Урок-исследование "Узнаю лжеца по выражению лица" (8-10 класс, психология)
Оценка 5

Урок-исследование "Узнаю лжеца по выражению лица" (8-10 класс, психология)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
8 кл—10 кл
24.03.2017
Урок-исследование "Узнаю лжеца по выражению лица" (8-10 класс, психология)
Пример фотографии к исследовательскому заданию
психология лжи.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ» ГОРОДА БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

 

 

 

                          ДЕНЬ НАУКИ

13.02.2017

 

УЗНАЮ ЛЖЕЦА ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА (ПСИХОЛОИЯ ЛЖИ)

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

 

 

Подготовила:

социальный педагог

Герасимова Я.А.

 

 

Бахчисарай, 2017

 

Мозг так занят выдумыванием лжи, что перестает

контролировать тело.

 Доктор К. Лайтман «Обмани меня»

 

Урок-исследование «Узнаю лжеца по выражению лица» (Психология лжи)

 

Цели:

- выяснить значение слов обман и ложь,

- перечислить основные внешние признаки лжеца.

- провести исследование с целью выявления причин и мотивов их обмана.

- научиться по невербальным признакам определять ложь.

- обеспечить негативное восприятие лжи как социального факта.

 

Структура урока:

·                 актуализация знаний,

·                 мотивация,

·                 создание проблемной ситуации,

·                 постановка проблемы исследования,

·                 определение темы исследования,

·                 формулирование цели исследования,

·                 выдвижение гипотезы,

·                 проверка гипотезы (проведение эксперимента),

·                 интерпретация полученных данных,

·                 выводы по результатам исследовательской работы,

·                 применение новых знаний в учебной деятельности,

·                 подведение итогов урока (рефлексия)

 

 

Актуализация знаний. Мотивация.

Умение лгать – одна из отличительных черт рода человеческого. По статистике, за 3 минуты человек может обмануть до 10 раз. Каждый из вас был обманутым либо обманывал сам. Ложь – это всегда зло. Она несет за собой неприятные, а во многих случаях и губительные последствия. Конечно, быть обманутым больно, неприятно и обидно! Именно поэтому ученые изучают ложь вот уже много лет.

 

Создание проблемной ситуации

 

Хит-парад вранья


1. Ничего не случилось. Я в порядке.
2. Рад тебя видеть.
3. У меня нет с собой денег.
4. Я тебе позвоню.
5. Извини, не слышал, как ты звонила.
6. Я в дороге.
7. Я стою в пробке.
8. Какое сообщение???
9. У меня телефон не видел сеть.
10.Конечно, я люблю тебя.


 

 

Постановка проблемы исследования

Почему мы врем? 

Еще с самого детства нам повторяют, что необходимо быть честным и говорить всегда правду. Но если мы посмотрим вокруг, то заметим, что все врут и обманывают. 

Привычка обманывать начинает формироваться с раннего детства. Так, например, малыш, проявляя свое любопытство, сломал игрушку или разбил любимые мамины духи, и за это его родители отругали и, возможно, даже наказали. 

Ребенок, боясь наказания, идет на обман, потому что им руководит психологический фактор – страх. Страх наказания, страх разоблачения… Вот она, настоящая болезнь, и частые обманы – это ее симптомы и последствия. 

А иногда люди просто предпочитают молчать. Но это тоже один из видов лжи. Ведь если мы чего-то недоговариваем, значит, скрываем правду, истину. 

Человек, скрывающий свои мысли и чувства, или боится осуждения со стороны общества, или боится показаться беспомощным в этом жестоком мире. Нет ничего ужаснее, чем чувствовать презрение тех, кого объединяют ценности модного мира и кто готов уничтожить чистого и открытого человека. 

Ложь хранит все наши страхи: страх перед людьми, страх перед обществом, страх перед родными и друзьями, страх перед жизнью и ее обстоятельствами, не всегда легкими и быстро решающимися. 

Как я уже отметила, основной фактор лжи – это страх. Со временем у человека начинают появляться такие качества, как эгоизм, малодушие, отсутствие уверенности, проявляется бурная фантазия, что приводит к большему заблуждению и обману. Они проявляются в виде действий, пусть даже необходимых, но лживых, обид, ран, которые мы наносим, не задумываясь, но не прощаем, когда их наносят нам. 

Как говорил доктор Хаус в одноименном телесериале: «Все люди лгут».

Почему же люди лгут?

Примерные ответы:

1. Чтобы избежать унижения  

2. Чтобы избежать наказания, страх

3. Чтобы добиться своего    

4. Не хотят обидеть других    

 5. Чтобы понравиться     

6. Чтобы избежать ответственности     

7. Боятся сказать правду

8. Желают избежать неприятных ситуаций

 

Определение темы исследования

Как понять, говорят нам правду или обманывают?

 

Формулирование цели исследования

Научиться в ходе исследования кинесики людей распознавать признаки лжи.

 

Выдвижение гипотезы

По жестам, мимике, позе человека можно определить, лжет он или нет.

Наука, изучающая проявления лжи, называется психологией лжи.

Это понятие складывается из двух терминов: психология и ложь.

Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека, и групп людей. 

Ложь – это сознательное и преднамеренное искажение истины

Отраслью психологии является психология лжи. Наука рассматривает механизм лжи, проявление лжи в речи, жестах, мимике человека, изучает причины, побуждающие человека лгать. Вероятно, одним из интереснейших направлений психологии лжи является поиск средств для выявления лжи и обмана.

Изучая психологию лжи, нельзя обойтись без понятия кинесика.

Кинесика – это наука, изучающая знаковое беззвучное невербальное общение людей, существующее как язык тела, язык жестов (мимика, взгляд, жесты, позы и пр. исключая движения речевого аппарата), все телодвижения, образующие беззвучное невербальное общение. Кинесика = жесты + мимика + взгляд + поза

Мимика – это движения мышц лица.

Жесты – движения конечностей. 

Самым известным ученым, занимающимся исследованием лжи, является американский психолог Пол Экман.

Существуют две формы лжи:
Умолчание – когда человек скрывает истинную информацию и не сообщает ее.
Искажение – когда человек не только скрывает истинную информацию но и сообщает ложную.
            Как утверждают большинство ученых – человек 85% информации передает невербально и только 15% передает словами. Уже от сюда можно сделать вывод, что для определение лживости или правдивости информации, которую получаем от человека, основную часть внимания обращать стоит именно на невербалику.


Признаки лжи делятся на две основных категории: вербальные и невербальные. Невербальные признаки лжи в свою очередь делятся на физиологические, мимические и жестикулятивные. Признаки лжи легче выявить у человека, с которым Вы раньше общались. В этом случае Вам знакомо его нормальное (естественное) поведение. 

Физиологические признаки лжи

В принципе, приведенные ниже физиологические признаки лжи могут свидетельствовать только о стрессовом состоянии собеседника. Что в свою очередь может означать, что он лжет, либо же такое поведение является свойственным данному человеку. Понаблюдав за ним еще немного, Вы сможете либо подтвердить свое предположение о неискренности собеседника (в случае если обнаружится еще один или несколько признаков лжи), либо опровергнуть. 

·                 капли пота на верхней губе или на лбу

·                 сухость во рту

·                 сужение зрачков

·                 тяжелое дыхание

·                 глубокий вдох и шумный выдох

·                 изменение цвета лица (покраснение, бледность или пятна)

·                 подергивание мышц лица

·                 напряженные губы или кривая улыбка

·                 учащенное моргание глаз

·                 дрожь в голосе

·                 появление «гусиной кожи» на руках

·                 появление зевоты

·                 учащенное сердцебиение

·                 заикание (если его раньше не было)

·                 покашливание

·                 изменение тембра, тона и громкости голоса

·                 частое сглатывание слюны

 

Мимические и жестикулятивные признаки лжи

·                 постоянные беспорядочные движения (хождение, покачивание и т.д.)

·                 хождение из стороны в сторону

·                 потирание и чесание рук, пальцев, шеи, головы и т.д.

·                 частое касание рта, глаз, ушей и особенно носа

·                 покусывание губ или ногтей

·                 старается не смотреть прямо в глаза или наоборот, постоянно смотрит в глаза

·                 нахмуренные брови

·                 различные неоправданные движения ног (качание, шарканье, постукивание, переминание с ноги на ногу)

·                 скрещенные руки или ноги

·                 сцепленные в «замок» руки

·                 руки держатся у паха

·                 руки в карманах или там где их не видно (например, под столом)

·                 руки у рта или шеи

·                 мимолетные «мгновенные» изменение выражения лица

·                 опущенная голова и втянутый подбородок

·                 кривая улыбка, так называемая «усмешка»

·                 несвоевременная улыбка

 

Вербальные признаки лжи

·                 человек чрезмерно пытается доказать свою невиновность (клянется, божится, дает честное слово и т.д.)

·                 самый распространенный признак лжи – нежелание или отказ обсуждать определенные темы или отвечать на поставленные вопросы

·                 попытки нанести прямое оскорбление, использование пренебрежительного тона, грубость, нецензурная брань

·                 попытки вызвать сочувствие, жалость, доверие, симпатию. Во всем с Вами соглашается (кроме того, что он врет)

·                 старается не говорить «да» или «нет»

·                 уклоняется от прямых вопросов, немногословен

·                 показывает, что он равнодушно относится к обсуждаемой теме

·                 также, один из самых распространенных признаков лжи, - постоянные попытки сменить тему разговора


Помните, нельзя распознавать ложь только по одним жестам. Ложь всегда определяется по совокупности различных признаков.

 

 Проверка гипотезы (проведение эксперимента)

Задание: Рассмотреть фотографии. О чем говорят мимика и жесты человека, изображенного на фото?

 

Интерпретация полученных данных

Ответы групп

 

Применение новых знаний в учебной деятельности

Игра «Две правды и Одна ложь»

 Один игрок говорит два правдивых изречения и одно ложное.

Правила игры:

1.             Попросите всех игроков расположиться в круг.

2.             Попросите каждого из игроков подумать о трех утверждениях о себе. Два из них должны быть истинные, и одно утверждение должно быть ложным.

3.             Каждый игрок по очереди сообщает свои три утверждения (в любом порядке) группе.

4.             Группа голосует, какое из выражений игрока является ложью, и в итоге автор изречений говорит угадали ли играющие его ложь или нет.

5.             Цель игры состоит в том, чтобы определить, какое утверждение является ложным.

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.
         Полезен ли был урок?

Что нового узнали?

На стикерах написать свое впечатление от урока.

Желаю никогда не быть обманутыми!


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Мозг так занят выдумыванием лжи, что перестает контролировать тело

Мозг так занят выдумыванием лжи, что перестает контролировать тело

Постановка проблемы исследования

Постановка проблемы исследования

Определение темы исследования

Определение темы исследования

Мимические и жестикулятивные признаки лжи · постоянные беспорядочные движения (хождение, покачивание и т

Мимические и жестикулятивные признаки лжи · постоянные беспорядочные движения (хождение, покачивание и т

Во всем с Вами соглашается (кроме того, что он врет) · старается не говорить «да» или «нет» · уклоняется от прямых вопросов, немногословен · показывает,…

Во всем с Вами соглашается (кроме того, что он врет) · старается не говорить «да» или «нет» · уклоняется от прямых вопросов, немногословен · показывает,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017