определение на соответствующем
слайде.
Слайд №3
Первая группа «собирает» следующее определение: «Компьютерный вирус –
компьютерная программа, вызывающая нарушение работы других программ, порчу
информации, невозможность прочитать файлы, замедление либо нестабильность
работы компьютера». Для проверки правильности составления определения учащиеся
переходят по ссылке на Яндекссловарь.
Слайд №4
Слайд №5
Вторая группа «собирает» следующее
определение: «Компьютерный вирус –
разновидность компьютерных программ или
вредоносный код, отличительным признаком
которых
является
способность
к
размножению (саморепликация)».
Для
проверки
правильности
составления
определения учащиеся переходят по ссылке
на Википедию.
Третья группа «собирает» следующее
определение: «Компьютерный вирус это
небольшая
программа,
которая
распространяется между компьютерами и
мешает их нормальному функционированию».
Для проверки правильности составления
определения учащиеся переходят по ссылке на
сайт технической поддержки компании
Microsoft.
Слайд №6
Четвертая группа
«собирает»
следующее определение: «Компьютерный
вирус это программа, способная создавать
3 свои дубликаты (не обязательно совпадающие с оригиналом) и внедрять их
в
вычислительные сети и/или файлы, системные области компьютера и прочие
выполняемые объекты». Для проверки правильности составления определения учащиеся
переходят по ссылке на сайт Letopisi.Ru.
Попробуйте сами сформулировать определение компьютерного вируса на основе тех,
которые Вы составили в группах.
Учащиеся предлагают свои варианты формулировки определения.
Слайд №7 (шторка закрыта)
Мы говорили о сходствах между компьютерными
и биологическими вирусами. Попробуем составить
краткое определение компьютерного вируса на
основе определения биологического вируса.
Прочитаем на слайде определение классическое
вируса: «Вирус – это внеклеточная форма жизни,
обладающая собственным геномом и способная к
воспроизведению в клетках живых организмов.
Фактически вирус – это самый маленький и простейший живой организм». Заменим в
данном определении несколько фраз.
На слайде открывается шторка с блоками: «программа или код», «вызывающая
нарушение в работе других программ», «создавать свои дубликаты». Данными блоками
заменяются фразы в определении: «внеклеточная форма жизни», «обладающая
собственным геномом», «к воспроизведению в клетках живых организмов».
Основная черта компьютерного вируса это способность к саморазмножению.
Путями проникновения вируса могут служить как мобильные носители, так и сетевые
соединения фактически, все каналы, по которым можно скопировать файл. Компьютерный
вирус, попадая в компьютер, ведет себя определенным образом и имеет определенный
жизненный цикл.
Слайд №8
На слайде слева перечислены этапы
жизненного цикла вируса, а справа описание
действий вируса на данных этапах в
неправильном
соответствии.
Стрелки,
4 указывающие на правильное соответствие, скрыты эффектом анимации, пока по ним не
будет щелчка мышью.
Жизненный цикл вируса включает четыре основных этапа:
• внедрение;
•инкубационный период (прежде всего для скрытия источника проникновения);
• репродуцирование (саморазмножение);
• проявление деструкция (искажение и/или уничтожение информации).
Соединим стрелками этапы жизненного цикла вируса с описанием действий на данном
этапе.
Учащиеся предлагают варианты соответствия, правильность их предположений
проверяется щелчком мыши по соответствующей стрелке.
Использование медицинской (вирусологической) терминологии связано с тем, что по
характеру жизнедеятельности и проявлениям программывирусы сходны с настоящими
(живыми) вирусами. В этой связи естественным является применение той же терминологии и
для способов и средств борьбы с компьютерными вирусами: «антивирус», «карантин»,
«вакцина», «фаг» и т.п.
Слайды №9, 10, 11 (составить схему классификации компьютерных вирусов)
Анализ основных этапов жизненного цикла
вирусов позволяет выделить их различные признаки
и особенности, которые могут быть положены в
различных классификаций. Работая в группах, Вам
необходимо составить схемы классификации
компьютерных вирусов на основе текстового
5 документа по деструктивным возможностям, по среде обитания, по особенностям алгоритма
работы.
Учащиеся делятся на три группы, каждая изучает текстовый документ по
соответствующей классификации (см. Приложение) и составляет схему (34 минуты).
После этого каждая группа демонстрирует на интерактивной доске свой вариант схемы
классификации.
Слайд № 12
Перед Вами перечислены основные
признаки заражения компьютерными вирусами,
часть слов закрыта. Вы предполагаете, что именно
спрятано в данных признаках, а затем проверим
правильность Ваших предположений.
После обсуждения и удаления закрытых
частей экрана (щелчок мыши или касание) на
экране перечислены основные признаки
заражения компьютера:
медленная работа компьютера;
зависания и сбои в работе компьютера;
изменение размеров файлов;
уменьшение размера свободной оперативной памяти;
значительное увеличение количества файлов на диске;
исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;
изменение даты и времени модификации файлов.
Как и у биологических вирусов, быстрое распространение компьютерных вирусов
может вызвать эпидемию – заражение большого количества компьютеров. Так в августе 2012
года Лаборатория Касперского обнаружила новый и опасный компьютерный вирус,
являющийся по сути элементом кибероружия. Вирус собирает и анализирует финансовую
информацию владельца зараженной ЭВМ, может распространяться через USBнакопители
(флешки и карточки). Просмотр видеосюжета
о вирусе Гаусс (скрепка на картинке слайда).
Слайд № 13
Каким же образом можно защитить компьютер
от вирусов?
6 Во время объяснения учителя в таблице на слайде открываются шторки, а в
колонку «Средства защиты»
перетаскиваются средства защиты информации:
антивирусные программы, архивирование данных, резервное копирование данных.
Одним из основных способов борьбы с вирусами является своевременная
профилактика. Чтобы предотвратить заражение вирусами необходимо выполнять некоторые
рекомендации:
Не запускать программы, полученные из Интернета или в виде вложения в сообщение
электронной почты без проверки на наличие в них вируса.
Создавать надежные пароли, чтобы вирусы не могли легко подобрать пароль и
получить разрешения администратора. Регулярное архивирование файлов позволит
минимизировать ущерб от вирусной атаки.
Необходимо проверять все внешние диски на наличие вирусов, прежде чем копировать
или открывать содержащиеся на них файлы или выполнять загрузку компьютера с
таких дисков.
Необходимо регулярно сканировать жесткие диски в поисках вирусов. Сканирование
обычно выполняется автоматически при каждом включении ПК и при размещении
внешнего диска в считывающем устройстве. При сканировании антивирусная
программа ищет вирус путем сравнения кода программ с кодами известных ей вирусов,
хранящихся в базе данных.
Необходимо установить антивирусную программу и регулярно пользоваться ею для
проверки компьютеров. Оперативно пополнять базу данных антивирусной программы
набором файлов сигнатур вирусов, как только появляются новые сигнатуры.
Основным средством защиты информации является резервное копирование ценных
данных, которые хранятся на жестких дисках.
Слайд № 14
Как мы видим, для защиты компьютера
необходимо использовать антивирусные
программы. Посмотрим, каким образом они
классифицируются. Попробуем по названию
определить действия программ, а затем
проверим наши предположения.
7 На слайде таблица со шторками, после высказывания учащимися предположений о
том, какие действия может выполнять данная программа шторка открывается.
Слайд № 15
При работе на компьютере Вы уже встречались с
антивирусными программами.
На слайде
изображены логотипы наиболее популярных
антивирусных программ. Если вы их узнали,
назовите.
Названия программ
спрятаны под
картинками, после нажатия на картинку
включается анимация и она исчезает.
IV.
Закрепление и проверка полученных знаний (10 мин.).
Слайд № 16
Перед тем, как Вы выполните практическую работу мы просмотрим
последовательность выполняемых действий.
По ссылке включается ролик для
практической работы, учитель комментирует
действия. Далее учащиеся приступают к
работе.
Тот, кто выполнил практическую работу,
может перейти к тестированию.
Для тестирования используется тест в
формате Microsoft Excel, разработанный учителем математики и информатики
Бояркиной Ю.Л. методическое сопровождение к тесту в Приложении.
Слайд № 17
Вернемся к началу урока и вспомним
вопрос, на который пытались ответить.
По ссылке на картинке включается
слайд №2 с записанными ответами и
предположениями учащихся о сходстве и
8 различиях биологических и компьютерных вирусов. Далее по аналогичной ссылке
возвращаемся к слайду №17 для заполнения таблицы. Знаки + и – расставляются в
соответствующие ячейки.
Заполним таблицу. Как мы видим, у биологических и компьютерных вирусов имеется
очень много общего. В заключении урока прошу вас одним предложением выразить свое
отношение к сегодняшнему уроку: что Вам понравилось? Что узнали нового? О чем хотите
узнать поподробнее?
Ответы учащихся.
Наш урок закончен. Большое спасибо за урок.
9
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.