Урок изобразительного искусства "Дымковская игрушка" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На основе повторения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать представление о дымковской игрушке.. Формировать практические умения и навыки рисования декоративной росписи. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Воспитывать интерес к искусству росписи, уважение к творческому наследию. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Иконка файла материала технологическая карта изо 4 класс.docx
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 4 класс ФГОС  УМК« Начальная школа XXI века». Галиева Елена Константиновна Класс: 4 Предмет: Изобразительное искусство Тема урока: «Диковинка. Дымковская игрушка» Цель:Обучить детей выполнению техники Дымковской игрушки. Познакомить с историей народной игрушки. Межпредметные связи: цветоведение Тип урока:комбинированный Программные  задачи:   Личностные  Закрепить приемы лепки, учить выполнению дымковской игрушки.   Развивать логическое мышление, творческое воображение, моторику рук.  Воспитать интерес к народным промыслам, к истории возникновения народных игрушек, культуру труда. умение анализировать и делать вывод; развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. развитие умения выражать свои мысли. Метапредметные Предметные         выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки; создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;  выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и   волнистые линии, клетка, точки­горошины). Опорные понятия, термины: Основные цвета, составные цвета, цветовой круг. Результат взаимодействия, формируемые УУД:психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности,  самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата,  адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности. Оборудование: Для учителя: : образцы изделия, презентация, интерактивная доска. Для учащихся: пластилин. Структура урока: 1. Организационный момент  (1 мин.)2. Актуализация опорных знаний(5мин)  3. Основная часть: а) Объяснение нового материала (10мин) б) Динамическая пауза(1мин) в) Закрепление изученного материала(2­3 мин)   г) Практическая работа(20мин) д) Анализ работ учащихся(1мин) 4. Подведение итогов ­ 3 мин. 5. Рефлексия(1мин) 6. Домашнее задание(1мин) 7. Уборка кабинета Ход урока:  № 1. Этап, его продолжите льность Организаци онный момент  ( 2 минут) Виды работы,  формы,  методы,приё­ мы Взаимное приветствие. Открытый вход в деятельность. Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые УУД Планируемые результаты Приветствуют учителя. Отвечают вопросы.   РУУД: уметь четко  организовывать свое  рабочее место. на     Установление Проверка Приветствие. дисциплины. готовности и явки на занятии.  Ребята,   посмотрите,   всё   ли   вы приготовили уроку. Рассаживайтесь   все   по   своим местам. Будьте   на   уроке   очень внимательны к     2. Актуализац ия   опорных знаний  (5 минут) Вызвать интерес  к теме и эмоциональный отклик     по поводу увиденного. Ребята вы любите  путешествовать? Я вам предлагаю сегодня  отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами  отправимся не обычным  способом. Нам поможет сила  воображения, наша фантазия и    Отвечают на вопросы учителя – делятся   своими впечатлениями. КУУД: Умение строить речевые  высказывания Умение  вступать в учебное  сотрудничество с учителем  РУУД: Умение принимать и  удерживать учебную задачу  Вводная Проблемные вопросы.   беседа.Умение контролировать  свою деятельность вот этот ковер­ самолет Усаживайтесь удобнее, крепко  возьмитесь за руки и заройте  глаза. Итак, наше удивительное  путешествие начинается! ­А теперь откройте глаза,  посмотрите вокруг, и  догадайтесь куда мы попали? ­А попали мы в село Дымково. ­Ребята, а подумайте почему  оно так называется? Анализируют работу   в   целом   и по­отдельности, как   и   в   какой последовательнос ти.выполнять работу.  КУУД: Умение строить речевые  высказывания Умение  вступать в учебное  сотрудничество с учителем  РУУД: Умение принимать и  удерживать учебную задачу  Умение контролировать  свою деятельность Создание   и   решение проблемной ситуации.  Наглядный показ образца, способа действия. Объяснение   с опорой на наглядный материал. 3.  Основная часть: а) Объяснение нового материала  (10 мин) Создание условий   для усвоения нового материала. Активизация познавательной деятельности   никогда ­   А   кто   знает,   что   такое дымковская игрушка? Дымковская   игрушка   — рукодельное   изделие.   Каждая — создание одного мастера. От лепки   и   до   росписи   процесс творческий,   не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая   игрушка   уникальна   и единственна. производства Для её используется   местная   красная глина, тщательно перемешанная с   мелким   речным   песком. Фигурки   лепят   по   частям, отдельные   детали   собирают   и долепливают, используя жидкую   глину   как   связующий материал. лепки сглаживают   для   придания изделию ровной поверхности. После   полной   просушки   в течение   от   двух   до   двадцати   Следыдней и обжига при температуре 700—800   градусов   игрушки покрывают темперными белилами   в   два­три   слоя (прежде   побелку   осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше   игрушки   расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя   вместо   кистей палочки   и   перья.   Расписанная игрушка   вновь   покрывалась взбитым   яйцом,   что   придавало блеклым   анилиновым   краскам блеск   и   яркость.   Сегодня   для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в   которой   много   красного, жёлтого,   зелёного, алого,   придаёт   дымковской игрушке   особую   яркость   и нарядность. Строго геометрический орнамент строится   по   разнообразным композиционным схемам: клетки,   полоски,   круги,   точки различных наносятся сочетаниях. Завершают украшение игрушки­ромбики из потали   или   сусального   золота, наклеенные поверх узора. Наиболее   распространённые сюжеты:   няньки   с   детьми, водоноски,   бараны   с   золотыми   синего, ви   рогами, индюшки, петухи, олени и,   конечно,   молодые   люди, скоморохи, барыни. Дымковской   игрушке   чужды полутона незаметные переходы.   Вся   она   —   бьющая через   край   полнота   ощущения радости   жизни.   Особенно   она хороша   в   паре   и   в   группе   с другими,   в   близком   соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке. свои   Ребята, мы с вами вспомнили и дополнили   знания историей Дымковской игрушки. Это хорошо, что вы вспомнили. Но вы наверно немного устали, и поэтому давайте мы проведем не большуюфизминутку. Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские. У нас ручки крендельком Щёчки будто яблочки. б) Динамичес кая пауза  ( 1 мин) Сохранение   и укрепление здоровья детей Выполняют зарядку   вместе   с учителем Коммуникативные: ­формировать умение  работать в паре, группе Игровой Наглядные действия.   прием.Практические  действия.  Аудио материалы   (русская   народная музыка)     и   принимать задачу, план РУУД: учебную   понимать действий, придумывать воплощать оригинальный замысел предстоящей   работы; цель удерживать до деятельности получения ее результата при практической деятельности;         г) Практическ ая работа ( 20 мин) Выполнение практических работ Выполняют практическую работу. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Вот мы немножечко размялись,  тихонечко сели. Мы сняли  усталость и напряжение и  начнем дальше наш урок. Ребята а скажите, что нам  потребуется для работы? Посмотрите все ли у вас есть на  столах для выполнения этой  работы? А как вы думаете, какова наша  главная цель? Цель сегодняшнего нашего  урока, научиться выполнять  технику дымковская игрушка.  Познакомиться с историей  игрушки. Закрепить приемы  лепки, учить выполнению  дымковской игрушки. Развить  логическое мышление,  творческое воображение,  моторику рук. Воспитать интерес к народным  промыслам, к истории  возникновения народных  игрушек, культуру труда. Из чего мы будем выполнять с  вами работу? Почему? (Он проще в работе,  эластичней). Рассмотрите внимательно  лошадку. Мы будем с вами делать, такую  лошадку.Будущий конь может быть  представлен в виде овального  туловища и головы,  цилиндрической шеи и ног. В  ладонях не сложно скатать  такие фигуры, не забывая  соблюдать примерные  пропорции. Конечно, в  декорировании часто  применяются различные  несоразмерности, но и они в  пределах разумного. Итак, мы  имеем несколько деталей от  коня. Это похоже на  конструктор, только  соединяются детали  примазыванием . Соедините  последовательно туловище,  шею, голову и ноги. Старайтесь  примазывать качественно,  чтобы не наблюдалось трещин.  Следите за чистотой рук­ кожа  должна чувствовать материал и  не оставлять грубой  шероховатости. Уже на этом этапе получился  грубый полуфабрикат,напоминающий какого­ то  животного. Следующим шагом  будет более качественное  заглаживание и придание более  конкретной конечной формы –  задание поворота головы,  наклона шеи, постановки ног. К  голове нужно приделать  небольшие ушки. Сделать это  можно защипыванием или  примазыванием конических  деталей, заготовленных раннее. Коню не хватает ещё хвоста.  Выполняется он, как и грива и  пускается для надежности по  одной из ног. Как и гриву,  примазываем хвост на правый  бок коня, имитируя движение,  вызванное дуновением ветерка. Теперь нужно ещё раз  посмотреть фигурку со всех  сторон , чтобы исправить  последние недостатки и  дефекты. А сейчас наш урок подходит к  концу. Приведите рабочееместо в порядок. д)   Анализ работ учащихся (2 мин) 4. Подведение итогов (1 мин) Дать   анализ   и оценку успешности достигнутых целей Рассматривают свои   работы   и работы одноклассников Слушают, осмысливают. Отвечают   вопросы. на Ребята, давайте повторим  сегодняшнюю тему нашего  урока Что мы изучили? ( Дымковскую игрушку ) Что это? Для чего она нужна? Какие игрушки бывают? ­Вот наш урок подошел к концу Несколько учащихся выходят к  доске со своими работами,  показывают всем, все вместе  анализируем работы детей. Справились ли они с заданием? ( да) почему? (нет) почему? Правильные ли цвета они  Анализ результатов.   и   обсуждение Проблемные вопросы. РУУД Умение  анализировать  собственную  деятельность КУУД Умение грамотно формулировать   свои мысли   и   слушать других Личностные: проводить  уметь   самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие эстетического5.  Рефлексия ( 1мин) Формировать готовность   к коммуникации, воспитывать культуру общения поведения и   использовали при работе? ­Вы сегодня все молодцы,  спасибо вам за урок, мне  понравилось свами работать  На   ваших   столах   лежат смайлики.   3   смайлика,   синий, желтый, красный. ­   синий   означает,   что   вам   все понятно, и вы обусвоили урок ­   желтый   означает,   что   вы   не совсем поняли урок ­ красный значит, что вы вообще ничего не поняли Выберите   один   из   трех   и поднимите руки. Молодцы все очень внимательно слушали и все поняли. сознания   через освоение художественной грамоты. Слушают, высказывают. Познавательные  УУД  Заключительное слово учителя. Прием рефлексии «незаконченное предложение   ­ Анализ ,  комментирование и  самоанализ  выполненной работы. ­ Осознанно и  произвольно  обосновывают  качество  продуктивной  деятельности в парах  и своих группах. Коммуникативные  УУД ­ Взаимодействуют друг с другом и с  учителем вофронтальном режиме, озвучивают  индивидуальные и  групповые оценки. ­ Уметь строить в  коммуникации  оценочные суждения  на основе  предложенного  алгоритма оценки  работ и  сравнительных  характеристик с  оригинальным  «Мастерским»  эталоном. Регулятивные УУД ­ Умение оценивать  правильность  выполнения действия  на уровне адекватной  ретроспективной  оценки.  ­ Умение находить  отклонения от  эталона и планируют  в дальнейших  практических  работахкорректировку и  недопущения  повторения   подобных ошибок. Личностные УУД          ­  Осуществляют и   самооценку взаимооценку группах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий,   определяют аргументировано общегрупповые оценки. 6. Домашнее задание (1мин задание (1мин) 7.  Уборка кабинета Подготовка учеников   следующему уроку. к Записываем домашнее задание.  На   следующий   урок   приносим краски,   альбом,   кисточки   и палитру. Слушают учителя, записывают. Убираем   за   собой   рабочие места. Убирают   рабочие места. Способствоват ь   воспитанию аккуратности и чистоплотност и.   Приучение детей к труду.

Посмотрите также