Урок "Комплексный анализ текста" Подготовка к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Оценка 5

Урок "Комплексный анализ текста" Подготовка к ОГЭ (9 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
07.02.2019
Урок  "Комплексный анализ текста" Подготовка к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Комплексный анализ текста на основе отрывка В. Белова "О бескорыстии" .Прослеживаются все этапы урока по ФГОС. Учащиеся сами ставят цели, выполняют задания по тексту, в конце урока учащиеся подводят итоги, оценивают себя в листах самооценки. Презентация помогает наглядно повторить все понятия: что такое текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи.
этот урок будет открытым сделан 21 января.docx

             Тема урока в 9 классе: «Комплексный анализ текста».

                    Подготовка к ОГЭ по русскому языку)

 

Цели урока:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей, развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. 

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М. Пескова «Бескорыстие»

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как лингвистический анализ текста может помочь понять авторский замысел.

4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

                                    

                                     Планируемые результаты обучения (УУД)

Планируемые результаты: учащиеся получат навыки анализировать текст. 
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, воспитывать и совершенствовать нравственные качества 
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. 
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию. 
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами. 

Методы обучения
• по источнику знаний: словесный, наглядный; 
• по уровню познавательной активности: частично-поисковый; 
Тип урока: урок  комплексного применения знаний, умений, навыков с использованием ИКТ 
Оборудование: карточки с теоретическим материалом по теме урока, презентация

Вид урока: урок практических работ;

Формы организации познавательной деятельности : коллективная, групповая, индивидуальная

Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;

На уроке используются ПК. Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

·         восполнение недостатка демонстрационного наглядного материала;

·         интенсификация учебно-воспитательного процесса за счёт увеличения количества предлагаемой информации;

·         повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт нестандартной формы организации интегрированного урока;

·         соединение интеллектуального и физического развития учащихся, повышающее интерес к русскому языку и физической культуре;

·         концентрация внимания учащихся на важных моментах темы, рефлексия с последующим исправлением собственных ошибок.

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мобилизация   Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, (Слайд1)что вам и предстоит сегодня сделать.

Запишем число и тему урока: Комплексный анализ текста

Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст                                           

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)

и пунктограммы слайд2

 

- Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы.  Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

- И ещё хочется прочитать замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

Сотворчество… Разгадывание тайн произведения- это и есть задача читателя. Хотелось бы, чтобы  на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами!

 запишите  эпиграф к уроку

2.Целеполагание. Мотивация

Итак, цели урока: познакомиться с текстом, произвести его анализ, то есть определить тему ,  проблему текста, стиль, тип речи, основную мысль, выполнять задания по тексту, продолжить подготовку к ОГЭ

- Работать сегодня мы будем с текстом В. Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

Расскажите нам об этом удивительном человеке(Лера)

3.Актуализация знаний

1. Слово  о В.М. Пескове.

- Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных». Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю. К сожалению,12 августа 2013г Василия Михайловича не стало ( можно включить ролик)

2. Представление текста «Бескорыстие».

- Перед вами рассказ В. М. Пескова, познакомимся с текстом.( чтение вслух учителем)

4. Коммуникация (поиск новых знаний по тексту, работа по группам)

Работа с текстом по группам: комплексный анализ.

-Просмотрите еще раз текст, распределите вопросы между собой, выбрав для себя посильный, и ответьте на них.

1 группа: Учащиеся сами читают вопросы, а затем на них отвечают

  1. – Докажите, что данный отрывок является текстом. Что такое текст? Какие основные средства связи П. В тексте? Каковы основные признаки текста? Дайте определение

 Мы пришли к выводу, что это текст, в котором предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Об этом говорит и порядок слов в предложениях и их интонация

(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

(Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

Предложения в тексте объединены общей темой

2.(Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится). Здесь говорится об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)

3.– Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?

4.- Где можно найти лексическое значение слова? В толковом словаре

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).

- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

5.- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть)—неумение или нежелание делать добро.

Учитель: Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

6. Какие примеры бескорыстного поведения вы можете привести из жизни?

Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей. Доктор Лиза, спасшая десятки детских жизней, и еще бы спасла, если бы не ее трагическая гибель, «День добрых дел на Пятом, где бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

Приведите примеры из литературы?  Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» повествует о Данко, который своим горящим сердцем осветил путь людям, показывая нам пример истинной любви к человеку, пример бесстрашия и бескорыстия

 Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии.

2 группа:

1. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( 49)…хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).

2.- Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается? Назовите номера предложений и зачитайте ( предл57-61)

3.Кто такой Александр Матросов, какой подвиг он совершил? Александр Матросов – красноармеец, известный благодаря героическому подвигу он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота, спасая от огня своих товарищей и способствуя выполнению поставленной перед подразделением боевой задачи.

4.-О  каком случае из детства рассказывает повествователь?(сжатый пересказ)

5.-Почему автор так подробно описывает случай из детства?

Автор так подробно описывает случай из детства, потому что он сам получил яркий жизненный урок).

6.- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? Песков связывает это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны уверенностью  в том, что хороших людей больше).

7.- В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Вывод содержится в последнем предложении (62):Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

3 группа:1.К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.(Публицистический)

Во-первых, я думаю, что стиль речи здесь- публицистический, так как текст  повествует о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой).Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных.  Это тоже характерно для публицистического стиля).

Смотрим на слайд и вспомним: 

2.- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

3.- Какие основные признаки публицистического стиля вы можете назвать? (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

4.- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

5..-Приведите примеры из текста: лекс повтор: достал, достал, вопросит и побуд и восклиц предл:Книжка! Предл 36,30(деепр обор),предл 59(прич обор) и А вдруг продали( ритор. вопрос)

6.- Какой тип речи представлен в этом тексте?

В тексте представлено повествование с элементами рассуждения:

Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения.

              Физкультминутка

 

4.-Взаимопроверка, взаимоконтроль.   А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. Выполняем в тетради и у доски, а также  отвечаем с места

1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).(Лера)

(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине

 

2).- Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15). Ученик работает у доски: Запишите это предложение, составьте схему, определите тип придаточных. ( у доски-Варя)

(Обстоятельственное, времени ,потому что относятся ко всему главному предложению и связывается с союзам когда,)) (Изъяснительное)

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

- Как называется такое подчинение? (параллельное)- почему? Докажи.(Варя)

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? Обоснуйте свои ответы (Однородное) ( последовательное)

3) - Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36) (у доски) (Алина)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).Докажите.(Алина)

Работаем с предложениями 51-53:

4).Выпишите из предложений 51 – 53 слова с пропущенными буквами; объясните правописание.(Олег)

 

.- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

( Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают- И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-.  Неопытный–молодой, наивный, незрелый).

2).- Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (52) (обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).

(52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить.(Варя)

 

3.)- Назовите грамматические основы 52 предложения (корысть толкнула, умирают другие, я хочу жить).(Алина)

4)- Назовите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного. (51) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где  и союзов что, чтобы, будто и (определительное)(Варя)

- Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения)- Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным)   

1). – Поработаем по вариантам:

1-в.  –Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного–Что вы об этом думаете? Приставки на З-, С-.
Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:
( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

2-в. –Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово,

пишется –НН»
В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н.  Чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н.  Если:
1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-) 
2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид); 
3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ; 
4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-,
Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н. 

(подтверждённая).

Ребята, какой способ связи называется согласованием?-Какой способ связи называется управлением?- Какой способ связи называется примыканием?

1-в.- Укажите способ связи в словосочетании память о людях(предложение 48)(управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).

2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).(взаимопроверка)

                                                  

8 класс работает на листочках(см приложение)

 

2)Творческое задание с последующей самопроверкой

 Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».

 

- А теперь поговорим об  изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте.  Выполним следующее задание:                                                                                                         Вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________ ( предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде _________ (предложения 31 – 34).

 

1.                  Гипербола

2.                  Парцелляция

3.                  Фразеологизм

4.                  Диалог

5.                  Цитирование

6.                  Ряды однородных членов

 

6.Итог урока. Рефлексия

 

 

 

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Выберите фразеологизм, которые характеризует вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

«ПЛЮС- МИНУС- ИНТЕРЕСНО». В графу «Плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «Интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

 

 

Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

 

Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку. Что сегодня узнали, повторили? Чему научились?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

 

            7. Домашнее задание: сочинение-рассуждение 

 

-Завершая урок,  слушаем стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

 

БЕСКОРЫСТИЕ.
Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя
.

 

Мне хочется, чтобы мы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту,  бескорыстие, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про нас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что мы никогда не станем равнодушными к чужой беде.(упомянуть о фильме «Семь жизней»)

 

-Ребята творите добрые дела, дарите радость людям и вам будет легко и радостно жить ,уважайте своих родителей, с почтением относитесь к старшим, не обижайте младших!

- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными. На этом наш урок подошел к концу. Большое спасибо всем вам, за вашу активную работу на уроке. Спасибо большое и нашим гостям.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока в 9 классе: «Комплексный анализ текста»

Тема урока в 9 классе: «Комплексный анализ текста»

Планируемые результаты обучения (УУД)

Планируемые результаты обучения (УУД)

Ход урока. Организационный момент

Ход урока. Организационный момент

Итак, цели урока: познакомиться с текстом, произвести его анализ, то есть определить тему , проблему текста, стиль, тип речи, основную мысль, выполнять задания по тексту,…

Итак, цели урока: познакомиться с текстом, произвести его анализ, то есть определить тему , проблему текста, стиль, тип речи, основную мысль, выполнять задания по тексту,…

Предложения в тексте объединены общей темой 2

Предложения в тексте объединены общей темой 2

О каком случае из детства рассказывает повествователь?(сжатый пересказ) 5

О каком случае из детства рассказывает повествователь?(сжатый пересказ) 5

Приведите примеры из текста: лекс повтор: достал, достал, вопросит и побуд и восклиц предл:Книжка!

Приведите примеры из текста: лекс повтор: достал, достал, вопросит и побуд и восклиц предл:Книжка!

Какие ещё типы подчинения вы знаете ?

Какие ещё типы подчинения вы знаете ?

Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое…

Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое…

Выберите фразеологизм, которые характеризует вашу работу сегодня

Выберите фразеологизм, которые характеризует вашу работу сегодня

Спешить туда, где горе и беда

Спешить туда, где горе и беда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019