Брамс – крупнейший композитор 2-й половины 19-го века, который жил в то же время, что и Вагнер, Лист, и был их антиподом. Очень своеобразный композитор. Отрицал крайности романтизма (надрыв, преувеличение). Брамс искал и находил опору в классических традициях, которые сыграли огромную роль в его творчестве. Это придаёт объективность его творчеству. Все романтические переживания заключены в классическую форму.
Иоганнес Брамс
1833 1897
Творческий путь
Очень
Отрицал
(надрыв,
Брамс – крупнейший композитор 2й
половины 19го века, который жил в то же
время, что и Вагнер, Лист, и был их
антиподом.
своеобразный
композитор.
крайности
преувеличение).
романтизма
Брамс искал и находил опору в
классических традициях, которые сыграли
огромную роль в его творчестве. Это
придаёт объективность его творчеству. Все
романтические переживания заключены в
классическую форму.
Он воскресил
баховские формы и жанры (например,
“Пассакалия”). У Брамса есть органные
прелюдия и фуга, фуга, хоральные
прелюдии.
Он был величайшим
симфонистом – у него 4 симфонии, 2
увертюры.
Симфония у него не
программная. Он отрицал программность.
В связи с этим Брамс не любил Листа и
Вагнера.
Бюлов назвал 1ю симфонию Брамса 10
Великой
й симфонией Бетховена.ценностью Брамс считал народный
фольклор. Он обрабатывал народные песни.
“Народная песня – мой идеал” (И. Брамс).
Обрабатывал немецкие народные песни.
Писал бытовые немецкие народные песни и
танцы: “Бытовые пьесы в 4 руки”,
“Венгерские танцы”. Традиции бытового
музицирования Брамс воспринял от
Шуберта. Интересовался и славянским, и
венгерским фольклором. Шуберт, Шуман и
Мендельсон – любимые композиторы
Брамса. Он очень ценил Дворжака, Грига,
Бизе. У Брамса есть вокальная лирика. Она
у него мягкая, задушевная, где он развивает
традиции Шуберта. Много работал в
фортепианной музыке (здесь он близок
Шуману).
Основные
произведения:
2
фортепианных концерта, 1 скрипичный
концерт (Ddur), двойной концерт для
скрипки и виолончели, 3 скрипичных
сонаты, 2 виолончельных сонаты, 2 сонаты
для кларнета; камерные ансамбли разного
состава (классическая традиция):
3
фортепианные
струнных
квартеты и фортепианный квинтет,
фортепианные трио, трио с валторной,
квартета,кларнетовый квинтет (не 5 кларнетов).
Произведения для фортепиано: 3
сонаты, вариации на темы Генделя,
Шумана, Паганини, разные пьесы, 1 скерцо,
этюды по пьесам Баха, Вебера, Шуберта,
Шопена.
Вокальные произведения: около 200
песен и романсов, вокальные ансамбли для
бытового музицирования, хоры “Акапелла”
и с сопровождением оркестра.
Жизненный путь
Родился в Гамбурге. Отец – городской
музыкант. Брамс учился по фортепиано у
многих (в том числе и у Марксена).
Марксен привил Брамсу любовь к
классике.
С детства Брамс был
трудолюбив.
Он быстро овладел
фортепиано. Играл свои произведения и
классику. Детство прошло в трудных
условиях.
Приходилось зарабатывать,
играя в театре, в ресторанах. Это было
бытовое музицирование.
В 1849 году Брамс подружился с
венгерским скрипачом Эде Ременьи. В 1853
году Брамс отправился вместе с Ременьи в
качестве его концертмейстера по Европе. Врепертуаре Ременьи были венгерские
народные песни и танцы. К этому году
Брамс написал Скерцо, камерные ансамбли,
сонату, песни. Вместе они поехали в
Веймар, где встретили Листа.
В 1853 году через своего другаскрипача
– Иоахима Брамс познакомился с
Шуманом в Дюссельдорфе. Шуман с
восторгом воспринял Брамса и написал о
нем свою последнюю статью “Новые пути”,
благодаря которой Брамс стал известен.
Брамс подружился с Кларой Вик.
Брамс, Клара Вик, Иоахим и др.
организовали группу поддержки классики,
выступали против программности. Брамс
написал свою единственную в жизни
где
статью,
против
программности.
выступал
Во 2й половине 50х годов –
концертные поездки Брамса как пианиста.
Играл с оркестром Гевандхауза. Выступал с
Кларой Вик и Иоахимом.
18581859 гг. Руководство придворной
хоровой капеллой в Детмольде (Германия).
Дирижировал произведения Палестрины,
Орландо Лассо, Генделя, Баха. Писал“Мойры”. Хоровая музыка очень важна в
творчестве Брамса. Позже он написал
немецкий реквием.
С 60х годов Брамс жил в Вене, но не
постоянно (выезжал в Гамбург, Баден
Баден, Цюрих и др.). С конца 60х годов
поселился в Вене. Опять руководит
хоровой капеллой (венской). Крупный
дирижер. Исполнял Генделя, “Страсти по
Матфею” Баха, “Реквием” Моцарта.
18721875 гг. Брамс был во главе
общества
любителей музыки и
дирижировал симфонические концерты. Но
потом решил углубиться в творчество.
Годы рассвета – 7080 гг.:
4 симфонии,
скрипичный и 2й
фортепианный концерты, 2 фортепианных
трио (2е и 3е), 3 струнных квартета, песни
и хоры, вокальные ансамбли, много
бытовой музыки для домашнего
музицирования – “Песни любви”,
венгерские танцы, вальсы, оркестровые
серенады,
квинтеты,
струнные квартеты.
фортепианные
В последние годы своей жизни Брамс
дружил с Дворжаком. Стал членомакадемии искусств в Берлине, доктор
музыки Кембриджского и Бреславльского
университетов. В конце жизни писал мало:
пьесы для фортепиано – “Интермеццо”,
квинтет кларнетов, сборник из 49 немецких
народных песен. В 1897 году Брамс умер.
4я симфония (emoll)
Лирикодраматический симфонический
четырехчастный цикл. I ч. начинается
мягко, задушевно. 1я тема мягкая,
песенная.
симфония
трагическим финалом.
Заканчивается
I ч. emoll. Сонатное аллегро. В этой
части предопределен весь цикл (кода 1й
части).
Г.П. Звучит драматически в аккордовой
фактуре, с канонической интонацией.
II ч. Типична для Брамса. Лирика.
Серьезная. Есть отголоски пейзажности. E
dur. Сонатное аллегро.
III ч. Контрастна 1й и 2й части.
Праздничная. Похожа на скерцо. Cdur.
IV ч. emoll. Трагический финал. Это –
пассакалия. 32 вариации на одну тему.
Форма
Символизирует
смерть.вариационная.
I часть.
Г.П. В традициях Шуберта. Песенная.
Мелодия и
Звучит у скрипок.
аккомпанемент. На этой теме построена
С.П.
В конце С.П. перед П.П. появляется
волевой фанфарный мотив. Fisdur. Он
играет большую роль в развитии. После
него сразу идет П.П.
П.П. Лирическая. У виолончелей. H
moll.
З.П. Несколько элементов тем. 1я
мягкая в Hdur. 2я тема связана с
фанфарным мотивом. Героическая. 3я
тема – постепенное растворение.
Разработка
Начинается с Г.П.
в основной
тональности. Это придает 1й части черты
повествовательности, балладности.
В разработке 2 раздела.
1й раздел. Вычленение. Из темы
вычленены мотивы, затрагиваются далекие
тональности.
2й раздел. Развивается фанфарныймотив и 2й элемент Г.П.
Реприза
Начинается с Г.П. в увеличении. Со 2й
фразы Г.П. звучит как в экспозиции. П.П. и
фанфарный мотив звучат уже в emoll.
Кода
Тема Г.П. сильно изменяется. Проходит
канонически и в аккордах.
II часть
Edur. Сонатная форма с вступлением.
Вступление – валторны. Мелодический E
dur.
Г.П. Мелодический Edur.
П.П. Светлая лирическая тема у
скрипок. Hdur. Пейзажная.
Разработка
Основной метод развития в разработке
вариационный. Есть кода.
III часть
Сонатная форма.
Г.П.
Cdur.
Мелькание разных
элементов.
П.П. Более певучая. Gdur.
РазработкаЕсть новая тема в Desdur (называется
“эпизод
Далее
разрабатываются элементы тем экспозиции.
разработке”).
в
Реприза
Основная тональность.
IV часть
Финал
большой,
трагический.
Начинается хоральной мелодией. Звучит
грозно. Весь вариационный цикл делится на
3 части (группы вариаций).
1я группа – до 12 вариации.
2я группа – 2 вариации. 1я вариация
В начале соло флейты. Лирическая тема.
Чтото типа арии ламенто. 2я вариация
Edur.
3я группа. Emoll.
Сочинения:
вокальносимфонические произведения
и произведения для хора с сопровождением
оркестра и др.:
Ave Maria (ор. 12, 1858), Похоронная
песня (Begrabnisgesang, слова М. Вейсе, ор.
13, 1858), 4 песни (для женского хора с
сопровождением 2 валторн и арфы, ор. 17,
1860), 13й псалм (для женского хора ссопровождением органа, или фортепиано,
или струнного оркестра, ор. 27, 1859),
Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem,
cлова из библии в переводе М. Лютера, ор.
45, 18571868), 12 песен и романсов (для
женского хора с сопровождением
фортепиано ad libitum, ор. 44, 185963),
Ринальдо (кантата, cлова И. В. Гёте, ор. 50,
186368), Рапсодия (cлова И. В. Гёте, ор.
53, 1869), Песня судьбы (Schicksalslied,
cлова Ф. Гёльдерлина, ор. 54, 186871),
Триумфальная песня
из
"Апокалипсиса", Triumphlied auf den Sieg
der deutschen Waffen, ор. 55, 187071),
Нения (cлова Ф. Шиллера, ор. 82, 188081),
Песня парок (Gesang der Parzen, cлова И. В.
Гёте, ор. 89, 1882);
(текст
для оркестра
4 симфонии: № 1 (cmoll, ор. 68, 1874
76), № 2 (Ddur, ор. 73, 1877), № 3 (Fdur,
ор. 90, 1883), № 4 (emoll, ор. 98, 188485);
2 серенады: № 1 (Ddur, ор. 11, 1858), №
2 (Adur, ор. 16, 185860);
2
увертюры:
Академическая
торжественная (cmol, ор. 80, 1880),
Трагическая увертюра (dmoll, ор. 81, 188081), Вариации на тему Гайдна (Вduг, ор.
56а, 1873);
для одного инструмента с оркестром
4 концерта, в том числе концерт № 1 для
фортепиано с оркестром (dmoll, ор. 15,
185459), концерт № 2 для фортепиано с
оркестром (Bdur, ор. 83, 187881), концерт
для скрипки с оркестром (Ddur, ор. 77,
1878);
для двух инструментов с оркестром
двойной концерт для скрипки и
виолончели (аmoll, ор. 102, 1887);
для ансамбля инструментов
2 секстета: № 1 (для 2 скрипки, 2 альтов
и 2 виолончели, Bdur, ор. 18, 185860), № 2
(тот же состав, Gdur, ор. 36, 186465);
квинтеты
2 квинтета для 2 скрипок, 2 альтов и
виолончели: № 1 (Fdur, ор. 88, 1882), № 2
(Gdur, ор. 111, 1890), квинтет для
фортепиано, 2 скрипки, альта и виолончели
(fmoll, ор. 34, 186164), квинтет для
кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (h
moll, ор. 115, 1891);
квартеты3 фортепианных квартета: № 1 (gmoll,
ор. 25, 1861), № 2 (Adur, ор. 26, 1861), № 3
(cmoll, ор. 60, 185574), 3 струнных
квартета: № 1 (cmoll, ор. 51, около 1865
73), № 2 (аmoll, ор. 51, № 2, 1873), № 3 (B
dur, ор. 67, 1875);
трио
3 фортепианных трио: № 1 (Hdur, ор. 8,
1854; 2я редакция 1889), № 2 (Cdur, ор.
87, 188082), № 3 (cmoll, ор. 101, 1886),
трио для фортепиано, скрипки и валторны
(Esdur, ор. 40, 1856), трио для фортепиано,
кларнета и виолончели (аmoll, ор. 114,
1891);
сонаты для скрипки и фортепиано
№ 1 (Gdur, ор. 78, 187879), № 2 (Adur,
ор. 100, 1886), № 3 (dmoll, ор. 108, 1886
88);
сонаты для виолончели и фортепиано
№ 1 (emoll, ор. 38, 186265), №, 2 (F
dur, ор. 99, 1886);
сонаты для кларнета и фортепиано
№ 1 (fmoll, ор. 120, 1894), № 2 (Esdur,
ор. 120, 1894), Скерцо (cmoll, для сонаты,
сочинено совместно с Р. Шуманом и А.Дитрихом, без ор., 1853);
для фортепиано в 2 руки
3 сонаты: № 1 (Cdur, ор. 1, 1852 1853),
№ 2 (fismoll, ор. 2, 1852), № 3 (fmoll, ор.
5, 1853), Скерцо (esmoll, ор, 4, 1851);
вариации: 16на тему Р. Шумана (fismoll,
ор. 9, 1854), на собственную тему (Ddur,
ор. 21, 1857), на тему венгерской песни (D
dur, ор. 21, около 1855), Вариации и фуга
на тему Г. Ф. Генделя (Bdur, ор. 24, 1861),
Вариации на тему Паганини (аmoll, ор. 35,
186263); 4 баллады (ор. 10, 1854); 18
фортепианных пьес (8, ор. 76, № 1 1871, №
27 1878; 6 ор. 118, 1892; 4 ор. 119,
1892), 2 рапсодии (№ 1 hmoll и № 2 g
moll, ор. 79, 1879), фантазии (3 каприччио и
4 интермеццо, ор. 116, 189192), 3
интермеццо (op. 117, 1892); кроме того, без
ор.: 2 жиги (аmoll и hmoll, 1855), 2
сарабанды (amoll и hmoll, 1855), тема с
вариациями (dmoll, из секстета ор. 18,
1860),
10 венгерских танцев (обр.
венгерских танцев для фортепиано в 4
руки, 1872), 51 упражнение (cобранные в
1890), гавот (Adur, гавот X. В. Глюка), 5
этюдов (на соч. Шопена, Вебера и Баха); 8
каденций к фортепианным концертам: И. С.Баха (dmoll), В. А. Моцарта (Gdur, 2
каденции; dmoll, cmoll), Бетховена (G
dur, 2 каденции; cmoll);
для фортепиано в 4 руки
Вариации на тему Шумана (Esdur, ор.
23, 1861), 16 вальсов (ор, 39, 1865), Песни
любви вальсы (ор. 52а, обработка ор. 52,
1874), Новые песни любви вальсы (ор. 65
а, обработка ор. 65, 1877), Венгерские
танцы (4 тетради, всего 21 танец, изданы
18691880, есть переложения для одного
фортепиано);
для 2 фортепиано
соната (fmoll, ор. 34в, 1864), Вариации
на тему И. Гайдна (ор. 56в, обработка этих
же вариаций для оркестра ор. 56а, 1873);
для органа
фуга (asmoll, 1856), 2 прелюдии и фуги
(№ 1 amoll, № 2 gmoll, 185657),
Хоральная прелюдия (amoll, 1856), 11
хоральных прелюдий (ор. 122, 1896,
некоторые более раннего периода);
вокальные произведения:
60
с
сопровождением фортепиано, в том числе
вокальных
квартетовВальсы песни любви (Liebesliederwalzer,
ор. 52, 186869), Вальсы (№№ 1, 2, 4, 5, 6,
8, 9, 11 переложены для оркестра, 1870),
Новые любовные песни (Neue Liebeslieder,
ор. 65, 1874, Вальс № 5 переложен для
оркестра), 11 цыганских песен (ор. 103,
1887), 16 квартетов (в том числе 3 ор. 31,
185963; 3 ор. 64, 186474; 4 ор. 92,
1877 1884 и 6ор. 112, 188891); 20 дуэтов
с сопровождением фортепиано, в том числе
3 для сопрано и альта (ор. 20, 185660), 4
для контральто и баритона (ор. 28, 1860
62), 9 для сопрано и меццосопрано (ор,
61 и ор. 66, 1874, 1875), 4 баллады и
романсы на два голоса (ор. 75, 187778);
песни и романсы для голоса с
сопровождением фортепиано всего около
200, среди них: 6 песен (ор. 3, 185253, № 1
Верность в любви, № 5 На чужбине), 6
песен (ор. 7, 185253, № 5 Скорбящая), 8
песен и романсов (ор. 14, 1858), 5 песен (ор.
19, 185859, № 4 Кузнец, № 5К эоловой
арфе), 9 песен (ор. 32, 1864), 15 романсов
(из "Магелоны" Тика, ор. 33, 186168), 4
песни (ор. 43, 1857, № 1О вечной любви,
№ 2 Майская ночь), 5 песен (ор. 47, 1868,
№ 3 Воскресенье, № 4О милые щёчки), 7песен (ор. 48, 185568, № 1 Путь к
любимой), 5 песен (ор. 49, 1868, № 4
Колыбельная), 8 песен (ор. 59, 1873, № 3
Дождевая песня), 9 песен (ор, 63, 187374,
№ 5 Моя любимая, как сирень, № 8О,
если бы я знал обратный путь), 9 песен (ор.
69, 1877, № 4 Клятва любимой, № 5
Песнь барабанщика), 5 песен (ор. 71, 1877,
№ 3 Тайна, № 5 Любовная песня), 5
романсов и песен (ор. 84, 1881), 6 песен (ор.
86, 187778, № 2 Одиночество в поле), 5
песен (ор. 94, 1884), 7 песен (ор. 95, 1884,
№ 4 Охотник), 4 песни (ор. 96, 1884), 5
песен (ор. 105, 1886), 5 песен (ор. 107,
1886, № 1 Девичья песня), 4 строгих
напева для баса на библейские тексты (ор.
121,
последнее произведение
Брамса); кроме того, без ор.: Лунная ночь
(1853), 14 детских народных песен (1857
58) и 49 немецких народных песен (7
тетрадей по 7 песен);
хоровые
произведения a cappella около 60
смешаных хоров, 7 песен Марии (ор. 22,
1859), 7 мотетов (2 ор. 29, 1864; 2 ор. 74,
1877, 3ор. 110, 1889), 21 песня и романсы
(3 ор. 42, 185961; 7ор. 62, 1874; 6op. 93
a, 188384; 5ор. 104, 18861888), 24
1896,немецкие народные песни (без ор., 1854
73), 5 мужских хоров (ор. 41, 186162), 16
женских хоров (ор. 37, 185963), 13
канонов (ор. 113, 186063).