На основе повторения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать представление о дымковской игрушке.. Формировать практические умения и навыки рисования декоративной росписи. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Воспитывать интерес к искусству росписи, уважение к творческому наследию.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 4 класс ФГОС УМК« Начальная школа XXI века».
Галиева Елена Константиновна
Класс: 4
Предмет: Изобразительное искусство
Тема урока: «Диковинка. Дымковская игрушка»
Цель:Обучить детей выполнению техники Дымковской игрушки. Познакомить с историей народной игрушки.
Межпредметные связи: цветоведение
Тип урока:комбинированный
Программные задачи:
Личностные
Закрепить приемы лепки, учить выполнению дымковской игрушки.
Развивать логическое мышление, творческое воображение, моторику рук.
Воспитать интерес к народным промыслам, к истории возникновения народных игрушек, культуру труда.
умение анализировать и делать вывод;
развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
развитие умения выражать свои мысли.
Метапредметные
Предметные
выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки;
создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;
выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точкигорошины).
Опорные понятия, термины: Основные цвета, составные цвета, цветовой круг.
Результат взаимодействия, формируемые УУД:психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности,
самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата,
адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности.
Оборудование:
Для учителя: : образцы изделия, презентация, интерактивная доска.
Для учащихся: пластилин.
Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин.)2. Актуализация опорных знаний(5мин)
3. Основная часть:
а) Объяснение нового материала (10мин)
б) Динамическая пауза(1мин)
в) Закрепление изученного материала(23 мин)
г) Практическая работа(20мин)
д) Анализ работ учащихся(1мин)
4. Подведение итогов 3 мин.
5. Рефлексия(1мин)
6. Домашнее задание(1мин)
7. Уборка кабинета
Ход урока:
№
1.
Этап, его
продолжите
льность
Организаци
онный
момент
( 2 минут)
Виды работы,
формы,
методы,приё
мы
Взаимное
приветствие.
Открытый вход
в деятельность.
Содержание педагогического
взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность
детей
Формируемые УУД
Планируемые
результаты
Приветствуют
учителя.
Отвечают
вопросы.
РУУД: уметь четко
организовывать свое
рабочее место.
на
Установление
Проверка
Приветствие.
дисциплины.
готовности и явки на занятии.
Ребята, посмотрите, всё ли вы
приготовили
уроку.
Рассаживайтесь все по своим
местам.
Будьте на уроке очень
внимательны
к
2.
Актуализац
ия опорных
знаний
(5 минут)
Вызвать
интерес к теме
и
эмоциональный
отклик
по
поводу
увиденного.
Ребята вы любите
путешествовать?
Я вам предлагаю сегодня
отправиться в путешествие!
А в путешествие мы с вами
отправимся не обычным
способом. Нам поможет сила
воображения, наша фантазия и
Отвечают
на
вопросы учителя –
делятся своими
впечатлениями.
КУУД:
Умение строить речевые
высказывания Умение
вступать в учебное
сотрудничество с учителем
РУУД:
Умение принимать и
удерживать учебную задачу
Вводная
Проблемные вопросы.
беседа.Умение контролировать
свою деятельность
вот этот ковер самолет
Усаживайтесь удобнее, крепко
возьмитесь за руки и заройте
глаза. Итак, наше удивительное
путешествие начинается!
А теперь откройте глаза,
посмотрите вокруг, и
догадайтесь куда мы попали?
А попали мы в село Дымково.
Ребята, а подумайте почему
оно так называется?
Анализируют
работу в целом и
поотдельности,
как и в какой
последовательнос
ти.выполнять
работу.
КУУД:
Умение строить речевые
высказывания Умение
вступать в учебное
сотрудничество с учителем
РУУД:
Умение принимать и
удерживать учебную задачу
Умение контролировать
свою деятельность
Создание и решение
проблемной ситуации.
Наглядный показ образца,
способа действия.
Объяснение с опорой на
наглядный материал.
3. Основная
часть:
а)
Объяснение
нового
материала
(10 мин)
Создание
условий для
усвоения
нового
материала.
Активизация
познавательной
деятельности
никогда
А кто знает, что такое
дымковская игрушка?
Дымковская игрушка —
рукодельное изделие. Каждая
— создание одного мастера. От
лепки и до росписи процесс
творческий,
не
повторяющийся. Нет и не может
быть двух одинаковых изделий.
Каждая игрушка уникальна и
единственна.
производства
Для
её
используется местная красная
глина, тщательно перемешанная
с мелким речным песком.
Фигурки лепят по частям,
отдельные детали собирают и
долепливают,
используя
жидкую глину как связующий
материал.
лепки
сглаживают для придания
изделию ровной поверхности.
После полной просушки в
течение от двух до двадцати
Следыдней и обжига при температуре
700—800 градусов игрушки
покрывают
темперными
белилами в дватри слоя
(прежде побелку осуществляли
мелом, разведенным на молоке).
Раньше игрушки расписывали
темперными
красками,
замешанными на яйце с квасом,
используя вместо кистей
палочки и перья. Расписанная
игрушка вновь покрывалась
взбитым яйцом, что придавало
блеклым анилиновым краскам
блеск и яркость. Сегодня для
росписи
применяются
анилиновые красители и мягкие
колонковые
кисти.
Использование широкой гаммы,
в которой много красного,
жёлтого,
зелёного,
алого,
придаёт дымковской
игрушке особую яркость и
нарядность.
Строго
геометрический
орнамент
строится по разнообразным
композиционным
схемам:
клетки, полоски, круги, точки
различных
наносятся
сочетаниях.
Завершают
украшение игрушкиромбики из
потали или сусального золота,
наклеенные поверх узора.
Наиболее
распространённые
сюжеты: няньки с детьми,
водоноски, бараны с золотыми
синего,
ви
рогами, индюшки, петухи, олени
и, конечно, молодые люди,
скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды
полутона
незаметные
переходы. Вся она — бьющая
через край полнота ощущения
радости жизни. Особенно она
хороша в паре и в группе с
другими, в близком соседстве
со своими братьями и сестрами
из слободы на реке Вятке.
свои
Ребята, мы с вами вспомнили и
дополнили
знания
историей Дымковской игрушки.
Это хорошо, что вы вспомнили.
Но вы наверно немного устали,
и поэтому давайте мы проведем
не большуюфизминутку.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки.
б)
Динамичес
кая пауза
( 1 мин)
Сохранение и
укрепление
здоровья детей
Выполняют
зарядку вместе с
учителем
Коммуникативные:
формировать умение
работать в паре, группе
Игровой
Наглядные действия.
прием.Практические действия. Аудио
материалы (русская народная
музыка)
и
принимать
задачу,
план
РУУД:
учебную
понимать
действий,
придумывать
воплощать
оригинальный
замысел
предстоящей работы;
цель
удерживать
до
деятельности
получения
ее
результата
при
практической
деятельности;
г)
Практическ
ая работа
( 20 мин)
Выполнение
практических
работ
Выполняют
практическую
работу.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Вот мы немножечко размялись,
тихонечко сели. Мы сняли
усталость и напряжение и
начнем дальше наш урок.
Ребята а скажите, что нам
потребуется для работы?
Посмотрите все ли у вас есть на
столах для выполнения этой
работы?
А как вы думаете, какова наша
главная цель?
Цель сегодняшнего нашего
урока, научиться выполнять
технику дымковская игрушка.
Познакомиться с историей
игрушки. Закрепить приемы
лепки, учить выполнению
дымковской игрушки. Развить
логическое мышление,
творческое воображение,
моторику рук.
Воспитать интерес к народным
промыслам, к истории
возникновения народных
игрушек, культуру труда.
Из чего мы будем выполнять с
вами работу?
Почему?
(Он проще в работе,
эластичней).
Рассмотрите внимательно
лошадку.
Мы будем с вами делать, такую
лошадку.Будущий конь может быть
представлен в виде овального
туловища и головы,
цилиндрической шеи и ног. В
ладонях не сложно скатать
такие фигуры, не забывая
соблюдать примерные
пропорции. Конечно, в
декорировании часто
применяются различные
несоразмерности, но и они в
пределах разумного. Итак, мы
имеем несколько деталей от
коня. Это похоже на
конструктор, только
соединяются детали
примазыванием . Соедините
последовательно туловище,
шею, голову и ноги. Старайтесь
примазывать качественно,
чтобы не наблюдалось трещин.
Следите за чистотой рук кожа
должна чувствовать материал и
не оставлять грубой
шероховатости.
Уже на этом этапе получился
грубый полуфабрикат,напоминающий какого то
животного. Следующим шагом
будет более качественное
заглаживание и придание более
конкретной конечной формы –
задание поворота головы,
наклона шеи, постановки ног. К
голове нужно приделать
небольшие ушки. Сделать это
можно защипыванием или
примазыванием конических
деталей, заготовленных раннее.
Коню не хватает ещё хвоста.
Выполняется он, как и грива и
пускается для надежности по
одной из ног. Как и гриву,
примазываем хвост на правый
бок коня, имитируя движение,
вызванное дуновением ветерка.
Теперь нужно ещё раз
посмотреть фигурку со всех
сторон , чтобы исправить
последние недостатки и
дефекты.
А сейчас наш урок подходит к
концу. Приведите рабочееместо в порядок.
д) Анализ
работ
учащихся
(2 мин)
4.
Подведение
итогов
(1 мин)
Дать анализ и
оценку
успешности
достигнутых
целей
Рассматривают
свои работы и
работы
одноклассников
Слушают,
осмысливают.
Отвечают
вопросы.
на
Ребята, давайте повторим
сегодняшнюю тему нашего
урока
Что мы изучили?
( Дымковскую игрушку )
Что это?
Для чего она нужна?
Какие игрушки бывают?
Вот наш урок подошел к концу
Несколько учащихся выходят к
доске со своими работами,
показывают всем, все вместе
анализируем работы детей.
Справились ли они с заданием? (
да) почему? (нет) почему?
Правильные ли цвета они
Анализ
результатов.
и
обсуждение
Проблемные вопросы.
РУУД
Умение
анализировать
собственную
деятельность
КУУД
Умение
грамотно
формулировать свои
мысли и слушать
других
Личностные:
проводить
уметь
самооценку на основе
критерия успешности
учебной
деятельности,
развитие
эстетического5.
Рефлексия (
1мин)
Формировать
готовность к
коммуникации,
воспитывать
культуру
общения
поведения
и
использовали при работе?
Вы сегодня все молодцы,
спасибо вам за урок, мне
понравилось свами работать
На ваших столах лежат
смайлики. 3 смайлика, синий,
желтый, красный.
синий означает, что вам все
понятно, и вы обусвоили урок
желтый означает, что вы не
совсем поняли урок
красный значит, что вы вообще
ничего не поняли
Выберите один из трех и
поднимите руки.
Молодцы все очень внимательно
слушали и все поняли.
сознания
через
освоение
художественной
грамоты.
Слушают,
высказывают.
Познавательные
УУД
Заключительное слово учителя.
Прием
рефлексии
«незаконченное предложение
Анализ ,
комментирование и
самоанализ
выполненной работы.
Осознанно и
произвольно
обосновывают
качество
продуктивной
деятельности в парах
и своих группах.
Коммуникативные
УУД
Взаимодействуют
друг с другом и с
учителем вофронтальном режиме,
озвучивают
индивидуальные и
групповые оценки.
Уметь строить в
коммуникации
оценочные суждения
на основе
предложенного
алгоритма оценки
работ и
сравнительных
характеристик с
оригинальным
«Мастерским»
эталоном.
Регулятивные УУД
Умение оценивать
правильность
выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки.
Умение находить
отклонения от
эталона и планируют
в дальнейших
практических
работахкорректировку и
недопущения
повторения
подобных ошибок.
Личностные УУД
Осуществляют
и
самооценку
взаимооценку
группах,
контролируют
правильность
и
полноту выполненных
практических
заданий, определяют
аргументировано
общегрупповые
оценки.
6.
Домашнее
задание
(1мин
задание
(1мин)
7.
Уборка
кабинета
Подготовка
учеников
следующему
уроку.
к
Записываем домашнее задание.
На следующий урок приносим
краски, альбом, кисточки и
палитру.
Слушают учителя,
записывают.
Убираем за собой рабочие
места.
Убирают рабочие
места.
Способствоват
ь воспитанию
аккуратности и
чистоплотност
и.
Приучение
детей к труду.