Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.
Оценка 4.6

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
изобразительное искусство +1
5 кл—11 кл +1
03.03.2018
Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.
план-конспект урока ИЗО Левашовой Елены Викторовны, Усолье-Сибирское.doc
План­конспект урока ИЗО Левашовой Елены Викторовны Класс : 5  Дата  28.01.13 Тема раздела:  «Декор­человек – общество» Тема урока: «   Изготовление куклы­берегини в русском­народном костюме» Планируемые образовательные результаты: Предметные ­ в познавательной сфере:    знакомство   с обрядовым значением кукол­идолов;   осознание роли кукол­ берегинь в жизни восточных славян; урок помогает активизировать деятельность учащихся, наиболее полно запомнить  собранную    (самими детьми) информацию, что наиболее ценно  самостоятельно         . ­в трудовой сфере:  приобретение практических навыков, связанных с мастерством изготовления кукол, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне ­ в мотивационной сфер:   каждый учащийся  имеет возможность  проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания   ­эстетической сфере:  развитие      воспитание художественного вкуса;   практической деятельности, при восприятии произведений. - в   коммуникативной   сфере:    совместная   работа,   в   тесном   сотрудничестве   друг   с   другом   (ученики   – учитель),  коммуникативные   умения,   являющиеся   важными   компетенциями   в         :   знать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, современном мире   птица,   солярные   знаки);  умело   пользоваться   языком   декоративно­прикладного   искусства, принципами декоративного обобщения ­ в физической сфере: развивать моторику пальцев рук  эстетического   вкуса,   восхищение  куклами,   созданными  мастерицами,  формирование нравственно­эстетической отзывчивости в   ходе     развивает   определенные   Метапредметные  –  в   развитии   художественно­образного,   эстетического   типа   мышления, формировании   целостного   восприятия   мира;   развитии   фантазии,   воображения,   художественной интуиции,   памяти;   формировании   критического   мышления,   способности   аргументировать   свою  ;      в получении точку зрения по отношению к произведениям искусства на примере кукол­берегинь   опыта восприятия произведений искусства как основы   формирования коммуникативных умений. Личностные   Содержание   обучения   оказывает   огромное   влияние   на   формирование   личности ребенка,  помогает   видеть  и   слышать   окружающий   мир,  оценивать  и   понимать   художественную ценность произведений искусств; Формирование   у   детей   подлинной   любви   и   уважения   к   своей   Родине,   к   ее   историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству; Развивать творческую духовно­нравственную личность;  Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; Принятие мультикультурной картины современного мира. Цели: Образовательная  ­ приобщение учащихся к народному искусству активизирует деятельность учащихся, позволяет   наиболее   полно   запомнить     собранную      (самими   детьми)   информацию,   что  самостоятельно     наиболее ценно   воспитательная ­ воспитание трудолюбия, усидчивости развивающая ­ развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности профориентационная­     позволяет   у   учащихся     выявить   интерес   к  умению   мастерить,   что   в   будущем поможет им  стать умельцами, мастерицами  .   Учит детей  анализировать и систематизировать приобретенные знания : слово учителя, беседа, сравнение,   создание ситуаций  : коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, , самостоятельный Методы проведения занятия: - Словесные уподобления действиями, мимикой Наглядные   поиск и рассматривание произведений искусства, использование домашних наблюдений. Интегрированные   аудио­, кино­, фотоматериалов. Практические  : показ приемов работы учителем, индивидуальная работа учащихся: упражнения,   зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа, фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом, групповая работа 2­4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника. Творческие    : сочетание восприятия с музыкой и художественным словом, использование  : исследование, поиск, творческая работа. Формы организации познавательной деятельности учащихся:   урок ­ образ (создать образ куклы­ берегини) Тип урока: комбинированный  Объект труда: кукла­берегиня Межпредметные   связи:  урок   интегрированный:   литература   (инсценировка),   ИЗО   (работа   по   эскизам),   истории куклы-берегини с   технология (работа с тканью); история искусства: историей с народа.   неразрывная связь   Материально­техническое оснащение :Таблицы с изображением русского народного костюма и разных кукол­берегинь;Репродукции   исторических   картин   русских   художников,   в   которых   есть   изображение русского   народного   костюма   (И.П.Аргунов   «Портрет   неизвестной   крестьянки   в   русском   костюме»; К.Е.Маковский  «Девушка в кокошнике»;Набор открыток  по теме «Русский народный  костюм»; Эскизы русских народных костюмов;Таблицы с изображением последовательности изготовления и сборки  куклы;Бумага­картон;Клей, ножницы, кисточка;Кусочки хлопчатобумажных тканей;Тесьма, бусы, нитки,  кружева, ленты;   принтер.   компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран,      Технические средства:   Ход урока 1. Организационная часть  ­ 5 мин Инсценировка отрывка из сказки «Василиса Прекрасная» Автор:   Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем   мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа  Василисе помогала её куколка    . Без этого где бы руки, как барыни. Как же это так делалось?     девочке сладить со всею работаю! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый   лакомый   кусочек,   и   вечером,   как   все   улягутся,   она   запрется   в   чуланчике,   где   жила,   и потчевает её, приговаривая:  Василиса:     ­ На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки – не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?  Автор:   Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу   справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у неё уж и гряды выполоты, и капуста полита, вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и   травку от Беседа  Учитель:  Из какой сказки отрывок? («Василиса Прекрасная») Учитель:   Хорошо было жить её с куколкой      загару. Благодаря кому Василиса справлялась с трудностями жизни? Ученик: Благодаря куколке Учитель:  Кто и когда подарил куколку Василисе? Ученик: Перед смертью  Купчиха­мать подарила куколку 8­летней Василисе. Учитель:  Послушаем, какой наказ дала мать дочери в своем благословении: Автор:   Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из под одеяла куклу, отдала ей и сказала:      Мать  :­ Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским     и никому не показывай, а  Береги её всегда при себе   благословением оставляю тебе вот эту куклу.    когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью. Учитель:     о кукле – берегине   О чем будем говорить на уроке? ( 3. Изложение нового материала 15­20мин. Совершенно верно. Перед вами  народная кукла Берегиня   кукла­оберег, дошедшая до нас с языческих времен. Внутри одетой бытовой куклы, игрушки­самоделки, скрывается ее основа – идол,  дух предка – вечная загадка. В ней воплощали образ девы, славянской  богини плодородия. К   берегиням обращались с дарами и наговором.   Ученик: Выбрал я для русских женщин имя То, что смыслом полнит естество,  Нежное такое – "Берегиня",­ В нем души славянской колдовство.  Как оно идет тебе, богиня!    Как рождает нежность и мечту!  Слово колдовское: "Берегиня!"  Русских женщин множит красоту. Учитель:  Что же значит «берегиня»?   Ученик: Берег няии       др.­рус. упомянутый в церковных поучениях против язычества. Слово      )  оберег   является народным переосмыслением (в связи с     беречь,         Учитель:   Ученик: К клауи    — предмет в виде     дерева      , ткани  Учитель: Эта кукла не выглядит детской игрушкой. Она знаменует разъединенность и одновременно союз человека и природы, одиночество и близость к таинственным силам стихий.     топили   в   воде,   сжигали,   закапывали   в   землю,  обрядовые   куклы Существовали    .   Этих   кукол       разрывали на части. Сопровождалось действие весельем обновления. Во времена «Колодийного  Колодию обряда»   преклонялись          (кукле­полену).   Молились   ему,   затем   сжигали   в   печке   и веселились. Как называются похожие праздники? Ученик:  Масленица. Сжигали куклу масленицу. День Ивана Купала. Наряжали соломенную куклу – Купалу  в женское платье, украшали лентами и монистами. Люди всю ночь  плясали и играли вокруг   в     восточнославянской мифологии     берегыни       женский персонаж,   , очевидно,      Что означает слово « кукла»?     фарфора  ,        пластика  ,     бумаги  ,     Обратимся к словарям.  и других материалов.     (обычно во мн. ч. —       берегини  ) —          человека     или    животного    , сделанный из              )   5   ­ мин ― –   умилостивить,   получить   что­то   взамен,   что­то   прибавить,   для   этого   нужно     Традиционно у куклы – берегини костров, прыгали через них, купались в реке. Огонь – очищает человека, вода – омывает. А затем  сжигали Купалу. Божество выполнило свою миссию. Учитель: Куклы­богини,   духи   природы,   хозяйки,   обереги   –   жертвенные   души   –   это   духовные   пленники человека. Игра с куклой – игра в жизнь и смерть, приятие неизбежного в конечном и бесконечном, общение с духом предка и потомка. В кукле прошлое умирает в настоящем, чтобы возродиться в будущем.  Учитель:  Какова цель жертвы? Ученик: Цель   жертвы   отдать, что­то оторвать от себя.  Учитель:   В кукле совмещены 3 времени: прошлое, настоящее и будущее.  Со временем жертва, как залог духовного в человеке не исчезла, она переместилась  в область    с ее трагическими противоречиями.    Память   понимания жизни        об этой жертвенности хранит в себе народная кукла – значимый элемент русской культуры Учитель:  ­Ответьте, пожалуйста, какие времена совмещены в кукле? Ученик: Совмещены 3 времени: прошлое, настоящее и будущее. В кукле прошлое умирает в настоящем, чтобы возродиться в будущем.  Учитель:  Итак, чем являлась кукла­берегиня для наших предков? Ученик: Кукла­оберег   природы. Учитель:  Из какого материала делались куклы­берегини? Ученик: Делались такие куклы вручную без применения  иголок и ножниц путем скручивания из подручных материалов: ткани, льна, ниток. Учитель:    безликими.      лицо не рисовали, они были    Почему? Ученик: Лица такая кукла не имела, дабы не похожа она была на кого­то из домочадцев и злой дух в нее не вселился.      Считалось,  что,  имея  выражение лица, кукла приобретала  душу и теряла свою таинственность,   магичность   и   обережные свойства.   Пусть   у   нашей   куклы   всегда   будет светлое   лицо!      Часто     куклы     лишены   были    туловища, рук и ног.   Учитель: Издавна на Руси о  куколки делали с определенной целью. То урожай и достаток в дом  бережные      приманить богатый, то злых духов обмануть после рождения ребенка, то мужчине дать в дорогу, чтобы охранять его да об очаге домашнем напоминать. Существует огромное множество кукол­берегинь, познакомимся с некоторыми из них. Какая   из них была самой первой? Ученик:    – телесное подобие человека, жертва, дух предка, вместилище одушевленных сил Предположительно,   одной   из   первых   куколок,   с   которой   соприкасались   малыши,   была   кукла Отдарок­на­подарок  .   По силам ее сделать ребенку самостоятельно. Для куклы нужно ­ лоскуток­   прямоугольник и немного ниток. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую   одежу   (порты   и   рубаха   для   мальчика,   рубаха   и   сарафан   для   девочки).   Эти   куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!» Учитель:  Какую куклу изготовляли в Северных областях? Ученик: В Северных областях изготавливали    Параскеву     куклу          в     русском народном костюме. Кукла   Параскева   ­   берегиня   женских   рукоделий.   Святая     Параскева   ­   христианская покровительница женщин и женских ремёсел. День Параскевы – Пятница. Отмечали его на Руси в ноябре,  когда закончены полевые  работы и  начиналось  время  пряденья, ткачества,  вышивания. Девушки и женщины в этот день показывали своё рукоделие. На руки и голову куклы навешивали ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено. Кукла делалась из мешковины. Учитель:  Что и почему вкладывали в мешочек кукле? Ученик: На  Руси   долгое   время   основным   видом   питания   была   каша,  так   как   зерно   имеет   мощную жизненную   силу,   легко   усваивается,   доступно   для   взращивания   на   территории   славян.      Коли именно земля дает  урожай ­ родит  значит, то и образ, дающий этот  урожай,  женский. Поэтому небольшой мешочек куклы наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу­мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой­пояском   (с   магическим   орнаментом:   вода,   земля,   зерно,   солнце),   игольницы,   пяльцы, ножницы, коклюшки, напёрстки.  Учитель:  Как называлась кукла, которой в мешочек клали крупу? Ученик: Крупеничка     хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи.  Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. Учитель:   К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Горошинки   Ученик:     и.   Зерновушки      Зерновушка     ­эта старинная насыпная игрушка.В основе заготовки тряпичной куклы могла быть обычная ветошь, а могло быть зерно (тогда она называлась «Зернушкой»), или зола, взятая из так называемого родового зольника. Простая на внешний вид куколка ­   зернушка,     большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.  Кукла ­ зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо­жизни. Учитель:    но изготовленная с Много чудес на свете, да только почему­то не пользуются ими люди? Думают, что слишком они сложны ­ эти чудеса. Но, изучая древние обережные традиции, можно убедиться, что чудо может  кукла­скрутка    .  появиться на свет и за десять минут. И пример тому ­ тряпичная    Ученик: в ее она их  с  толбушка    кукла­скрутка   Тряпичная      Что скажите о кукле закрутке?    называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы изготовлении   участия   не   принимают:   ни   к чему   железу   касаться   ткани,   резать лоскутки, из которых вот­вот родится почти живое   существо   ­   обережная   кукла.  вепсская кукла­скрутка    ,   Маленькое чудо ­   названная так по имени народа, от которого есть­пошла. Вепсы ­ люди непростые. Сейчас осталось   совсем   немного,   но   их   традиция жива.   Кукла   выполняется     поэтапно   ­   это значит в каждую деталь ­ в руку правую, в руку   левую,   в   голову,   в   узелки   ­ вкладывается   часть   образа,   которые   потом   соединяются   в   единую   обережную   картину.   Такую куклу делают для человека, которому сейчас нелегко. Ведь вепсская кукла, даже по внешнему виду напоминающая   матушку­кормилицу,   является   олицетворением   материнской   заботы,   женской защиты   и   любви.   Часто   такие   куколки   сопровождали   ребенка   с   самого   рождения,   пока   не изнашивались,   ну   а   взрослым   людям   вепсская   кукла   помогала   поверить   в   себя,   успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом. Учитель:     Ученик: Закрутка   ­ это то же самое, что и      или берестяная трубочка. Главной особенностью этой куклы является то, что   Как и многих других куколок. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Учитель:  Какова основа кукол Ярославской области? Ученик:  Ярославской    Внутренняя   основа   народных   кукол       области     – кусок белой ткани, набитый тряпками и зашитый в   виде   баллона,   который   перетягивается   шпагатом   или   суровой ниткой так, что выделяется голова, грудь, талия и нижняя часть туловища. Одежда каждодневная и праздничная. Ног нет, руки – опушены вниз. Учитель:  Учитель:  Для чего делали кукол­кувадок? Ученик:  куколки­кувадки Это   . Их делали перед родами и развешивали перед входом в помещение, где это      происходило (в сенях или в предбаннике). Их роль ­ отвлечь внимание нечистой силы от роженицы  и ребёнка. Потом их вешали над детской колыбелькой с той же целью. Костюм выполнен по мотивам Воронежского народного костюма, где основные цвета ­ чёрный и  красный. Юбка­понёва всегда чёрного цвета, как олицетворение плодородного воронежского     чернозёма    .     В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани      делают ее без иголки. Тряпичных кукол существует огромное множество, и все друг на друга непохожи. Все уходят корнями в древнюю древность ­ во времена, когда мир был краше и проще, а люди ­ мудрее и искренней. Тогда под пальцами мастериц рождались мощные обереги ­ сгустки абсолютной любви, заключенные в трогательной форме куклы. Эта кукла, подаренная близкому человеку, становилась первейшей его защитницей. На пороге стоит кукла. Крепенькая, белая, ладная. Настоящая хозяйка дома. Она одинока, но ―   это   неповторимая   возможность   окунуться   в   мир   народного   таланта   и в ней ощущается что­то  живое, бесстрашное, вселяющее веру, в то, что нет ничего проходящего  бесследно.  2. Повторение пройденного материала  2­3­ мин. Учитель: В каком костюм наряжали куклу? Ученик: Чаще всего кукла­берегиня выполнялась в русско­народном костюме. Учитель: Народный   костюм   самобытности той или иной страны, составить представление о менталитете народа.   Времена проходят, но национальный костюм останется той вечной ценностью, которую нужно бережно хранить и передавать по наследству.  Такую куклу приятно и дома держать, и преподнести в качестве сувенира, ведь только традиции предков живут за гранью моды.      ­ Из чего состоял русский женский костюм? Ученик: Русский женский костюм   Учитель:    ­ Чем отличался русский женский костюм севера от костюма женщин юга?   шугай На севере   (душегрею     (нагрудной распашной одеждой), а в холодную погоду ­         епанечка     длинными рукавами). На юге России:    Учитель:    Отличительная черта  русской народной одежды – сочетание белого и красного цвета Заметка   дизайнера   дизайна интерьера, выполненного в русском стиле Учитель:   сорока  ), передник, головной убор – шапочка (       понева (юбка      ).  ­Какова отличительная черта русской народной одежды?  :   традиционные   куклы­обереги   являются   сегодня   неизменным   атрибутом  : рубаха, сарафан, пояс, иногда передник, кокошник.   с    Со   многими   событиями,   происходящими   в   материальном   мире,   мы   можем   совладать, поскольку более ­ менее знаем его законы. Но вот о законах мира нематериального почти все знания растеряли. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые ­ по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.  Отдарок­на­подарок   ,Параскева,    С какими  куколами­берегинями познакомились?  (   Крупеничка, Зерновушки, кукла­скрутка,     куколки­кувадки     вепсская кукла­скрутка    , Ярославской области     , обрядовые  куклы)  ,   с  толбушка  ,     закрутка       .    А сейчас, мы с вами изготовим любую куклу­берегиню, взяв на   4. Вводный инструктаж  1­2­ мин заметку увиденное и добавив что­то свое. Для тех, кто затрудняется: схемы кукол на доске.    5. Самостоятельная работа учащихся ­ 15 мин    Изготовление и сборка куклы   6. Заключительный инструктаж  1­2­ мин.     Просмотр и выставка готовых кукол, обсуждение и оценка 7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания 1­ мин (Доделать куклу­берегиню, кто не успел) 8. Подведение итогов урока  1­2мин  . Учитель: – телесное подобие человека, жертва, вместилище одушевленных сил природы.)  ­  Чем занимались на уроке? (изготовили куклу­берегиню)  ­Чем являлась кукла­берегиня для наших предков? Кукла   Учитель:  Какова роль куклы­берегини в жизни   Ученик: Оберечь человека от болезней, неудач, трудностей.   восточных славян?   Вывод: Кукла­берегиня – жертва, оберег,   защита, поддержка, помощница,   подарок     кормилица, покровительница женщин и женских ремёсел, залог урожая зерновых культур,  благосостояние, безликий дух предков  ,   матушка­ 9. Уборка рабочих мест­ 1­мин. Учитель Левашова Елена Викторовна

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.

Урок ИЗО, 5 класс «Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме» Автор: Левашова Е.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018