Творческий путь Й. Гайдна — великого австрийского композитора, старшего современника В. А. Моцарта и Л. Бетховена — продолжался около пятидесяти лет, перешел за исторический рубеж XVIII-XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы — от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни.
Йозеф Гайдн
Joseph Haydn
___________________
Вот настоящая музыка! Вот чем следует
наслаждаться, вот что следует всасывать
в себя всем, кто желает воспитать в себе
здоровое музыкальное чувство, здравый
вкус.
А. СеровТворческий путь Й. Гайдна — великого
австрийского композитора, старшего
современника В. А. Моцарта
и Л. Бетховена — продолжался около
пятидесяти лет, перешел за исторический
рубеж XVIIIXIX вв., охватил все этапы
развития венской классической школы —
от ее зарождения в 1760х гг. вплоть
до расцвета творчества Бетховена в начале
нового века. Интенсивность творческого
процесса, богатство фантазии, свежесть
восприятия, гармоничное и цельное ощущение
жизни сохранились в искусстве Гайдна
до самых последних лет его жизни.
Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил
редкие музыкальные способности.
В шестилетнем возрасте он переезжает
в Хайнбург, поет в церковном хоре, обучается
игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет
в Вене, где служит певчим в капелле собора
Св. Стефана (кафедральном соборе Вены).
Однако в капелле ценили только голос
мальчика — редкой чистоты дискант,
поручали ему исполнение сольных партий;
а пробудившиеся в детские годы
композиторские наклонности остались
незамеченными. Когда же голос начал
ломаться, Гайдн был вынужден оставитькапеллу. Первые годы самостоятельной жизни
в Вене складывались особенно тяжело —
он бедствовал, голодал, скитался без
постоянного пристанища; лишь изредка
удавалось найти частные уроки или поиграть
на скрипке в бродячем ансамбле. Однако
вопреки превратностям судьбы Гайдн
сохранил и открытость характера, и чувство
юмора, никогда ему не изменявшее,
и серьезность профессиональных
устремлений — он изучает клавирное
творчество Ф. Э. Баха, самостоятельно
занимается контрапунктом, знакомится
с трудами крупнейших немецких теоретиков,
берет уроки композиции у Н. Порпоры —
известного итальянского оперного
композитора и педагога.
В 1759 г. Гайдн получил место
капельмейстера у графа И. Морцина. Для его
придворной капеллы были написаны первые
инструментальные произведения (симфонии,
квартеты, клавирные сонаты). Когда в 1761 г.
Морцин распустил капеллу, Гайдн заключил
контракт с П. Эстергази, богатейшим
венгерским магнатом, покровителем искусств.
В обязанности вицекапельмейстера, а через
5 лет княжеского оберкапельмейстера,
входило не только сочинение музыки. Гайдн
должен был проводить репетиции, следить
за порядком в капелле, отвечатьза сохранность нот и инструментов и т. п. Все
произведения Гайдна являлись
собственностью Эстергази; композитор
не имел права писать музыку по заказу других
лиц, не мог свободно покидать владения
князя. (Гайдн жил в имениях Эстергази —
Эйзенштадт и Эстергаз, временами наезжая
в Вену.)
Однако многие преимущества и, прежде всего,
возможность распоряжаться прекрасным
оркестром, исполнявшим все произведения
композитора, а также относительная
материальная и бытовая обеспеченность
склонили Гайдна принять предложение
Эстергази. Почти 30 лет оставался Гайдн
на придворной службе. В унизительном
положении княжеского слуги он сохранил
достоинство, внутреннюю независимость
и стремление к непрерывному творческому
совершенствованию. Живя вдали от света,
почти не соприкасаясь с широким
музыкальным миром, он стал за время службы
у Эстергази величайшим мастером
европейского масштаба. Произведения Гайдна
с успехом исполнялись в крупнейших
музыкальных столицах.
Так, в середине 1780х гг. французская
публика познакомилась с шестью
симфониями, получившими название
«Парижских». С течением временикомпозитов все более тяготился своим
зависимым положением, острее ощущал
одиночество.
Драматическими, тревожными настроениями
окрашены минорные симфонии —
«Траурная», «Страдание», «Прощальная».
Множество поводов для различных
толкований — автобиографических,
юмористических, лирикофилософских — дал
финал «Прощальной» — на протяжении этого
бесконечно длящегося Adagio музыканты
один за другим покидают оркестр, пока
на сцене не остаются два скрипача,
доигрывающие мелодию, тихую и нежную...
Однако гармоничный и ясный взгляд на мир
всегда доминирует и в музыке Гайдна, и в его
ощущении жизни. Источники радости Гайдн
находил повсюду — в природе, в жизни
крестьян, в своих трудах, в общении
с близкими людьми. Так, знакомство
с Моцартом, приехавшим в Вену в 1781 г.,
переросло в настоящую дружбу. Эти
отношения, основанные на глубоком
внутреннем родстве, понимании и взаимном
уважении, благотворно сказались
на творческом развитии обоих композиторов.
В 1790 г. А. Эстергази, наследник умершего
князя П. Эстергази, распустил капеллу. Гайдн,
полностью освободившийся от службы
и сохранивший лишь звание капельмейстера,стал получать согласно завещанию старого
князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась
возможность осуществить давнюю мечту —
выехать за пределы Австрии. В 1790х гг.
Гайдн совершил две гастрольные поездки
в Лондон (179192, 179495). Написанные
по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний
завершили развитие этого жанра в творчестве
Гайдна, утвердили зрелость венского
классического симфонизма (несколько ранее,
в конце 1780х гг. появились 3 последние
симфонии Моцарта) и остались вершинными
явлениями в истории симфонической музыки.
Лондонские симфонии исполнялись
в необычных и чрезвычайно привлекательных
для композитора условиях. Привыкший
к более замкнутой атмосфере придворного
салона, Гайдн впервые выступил в публичных
концертах, ощутил реакцию типичной
демократической аудитории. В его
распоряжении были большие оркестры,
по составу близкие современным
симфоническим. Английская публика
с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна.
В Оксфооде ему был присужден титул
доктора музыки. Под впечатлением
услышанных в Лондоне ораторий
Г. Ф. Генделя были созданы 2 светские
оратории — «Сотворение мира» (1798)
и «Времена года» (1801). Этимонументальные, эпикофилософские
произведения, утверждающие классические
идеалы красоты и гармонии жизни, единства
человека и природы, достойно увенчали
творческий путь композитора.
Последние годы жизни Гайдна прошли в Вене
и ее предместье Гумпендорф. Композитор был
попрежнему жизнелюбив, общителен,
объективен и доброжелателен в отношении
к людям, попрежнему много трудился. Гайдн
ушел из жизни в тревожное время, в самый
разгар наполеоновских походов, когда
французские войска уже заняли столицу
Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал
своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где
Гайдн, не может случиться ничего плохого».
Гайдн оставил огромное творческое
наследие — около 1000 произведений во всех
жанрах и формах, существовавших в музыке
того времени (симфонии, сонаты, камерныеансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы,
песни и т. п.). Крупные циклические формы
(104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные
сонаты) составляют основную, самую
драгоценную часть творчества композитора,
определяют его историческое место.
Об исключительной значимости произведений
Гайдна в эволюции инструментальной музыки
писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил
себя если не изобретением,
то усовершенствованием той превосходной,
идеально уравновешенной формы сонаты
и симфонии, которую впоследствии Моцарт
и Бетховен довели до последней степени
законченности и красоты».
Симфония в творчестве Гайдна прошла
большой путь: от ранних образцов, близких
жанрам бытовой и камерной музыки
(серенада, дивертисмент, квартет),
к «Парижским» и «Лондонским» симфониям,
в которых утвердились классические
закономерности жанра (соотношение
и порядок следования частей цикла —
сонатное Allegro, медленная часть, менуэт,
быстрый финал), характерные типы тематизма
и приемы развития и т. д. Симфония у Гайдна
обретает смысл обобщенной «картины мира»,
в которой разные стороны жизни — серьезные,
драматические, лирикофилософские,
юмористические — приведены к единствуи равновесию. Богатый и сложный мир
гайдновских симфоний обладает
замечательными качествами открытости,
общительности, направленности на слушателя.
Основной источник их музыкального языка —
жанровобытовые, песенные и танцевальные
интонации, иногда непосредственно
заимствованные из фольклорных источников.
Включенные в сложный процесс
симфонического развития, они обнаруживают
новые образные, динамические возможности.
Законченные, идеально уравновешенные
и логически выстроенные формы частей
симфонического цикла (сонатная,
вариационная, рондо и др.) включают
элементы импровизационности, замечательные
отклонения и неожиданности обостряют
интерес к самому процессу развития мысли,
всегда увлекательному, наполненному
событиями. Излюбленные гайдновские
«сюрпризы» и «розыгрыши» помогали
восприятию самого серьезного жанра
инструментальной музыки, рождали
у слушателей конкретные ассоциации,
закрепившиеся в названиях симфоний
(«Медведь», «Курица», «Часы», «Охота»,
«Школьный учитель» и т. п.). Формируя
типичные закономерности жанра, Гайдн
раскрывает и богатство возможностей
их проявления, намечая разные пути эволюциисимфонии в XIXXX вв. В зрелых симфониях
Гайдна устанавливается классический состав
оркестра, включающий все группы
инструментов (струнные, деревянные
и медные духовые, ударные). Также
стабилизируется состав квартета, в котором
все инструменты (две скрипки, альт,
виолончель) становятся полноправными
участниками ансамбля. Большой интерес
представляют клавирные сонаты Гайдна,
в которых фантазия композитора, поистине
неистощимая, каждый раз открывает новые
варианты построения цикла, оригинальные
способы оформления и развития материала.
Последние сонаты, написанные в 1790х гг,.
явно ориентированы на выразительные
возможности нового инструмента —
фортепиано.
Всю жизнь искусство было для Гайдна
главной опорой и постоянным источником
внутренней гармонии, душевного равновесия
и здоровья, Он надеялся, что таковым оно
останется и для будущих слушателей. «В этом
мире так мало радостных и довольных
людей», — писал семидесятилетний
композитор, — «везде их преследуют горе
и заботы; быть может, твой труд послужит
подчас источником, из которого полный забот
и обремененный делами человек будет
черпать минутами свое спокойствие и отдых».