Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"
Оценка 4.9

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Оценка 4.9
Видеоуроки +4
doc
изобразительное искусство
5 кл
11.11.2019
Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"
Урок направлен на объяснение народных традиций, русских традиций. Убранство избы в русском стиле. Объяснение идёт через показ слайдов на уроке изобразительного искусства для учащихся 5-го класса. По необходимости также демонстрируется видеоролик старинных домов (избушек) , в которых присутствует убранство русской старины.
2 урок ИЗО 5 класс.doc
Урок ИЗО 5м  классе  Дата: по теме: «Убранство русской избы» Цель:  Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем ­«избой», единством её  конструкции и  декора, с основными элементами русского жилища, их  символическим значением. Воспитывать любовь  к традициям родной земли и  народной культуре. Задачи:  познакомиться с истоками народного искусства;  провести анализ научной литературы  выявить традиции строительства и убранства русской избы; Планируемые результаты: Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику  древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять  эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность,  обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в  творческой работе. Личностные: смыслообразование, ценностное отношение к историческому  прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Метапредметные: Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать,  обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка  процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение  гипотез. Извлечение необходимой информации Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои  мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации Регулятивные УУД: ­ уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с  поставленной задачей, ­ находить варианты решения различных художественно­творческих задач; ­ уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, ­ уметь организовать место занятий. Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования и  использования инновационных технологий. Методы: словесный, наглядный, частично проблемно­поисковый: объяснение с  практическим закреплением (работа с историческими источниками) Формы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, просмотр­ анализ работ Оборудование: ИКТ, презентация; филь «Русская изба», СД  «Электронное  приложение к учебнику», наглядно­демонстрационный материал.                                План занятий: Организационный момент.   1. 2. Формирование новых знаний   Физминутка 3. 4. Закрепление  5.2.    Кроссворд «Убранство русской избы» 5. 6. 7. Практическая работа  Анализ работ. Рефлексия. Домашнее задание. Ход урока: 1. Организационный момент.  Вхождение в тему урока. Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть. У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?  ­ СОЛЯРНЫЕ  ЗНАКИ ­ Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные ­ они  могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.) (На экране появляются изображения элементов избы и  слова). Посмотрите на слова (охлупень, полотенце, изба, причелины,  лобовая доска,  наличники, ставни, лицо, очи,  фронтон ( слайд 1 ). 2 ­  Есть ли среди них знакомые вам слова? Найдите среди них – слово которое  объединяет все эти слова?  Изба (слово и изображение). 2. 2.Актуализация опорных знаний. Дом как человек. Он предстает как зрячее существо. На его лице­фасаде забрало  наличников, прикрывающих ставнями очи­окна. Причелины  (резные доски,  которые прикрывали торцы слег крыши), обрамляющие  чело  украшались   орнаментом. Орнамент украшал полотенце и  лобовую доску. ­Сравните  изображения на экране (слайд 2) (на одном доме нет украшений на наличниках и других элементах избы). ­Как связана изба с нашим уроком. Тема нашего урока «Убранство русской избы» (слайд 3) ­ Определите цель урока . (слайд 4) 3.Формирование новых знаний   Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных  дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы. Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом.                                        В. Федотов Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют дорогого человека.  Дом кров по своей значимости находился наряду с такими понятиями, как жизнь,  добро, родная земля (слайд 5) Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом  для него было важно не только решить чисто практическую задачу ­ обеспечить  крышу над головой для себя и своей семьи,  но и так организовать жилое  пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью  покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя  традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными  (слайд 6) ­ Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы? ­ ДЕРЕВО ­ Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели  ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.  Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем   90% населения России. Это легко изнашиваемая  постройка и до нас дошли избы   3 не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние  строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в  некоторых районах рек Мезени и Печоры из  лиственницы. Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был  топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. (слайд 7) Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских  летописях с самых древнейших времён).   Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек  пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен  защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть  (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) –  с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь  человека с космосом.   Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а  для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. Давайте посмотрим из чего состояла кровля.  ( слайд 8) ­ Взгляните на крышу. Ее венчает бревно­охлупень в форме головы коня. Как оно  называется? ­ КОНЕК КРЫШИ На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень. ­ Хорошо украшен дом И от зла обережен. ?  ­ Вспомните, что символизировал образ коня? Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Крестьянская изба ­ это одно из тех явлений, которое с первого взгляда  кажется  обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем  рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться,  восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. ( слайд 9)    Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но  оберегали и защищали его. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги,  различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли. А Причелины свисают Плотно бревна закрывают. Закрывая, защищают чудо ­…?  Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце.  ( слайд 10). В теремочке­терему Дочка мастера живет, 4 Мастерицею слывет Василиса­краса Ниже пояса коса, Сарафанчик может сшить, Гордо павою ходить. Это: ­ ПОЛОТЕНЦЕ                Полотенце символизирует полуденное солнце в зените (слайд 11) В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки­отверстия,  узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь. (слайд 12). Особенно нарядны фронтон и наличники окон . ( слайд 13). Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими  кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются  ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди­полурыбы,  волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долбленной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами­очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней  жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в  старые времена все эти кружочки, ломаные линии, точки символизировали  молитву, охраняли от  злых сил, были "оберегами".                                                       Одним из важных элементов украшения избы были наличники. (слайд 14)  4. Физминутка  5. Закрепление. (технология смыслового понятия). !     Вслушайтесь в это слово: "наличник" –   "находящийся на лице".  Фасад  дома ­ это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть  умытым и красивым. Именно наличники  делают каждый дом не похожим на своих  соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. ( слайд15) Орнамент ­ язык тысячелетий, поэтому  выбор узоров  избы не случаен. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы­собаки,  полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения  причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли,  выше – в диковинных птиц и образы солнца. (слайд 16). 5.1.  Игра «Укрась дом» ( СД  «Электронное приложение к учебнику»).           5.2. Кроссворд (слайд 17) 6.  Практическая работа (технология креативного мышления) Просмотр слайд фильма 5 Как вы думаете, что мы сейчас будем рисовать? Наличники. (слайд 18). У вас есть выбор: ­ можно  расписать наличники для дома в рабочей тетради,  или изготовить и  вырезать ажурный наличник и приклеить его к нарисованному окну. (музыкальный фон) 7. Анализ работ. Рефлексия. Оценка за работу. ­ Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно  потрудились. Что нового вы узнал? Что особенно понравилось? Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы? ­ А теперь покажите смайлик, который соответствует вашему  настроению в конце  урока. Покажите соседу по парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение. (слайд №  19) Вывешиваются  детские работы на доску. ­ Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при  украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют  традиционного русского дома. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме  царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая  живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ ­ МОЯ КРЕПОСТЬ» 8. Домашнее задание. (слайд 20). Альбом, рабочая тетрадь, кисть, гуашь, баночка для воды, Иллюстративный материал с изображением интерьера русской избы с предметами  быта. Книги русских сказок с изображением интерьера избы. 6

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"

Урок ИЗО в 5-м классе "Убранство избы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019