УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ"(7 КЛАСС, КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА)
Оценка 4.7
Домашнее обучение +2
docx
история
7 кл
16.02.2019
Урок истории по монгольскому нашествию.На уроке ребята продолжают знакомиться с монгольским нашествием и его последствием для северо-восточной и южной Руси.Ребята восхищаются подвигом Евпатия Коловрата, подвигом защитников Козельска и жестокому Батыю.Понимают причины успеха завоевания Батыя.знакомятся с обороной Владимира,Суздаля, Киева.На уроке применялись технологии:кластер, синквейн, карта событий, заполнялись таблицы , корректировалось мышление на основе просматривания фильма, анализа и сравнения, просматривания фильма, чтение книги Н.Кончаловской "Наша древняя столица" и "Повести временных лет"
Тема нашествие.docx
МБОУ Берсеневская школаинтернат для детей с ОВЗ.
Шаталина Светлана Витальевна.
Урок истории в 7 классе
Тема урока«Нашествие монголотатар на Русь»
Цель урока: формировать представление о нашествии монголотатар на русскую землю.
Задачи:
Образовательные:
добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед
вторжением монголотатар;
подвести обучающихся к пониманию, почему монголотатарам удалось завоевать русские
земли;
на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо
татарских захватчиков;
Коррекционноразвивающие:
коррекция мышленияна основе установления соответствия при умение анализировать,
сопоставлять.
Воспитательные:
через образ сражающегося и не покорившегося народа воспитывать у обучающихся
любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ;
Оборудование: карта «Русские княжества в XII XIII вв.», лента времени, карточки
задания,
д\ ф « История государства Российского. Нашествие»,
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Орг. момент. Проверка готовности к уроку учащихся.
Мотивация:
Учитель: Слава нашей стороне
Слава русской старине
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
А о каких делах мы с вами начали разговаривать на прошлом уроке?
Какую тему изучали? (Монголотатары)
Повторение пройденного материала.
Прежде, чем приступим к изучению нового материала, давайте вспомним события, с
которыми мы знакомились.
Индивидуальная работа (Карта событий) (Один ученик работает с картой событий и готовит с ее помощью рассказ о Битве на
Калке.)
Другой ученик составляет синквейн о Чингисхане.
1.Темучин
Бесстрашный, жестокий
Боролся, покорял, разорял, грабил, уводил,
Покорил народы Средней Азии и Закавказья
Жестокий правитель Чингисхан.
Фронтальный опрос.
Ребята работают над заданиями, а мы ответим на вопросы:
Кто такие монголотатары?
Где они жили? Какой образ жизни вели?
Основные занятия.
Кто был верховным правителем?
Как делилось войско?
Пользуясь таблицей, «Завоевание монголов» перечислите страны, завоеванные
Чингисханом.
Давайте сделаем вывод:Работа с картой.
Учитель: Держава Чингисхана была огромная.
А как вы думаете, завоевания татаромонгол прекратились или нет? (Нет)А почему?
(Нужны были пастбища для скота, потому что монголотатары кочевники.
Учитель: На некоторое время про монголотатар русичи позабыли. Монголотатары ушли и
какоето время на Руси о них никто не слышал.А на Руси попрежнему продолжались
расприи. А вот сегодня мы и узнаем каковы были их последствия.
Учитель :
Послушайте,. что сообщает автор книги Н.Кончаловскаяо великом несчастии,
обрушившимся на Русь – нашествии монголотатар
..Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день по степи голой
Топча сухие ковыли. Об этих грозных событиях, о самоотверженной героической борьбе русского народа с
монголотатарскими полчищами сегодня на уроке поговорим и мы.
Запись темы урока в тетрадь. Тема урока «Нашествие монголотатар на Русь».
План изучения нового материала:
1.Нашествие Батыя на северовосточную Русь.
2.Причины поражения.
3. Нашествие Батыя на южную Русь
4.Последствия нашествия.
Объяснение нового материала.
Учитель: Один из итальянцев так описал монголо –татар: «Безобразнее всех людей, они
имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона,
хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».
Учитель:Как вы думаете. Какие будут последствия нашествия на Русь? (слайд )
В 1227 году умер Чингисхан, оставив своим сыновьям завещание.
Откроем учебник и найдем ответ: что завещал Чингисхан детям? (подчинить данью,
завоеванные страны и идти дальше войной в города западной Европы, которые достались
его внуку Батухану (Батыю).
Найдите отличие армии Чингисхана и Батыя. (это было огромное скопление людей из
завоеванных народов стр.120)
Послушайте отрывок « ИзПовести Временных лет»
«В год 67469(1237) Окаянные зимовали около Черного леса и отсюда пришли тайком
лесами на рязанскую землю во главе с царем своим Батыем. И послали своих послов к
князьям рязанским в Рязань. Требуя от них десятой части: каждого десятого из князей,
десятого из людей. Из коней, и 10 части всего имущества. Князья же рязанские, Юрий
Ингваревич и братья Олег и Роман, и муромские , и пронские решили сражаться. Не пуская
их на свою землю. Вышли против Батыя и ответили так: «Когда нас всех не будет в живых,
тогда все ваше будет».
Учитель:Что показывает ответ князя?
готовы сдаться
хотят драться
полны решимости обороняться
Ученики:Полны решимости обороняться
Прослушайте еще отрывок о результатах обороны городов от войск Батыя.
Чем закончилась оборона?
«..поганые же начали завоевывать землю рязанскую месяца декабря в шестнадцатый день.
И взяли татары приступом на двадцать первое декабря, убили князя, и его княгинюи
людей, а иных забрали в плен, город зажгли..»
Ученики: Монголы покорили Русь.
Учитель:Давайте разбираться в этом противоречии?
В чем же причины неудачи русских князей?
Почему же монголы покорили Русь?
Учитель: Причин было несколько. Давайте сравним их.
Феодальная раздробленность на Руси, а у монголотатар мощная армия.
Не согласованность русских князей в ходе обороны, железная дисциплина у монголотатар.
использование достижений и насильственное участие в походе покоренных народов.
Учитель: Так почему же не удалось защитить Русь от нашествия.( Держава Чингисхана
являлась могущественной на тот момент во всем мире.)
Работа с картой: Посмотрите, эти территории были подчинены монголотатарами при
Чингисхане. Учитель: Сейчас вы просмотрите видеофильм «Нашествие монголотатар» и ответите
на следующие вопросы: Когда монголотатары захватили Рязань? Что помогло монголо
татарам попасть за стены города?Чей подвиг стал примером мужества? Каким было
последствие обороны Рязани?
Ученики: Город Рязань был полностью сожжён и разрушен.
Запись в тетрадях (Работа с линией времени)
1237 г. Поход Батыяна Северовосточную Русь.
16 декабря 1237Оборона Рязани.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
И по Батыеву веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда.
И скрип колёс, и свист нагайки,
И рев быков, и плач детей,
И птиц испуганные стайки
Изпод копыт у лошадей…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Учитель: Вот такая армия, состоящая из людей, которые безжалостно уничтожали всё на
своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, продвигаясь в глубь страны.
Страшное зрелище представляла собой Русь. Груды обгоревших развалин вместо городов и
сёл, поля, заросшие сорной травой. Войска Батыя покоряли города северовосточной Руси
один за другим. (Коломна, Москва, Суздаль, Владимир, Новгород..)
Учитель: Почему такой успех был у монголотатар? (не было единства у русских князей,
была несогласованность действий князей, отсутствие единого командования, незнание
тактики противника, хитрость, вероломство и хорошая военная подготовка монголо
татар.)
Учитель: Батый после уничтожения Козельска ушел в половецкие степи, а после
покорения половцев напал на Черниговское, Киевское, ГалицкоВолынское княжества,
превратив их города в руины.
12391241г.Поход на Южную Русь.
Учитель:Летом 1240 года он подошел к Киеву и 1241 г превратил его в развалины.
Батый отправился в Польшу, Венгрию, Дунайскую Болгарию. Страны Европы готовились к
битве , но весной он повернул свое войско назад, так как умер главный каган монголов и
он надеялся получить верховную власть в каганате.
1243 г.– образование нового государства Золотая Орда Работа с терминами.
Орда – объединение кочевых племен под властью хана
Вывод:
В результате монгольских завоеваний подверглись разрушению многие центры
цивилизации Руси и всей Восточной Европы, сложилось новое государство – Золотая
Орда.
Первичное закрепление материала.
Учитель:
Назовите направления завоевательных походов Батыя.
Что произошло в 1223 году?
Покажите, откуда пришли на Русь монголотатары (работа с картой).
Какой город первым подвергся нападению? (работа с картой).
Как защищали жители Рязани свой город?
Что вы узнали о подвиге ЕвпатияКоловрата?
Рефлексия.
Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголотатарами:
1.
2.
Два самых грозных монголотатарских правителя:
1.
2.
Два самых важных события (даты):
1.
2.
Подведение итогов.
Учитель:Ребята, с какими событиями сегодня мы познакомились?
Ученики:С монголотатарским нашествием на Русь, с причинами и последствиями
завоевания Руси монголотатарами.
Учитель: Вернемся к главному вопросу:Почему русские князья, имевшие успешный
опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским
нашествием?
Ученики: Войска монголотатар завоевали огромные территории, покорили сотни городов
и посёлков и получали с них дань.
На Руси был период феодальной раздробленности.
Не было единства среди русских князей.
У монголотатар была мощнейшая армия в мире.
Они заставляли насильно участвовать в походах
Использовали достижения покоренных народов.
Объявление оценок за урок с комментариями.
Домашнее задание.
Прочитать тему № 2 Нашествие монголотатар, ответить на вопросы на стр. 125, заполнить
контурную карту, указав направления похода Батыя.
УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ"(7 КЛАСС, КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА)
УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ"(7 КЛАСС, КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА)
УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ"(7 КЛАСС, КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА)
УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ"(7 КЛАСС, КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА)
УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ"(7 КЛАСС, КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.