Класс: 9 а
Тема: Поговорим о сложном
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: традиционный
Цели: 1. Углубить сведения об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; формировать умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
2. Развивать навыки анализа сложного предложения.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
4.Воспитывать любовь к родной природе.
Задачи: 1.Знать: порядок синтаксического анализа предложения, правила постановки знаков препинания в простом в сложном предложении.
2.Уметь: логически мыслить, применять полученные знания в практической деятельности, производить синтаксический анализ предложений.
3.Продолжить работу по анализу текста.
поговорим о сложном.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная
школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульсикй район»
Конспект открытого урока
"Поговорим о сложном».
Класс: 9 а
Подготовила: педагог-психолог
Джаватханова А.А.
Стаж работы: 7 лет
Категория: первая квалификационная
категория
2016 г.
Дата: 27.10.2016 г.
Класс: 9 а
1 Тема: Поговорим о сложном
Тип урока: повторительнообобщающий
Вид урока: традиционный
Цели: 1. Углубить сведения об основных группах сложносочиненных предложений по значению
и союзам; формировать умения находить такие конструкции и определять их структуру,
устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
2. Развивать навыки анализа сложного предложения.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
4.Воспитывать любовь к родной природе.
Задачи: 1.Знать: порядок синтаксического анализа предложения, правила постановки знаков
препинания в простом в сложном предложении.
2.Уметь: логически мыслить, применять полученные знания в практической деятельности,
производить синтаксический анализ предложений.
3.Продолжить работу по анализу текста.
Оборуование: ПК, презентация, карточки.
Эпиграф:
Учите русский – годы крЯду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.
Сабир Абдулла
Ход урока.
I.
Организационный момент. Приветствие. Сообщение целей урока. Оформление тетрадей.
2 Учитель:
Добрый день, дорогие учащиеся, и уважаемые гости! Сегодня у нас на уроке присутствуют
гости, мы покажем всё то, что знаем и умеем. Начну урок словами Евгения Евтушенко
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё
И нет планет, похожих на неё.
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно
такими я хочу видеть вас на сегодняшнем уроке.
Тема «Поговорим о сложном».
Что же конкретно мы будем делать?
ПОВТОРЯТЬ:
Сведения о сложносочиненном предложении; группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам.
УСВАИВАТЬ
Особенности сложносочиненного предложения; отличие его от простого с однородными
членами предложения.
И, наконец, будем вновь УЧИТЬСЯ
Правильно ставит знаки препинания в сложносочиненных предложениях, строить схемы и
готовиться к ОГЭ.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Эпиграфом урока являются слова узбекского поэта Сабира Абдуллы.
Учите русский – годы крЯду,
С душой, с усердием, умом!
Вас ждет высокая награда,
И та награда в нем самом.
Что такое эпиграф?
Эпиграф – это краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его
частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Ребята, как вы понимаете слова Сабира Абдуллы?
Какой вывод вы сделаете для себя после чтения этого эпиграфа?
(Учащиеся высказывают свои мнения)
Что мы должны знать, изучить, чтобы хорошо владеть русским языком?
(Грамматику)
Что такое грамматика?
(Грамматика – это правила образования форм слов и правила посторения словосочетаний и
предложений).
3 Какие разделы включает в себя грамматика?
(Морфологию и синтаксис).
Что изучает морфология?
(Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи).
Что изучает синтаксис?
(Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения,
правила их построения и употребления в речи).
Итак, сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочиненные предложения»
и все предложения будут объединены одной темой «Осень».
Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Но больше всех это время года
любил А.С. Пушкин. Давайте послушаем стихотворение этого великого поэта.
Ученица (Сайгидгусейнова П.):
Осень
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих твоих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей ,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.
Напомните, что было задано?
1 группа составить кластер «Сложносочиненные предложения»
2 группа сочинить лингвистическую сказку.
Начнем с 1 группы.
Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные
смысловые единицы.
2 группа.
Лингвистическая сказка – это сказка, основанная на правилах.
Опрос.
Учитель:
С домашним заданием вы справились, теперь проверим, как вы усвоили теоретический
материал.
4 Повторять будем в форме теста.
Тест.
1.Укажите верное утверждение
А) простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.
Б) сложные предложения могут быть сложносочиненными сложноподчиненными и союзными.
В) простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.
Г) сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых
предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.
2.Дополните схему:
Сложные предложения
Союзные и бессоюзные
Сложноподчиненные и (сложносочиненные )
3.Укажите верное утверждение:
А) по союзам и значению сложносочиненные предложения делятся на две группы.
Б) сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения
связываются сочинительными союзами.
В) сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и подчинительные;
Г) простые предложения, входящие в сложносочиненные предложения, не отделяются друг от
друга запятой.
4. Дополните схему
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
И, да (=и), ни –ни, тоже, также; в них перечисляются …..
………………. ; в них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления
из двух;
А, но, да (=но), однако, зато, же; в них одно предложение противопоставляется другому.
5.Укажите верное утверждение
А) сложноподчиненные предложения – это такие предложения, в которых простые
предложения связываются сочинительными и подчинительными союзами;
Б) запятая перед союзом «и» в сложносочиненном предложении не ставится, если простые
предложения в составе сложносочиненными предложения имеют общий второстепенный член
или общее придаточное предложение;
В) в сложносочиненном предложении запятая ставится, если все его части являются
вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями.
Проверим
5 1.
2.
3.
4.
5.
– г,
Сложносочиненное
– б
В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые
следуют одно за другим.
Или, либо, то…то, не то …. не то
Сложносочиненные предложения с противительными союзами.
– б.
Учитель:
Чтобы знанья закрепить сполна, проведем синтаксический разбор.
Перед вами два предложения. Это поэтические строчки, принадлежащие А. Фету.
1. Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза.
А. Фет
2. Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнём(,)
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
А. Фет
Каково значение слова «денница»?
К какому словарю следует обратиться?
В каком значении слово «денница» употреблено в данном контексте?
Ещё раз посмотрите на эти предложения. Чем они похожи? Чем отличаются? ( 1ое простое,
2ое сложное).
Как определили?
Нужны ли в этих предложениях знаки препинания? (Только во втором предложении).
Словарная работа
Значение слова Денница по Ожегову:
ДеннИца устар., утренняя заря.
Учитель:
Разбирать предложения – это талан, пора провести творческий диктант.
Творческий диктант (устно)
Задание. Закончи пословицу, использовав противительные союзы.
Не место красит человека, (а человек место).
Мягко стелет, (да жестко спать).
Делу время, (а потехе час).
Близок локоть, (да не укусишь).
Рад бы в рай, (да грехи не пускают).
Конструирование (построение) предложений.
1.
2.
3.
4.
5.
6
1.
2.
3.
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие
разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работуприступить к работе;
возле дома – около дома.
Задание. Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным
членом.
Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба клюет ( перед ненастьем)
Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка).
Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (перед контрольной)
А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы справитесь со следующим заданием.
Перед вами поэтические строчки Ф. Тютчева. В каждом из предложенных вам предложений
есть союз и, знаки препинания перед ним не расставлены. Ваша задача — определить, что он
связывает.
Под цифрой 1 запишите номера предложений, где союз и связывает части сложносочинённого
предложения, под цифрой 2 — номера предложений с однородными членами, под цифрой 3 —
номера предложений, где союз и связывает и части сложносочинённого предложения, и
однородные члены.
СЛАЙД
1. Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчивобезумно
Вдруг на дубраву набежит
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
2. Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
3. Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
4. Уж звёзды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
5. Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
6. Поток сгустился и тускнеет
И прячется под твёрдым льдом.
Проверяем. (Ответы на следующем слайде).
Ответы
1) 2, 3
2) 4, 5, 6
3) 1
Учитель:
7 Поскольку нам предстоит в этом году сдавать экзамен, то подготовка к нему у нас с вами
идет на каждом уроке.
Самостоятельная работа.
Не только А.С. Пушкин и А.Фет обращались к теме осени. Вот и Иван Алексеевич Бунин
написал небольшой рассказ об осени ( «Осенние воспоминания»).
Задание: на карточках, которые лежат перед вами, записан этот текст, сейчас мы его
прочитаем, а затем вы самостоятельно будете по нему работать.
Во время выполнения звучит музыка без слов Игоря Крутого «Музыка для души. Мелодия
осени»
Осенние воспоминания.
1.Вспоминается мне ранняя погожая осень.
2.Воздух так чист, точно его совсем нет.
3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.
4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой
голубоватый дым.
5.Темнеет.
6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьито чёрные силуэты двигаются вокруг
костра.
8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь.
9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями.
10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
1.
2.
3.
4.
5.
Беседа по тексту.
Как можно озаглавить данный текст?
Докажите, что это текст.
Какова основная мысль текста.
Определите стиль текста.
Тип текста.
Задания к тексту.
1.Найдите в тексте сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
____________________________________________________.
2.Укажите простое предложение с однородными членами, связанными сочинительными
союзами.
___________________________________________________________.
3.Определите, почему в 6 предложении перед сочинительным союзом «и» запятая не ставится.
_______________________________________________________________.
4.Среди предложений 48 найдите сложносочиненное предложение, состоящее из двух частей,
одна из которых является односоставным предложением. Напишите его номер.
____________________________________________________________.
5.Подберите синоним к слову ПОГОЖАЯ.
8 ___________________________________________________________.
6.Выпишите из предложений 14 слово, написание которого соответствует правилу « В
причастиях, образованных от глаголов совершенного вида пишется два –нн».
___________________________________________________________.
7.Выпишите грамматическую основу предложения 10.
___________________________________________________________.
Учитель:
Проверяем самостоятельную работу.
1 – 4, 6,7,8.
2 10.
3. Есть общий второстепенный член.
4 – 8.
5 – ясная, теплая.
6 – усыпанная
7 – встрепенешься и побежишь.
Учитель:
Древний мыслитель и философ Китая Конфуций сказал: «Учиться, а время от времени
повторять изученное, разве это неприятно?»
Вы согласны с высказыванием Конфуция?
Так давайте же еще раз повторим то, о чем мы говорили на протяжении всего урока.
Закончите предложения:
Сложное предложение – это предложение, состоящее …. (из двух или нескольких простых
предложений, которые связаны по смыслу, грамматически и интонационно).
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: … (союзным и
бессоюзным)
2.Сложные предложения , в которых простые связаны при помощи интонации, называются
… (бессоюзными)
3.Равноправны по смыслу части … (ССП и БСП)
4.Части ССП могут соединяться при помощи союзов … (сочинительных)
5.Назовите сочинительные союзы по группам… (соединительные, противительные и
разделительные)
6.Между частями ССП может и не быть запятых, если …(есть общий второстепенный член
предложения).
Учитель:
Молодцы! Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить
поставленные в начале урока цели:
Мы повторили
Сведения о сложносочиненном предложении; группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам.
9 сведения о сложном предложении; сочинительные союзы;
Мы выяснили
особенности сложносочинённого предложения;
чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
Мы выучились
отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
правильно ставить знаки в ССП
А также подготовились к основному государственному экзамену.
VI. Подведение итогов урока.
Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.
Выставление и комментирование оценок.
Учитель:
Перед вами карточки эмоционального состояния. Нужно ответить на два вопроса:
1.Что вам понравилось на уроке?
2.Что бы вы изменили?
VII. Домашняя работа.
Подготовиться к контрольной работе.
Спасибо вам за урок !
10
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Конспект открытого урока "Поговорим о сложном».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.