Урок: Иоганнес Брамс

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Брамс – крупнейший композитор 2-й половины 19-го века, который жил в то же время, что и Вагнер, Лист, и был их антиподом. Очень своеобразный композитор. Отрицал крайности романтизма (надрыв, преувеличение). Брамс искал и находил опору в классических традициях, которые сыграли огромную роль в его творчестве. Это придаёт объективность его творчеству. Все романтические переживания заключены в классическую форму.
Иконка файла материала 111.docx
Иоганнес Брамс  1833 ­ 1897 Творческий путь     Очень   Отрицал (надрыв, Брамс   –   крупнейший   композитор   2­й половины 19­го века, который жил в то же время,   что   и   Вагнер,   Лист,   и   был   их антиподом. своеобразный композитор. крайности     преувеличение). романтизма   Брамс   искал   и   находил   опору   в классических традициях, которые сыграли огромную   роль   в   его   творчестве.   Это придаёт объективность его творчеству. Все романтические   переживания   заключены   в классическую   форму.   Он   воскресил баховские   формы   и   жанры   (например, “Пассакалия”).   У   Брамса   есть   органные прелюдия   и   фуга,   фуга,   хоральные прелюдии.   Он   был   величайшим симфонистом   –   у   него   4   симфонии,   2 увертюры.   Симфония   у   него   не программная.   Он   отрицал   программность. В   связи   с  этим   Брамс   не   любил   Листа   и Вагнера. Бюлов назвал 1­ю симфонию Брамса 10­   Великой й   симфонией   Бетховена.ценностью   Брамс   считал   народный фольклор. Он обрабатывал народные песни. “Народная песня – мой идеал” (И. Брамс). Обрабатывал   немецкие   народные   песни. Писал бытовые немецкие народные песни и танцы:   “Бытовые   пьесы   в   4   руки”, “Венгерские   танцы”.   Традиции   бытового музицирования   Брамс   воспринял   от Шуберта.   Интересовался   и   славянским,   и венгерским фольклором. Шуберт, Шуман и Мендельсон   –   любимые   композиторы Брамса. Он очень ценил Дворжака, Грига, Бизе. У Брамса есть вокальная лирика. Она у него мягкая, задушевная, где он развивает традиции   Шуберта.   Много   работал   в фортепианной   музыке   (здесь   он   близок Шуману).     Основные произведения: 2 фортепианных   концерта,   1   скрипичный концерт   (D­dur),   двойной   концерт   для скрипки   и   виолончели,   3   скрипичных сонаты, 2 виолончельных сонаты, 2 сонаты для кларнета; камерные ансамбли разного состава   (классическая   традиция):   3   фортепианные струнных квартеты   и   фортепианный   квинтет, фортепианные   трио,   трио   с   валторной,   квартета,кларнетовый квинтет (не 5 кларнетов). Произведения   для   фортепиано:   3 сонаты,   вариации   на   темы   Генделя, Шумана, Паганини, разные пьесы, 1 скерцо, этюды   по   пьесам   Баха,   Вебера,   Шуберта, Шопена. Вокальные   произведения:   около   200 песен и романсов, вокальные ансамбли для бытового музицирования, хоры “Акапелла” и с сопровождением оркестра. Жизненный путь Родился в Гамбурге. Отец – городской музыкант. Брамс учился по фортепиано у многих   (в   том   числе   и   у   Марксена). Марксен   привил   Брамсу   любовь   к классике.   С   детства   Брамс   был трудолюбив.   Он   быстро   овладел фортепиано.   Играл   свои   произведения   и классику.   Детство   прошло   в   трудных условиях.   Приходилось   зарабатывать, играя   в   театре,   в   ресторанах.   Это   было бытовое музицирование. В   1849   году   Брамс   подружился   с венгерским скрипачом Эде Ременьи. В 1853 году Брамс отправился вместе с Ременьи в качестве его концертмейстера по Европе. Врепертуаре   Ременьи   были   венгерские народные   песни   и   танцы.   К   этому   году Брамс написал Скерцо, камерные ансамбли, сонату,   песни.   Вместе   они   поехали   в Веймар, где встретили Листа. В 1853 году через своего друга­скрипача –   Иоахима   ­   Брамс   познакомился   с Шуманом   в   Дюссельдорфе.   Шуман   с восторгом воспринял Брамса и написал о нем свою последнюю статью “Новые пути”, благодаря которой Брамс стал известен. Брамс   подружился   с   Кларой   Вик. Брамс,   Клара   Вик,   Иоахим   и   др. организовали группу поддержки классики, выступали   против   программности.   Брамс написал   свою   единственную   в   жизни где статью, против программности. выступал       Во   2­й   половине   50­х   годов   – концертные поездки Брамса как пианиста. Играл с оркестром Гевандхауза. Выступал с Кларой Вик и Иоахимом. 1858­1859   гг.   Руководство   придворной хоровой капеллой в Детмольде (Германия). Дирижировал   произведения   Палестрины, Орландо   Лассо,   Генделя,   Баха.   Писал“Мойры”.   Хоровая   музыка   очень   важна   в творчестве   Брамса.   Позже   он   написал немецкий реквием. С 60­х годов Брамс жил в Вене, но не постоянно   (выезжал   в   Гамбург,   Баден­ Баден, Цюрих и др.). С конца 60­х годов поселился   в   Вене.   Опять   руководит хоровой   капеллой   (венской).   Крупный дирижер.   Исполнял   Генделя,   “Страсти   по Матфею” Баха, “Реквием” Моцарта. 1872­1875   гг.   Брамс   был   во   главе общества   любителей   музыки   и дирижировал симфонические концерты. Но потом   решил   углубиться   в   творчество. Годы рассвета – 70­80 гг.: 4   симфонии,   скрипичный   и   2­й фортепианный   концерты,   2   фортепианных трио (2­е и 3­е), 3 струнных квартета, песни и   хоры,   вокальные   ансамбли,   много бытовой   музыки   для   домашнего музицирования   –   “Песни   любви”, венгерские   танцы,   вальсы,   оркестровые серенады,   квинтеты, струнные квартеты.   фортепианные В   последние   годы   своей   жизни   Брамс дружил   с   Дворжаком.   Стал   членомакадемии   искусств   в   Берлине,   доктор музыки   Кембриджского   и   Бреславльского университетов. В конце жизни писал мало: пьесы   для   фортепиано   –   “Интермеццо”, квинтет кларнетов, сборник из 49 немецких народных песен. В 1897 году Брамс умер. 4­я симфония (e­moll) Лирико­драматический   симфонический четырехчастный   цикл.   I   ч.   начинается мягко,   задушевно.   1­я   тема   мягкая, песенная. симфония трагическим финалом.   Заканчивается   I  ч.  e­moll.   Сонатное   аллегро.   В   этой части   предопределен   весь   цикл   (кода   1­й части). Г.П. Звучит драматически в аккордовой фактуре, с канонической интонацией. II   ч.   Типична   для   Брамса.   Лирика. Серьезная. Есть отголоски пейзажности. E­ dur. Сонатное аллегро. III   ч.   Контрастна   1­й   и   2­й   части. Праздничная. Похожа на скерцо. C­dur. IV  ч.  e­moll. Трагический финал. Это – пассакалия.   32   вариации   на   одну   тему.   Форма Символизирует смерть.вариационная. I часть. Г.П.   В   традициях   Шуберта.   Песенная.   Мелодия   и Звучит   у   скрипок. аккомпанемент.   На   этой   теме   построена С.П. В   конце   С.П.   перед   П.П.   появляется волевой   фанфарный   мотив.   Fis­dur.   Он играет   большую   роль   в   развитии.   После него сразу идет П.П. П.П.   Лирическая.   У   виолончелей.   H­ moll. З.П.   Несколько   элементов   тем.   1­я мягкая   в   H­dur.   2­я   тема   связана   с фанфарным   мотивом.   Героическая.   3­я тема – постепенное растворение. Разработка Начинается   с   Г.П.   в   основной тональности. Это придает 1­й части черты повествовательности, балладности. В разработке 2 раздела. 1­й   раздел.   Вычленение.   Из   темы вычленены мотивы, затрагиваются далекие тональности. 2­й   раздел.   Развивается   фанфарныймотив и 2­й элемент Г.П. Реприза Начинается с Г.П. в увеличении. Со 2­й фразы Г.П. звучит как в экспозиции. П.П. и фанфарный мотив звучат уже в e­moll. Кода Тема Г.П. сильно изменяется. Проходит канонически и в аккордах. II часть E­dur.   Сонатная   форма   с   вступлением. Вступление – валторны. Мелодический E­ dur. Г.П. Мелодический E­dur. П.П.   Светлая   лирическая   тема   у скрипок. H­dur. Пейзажная. Разработка Основной метод развития в разработке вариационный. Есть кода. III часть Сонатная форма. Г.П.   C­dur.   Мелькание   разных элементов. П.П. Более певучая. G­dur. РазработкаЕсть новая тема в Des­dur (называется “эпизод     Далее разрабатываются элементы тем экспозиции. разработке”). в   Реприза Основная тональность. IV часть Финал большой,     трагический. Начинается   хоральной   мелодией.   Звучит грозно. Весь вариационный цикл делится на 3 части (группы вариаций). 1­я группа – до 12 вариации. 2­я группа – 2 вариации. 1­я вариация ­ В   начале   соло   флейты.   Лирическая   тема. Что­то типа арии ламенто. 2­я вариация ­ E­dur. 3­я группа. E­moll. Сочинения: вокально­симфонические   произведения и произведения для хора с сопровождением оркестра и др.: Ave   Maria   (ор.   12,   1858),   Похоронная песня (Begrabnisgesang, слова М. Вейсе, ор. 13,   1858),   4   песни   (для   женского   хора   с сопровождением 2 валторн и арфы, ор. 17, 1860),   13­й   псалм   (для   женского   хора   ссопровождением   органа,   или   фортепиано, или   струнного   оркестра,   ор.   27,   1859), Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem, cлова из библии в переводе М. Лютера, ор. 45, 1857­1868), 12 песен и романсов (для женского   хора   с   сопровождением фортепиано   ad   libitum,   ор.   44,   1859­63), Ринальдо (кантата, cлова И. В. Гёте, ор. 50, 1863­68), Рапсодия  (cлова И. В. Гёте, ор. 53,   1869),   Песня   судьбы   (Schicksalslied, cлова   Ф.   Гёльдерлина,   ор.   54,   1868­71), Триумфальная   песня     из "Апокалипсиса",   Triumphlied   auf   den   Sieg der   deutschen   Waffen,   ор.   55,   1870­71), Нения (cлова Ф. Шиллера, ор. 82, 1880­81), Песня парок (Gesang der Parzen, cлова И. В. Гёте, ор. 89, 1882);  (текст для оркестра­ 4 симфонии: № 1 (c­moll, ор. 68, 1874­ 76), № 2 (D­dur, ор. 73, 1877), № 3 (F­dur, ор. 90, 1883), № 4 (e­moll, ор. 98, 1884­85);  2 серенады: № 1 (D­dur, ор. 11, 1858), № 2 (A­dur, ор. 16, 1858­60);  2   увертюры:   Академическая торжественная   (c­mol,   ор.   80,   1880), Трагическая увертюра (d­moll, ор. 81, 1880­81),   Вариации   на   тему  Гайдна   (В­duг,   ор. 56­а, 1873);  для одного инструмента с оркестром­ 4 концерта, в том числе концерт № 1 для фортепиано   с   оркестром   (d­moll,   ор.   15, 1854­59), концерт № 2 для фортепиано с оркестром (B­dur, ор. 83, 1878­81), концерт для   скрипки   с   оркестром   (D­dur,   ор.   77, 1878);  для двух инструментов с оркестром­ двойной   концерт   для   скрипки   и виолончели (а­moll, ор. 102, 1887);  для ансамбля инструментов­ 2 секстета: № 1 (для 2 скрипки, 2 альтов и 2 виолончели, B­dur, ор. 18, 1858­60), № 2 (тот же состав, G­dur, ор. 36, 1864­65);  квинтеты­ 2   квинтета   для   2   скрипок,   2   альтов   и виолончели: № 1 (F­dur, ор. 88, 1882), № 2 (G­dur,   ор.   111,   1890),   квинтет   для фортепиано, 2 скрипки, альта и виолончели (f­moll,   ор.   34,   1861­64),   квинтет   для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (h­ moll, ор. 115, 1891);  квартеты­3 фортепианных квартета: № 1 (g­moll, ор. 25, 1861), № 2 (A­dur, ор. 26, 1861), № 3 (c­moll,   ор.   60,   1855­74),   3   струнных квартета: № 1 (c­moll, ор. 51, около 1865­ 73), № 2 (а­moll, ор. 51, № 2, 1873), № 3 (B­ dur, ор. 67, 1875);  трио­  3 фортепианных трио: № 1 (H­dur, ор. 8, 1854; 2­я редакция 1889), № 2 (C­dur, ор. 87, 1880­82), № 3 (c­moll, ор. 101, 1886), трио для фортепиано, скрипки и валторны (Es­dur, ор. 40, 1856), трио для фортепиано, кларнета   и   виолончели   (а­moll,   ор.   114, 1891);  сонаты для скрипки и фортепиано­ № 1 (G­dur, ор. 78, 1878­79), № 2 (A­dur, ор. 100, 1886), № 3 (d­moll, ор. 108, 1886­ 88);  сонаты для виолончели и фортепиано­ № 1 (e­moll, ор. 38, 1862­65), №, 2 (F­ dur, ор. 99, 1886);  сонаты для кларнета и фортепиано­ № 1 (f­moll, ор. 120, 1894), № 2 (Es­dur, ор. 120, 1894), Скерцо (c­moll, для сонаты, сочинено   совместно   с   Р.   Шуманом   и   А.Дитрихом, без ор., 1853);  для фортепиано в 2 руки ­ 3 сонаты: № 1 (C­dur, ор. 1, 1852­ 1853), № 2 (fis­moll, ор. 2, 1852), № 3 (f­moll, ор. 5,   1853),   Скерцо   (es­moll,   ор,   4,   1851); вариации: 16­на тему Р. Шумана (fis­moll, ор. 9, 1854), на собственную тему (D­dur, ор. 21, 1857), на тему венгерской песни (D­ dur, ор. 21, около 1855), Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (B­dur, ор. 24, 1861), Вариации на тему Паганини (а­moll, ор. 35, 1862­63);   4   баллады   (ор.   10,   1854);   18 фортепианных пьес (8, ор. 76, № 1­ 1871, № 2­7 ­ 1878; 6 ­ ор. 118, 1892; 4 ­ ор. 119, 1892), 2 рапсодии (№ 1 ­ h­moll и № 2­ g­ moll, ор. 79, 1879), фантазии (3 каприччио и 4   интермеццо,   ор.   116,   1891­92),   3 интермеццо (op. 117, 1892); кроме того, без ор.:   2   жиги   (а­moll   и   h­moll,   1855),   2 сарабанды  (a­moll  и h­moll, 1855),  тема с вариациями   (d­moll,   из   секстета   ор.   18, 1860),   10   венгерских   танцев   (обр. венгерских   танцев   для   фортепиано   в   4 руки,   1872),   51   упражнение   (cобранные   в 1890), гавот (A­dur, гавот X. В. Глюка), 5 этюдов (на соч. Шопена, Вебера и Баха); 8 каденций к фортепианным концертам: И. С.Баха   (d­moll),   В.   А.   Моцарта   (G­dur,   2 каденции;   d­moll,   c­moll),   Бетховена   (G­ dur, 2 каденции; c­moll);  для фортепиано в 4 руки­ Вариации  на тему Шумана (Es­dur, ор. 23, 1861), 16 вальсов (ор, 39, 1865), Песни любви ­вальсы (ор. 52­а, обработка ор. 52, 1874), Новые песни любви ­ вальсы (ор. 65­ а,   обработка   ор.   65,   1877),   Венгерские танцы   (4   тетради,  всего   21   танец,   изданы 1869­1880,   есть   переложения   для   одного фортепиано);  для 2 фортепиано ­ соната (f­moll, ор. 34­в, 1864), Вариации на тему И. Гайдна (ор. 56­в, обработка этих же вариаций для оркестра ор. 56­а, 1873);  для органа­ фуга (as­moll, 1856), 2 прелюдии и фуги (№   1   a­moll,   №   2   g­moll,   1856­57), Хоральная   прелюдия   (a­moll,   1856),   11 хоральных   прелюдий   (ор.   122,   1896, некоторые более раннего периода);  вокальные произведения: 60     с сопровождением фортепиано, в том числе вокальных квартетовВальсы   ­   песни   любви   (Liebesliederwalzer, ор. 52, 1868­69), Вальсы (№№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11  переложены  для оркестра, 1870), Новые любовные песни (Neue Liebeslieder, ор.   65,   1874,   Вальс   №   5   переложен   для оркестра),   11   цыганских   песен   (ор.   103, 1887), 16 квартетов (в том числе 3 ­ ор. 31, 1859­63;   3   ­   ор.   64,   1864­74;   4   ­   ор.   92, 1877­ 1884 и 6­ор. 112, 1888­91); 20 дуэтов с сопровождением фортепиано, в том числе 3­ для сопрано и альта (ор. 20, 1856­60), 4 ­ для контральто и баритона (ор. 28, 1860­ 62), 9 ­ для сопрано и меццо­сопрано (ор, 61   и   ор.   66,   1874,   1875),   4   баллады   и романсы   на   два   голоса   (ор.   75,   1877­78); песни   и   романсы   для   голоса   с сопровождением фортепиано­ всего около 200, среди них: 6 песен (ор. 3, 1852­53, № 1 ­ Верность в любви, № 5 ­ На чужбине), 6 песен (ор. 7, 1852­53, № 5 ­ Скорбящая), 8 песен и романсов (ор. 14, 1858), 5 песен (ор. 19, 1858­59, № 4 ­ Кузнец, № 5­К эоловой арфе), 9 песен (ор. 32, 1864), 15 романсов (из   "Магелоны"   Тика,   ор.   33,   1861­68),   4 песни (ор. 43, 1857, № 1­О вечной любви, № 2 ­ Майская ночь), 5 песен (ор. 47, 1868, № 3 ­ Воскресенье, № 4­О милые щёчки), 7песен   (ор.   48,   1855­68,   №   1   ­   Путь   к любимой),   5   песен   (ор.   49,   1868,   №   4   ­ Колыбельная), 8 песен (ор. 59, 1873, № 3 ­ Дождевая песня), 9 песен (ор, 63, 1873­74, № 5 ­ Моя любимая, как сирень, № 8­О, если бы я знал обратный путь), 9 песен (ор. 69,   1877,   №   4   ­   Клятва   любимой,   №   5   ­ Песнь барабанщика), 5 песен (ор. 71, 1877, №   3   ­   Тайна,   №   5   ­   Любовная   песня),   5 романсов и песен (ор. 84, 1881), 6 песен (ор. 86, 1877­78, № 2 ­ Одиночество в поле), 5 песен (ор. 94, 1884), 7 песен (ор. 95, 1884, № 4 ­ Охотник), 4 песни (ор. 96, 1884), 5 песен   (ор.   105,   1886),   5   песен   (ор.   107, 1886,   №   1   ­   Девичья   песня),   4   строгих напева для баса на библейские тексты (ор. 121,   последнее   произведение Брамса); кроме того, без ор.: Лунная ночь (1853), 14 детских народных песен (1857­ 58)   и   49   немецких   народных   песен   (7 тетрадей   по   7   песен);   хоровые произведения   a   cappella­   около   60 смешаных   хоров,   7   песен   Марии   (ор.   22, 1859), 7 мотетов (2 ­ ор. 29, 1864; 2 ­ ор. 74, 1877, 3­ор. 110, 1889), 21 песня и романсы (3 ­ ор. 42, 1859­61; 7­ор. 62, 1874; 6­op. 93­ a,   1883­84;   5­ор.   104,   1886­1888),   24   1896,немецкие   народные   песни   (без   ор.,   1854­ 73), 5 мужских хоров (ор. 41, 1861­62), 16 женских   хоров   (ор.   37,   1859­63),   13 канонов (ор. 113, 1860­63).