Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"
Оценка 4.7

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
30.01.2017
Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"
Приложения к уроку (карты, схемы, таблицы, документы)
план-конспект.docx
План­конспект ФИО автора Место работы,  должность Предмет Класс Тема урока Базовый учебник Цели и задачи  урока Тип урока Формы работы  учащихся Используемые  технологии,  активные формы  обучения Филатова Лариса Анатольевна МОУ СОШ №43 г. Тверь История 11 Россия в Первой мировой войне «История  России, 1900 – 1945 гг. 11 класс»: под ред. А.А.  Данилова, А.В. Филиппова, «История  России и мира в XX веке. 11  класс» под ред. Н.В.Загладина Цель: показать, что Первая мировая война стала началом  общенационального кризиса, приведшего к смене власти, распаду  страны, а затем и к гражданской войне; Задачи:   Определить причины и цели России в Первой мировой войне;  Изучить основные военные операции с участием русской  армии;  Определить, каким было экономическое состояние России в  этот период. Развитие компетентностных навыков:  составление кейсов, обучение умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления; развитие умения слушать и понимать других людей, работать в команде;  обучение работе с информацией, анализу и освещению  различных точек зрения на одно и то же событие; развитие умения логически мыслить, формулировать вопрос,  аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать  свое мнение. Изучение нового материала ­ фронтальная  (в процессе постановки проблемы, определения цели и задач учебной деятельности; в процессе дискуссии; подведения  итогов урока); ­ индивидуальная  (во время работы с материалами ЭОР и другими  источниками); ­ групповая (в процессе работы над вопросами темы урока)  Проблемного обучения, проектной деятельности, кейсовая (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) Перечень ОЭР Название  ресурса Тип,  вид  ресурса Первая  мировая  война  (ЭОР №1) Анимир ованная  карта Форма  представления информации  (иллюстрация, презентация,  видеофрагмен ты, тест,  модель и т.д.) Демонстрация  Россия в  Первой  мировой  войне  (ЭОР №2) Причины  Первой  мировой  войны  (ЭОР №3) Видеофра гмент х/ф  «Тихий  Дон»  (ЭОР №4) карта Работа с картой в группе и  фронтально презентация Анимир ованная  схема видеофр агмент Закрепление  изученного  материала.  Индивидуальна я работа.  Анализ  видеообраза. Необходимое  техническое  оборудование Компьютер, экран (интерактивная доска) Гиперссылка на  ресурс,  обеспечивающий доступ к ЭОР http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore /7a942c84­0a01­01b2­ 01bd­ bfec5fa5d9b6/%5BIS9NI _1­2%5D_ %5BMA_01%5D.swf http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore /e99638c7­4d5a­4480­ 8b99­c87f248f2718/ [IS11IO_2­ 08]_[KR_01].swf http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore /7a942b2b­0a01­01b2­ 0153­ 1164290ff9c5/%5BIS9N I_1­1%5D_ %5BPS_02%5D.swf http://school­ collection.iv­ edu.ru/catalog/res/401ec1 26­fb72­47d0­a4f9­ 14e0cf88426b/? fullView=1&from=62b4 2f80­385d­4a6b­a4cc­ 597644bb2132&interface =teacher&rubric_id[]=10 2400 Структура и ход (конспект) урока (тема изучается в течение двух уроков) Этап урока Деятельность учителя №№ п/п Деятельность  обучающихся Время  (в  мин.) 1 1­й урок Организацион­ ный момент 2 3 Этап   актуализации  опорных знаний Этап  формирования  новых знаний Приветствует  обучающихся, проверяет  готовность к уроку, создает позитивный настрой на  работу. Сообщает  тему и  цели урока, называет  вопросы, которые будут  изучаться.  Совместно с учащимися  формулирует цели и задачи урока. Постановка проблемы.  Учитель ставит перед  учащимися цель: вспомнить основные события войны и  выяснить, как это все  сказалось на исторической  судьбе России. Делит класс на группы, раздаёт кейсы с  заданиями Демонстрация с экрана  заданий для всех групп. 1 кейс. Задача: выяснить,  насколько неизбежна была  для России Первая мировая войны. 2 кейс. Задача: выяснить,  каково было состояние  экономики Российской  империи в довоенное и  военное время.   3 кейс. Задача:  показать  влияние войны на  отношения власти и  общества. 4 кейс: Задача: показать,  какие изменения  происходили в ходе войны  в российской армии. 5 кейс. Задача: выяснить  точки зрения историков на  вопрос о характере Первой  мировой войны. Приветствуют учителя,  проверяют свою  готовность к уроку,  записывают в тетради  тему урока и план  изучения нового  материала. Совместно с  учителем формулируют  цели и задачи урока 1) выделить  Учащиеся слушают  учителя, организуют под его руководством 6  групп. В каждой группе  выбирают  руководителя, который  получает от учителя  пакет (кейс) с заданием  для своей группы. Работают в группах  над выполнением кейс­ заданий: • причины начала Первой  мировой войны,  используя материалы  учебников и ЭОР №3.   Оформить это на  слайде; • картой (Приложение 2,  ЭОР №2). Назвать  основные этапы военных действий. Показать  места главных боевых  сражений. Составить  хронологическую  таблицу, отобразив ее на слайде; • памятка  (приложение 6).  Проанализировать   поработать с 6 кейс. Задача: Сделать  подборку фрагментов  художественных фильмов  (1 – 3 мин.),  видеофрагментов,   иллюстрирующих события  Первой мировой войны. Осуществляет общие  координирующие действия. В случае, если учащиеся  испытывают затруднения  при выполнении кейс­ заданий, оказывает помощь. Контролирует время  выполнения практических  заданий. Показать  сравнить  исторический документ  «Из манифеста Николая 20 июля 1914 г.  «Оградить честь,  достоинство, целость  России и положение ее  среди великих держав»  (приложение 4); 2) опираясь на тексты  учебников,  охарактеризовать  экономику России 1905­ 1916 г.  • ключевые моменты  эволюции экономики в  виде схемы на слайде; • экономическое развитие России с экономиками  развитых стран:  Германии, Англии,  Франции. Составить  сравнительную таблицу,  отобразив ее на слайде;   3) используя материалы  учебников, составить  таблицу «Власть в  Первой мировой войне»  (Учитель в случае  необходимости  корректирует таблицу в  соответствии с  приложением 1),  представить на слайде и  прокомментировать ее; • сообщение о том, как  изменилось отношение  общества к верховной  власти в период войны?  С чем это связано? 4) по памятке  (приложение 6)  проанализировать   исторические  документы "Из приказа   генерала  А.А.Брусилова»  (приложение 3), Барон  подготовить составьте  П.Н.Врангель о  состоянии русской  армии к концу 1916 г.  «Двухлетний тяжелый  опыт войны не прошел  даром» (приложение 5); • презентацию  «Преобразование армии  в ходе Первой мировой  войны»;  5) выяснить точки  зрения историков на  вопрос о характере  Первой мировой войны.  • представьте свои  результаты в виде  наглядного пособия  (коллаж, таблица,  схема); 6) Сделать подборку  фрагментов  художественных  фильмов (1 – 3 мин.),  видеофрагментов,   иллюстрирующих  события Первой  мировой войны.     (ЭОР  №4) • материалами CD  «История России XX в.» § 8,9;  • используйте  Интернет­ресурсы. Учащиеся защищают  свои проекты,  выполненные в  результате работы над  кейс­заданиями.  Формулируют  совместно с учителем  выводы, которые  записывают в тетрадь. поработайте с  Обучающиеся отвечают  на вопросы в ходе  4 2­й урок Этап  закрепления  материала 5 Рефлексия Учитель предоставляет  время для защиты  руководителям каждой  группы. Предлагает  ответить учащимся на  поставленные вопросы.  Каждой команде на  выступление дается 6  минут. После каждого  выступления делаются  промежуточные выводы,  которые учащиеся  записывают в тетрадь Организует беседу, в ходе  которой выясняет, беседы, выссказывают  своё мнение по  поставленной проблеме  в начале урока (цитата  Ленина); анализируют  урок и свою  деятельность,  определяют проблемы, с которыми встретились  на уроке, отмечают  успехи. Осмысление и  выполнение заданий согласны ли учащиеся с  мнением Ленина? Что дало  основание Ленину так  считать? Анализируются  промежуточные выводы и  подводится общий  итог   урока. 6 Домашнее  задание Используя параграф  учебника, повторить цели,  основные события I  мировой войны, ответить  на вопросы к тексту Основной текст Пояснительная записка. Урок разработан по курсу истории России в 1900 – 1945 гг. по   теме «Россия в Первой мировой войне» для 11 класса.  Эта  разработка может быть использована теми, кто работает по   учебнику А.А. Данилова, А.В. Филиппова «История России, 1900­1945» (§6), и теми, кто использует в своей работе учебник Н.В. Загладина «История России и мира в XX веке» (§§8, 9). Предполагается, что   тема Первой мировой войны была изучена учащимися в 9­м классе.   На   рассмотрение   темы   в   11   классе   отводится   только   1   урок.   Поскольку   она содержит   большой   фактический       материал,   мы   предлагаем   провести   урок,   используя кейсовую технологию.   В   зависимости   от     степени     подготовленности     класса,     форму   представления (защиты)  своего кейса группа может выбрать сама или она определяется учителем.  Для того, чтобы  все  группы  успели  представить  свои кейсы  и  чтобы  материал был усвоен лучше, нам     представляется   возможным   выделить на   работу по   данной   теме   одно занятие  из двух спаренных   уроков. Функции учителя заключаются в  определении  целей кейсов, грамотном   и   оптимальном   по   объёму   подборе   заданий,   координирующей деятельности  во  время  подготовки  и защиты  кейсов. Завершается урок обязательным подведением  итогов,  в  которых  обобщаются  все  выводы  по  поставленной  проблеме.  Урок на тему “Первая мировая война и ее роль в истории России ”. Урок (2 часа) рассчитан на учащихся 11 кл., наполнение класса не менее 18 человек.  Обязательное условие – учащиеся умеют создавать презентации. Показать, что Первая мировая война стала началом общенационального кризиса, Цель и задачи урока:  • приведшего к смене власти, распаду страны, а затем и к гражданской войне. • Развитие   компетентностных   умений   учащихся:   развитие   навыков   составления кейсов, обучение умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления; развитие умения   слушать   и   понимать   других   людей,   работать   в   команде;   обучение   работе   с информацией, анализу и освещению различных точек зрения на одно и то же событие; развитие   умения   логически   мыслить,   формулировать   вопрос,   аргументировать   ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. предпосылках и начале Первой мировой войны для России; основных   военных   операциях   с   участием   русской   армии   и   состоянии   армии   в эволюции власти в условиях начавшегося мирового военного конфликта; процессах,   происходивших   в   российском   обществе   военной   поры,   причинах Планируемые результаты: Учащиеся узнают о: • • довоенное и военное время; • • радикализации общественных настроений; • Опорные знания: историческом значении и последствиях участия России в Первой мировой войне. Даты и события: 19 июля 1914 г. — вступление России в Первую мировую войну, 22 мая—31 июля 1916 г. — Брусиловский прорыв. Имена: А. А. Брусилов, П. Н. Милюков, А. И. Гучков. Понятия: военно­промышленные комитеты, оппози¬ция, Прогрессивный блок. Подготовка   к   уроку:  На   предыдущем   уроке   учащиеся   делятся   на   6   групп   по усмотрению учителя с учетом пожеланий учащихся. Учитель объясняет суть метода кейс – стадии. Все группы получают задание прочитать § 5 учебника «История   России, 1900 – 1945 гг. 11 класс»: под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова и § 8,9 учебника Н.В.Загладина «История  России и мира в XX веке. 11 класс». Оборудование:  Таблица «Высшие органы власти в Первую мировую войну» (см. приложение 1). • Карта военных действий Первой мировой войны (см. карты в приложении 2). • Учебники  Данилова, Загладина. • • Исторические   документы:   мемуары   А.А.Брусилова   (см.   приложение   3).   Из манифеста Николая   20 июля 1914 г. «Оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав» (приложение 4). Барон П.Н.Врангель о состоянии русской   армии   к   концу   1916   г.   «Двухлетний   тяжелый   опыт   войны   не   прошел   даром» (приложение 5). • • •  Ресурсы сети Интернет, ОЭР; Памятка анализа исторического документа (приложение 6). CD «История России XX в.» § 8,9.  Ход урока: Вступительное слово  учителя:  Постановка   проблемы.   Учитель   ставит   перед   учащимися   цель:   вспомнить   основные события войны и выяснить, как это все сказалось на исторической судьбе России. Учитель: «Война с Германией – лучший подарок революции от царского правительства», писал  В.И.Ленин (цитата написана на доске).                        Перед вами стоит задача – показать, что Первая мировая война стала началом общенационального   кризиса,   приведшего   к   смене   власти,   распаду   страны,   а   затем   и   к гражданской войне.           Учитель проводит инструктаж:  • • ним, касающийся обозначенной проблемы. (1­2 мин).  • разделиться на 6 групп, в каждой группе выбрать руководителя, руководителям группы получить кейс, то есть пакет с документами и заданиями к в течении 40 мин. выполнить задания. опираясь на тексты учебников, охарактеризовать экономику России 1905­1916 г. сравнить экономическое развитие России с экономиками развитых стран: Германии, выделить причины начала Первой мировой войны, используя материалы учебников. • на втором уроке каждая группа должна представить результаты своей работы, и вместе  с  другими  группами  сделать  вывод  по поставленной  проблеме  (промежуточные выводы учащиеся записывают в тетрадь). 1 кейс.  Задача: выяснить, насколько неизбежна была для России Первая мировая войны. Вам необходимо, распределив роли в группе, выполнить следующее: • Оформить это на слайде; • поработать с картой (Приложение 2). Назвать основные этапы военных действий. Показать места главных боевых сражений. Составить хронологическую таблицу, отобразив ее на слайде; • памятка (приложение 6). Проанализировать  исторический документ «Из манифеста Николая  20 июля 1914 г. «Оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав» (приложение 4); 2   кейс.  Задача:   выяснить,   каково   было   состояние   экономики   Российской   империи   в довоенное   и   военное   время.     Вам   необходимо,   распределив   роли   в   группе,   выполнить следующее: • Показать ключевые моменты эволюции экономики в виде схемы на слайде; • Англии, Франции. Составить сравнительную таблицу, отобразив ее на слайде;      3   кейс.  Задача:     показать   влияние   войны   на   отношения   власти   и   общества.     Вам необходимо, распределив роли в группе, выполнить следующее:                                               • используя   материалы   учебников,   составить   таблицу   «Власть   в   Первой   мировой войне»   (Учитель   в   случае   необходимости   корректирует   таблицу   в   соответствии   с приложением 1), представить на слайде и прокомментировать ее; • власти в период войны? С чем это связано? 4 кейс: Задача: показать, какие изменения происходили в ходе войны в российской армии. Вам необходимо, распределив роли в группе, выполнить следующее: • по памятке (приложение 6) проанализировать  исторические документы "Из приказа генерала А.А.Брусилова» (приложение 3), Барон П.Н.Врангель о состоянии русской армии к концу 1916 г. «Двухлетний тяжелый опыт войны не прошел даром» (приложение 5); • 5 кейс. Задача: выяснить точки зрения историков на вопрос о характере Первой мировой войны. Вам необходимо, распределив роли в группе, выполнить следующее:                 • 6 кейс.  Задача:   Сделать   подборку   фрагментов   художественных   фильмов   (1   –   3   мин.), видеофрагментов,  иллюстрирующих события Первой мировой войны. поработайте с материалами CD «История России XX в.» § 8,9;  • • используйте Интернет­ресурсы. Второй   урок   мы   посвящаем   презентациям   работ   учащихся.   Каждой   команде   на выступление   дается   6   минут.   После   каждого   выступления   делаются   промежуточные выводы, которые учащиеся записывают в тетрадь:  1) Россия     вступила  в войну,  не имея   ясно    очерченной   цели.   Она    выполнила союзнические     обязательства     перед     Францией,     основываясь   на     желании     ослабить германское  влияние  внутри  страны  и  нейтрализовать  «претензии  Германии  на  военное и  политическое  доминирование». 2) потребности  армии  в  первой  большой  войне  индустриальной  эпохи. подготовить сообщение о том, как изменилось отношение общества к верховной  составьте презентацию «Преобразование армии в ходе Первой мировой войны»;  представьте свои результаты в виде наглядного пособия (коллаж, таблица, схема); Экономическая  система  России  оказалась  неспособна  в  полной  мере  обеспечить во     многом     оказались   Властные   структуры   Российской   империи   3)   не приспособленными   к     эффективным     действиям     в     новых     условиях.   Все   рычаги управления находились  в руках  императора, который  в  условиях войны  принял  на  себя верховное  командование  армией. Каждое  поражение  на  фронте  в  массовом сознании отождествлялось     с     ним.   К     концу     первых     двух     лет     войны     в     России     начало формироваться   устойчивое   нарастание   в   пользу   смены   верховной   власти   любой ценой. Выводы  п.2  и п.3  могут  быть  сведены  в  таблицу (приложение 7). 4) Русская   армия   по­прежнему   отражала   общий   невысокий   уровень   развития России.   Отсутствовало     эффективное     стратегическое     военное     планирование     и оперативное  управление  вооружёнными  силами. Это  означало,  что  Россия  была  просто не готова   к  войне. Неудачи  на  фронте  привели  к  унынию  в  тылу,  озлоблению  в среде     офицеров   и     солдат,     растерянности     в    кругах   военного    и   политического руководства. 5) образом  отличавшая  её  от всех  предыдущих. Первая  мировая  война – это  война  принципиально  нового  характера,  коренным В конце урока (оставшиеся 10 минут) еще раз привлекаем внимание учащихся к словам   Ленина   (цитата   на   доске).   Организуется   беседа,   в   ходе   которой   выясняется, согласны   ли   учащиеся   с   мнением   Ленина?   Что   дало   основание   Ленину   так   считать? Анализируются   промежуточные   выводы   и   подводится   общий     итог     урока:   ­   Россия оказалась  во  многом не  готова  к  первой  войне индустриальной  эпохи  прежде  всего  в силу     незавершённых     процессов     индустриальной     модернизации     и     стремительного экономического   роста   её   потенциальных   противников.   Не   выдержавшая   испытаний военного     времени,     Россия     взорвалась     изнутри,   вступив     в     эпоху     социальных катаклизмов  и  распада  единой  государственности. Заключение.  Учитель анализирует активность ребят на уроке  и оценивает их работу. История России, 1900 – 1945 гг. Методическое  пособие. 11 класс / А.А. Данилов. – Список литературы: 1. История  России, 1900 – 1945 гг. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [А.А.   Данилов,   А.С.   Барсенков,   М.М.   Горинов   и   др.];   под   ред.   А.А.   Данилова,   А.В. Филиппова. – М.: Просвещение, 2009. 2. М.: Просвещение, 2008. 3. 1998. 4. «ТИД» Русское слово – РС», 2006. 5. История  России  в таблицах и схемах. Серия  «Школа  в  клеточку». – М.: «Лист». Загладин Н.В.  История  России и мира в XX веке. 11 класс. – 5­е  изд. – М.: ООО Отечественная  история  в  схемах  и  таблицах/В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2010.

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"

Урок истории с использованием кейс-метода на тему "Россия в Первой мировой войне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017