Урок изобразительного искусства "Матрешки" (2 класс)
Оценка 4.8

Урок изобразительного искусства "Матрешки" (2 класс)

Оценка 4.8
Иллюстрации +5
doc
искусство
2 кл
04.03.2018
Урок изобразительного искусства "Матрешки" (2 класс)
Публикация является частью публикации:
МАТРЁШКИ.doc

 

Цели:

 

·        Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрёшке

·        Учить различать разные техники росписи матрёшек

·        Побуждение интереса к историческому наследию нашей Родины

·        Обучение анализу произведения изобразительного искусства

·        Развивать творческую фантазию детей, упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

 

Задачи:

·        Вспомнить простейшие приёмы кистевой росписи

·        Самостоятельно выполнить рисунок матрёшки, украсить его узорами

·        Познакомиться с центрами народного творчества по изготовлению матрёшек

 

Планируемые результаты:

 

·        Овладеть способом изображения фигуры матрёшки

·        Создание декоративного узора с применением приёмов декоративной росписи

·        Ориентироваться в отличительных особенностях росписи матрёшек, прослвленных центров народного творчества

 

Оборудование: образцы русских матрёшек из Загорска, Семёнова, Полхово-Майдана., образец педагогического рисунка «Русская матрёшка» (карандаш)

Литературный ряд: народное творчество(стихотворения и загадки)

 

 

                                          Ход урока

 

Организация класса.

 

Сегодняшняя тема урока посвящена декоративно-прикладному творчеству русского народа.

 

– Как вы понимаете слова декоративно-прикладное творчество?

 

Таких мест декоративно-прикладного творчества на Руси было немало. В одном поселении люди изготавливали изделия из дерева, в-другом из глины, в-третьем из жести, в- четвёртом из ниток и так далее.

– Что это были за изделия? Это могла быть посуда, мебель, игрушки, одежда. И раз в году свозили предметы своего труда на ярмарку, для продажи. А ярмарка- это место, где много людей, шумно, весело, есть на что поглядеть. А со всех сторон раздаются шутки и прибаутки, для привлечения внимания к своему товару.

 

 

 

 

     

     

Вот послушайте:

                                                      А вот русская красавица-солоночка!

Для соли, для чаю, для всякого случаю

И на сахар, и на мёд – на всё пойдёт

 

А вот ваза!

Бери три сразу

Небъющиеся, неколющие,

Какие здоровущие!

 

А вот ложка!

Хлебай понемножку!

 

А вот молоток

На всякий гвоздок!

 

А вот ещё одна.

 

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситец, ни шелка

И не кольца, и не брошки,

А весёлые… (матрёшки)

 

А если вы не отгадали, то вот вам загадка:

 

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

 

–Что означает матрёшка? (Расписная деревянная игрушка из липовой или берёзовой древесины)

В основе этого имени латинское слово «матер»- мать. А ещё, видимо, от русского имени Матрёна возникло ласковое название «матрёшка».

В России существует несколько центров (мест) по изготовлению матрёшек. Это город Загорск(Подмосковье), Семёнов(Нижегородская область), Полхов-Майдан(Нижегородская область). Несмотря на общие черты, изделие каждого производства имели свои особенности.

Первая русская матрёшка родилась ещё в 19 веке. Она изображала христианскую девочку, одетую в традиционный русский костюм: платок, сарафан, передник. В руках у неё чёрный петушок. Матрёшка выражала образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот.(2 слайд) Интересно отметить, что кроме матрёшек-девочек и женщин, делали матрёшек мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой в кепке и нарядной рубашке. Были матрёшки, изображавшие жениха с невестой, боярина с бояриной, героев сказок.(3 слайд)

 

 

Процесс изготовления матрёшек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке, затем расписывают её. Мастер расписывает матрёшек без предварительного рисунка.

Итак, первым известным центром изготовления матрёшек был г.Загорск. (4 слайд)

Их матрёшки расписаны спокойными красками. Художники «одевали» их скромно, в сарафан с фартучком, а на голове рисовали платок. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. В росписи используется приём «тычок» с геометрическим узором.

 

Семёновская матрёшка.

Город Семёнов Нижегородской области. Мастера следуют традиции «травного» орнамента. На фартуке большой букет цветов, занимает много места. Матрёшка ярко раскрашена. ( 5 слайд)

 

Полхов-Майдан

Полхов-Майданские матрёшки отличаются более удлинённой формой туловища и головы. В росписи присутствуют более яркие цвета - малиновый, фиолетовый, тёмно-зелёные, синий с жёлтым. Кроме того, обязательно используется обводка всех элементов чёрной краской. Фигура матрёшки плотно украшена цветами, листьями и ягодами. Главный элемент росписи-цветок шиповника- символ любви и материнства.(6 слайд)

 

Создают свои матрёшки народные мастера и других регионов России.

Существует так называемая авторская матрёшка, изготовленная ни в том, или ином определённом стиле, а выполненная профессиональном художником, или любителем по-собственному замыслу. На фартуке может быть изображён пейзаж или памятник архитектуры, сюжет народной сказки. Встречаются матрёшки расписанные в стиле других традиционных промыслов: под «хохлому», под «гжель» и другие. ( 7 слайд)

 

Хоть матрёшка и прославилась русской игрушкой, но предок её пришёл к нам из Японии. Складная кукла Фукурума – весёлый старик, похожа по форме на яйцо. ( 8 слайд)

 

Выполнение рисунка матрёшки.(Показ учителем)

 

1.     Расположите лист по вертикали. Наметьте высоту и ширину матрёшки. Всю высоту матрёшки разделите на три части, верхняя часть будет являться высотой головы. Голова у матрёшки должна быть в два раза меньше туловища.

2.     Определим пропорции и форму головы. Туловище похоже на овал, наметим его.

3.     Прорисуем на голове платок и круг-лицо. В основании туловища нарисуем подставочку. Это подставочка овальной формы.

 

 

 

4.   На лице аккуратными штрихами намечаем глаза, нос и рот. Отмечаем     линию волос. Теперь выполняем узор из цветов и листьев на центральной части матрёшки. Я располагаю в центре три цветка, вокруг которых формирую узор из лепестков. Композицию узоров выполняю таким

образом, чтобы от контура туловища матрёшки до элементов узора было примерно одинаковое расстояние. Рисунок закончен.

 

Самостоятельная работа учащихся.

 

Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрёшки в карандаше.

 

Итог урока

Выставка работ учащихся. Лучшие работы отличаются грамотным переносом пропорций.

Обобщение изученного материала.

    

·        С какими центрами народного творчества по изготовлению матрёшек вы сегодня познакомились?

·        Кто запомнил отличительные особенности этих матрёшек?

 

Игра «Угадай-ка» (Слайд 10-13)

 

На следующем уроке работа будет продолжена, рисунок выполним в цвете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цели: · Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрёшке ·

Цели: · Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрёшке ·

Вот послушайте:

Вот послушайте:

Процесс изготовления матрёшек одинаков

Процесс изготовления матрёшек одинаков

На лице аккуратными штрихами намечаем глаза, нос и рот

На лице аккуратными штрихами намечаем глаза, нос и рот

Урок изобразительного искусства "Матрешки" (2 класс)

Урок изобразительного искусства "Матрешки" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018