Урок: Йозеф Гайдн

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 02.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческий путь Й. Гайдна — великого австрийского композитора, старшего современника В. А. Моцарта и Л. Бетховена — продолжался около пятидесяти лет, перешел за исторический рубеж XVIII-XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы — от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни.
Иконка файла материала 4.docx
Йозеф Гайдн Joseph Haydn ___________________ Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус.  А. СеровТворческий путь Й. Гайдна — великого  австрийского композитора, старшего  современника В. А. Моцарта  и Л. Бетховена — продолжался около  пятидесяти лет, перешел за исторический  рубеж XVIII­XIX вв., охватил все этапы  развития венской классической школы —  от ее зарождения в 1760­х гг. вплоть  до расцвета творчества Бетховена в начале  нового века. Интенсивность творческого  процесса, богатство фантазии, свежесть  восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна  до самых последних лет его жизни. Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил  редкие музыкальные способности.  В шестилетнем возрасте он переезжает  в Хайнбург, поет в церковном хоре, обучается игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет  в Вене, где служит певчим в капелле собора  Св. Стефана (кафедральном соборе Вены).  Однако в капелле ценили только голос  мальчика — редкой чистоты дискант,  поручали ему исполнение сольных партий;  а пробудившиеся в детские годы  композиторские наклонности остались  незамеченными. Когда же голос начал  ломаться, Гайдн был вынужден оставитькапеллу. Первые годы самостоятельной жизни в Вене складывались особенно тяжело —  он бедствовал, голодал, скитался без  постоянного пристанища; лишь изредка  удавалось найти частные уроки или поиграть  на скрипке в бродячем ансамбле. Однако  вопреки превратностям судьбы Гайдн  сохранил и открытость характера, и чувство  юмора, никогда ему не изменявшее,  и серьезность профессиональных  устремлений — он изучает клавирное  творчество Ф. Э. Баха, самостоятельно  занимается контрапунктом, знакомится  с трудами крупнейших немецких теоретиков,  берет уроки композиции у Н. Порпоры —  известного итальянского оперного  композитора и педагога. В 1759 г. Гайдн получил место  капельмейстера у графа И. Морцина. Для его  придворной капеллы были написаны первые  инструментальные произведения (симфонии,  квартеты, клавирные сонаты). Когда в 1761 г.  Морцин распустил капеллу, Гайдн заключил  контракт с П. Эстергази, богатейшим  венгерским магнатом, покровителем искусств. В обязанности вице­капельмейстера, а через  5 лет княжеского обер­капельмейстера,  входило не только сочинение музыки. Гайдн  должен был проводить репетиции, следить  за порядком в капелле, отвечатьза сохранность нот и инструментов и т. п. Все  произведения Гайдна являлись  собственностью Эстергази; композитор  не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения  князя. (Гайдн жил в имениях Эстергази —  Эйзенштадт и Эстергаз, временами наезжая  в Вену.) Однако многие преимущества и, прежде всего, возможность распоряжаться прекрасным  оркестром, исполнявшим все произведения  композитора, а также относительная  материальная и бытовая обеспеченность  склонили Гайдна принять предложение  Эстергази. Почти 30 лет оставался Гайдн  на придворной службе. В унизительном  положении княжеского слуги он сохранил  достоинство, внутреннюю независимость  и стремление к непрерывному творческому  совершенствованию. Живя вдали от света,  почти не соприкасаясь с широким  музыкальным миром, он стал за время службы у Эстергази величайшим мастером  европейского масштаба. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших  музыкальных столицах. Так, в середине 1780­х гг. французская  публика познакомилась с шестью  симфониями, получившими название  «Парижских». С течением временикомпозитов все более тяготился своим  зависимым положением, острее ощущал  одиночество. Драматическими, тревожными настроениями  окрашены минорные симфонии —  «Траурная», «Страдание», «Прощальная».  Множество поводов для различных  толкований — автобиографических,  юмористических, лирико­философских — дал финал «Прощальной» — на протяжении этого  бесконечно длящегося Adagio музыканты  один за другим покидают оркестр, пока  на сцене не остаются два скрипача,  доигрывающие мелодию, тихую и нежную... Однако гармоничный и ясный взгляд на мир  всегда доминирует и в музыке Гайдна, и в его  ощущении жизни. Источники радости Гайдн  находил повсюду — в природе, в жизни  крестьян, в своих трудах, в общении  с близкими людьми. Так, знакомство  с Моцартом, приехавшим в Вену в 1781 г.,  переросло в настоящую дружбу. Эти  отношения, основанные на глубоком  внутреннем родстве, понимании и взаимном  уважении, благотворно сказались  на творческом развитии обоих композиторов. В 1790 г. А. Эстергази, наследник умершего  князя П. Эстергази, распустил капеллу. Гайдн, полностью освободившийся от службы  и сохранивший лишь звание капельмейстера,стал получать согласно завещанию старого  князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту —  выехать за пределы Австрии. В 1790­х гг.  Гайдн совершил две гастрольные поездки  в Лондон (1791­92, 1794­95). Написанные  по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний  завершили развитие этого жанра в творчестве  Гайдна, утвердили зрелость венского  классического симфонизма (несколько ранее,  в конце 1780­х гг. появились 3 последние  симфонии Моцарта) и остались вершинными  явлениями в истории симфонической музыки.  Лондонские симфонии исполнялись  в необычных и чрезвычайно привлекательных  для композитора условиях. Привыкший  к более замкнутой атмосфере придворного  салона, Гайдн впервые выступил в публичных  концертах, ощутил реакцию типичной  демократической аудитории. В его  распоряжении были большие оркестры,  по составу близкие современным  симфоническим. Английская публика  с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна.  В Оксфооде ему был присужден титул  доктора музыки. Под впечатлением  услышанных в Лондоне ораторий  Г. Ф. Генделя были созданы 2 светские  оратории — «Сотворение мира» (1798)  и «Времена года» (1801). Этимонументальные, эпико­философские  произведения, утверждающие классические  идеалы красоты и гармонии жизни, единства  человека и природы, достойно увенчали  творческий путь композитора. Последние годы жизни Гайдна прошли в Вене  и ее предместье Гумпендорф. Композитор был по­прежнему жизнелюбив, общителен,  объективен и доброжелателен в отношении  к людям, по­прежнему много трудился. Гайдн  ушел из жизни в тревожное время, в самый  разгар наполеоновских походов, когда  французские войска уже заняли столицу  Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал  своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где  Гайдн, не может случиться ничего плохого». Гайдн оставил огромное творческое  наследие — около 1000 произведений во всех  жанрах и формах, существовавших в музыке  того времени (симфонии, сонаты, камерныеансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы,  песни и т. п.). Крупные циклические формы  (104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные  сонаты) составляют основную, самую  драгоценную часть творчества композитора,  определяют его историческое место.  Об исключительной значимости произведений  Гайдна в эволюции инструментальной музыки  писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил  себя если не изобретением,  то усовершенствованием той превосходной,  идеально уравновешенной формы сонаты  и симфонии, которую впоследствии Моцарт  и Бетховен довели до последней степени  законченности и красоты». Симфония в творчестве Гайдна прошла  большой путь: от ранних образцов, близких  жанрам бытовой и камерной музыки  (серенада, дивертисмент, квартет),  к «Парижским» и «Лондонским» симфониям,  в которых утвердились классические  закономерности жанра (соотношение  и порядок следования частей цикла —  сонатное Allegro, медленная часть, менуэт,  быстрый финал), характерные типы тематизма и приемы развития и т. д. Симфония у Гайдна  обретает смысл обобщенной «картины мира»,  в которой разные стороны жизни — серьезные, драматические, лирико­философские,  юмористические — приведены к единствуи равновесию. Богатый и сложный мир  гайдновских симфоний обладает  замечательными качествами открытости,  общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка — жанрово­бытовые, песенные и танцевальные  интонации, иногда непосредственно  заимствованные из фольклорных источников.  Включенные в сложный процесс  симфонического развития, они обнаруживают  новые образные, динамические возможности.  Законченные, идеально уравновешенные  и логически выстроенные формы частей  симфонического цикла (сонатная,  вариационная, рондо и др.) включают  элементы импровизационности, замечательные отклонения и неожиданности обостряют  интерес к самому процессу развития мысли,  всегда увлекательному, наполненному  событиями. Излюбленные гайдновские  «сюрпризы» и «розыгрыши» помогали  восприятию самого серьезного жанра  инструментальной музыки, рождали  у слушателей конкретные ассоциации,  закрепившиеся в названиях симфоний  («Медведь», «Курица», «Часы», «Охота»,  «Школьный учитель» и т. п.). Формируя  типичные закономерности жанра, Гайдн  раскрывает и богатство возможностей  их проявления, намечая разные пути эволюциисимфонии в XIX­XX вв. В зрелых симфониях  Гайдна устанавливается классический состав  оркестра, включающий все группы  инструментов (струнные, деревянные  и медные духовые, ударные). Также  стабилизируется состав квартета, в котором  все инструменты (две скрипки, альт,  виолончель) становятся полноправными  участниками ансамбля. Большой интерес  представляют клавирные сонаты Гайдна,  в которых фантазия композитора, поистине  неистощимая, каждый раз открывает новые  варианты построения цикла, оригинальные  способы оформления и развития материала.  Последние сонаты, написанные в 1790­х гг,.  явно ориентированы на выразительные  возможности нового инструмента —  фортепиано. Всю жизнь искусство было для Гайдна  главной опорой и постоянным источником  внутренней гармонии, душевного равновесия  и здоровья, Он надеялся, что таковым оно  останется и для будущих слушателей. «В этом мире так мало радостных и довольных  людей», — писал семидесятилетний  композитор, — «везде их преследуют горе  и заботы; быть может, твой труд послужит  подчас источником, из которого полный забот  и обремененный делами человек будет  черпать минутами свое спокойствие и отдых».