УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
Оценка 4.7

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

Оценка 4.7
Контроль знаний +1
doc
информатика +2
Взрослым
09.06.2017
УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
Вычислительная техника – общепрофессиональная дисциплина, изучаемая в рамках общей подготовки выпускника по специальности электрик. Форма урока оптимальна для контроля знаний студента по теме «Логические основы ЭВМ». Урок является элементом системы со стандартными формами обучения и контроля и способствует приобретению необходимых ЗУН
Методическая разработка Урок-КВН.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАМЕНСК – УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Логические основы ЭВМ». УРОК­КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА» для специальности 1806 «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ  И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ».  преподаватель  Разработал Проверил преподаватель,  председатель комиссии АСУ  Кондрашова Ю. В. Ашмарина В. Ф. 2 1. Введение. Вычислительная   техника   –   общепрофессиональная   дисциплина,   изучаемая   в рамках общей подготовки  выпускника по  специальности 1806, уровень подготовки по   которой   предусматривает   приобретение   представлений,   знаний   и   навыков   по темам   виды информации и способы представления её в ЭВМ;  логические основы ЭВМ;  основы микропроцессорных систем;  типовые узлы и устройства вычислительной техники;   взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ. Изучение   каждой   дисциплины,   в   том   числе   и   дисциплины   «Вычислительная техника» должно способствовать формированию общепрофессиональных требований к образованности выпускника, в том числе  иметь   представление   о   современном   мире   как   духовной,   культурной, интеллектуальной и экологической целостности;   обладать информационной и коммуникативной культурой;  обладать   широким   кругозором;   быть   способным   к   осмыслению   жизненных явлений,   к   самостоятельному   поиску   истины,   к   критическому   восприятию противоречивых идей;  быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости;   быть   способным   научно   организовать   свой   труд,   готовым   к   применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;  обладать       устойчивым       стремлением       к       самосовершенствованию (самопознанию,    самоконтролю,    самооценке,   саморегуляции и  саморазвитию); стремиться к творческой самореализации; Для   эффективного   достижения   поставленных   целей   необходимо   найти оптимальные формы обучения и контроля знаний по предмету. 3 Темы   в   рамках   предмета   «Вычислительная   техника»   имеют   межпредметную связь   со   многими   дисциплинами:   математика,   дискретная   математика,   логика, электроника.   Навыки,   приобретённые   при   изучении   перечисленных   дисциплин, способствуют освоению тем курса. В свою очередь, темы данного курса расширяют кругозор, оказывают влияние на развитие интеллектуальной деятельности студента, помогают сложить целостную картину подготовки специалиста по специальности. Выбранная   форма   урока,   на   мой   взгляд,   оптимальна   для   контроля   знаний студента по такой специфической теме как «Логические основы ЭВМ». Естественно, такой урок не является единственным контролирующим по теме, но в системе со стандартными   формами   обучения   и   контроля   способствует   приобретению необходимых ЗУН согласно требованиям к уровню  подготовки  выпускника. 4 1. Оглавление. 1. Введение 2. Оглавление 3. Основная часть 3.1.Тема 3.2.Задачи урока 3.2.1. обучающие. 3.2.2. развивающие. 3.2.3. воспитательные. 3.3.Тип урока 3.4.Вид урока 3.5.Оборудование урока 3.6.Предварительный этап 3.7.Оформление доски 3.8.План урока 3.9.Ход урока 3.10. Подведение итогов 4. Заключение 5. Приложения Приложение А. Бланки для жюри с указанием  количества баллов за каждый конкурс. (Рекомендуемое) Приложение Б. Карточки для гласного  оценивания команд. (Рекомендуемое) Задания для команд. (Обязательное). Приложение В. Приложение Г. Вопросы болельщикам. (Обязательное).   Приложение Д. Ответы на вопросы конкурсов. (Обязательное). Приложение Ж. Ответы на вопросы болельщикам. (Обязательное). 2 4 5 5 5 5 5 5 6 6 6 17 17 18 19 20 25 26 28 5 6. Список используемой литературы 29 2. Основная часть. 2.1. Тема: «Логические основы ЭВМ». 2.1.1. Задачи урока.  Обучающие: закрепление пройденного материала;   контроль уровня знаний, умений и навыков студентов по теме «Логические основы ЭВМ»  Развивающие:  развивать   у   студентов   умение   выделять   главное,   существенное,   обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли;  расширять связи с другими учебными предметами.  Воспитательные:  повысить мотивацию студентов на уроке за счет игровой формы работы;  добиться сознательного усвоения материала;  научить умению «слушая, слышать»;  способствовать   формированию   чувства   коллективизма   и   здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды;  работать над повышением грамотности устной речи; 2.1.2. Тип урока: урок закрепления и тематического контроля знаний по разделу  «Логические основы ЭВМ». 2.1.3. Вид урока: УРОК­КВН. 2.1.4. Оборудование урока: см. Приложение. 2.2. Предварительный этап.  За   неделю   до   КВН   коллектив   делится   на   две   группы.   Каждая   группа формирует команду из семи человек, остальные — болельщики. В командах игроков и болельщиков выбираются капитаны. 6 Домашнее задание для команд игроков: 1. Придумать название команды и ее эмблему. Они должны быть связаны с изучаемой темой («Логические основы ЭВМ»). 2.  Подготовить   представление   двух   понятий   изучаемой   темы («Логические   основы   ЭВМ»)   с   помощью   средств   мимики   и жестов. Домашнее задание для команд болельщиков: Подготовить атрибуты для активной поддержки своих команд. Все задания, выдаваемые командам, заранее готовятся на отдельных карточках, также   готовятся   карточки   для   жеребьевки   и   бланки   для   жюри   с   указанием правильных ответов и максимального количества баллов за каждый конкурс. В жюри приглашаются преподаватели и студенты (3—5 человек). Один из членов жюри отслеживает время при обдумывании ответов, другой — замечает, кто первый из болельщиков поднял руку для ответа. Ведущим может быть учитель или студент классов. Продолжительность КВН — 2 аудиторных часа. 2.3. Оформление   доски.   На   доску   помещаются   лозунги   и   эмблемы   команд, приготовленные командами на предварительном этапе. 2.4. План урока. Жеребьевка. Конкурс 1. Приветствие. Конкурс 2. Разминка. Конкурс 3. Истина или ложь. Конкурс 4. Конкурс капитанов. Конкурс 5. Юные конструкторы. Конкурс 6. 3наешь ли ты законы логики? Конкурс 7. Умозаключение или умозлоключение? Конкурс 8. Помоги узнику! 2.5. Ход урока Ведущий. «...Ложное направление ума заключается исключительно в привычке рассуждать, исходя из плохо определенных принципов» (Э. Кондильяк). 7 Сегодня мы проведем соревнование между двумя командами и определим, кто лучше усвоил эти принципы, а болельщики смогут не только поддержать вас, но и помочь своим командам набрать дополнительные очки, отвечая на вопросы. Жюри будет   учитывать   ответы   болельщиков   и   в   конце   игры   может   добавить   командам максимум по 3 балла. Проводится жеребьевка. Конкурс 1. Приветствие. (Максимальная оценка за конкурс — 2 балла.) В конкурсе участвуют команды в полном составе. Команды представляют свое название и эмблему. Ведущий. Команды назвали себя, а теперь познакомимся с жюри и посмотрим оценки, которые члены жюри выставили командам. Идет представление членов жюри и выставление оценок. Ведущий. Перед конкурсами я буду приводить вам примеры, в которых либо нарушаются какие­либо логические принципы, либо ревностно соблюдаются. Из объявления: «Уважаемые жильцы! В среду, 20 августа, в нашем доме будут производить дезинсекцию против тараканов. Убедительно просим жильцов быть в это время дома, так как уничтожение тараканов будет производиться вместе с ними». Конкурс 2. Разминка. (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) Задание конкурса. Ведущий вызывает попеременно игроков разных команд — всего по 3 игрока от каждой   команды.   Каждому   игроку   задается   вопрос   и   дается   15   секунд   для обдумывания. Если игрок ответил неправильно, вопрос адресуется болельщикам. Задачи: 1. Этот вопрос обращен к тем, кто знает что­нибудь о католицизме. Может ли католик жениться на сестре своей вдовы? 2. Крыша одного дома несимметрична. Один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой — угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо — в сторону более пологого или более крутого ската? 8 8. Чтобы проползти по беговой дорожке одного стадиона по часовой стрелке, улитке потребуется полтора часа. Когда улитка ползет по той же дорожке против часовой   стрелки,   то   полный   круг   она   совершает   за   90   минут.   Чем   объяснить несовпадение результатов? 4.  Предположим,   что   на   границе   США   и   Канады   произошла   авиационная катастрофа. В какой из двух стран, по вашему мнению, должны быть похоронены уцелевшие пассажиры? 5.  Если   вы   любите   грамматику,  то   наверняка   ответите   на   этот   интересный вопрос.   Как   правильно   сказать:   «Не   вижу   белый   желток»   или   «Не   вижу   белого желтка». 6. Поезд отправляется из Бостона в Нью­Йорк. Через час­другой поезд отправ­ ляется из Нью­Йорка в Бостон. Оба поезда едут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Бостона? 7. У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты? 8.  Некий мистер Смит ехал в машине со своим сыном Артуром. Их машина попала в катастрофу. Отец погиб на месте, а сын в тяжелом состоянии доставлен в ближайшую больницу. Взглянув на пострадавшего, дежурный  хирург побледнел  и сказал:   «Я   не   могу   оперировать   его.   Ведь   это   же   мой   сын   Артур!»   Как   вы   это объясните? Ведущий. Пока жюри совещается, несколько слов о том, что думал о занятиях литературой Марк Твен. «Литература,   —   очень   опасное   занятие,   —   сказал   как­то   Марк   Твен.   — Обратите внимание: Шекспир умер, Мильтон умер, Теннеси тоже скончался, да и мне что­то нездоровится». Жюри объявляет оценки за конкурс. Ведущий.  Проверим,   сможете   ли   вы   разобраться   в   хитросплетениях высказываний, и я объявляю Конкурс 3. И с т и н а   и л и   л о ж ь .  (Максимальная оценка за конкурс— 5 баллов.) В конкурсе участвуют команды в полном составе. Задание 1. 9 Определите   форму   приведенных   высказываний   (по   2   высказывания   каждой команде). Примеры высказываний: 1. «Если подозрение подтвердится, то наш план развернется ровно в двенадцать часов ночи. Если же не окажется ничего подозрительного, то план будет другой» (А. С. Грин). 2.  «Если   ты   направился   к   цели   и  станешь   дорогою  останавливаться,  чтобы швырять камнями во всякую лающую  на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели» (Ф. М. Достоевский). 3. «Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными   лицами,   если   сохранение   постройки   нарушает   права   и   охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан» (из Гражданского кодекса РФ). 4.  «Если  у  двух  человек   есть  по  одному  яблоку  и  они  обменяются  ими, у каждого из них окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обменяются ими, у каждого будет по две идеи» (Б. Шоу). Задание 2. С помощью простых суждений: А: «Я учусь в школе»; В: «Я люблю учиться»; С: «Я учусь в математическом классе» составьте   высказывания   на   естественном   языке,   соответствующие   следующим формулам, и отрицания к ним: Примеры формул: 1. С (А  В); 2. В  (A v С); 3. (А  В)  С; 4. (В  А)  (В  С). Жюри объявляет оценки за конкурс. 10 Ведущий. «По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. По ногтям человека,   по   его   рукавам,   обуви,   сгибу   брюк   на   коленях,   по   выражению   лица   и обшлагам рубашки — по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не   сомневаться,   что   все   это   вместе   взятое,   подскажет   сведущему   наблюдателю верные выводы» (А. Конан Доил). Таковы, наверное, и наши капитаны.  Конкурс 4. Конкурс капитанов. (Максимальная оценка за конкурс — 3 балла). В конкурсе участвуют капитаны команд. Задание конкурса. ВВЕДЯ   ОБОЗНАЧЕНИЯ,   ЗАПИШИТЕ   ЛОГИЧЕСКУЮ   ФОРМУ ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ВИД.       других подозревает «Чем честнее человек, тем менее в a) «Не   может   управлять   другим тот,   кто   не   может   управлять   самим собой» (англ. пословица). b) он бесчестности». c) «Со счастьем дело обстоит, как и с часами: чем проще механизм, тем реже они портятся» (Н. Шамфор). d) «Либо   все   люди   должны   быть счастливы,   либо   никто».   (Роберт Оуэн). e) «В   жизни   возможны   лишь   две трагедии:   не   осуществить   свою страстную   мечту   и   добиться   её осуществления! «Благие a) «Порок   –   это   не   употребление плохого, а злоупотребление хорошим» (древняя мудрость). b) «Чтобы победить противника, не стремись   сталь   сильнее   его,  а  сделай его слабее себя». c) без   квалификации дают тот же результат, что   и   квалификация   без   благих намерений» (В. Леви, психотерапевт) d) «Мастер   не   учит,   а   создаёт ситуации» (древняя мудрость). e) «Чем   меньше   человек   собирается сделать,   тем   больше   он   об   этом говорит». намерения   ОТВЕТЫ НА КАРТОЧКАХ. В   перерыве   готовятся   отдельные   места   для   проведения   конкурса конструкторов, и команды выбирают по два представителя для этого конкурса. Ведущий. Немецкий физик В. Нерст — автор третьего начала термодинамики (о   недостижимости   абсолютного   нуля   температуры)   следующим   образом «доказывал»,   что   ему   удалось   завершить   разработку   фундаментальных   законов термодинамики: у первого начала было три автора (Майер, Джоуль, Гельмгольц), у 11 второго ­ два (Карно и Клазиус), а у третьего — один (Нернст); следовательно, число авторов четвертого начала должно равняться нулю, то есть такого закона просто не может быть (Сборник упражнений по логике). У нас, правда, не физики, но свои конструкторы тоже есть, а поэтому. Конкурс   5.   Юные   конструкторы.   (Максимальная   оценка   за   конкурс   —   6 баллов.) В   конкурсе   принимают   участие   по   2   человека   от   команды   (в   следующих конкурсах они не участвуют). Задание 1. Изобразите   схемы,   отвечающие высказываниям.    ) а  б )  ) в    г ) DС   C  C C   C    При необходимости высказывание можно упростить. Задание 2. Три преподавателя отбирают задачи для олимпиады. На выбор предлагается несколько задач. По каждой из задач каждый из преподавателей высказывает свое мнение: задача легкая (0) или трудная (1).Задача включается в олимпиадное задание, если   не   менее   двух   преподавателей   отметили   её   как   трудную,   но   если   три преподаватели   отметили   её   как   трудную,   то   такая   задача   не   включается   в олимпиадное задание как слишком сложная. Составьте структурную формулу и логическую схему устройства, которое на выходе будет выдавать 1, если задача включается в олимпиадное задание, и 0, если не включается. Оценивается   скорость   выполнения   задания  (максимум  —  до   конца   КВН)   и качество   выполнения.   Участникам   предоставляется   стол   в   отдалении   от   места проведения   игры.   При   конструировании   могут   быть   использованы   таблицы   с формулами законов и свойств логики. Ведущий.  «В   самый   солнцепек,   вернувшись   домой,   говорится   в   одном   из анекдотов   о   Насреддине,   Эфенди   попросил   жену:   «Принеси­ка   мне   миску простокваши! Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме!» Эфенди сказал: 12 «Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку». «Странный ты человек, — сказала жена, — то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?» Эфенди ответил: «Если она есть дома, правильно первое, а если ее нет, правильно второе» (Сборник упражнений по логике). А какие вы знаете законы логики и умеете ли распознать их нарушение?: Конкурс 6. 3наешь ли ты законы логики? (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Командам   предлагается   по  3  примера.  Требуется   установить,  какие   законы иллюстрируют эти примеры (закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточных оснований) и выполняются ли они. На обдумывание дается не более 10 минут. Примеры: 1. «Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры» (Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»). 2. Шестилетний Андрюша моется в ванной. — Мама, можно я твоим шампунем вымою голову? — Можно. Взял флакон в руки и прочитал: «Для сухих волос». — Нет, мне нельзя, у меня ведь уже мокрые волосы! 3.  «Сижу я, — пишет он, — в унылом моем уединении и всеминутно о том мыслю, какие законы к употреблению  наиболее  благопотребны суть. Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастье усвояют (таковы, например, законы о повсеместном для людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают однако ж благопотребны (примеров сему не привожу: сам 13 знаешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие,   которые,   не   будучи   ни   полезными,   ни   бесполезными,   бывают   однако   ж благопотребны в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения. И   поверишь   ли,  друг?   Чем   больше   я   размышляю,   тем   больше   склоняюсь   в пользу законов средних» (М. Е. Салтыков­Щедрин «История одного города»). 4. «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одною чертою: кто же он относительно качеств нрав­ ственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких­нибудь два, три человека, да и те уже говорят о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»). 5. «Как отличаются столовые от ресторанов, можно проследить на примере некоторых   пищевых   заведений.   В   одной   ростовской   «пищеточке»   днем   полы посыпают   опилками   и   запирают   гардероб.   Получается   столовая.   Вечером   опилки выметают и возле гардероба появляется бородатый швейцар. Получается ресторан. Отсюда можно сделать вывод, что ресторан есть заведение для публики «почище» (из фельетона). 6. «Ты опять права, Соня. Это все вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание случайно и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, что лет через десять, двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства)   я   все­таки   мог   надеяться   стать   каким­нибудь   учителем   или чиновником с тысячью рублями жалованья... (он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все­таки не удалось бы успокоить ее, а сестра... ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!.. Да и что за охота всю жизнь мимо всего проходить и от всего отвертываться, про мать забыть, а сестрину обиду, например, почтительно перенесть? Для чего? Для того ль, чтоб, их 14 схоронив, новых нажить — жену да детей, и тоже потом без гроша да без куска оставить? Ну... ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу  стать... Ну... ну, вот и всё... Ну, разумеется, что я убил старуху, — это я худо сдеал... Но и довольно!» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»). Жюри объявляет оценки за конкурс. Ведущий. А теперь посмотрим, какие из вас могут получиться артисты театра мимики и жеста. Ведущий. Пока жюри обдумывает свои оценки, еще один сюжет: «Мэр города на севере Нормандии однажды вечером столкнулся на улице с горожанином.   После   этого   он   отдал   приказ,   чтобы   никто   не   выходил   на   улицу вечером без фонаря. Но вскоре мэр снова столкнулся с тем же горожанином. — Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито. — Читал, — ответил нормандец. — Вот мой фонарь. — Но в фонаре у вас ничего нет! —  В   приказе   об   этом   ничего   не   упоминается.   На   утро   появился   приказ, обязывающий горожан вставить в фонарь свечу при выходе ночью на улицу. Вечером мэр снова наткнулся на этого горожанина. —Где фонарь?! — закричал мэр. —Вот он, и в нем — свеча. —Но она не зажжена. —В приказе не сказано, что свечу надо зажигать. И мэру пришлось издать еще один приказ» (А. А. Степанов «Общение лектора с аудиторией и законы логики»). Жюри объявляет оценки за конкурс. Ведущий. В приведенном примере горожанин строго следует изданным указам, а как вы думаете, правильны ли выводы в приведенных сюжетах? Конкурс 7.  Умозаключение  или умозлоключение? (Максимальная оценка за конкурс — 4 балла.) 15 В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Есть ли ошибки в данных умозаключениях, и если есть, то в чем? Каждой команде предлагается по 2 примера. На обдумывание дается не более 5 минут. Примеры: 1. «Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что сосут свою лапу. А этот медведь никак не мог пососать своих лап и потому погиб голодной смертью» (Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»). 2. «В одном конце залы — широкая лестница и по обеим ее сторонам высокие двери   с   прибитыми   над   ними   оленьими   головами   —   они   ведут   в   бильярдную, библиотеку, большую, желтую залу и в гостиные. На втором этаже, по меньшей мере, двадцать спален. Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта   —   мистера   Кроули,   как   его   здесь   называют,   —   старшего   сына,   и   покои мистера Родона Кроули — он офицер, как и еще некто, и находится сейчас в полку. Словом недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Рассел ­ сквер, да и то осталось бы место!» (У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»), 3.  У больного Карпового улучшилось самочувствие сразу же после того, как его перевели из первого отделения во второе. Следовательно, причиной улучшения самочувствия   больного   Карпового   является   его   перевод   из   одного   отделения   в другое. 4.  Обвиняемый   в   хищении   продукции   с   завода   признался   в   совершении преступления   и   утверждал,   что   совершил   его   без   помощи   кого­либо.   Однако следственный эксперимент показал невозможность вынести похищенное в одиночку. В результате был сделан вывод о том, что в преступлении участвовали как минимум два человека. Жюри объявляет оценки за конкурс. Ведущий. Вот мы с вами и подошли к последнему конкурсу. 16 Конкурс 8. Помоги узнику! (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Каждой команде предлагается по три одинаковые логические задачи. Задачи могут   решаться   как   с   помощью   алгебры   логики,   так   и   с   помощью   рассуждений. Побеждает та команда, которая раньше найдет ответ и обоснует его. Примеры задач. В некотором королевстве правил король. Однажды он придумал для узника, который томился в его тюрьме, испытание. Узник должен угадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой — тигр. Если он справится с этой задачей, то получает свободу и принцессу в придачу. В один из дней были приведены испытания. При этом король объявил узнику, что он должен трижды угадать, в какой из комнат находится принцесса, а в какой — тигр, только тогда он будет выпущен на свободу. В ходе всех трех испытаний в каждой   из   комнат   будет   находиться   либо   принцесса,   либо   тигр,   хотя   вполне возможно,   что   сразу   в   обеих   комнатах   может   обнаружиться   по   тигру   или   там окажутся одни принцессы. Первое испытание. —А что, если в обеих комнатах сидят тигры? — спросил узник. — Что же мне тогда­то делать? —Считай, не повезло, — ответил король. —А если в обеих комнатах окажется по красавице? — поинтересовался узник. —Считай,   подфартило,   —   сказал   король,   —   уж   это   ты   и   сам   мог   бы сообразить! —Ну, хорошо, а если в одной комнате принцесса, а в другую посадили тигра, что тогда? — не успокаивался узник, —Вот тут­то уже все зависит от тебя! Не так ли? —Да откуда же мне знать, где кто? — сокрушенно вздохнул узник. Тут король указал на таблички, прикрепленные к дверям каждой из комнат. На них было написано: 17 «В этой комнате находится принцесса, а в другой комнате — тигр», «В одной из этих комнат находится принцесса;  кроме  того, в одной из этих комнат сидит тигр». —А то, что здесь написано, правда? — спросил узник. —На одной табличке — правда, — отвечал король, — на другой — нет. А вы на месте узника, какую бы дверь открыли? (Конечно, если предпочитая принцессу тигру) Второе испытание. Итак,   первое   испытание   узник   выдержал.   Таблички   на   дверях   сменили, соответственно   были   подобраны   и   обитатели   комнат.   На   этот   раз   на   табличках можно было прочитать следующее: «По крайней мере, в одной из этих комнат находится принцесса»; «Тигр сидит в другой комнате». — Истинны ли утверждения на табличках? — спросил узник. — Может, оба истинны, а может, оба ложны, — ответил ему король. Какую из комнат следует выбрать узнику? Третье испытание, Успешно справившись со вторым испытанием, узник перевел дух и увидел, что таблички   на  дверях   заменили.  Король   объявил,   что   опять   утверждения   на   обеих табличках одновременно либо истинны, либо ложны. Надписи же были вот какие: «Либо в этой комнате сидит тигр, либо принцесса — в другой комнате»; «Принцесса в другой комнате». Узник успешно разрешил последнюю задачу и вместе с принцессой отбыл за пределы этого царства (Р. М. Смаллиан «Принцесса или тигр?»). Жюри объявляет оценки за конкурс. Во   время   совещания   команд   (конкурсы   3,   4,   6,   7,   8)   задаются   вопросы болельщикам.   Ответы   принимаются   от   первого   поднявшего   руку   болельщика   (за этим следит специальный член жюри). 2.6. Подведение итогов. Подводится общий итог всех конкурсов. 3. Заключение. 18 Урок проведён в форме учебной ролевой игры.  В таких играх развивается способность к анализу своей и чужой деятельности, интерес к предмету и сотрудничеству.  Деятельность   студента   состоит   в   выполнении   ролевой   функции   либо наблюдении за правильностью её выполнения другими учащимися. Основной результат игры – более глубокое понимание места знаний по предмету «Вычислительная техника» в общей системе знаний, расширения кругозора.  Знания   приобретаются   практически,   в   игре,   но   ожидаемый   результат   игры известен студенту и служит в дальнейшем ему ориентиром. Активность   студента   зависит   от   того,   насколько   игра   его   заинтересовала, причём   наблюдение   за   «актёрами»   (группа   болельщиков),   за   правильностью выполнения ролей требует от «зрителя» не меньшей активности, чем от «актёра».  4. Приложение. Приложение   А.   Бланки   для   жюри   с   указанием   количества   баллов   за каждый конкурс. (Рекомендуемое) 1   с р у к н о К 2   с р у к н о К 3   с р у к н о К 4   с р у к н о К 5   с р у к н о К 6   с р у к н о К 7   с р у к н о К 8   с р у к н о К Г О Т И Отметки жюри 19 Приложение   Б. (Рекомендуемое)   Карточки   для   гласного   оценивания   команд. 0 1 2 3 4 5 6 20 Приложение В. Задания для команд. (Обязательное). Задания для команды №1 21 Конкурс 3. Истина или ложь. (Максимальная оценка за конкурс—5 баллов.)  Задание 1. 1.«Если подозрение подтвердится, то наш план развернется ровно в двенадцать часов ночи. Если же не окажется ничего подозрительного, то план будет другой» (А. С. Грин). 2.«Если у двух человек есть по одному яблоку и они обменяются ими, у каждого из них окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обменяются ими, у каждого будет по две идеи» (Б. Шоу). Задание 2. С помощью простых суждений: А: «Я учусь в школе»; В: «Я люблю учиться»; С: «Я учусь в математическом классе» составьте высказывания на естественном языке, соответствующие следующим формулам, и отрицания к ним: Примеры формул: 1. С  (А→ ۸ В);  (A → ۷ С); 2. В  3. (А ۸ В) С;→ 4. (В А)→ ۸(В С).→ Конкурс 4. Конкурс капитанов. (Максимальная оценка за конкурс — 3 балла). f)«Порок – это не употребление плохого, а злоупотребление хорошим» (древняя мудрость). g) h) «Чтобы победить противника, не стремись сталь сильнее его, а сделай его слабее себя». «Благие   намерения   без   квалификации   дают   тот   же   результат,   что   и   квалификация   без   благих намерений» (В. Леви, психотерапевт) i)«Мастер не учит, а создаёт ситуации» (древняя мудрость). j)«Чем меньше человек собирается сделать, тем больше он об этом говорит». Конкурс 5. Юные конструкторы. (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе принимают участие по 3 человека от команды (в следующих конкурсах они не участвуют; имеют право на замену 1 человека другим из команды).   C C  DС   C Задание 1. Изобразите схемы, отвечающие высказываниям. При необходимости высказывание можно упростить.    ) а  б )  ) в    г ) Задание 2. Три преподавателя отбирают задачи для олимпиады. На выбор предлагается несколько задач. По каждой из задач каждый из преподавателей высказывает свое мнение: задача легкая (0) или трудная (1).Задача включается в олимпиадное   задание,   если   не   менее   двух   преподавателей   отметили   её   как   трудную,   но   если   три   преподаватели отметили её как трудную, то такая задача не включается в олимпиадное задание как слишком сложная.  C   Составьте структурную формулу и логическую схему устройства, которое на выходе будет выдавать 1, если задача включается в олимпиадное задание, и 0, если не включается. Конкурс 6. 3наешь ли ты законы логики? (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Командам предлагается по 3 примера. Требуется установить, какие законы иллюстрируют эти примеры (закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточных оснований) и выполняются ли они. На обдумывание дается не более 10 минут. Примеры: 1. Шестилетний Андрюша моется в ванной. — Мама, можно я твоим шампунем вымою голову? — Можно. Взял флакон в руки и прочитал: «Для сухих волос». — Нет, мне нельзя, у меня ведь уже мокрые волосы! 2. «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одною   чертою:   кто   же   он   относительно   качеств   нравственных?   Что   он   не   герой,   исполненный   совершенств   и добродетелей, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких­нибудь два, три человека, да и те уже говорят о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»). 3. «Как отличаются столовые от ресторанов, можно проследить на примере некоторых пищевых заведений. В одной ростовской «пищеточке» днем полы посыпают опилками и запирают гардероб. Получается столовая. Вечером опилки выметают и возле гардероба появляется бородатый швейцар. Получается ресторан. Отсюда можно сделать вывод, что ресторан есть заведение для публики «почище» (из фельетона). 4. «Кто – ты – такая?» ­ Видите ли … видите ли, сэр, я … просто не знаю, кто я такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я всё время то такая, то сякая – словом, какая – то не такая. – И она беспомощно замолчала. ­ Выражайся яснее! – строго сказал Червяк. ­ Как тебя прикажешь понимать? ­ Я сама не понимаю, сэр, потому что получается, что я, ­ это не я! Видите, что получается? ­ Не вижу! – отрезал червяк. ­ Простите меня, пожалуйста, ­ сказала Алиса очень вежливо, ­ но лучше я, наверное, не сумею объяснить. Во – первых, я сама никак ничего не пойму, а во ­  вторых, когда ты то большой, то маленький, то такой, то сякой, то этакий – то все как – то путается, правда? Конкурс 7. Умозаключение или умозлоключение? (Максимальная оценка за конкурс — 4 балла.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Есть ли ошибки в данных умозаключениях, и если есть, то в чем? Каждой команде предлагается по 2 примера. На обдумывание дается не более 5 минут. Примеры: 1. «В одном конце залы — широкая лестница и по обеим ее сторонам высокие .двери с прибитыми над ними оленьими головами — они ведут в бильярдную, библиотеку, большую, желтую залу и в гостиные. На втором этаже по меньшей мере двадцать спален. Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта — мистера Кроули, как его здесь  называют, — старшего сына, и покои мистера Родона Кроули — он офицер, как и еще некто, и находится сейчас в полку. Словом недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Расселсквер, да и то осталось бы место!» (У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»), 2. Обвиняемый в хищении продукции с завода признался в совершении преступления и утверждал, что совершил его без помощи кого­либо. Однако следственный эксперимент показал невозможность вынести похищенное в одиночку. В результате был сделан вывод о том, что в преступлении участвовали как минимум два человека. Конкурс 8. Помоги узнику! (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Каждой команде предлагается по три одинаковые логические задачи.  Задачи могут решаться как с помощью алгебры логики, так и с помощью рассуждений.  Побеждает та команда, которая раньше найдет ответ и обоснует его. В некотором королевстве правил король. Однажды он придумал для узника, который томился в его тюрьме, испытание. Узник должен угадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой — тигр. Если он справится с этой задачей, то получает свободу и принцессу в придачу. В один из дней были приведены испытания. При этом король объявил узнику, что он должен трижды угадать, в какой из комнат находится принцесса, а в какой — тигр, только тогда он будет выпущен на свободу. В ходе всех трех испытаний в каждой из комнат будет находиться либо принцесса, либо тигр, хотя вполне возможно, что сразу в обеих комнатах может обнаружиться по тигру или там окажутся одни принцессы. Первое испытание. —А что, если в обеих комнатах сидят тигры? — спросил узник. — Что же мне тогда­то делать? —Считай, не повезло, — ответил король. —А если в обеих комнатах окажется по красавице? — поинтересовался узник. —Считай, подфартило, — сказал король, — уж это ты и сам мог бы сообразить! —Ну хорошо, а если в одной комнате принцесса, а в другую посадили тигра, что тогда? — не успокаивался узник, —Вот тут­то уже все зависит от тебя! Не так ли? —Да откуда же мне знать, где кто? — сокрушенно вздохнул узник. Тут король указал на таблички, прикрепленные к дверям каждой из комнат. На них было написано: «В  этой  комнате  находится  принцесса,   а   в  другой   комнате  —   тигр»,  «В  одной  из   этих   комнат  находится принцесса; кроме того, в одной из этих комнат сидит тигр». —А то, что здесь написано, правда? — спросил узник. —На одной табличке — правда, — отвечал король, — на другой — нет. А вы на месте узника какую бы дверь открыли? (Конечно, если предпочитая принцессу тигру) Второе испытание. Итак,   первое   испытание   узник   выдержал.   Таблички   на   дверях   сменили,   соответственно   были   подобраны   и обитатели комнат. На этот раз на табличках можно было прочитать следующее: «По крайней мере в одной из этих комнат находится принцесса»; «Тигр сидит в другой комнате». — Истинны ли утверждения на табличках? — спросил узник. 23 — Может, оба истинны, а может, оба ложны, — ответил ему король. Какую из комнат следует выбрать узнику? Третье испытание, Успешно справившись со вторым испытанием, узник перевел дух и увидел, что таблички на дверях заменили. Король объявил, что опять утверждения на обеих табличках одновременно либо истинны, либо ложны. Надписи же были вот какие: «Либо в этой комнате сидит тигр, либо принцесса — в другой комнате»; «Принцесса в другой комнате». Узник успешно разрешил  последнюю задачу  и вместе с принцессой отбыл за пределы этого царства (Р. М. Смаллиан «Принцесса или тигр?»). Задания для команды №2. Конкурс 3. Истина или ложь. (Максимальная оценка за конкурс—5 баллов.) Задание1. 1.«Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели» (Ф. М. Достоевский). 2.«Право   собственности   на   самовольную   постройку   не   может   быть   признано   за   указанными   лицами,   если сохранение   постройки   нарушает   права   и   охраняемые   законом   интересы   других   лиц   либо   создает   угрозу   жизни   и здоровью граждан» (из Гражданского кодекса РФ). Задание 2. С помощью простых суждений: А: «Я учусь в школе»; В: «Я люблю учиться»; С: «Я учусь в математическом классе» составьте высказывания на естественном языке, соответствующие следующим формулам, и отрицания к ним: Примеры формул: 1. С  (А→ ۸ В);  (A → ۷ С); 2. В  3. (А ۸ В) С;→ 4. (В А)→ ۸(В С).→ Конкурс 4. Конкурс капитанов. (Максимальная оценка за конкурс — 3 балла). f)«Не может управлять другим тот, кто не может управлять самим собой» (англ. пословица). g) h) «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности». «Со   счастьем   дело   обстоит,   как   и   с   часами:   чем   проще   механизм,   тем   реже   они   портятся»   (Н. Шамфор). i)«Либо все люди должны быть счастливы, либо никто». (Роберт Оуэн). j)«В жизни возможны лишь две трагедии: не осуществить свою страстную мечту и добиться её осуществления! Конкурс 5. Юные конструкторы. (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе принимают участие по 3 человека от команды (в следующих конкурсах они не участвуют; имеют право на замену 1 человека другим из команды).    C C  DС   C Задание 1. Изобразите схемы, отвечающие высказываниям. При необходимости высказывание можно упростить.    ) а  б )  ) в    г ) Задание 2. Три преподавателя отбирают задачи для олимпиады. На выбор предлагается несколько задач. По каждой из задач каждый из преподавателей высказывает свое мнение: задача легкая (0) или трудная (1).Задача включается в олимпиадное   задание,   если   не   менее   двух   преподавателей   отметили   её   как   трудную,   но   если   три   преподаватели отметили её как трудную, то такая задача не включается в олимпиадное задание как слишком сложная.   C Составьте структурную формулу и логическую схему устройства, которое на выходе будет выдавать 1, если задача включается в олимпиадное задание, и 0, если не включается. Конкурс 6. 3наешь ли ты законы логики? (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Командам предлагается по 4 примера.  Требуется   установить,   какие   законы   иллюстрируют   эти   примеры   (закон   тождества,   закон   исключенного третьего, закон достаточных оснований) и выполняются ли они. 24 1. «Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры» (Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»). 2.  «Сижу я, — пишет он, — в унылом моем уединении и всеминутно о том мыслю, какие законы к употреблению наиболее благопотребны суть. Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастье усвояют (таковы, например, законы  о повсеместном  для людей продовольствовании), но, по обстоятельствам,  не всегда бывают  полезны;  есть законы   немудрые,   которые,   ничьего   счастья   не   устрояя,   по   обстоятельствам   бывают   однако   ж   благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают однако ж благопотребны в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения. И поверишь ли, друг? Чем больше я размышляю, тем больше склоняюсь в пользу законов средних» (М. Е. Салтыков­Щедрин «История одного города»). 3. «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одною   чертою:   кто   же   он   относительно   качеств   нравственных?   Что   он   не   герой,   исполненный   совершенств   и добродетелей, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких­нибудь два, три человека, да и те уже говорят о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»). 4. «Ты опять права, Соня. Это все вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание случайно и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, что лет через десять, двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все­таки мог надеяться стать каким­нибудь учителем или чиновником с тысячью рублями жалованья... (он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все­таки не удалось бы успокоить ее, а сестра... ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!.. Да и что за охота всю жизнь мимо всего проходить и от всего отвертываться, про мать забыть, а сестрину обиду, например, почтительно перенесть? Для чего? Для того ль, чтоб, их схоронив, новых нажить — жену да детей, и тоже потом без гроша да без куска оставить? Ну... ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу   стать... Ну... ну, вот и всё... Ну, разумеется, что я убил старуху, — это я худо сделал. Но и довольно!» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»). Конкурс 7. Умозаключение или умозлоключение? (Максимальная оценка за конкурс — 4 балла.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Есть ли ошибки в данных умозаключениях, и если есть, то в чем? На обдумывание дается не более 5 минут. 1. «Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что сосут свою лапу. А этот медведь никак не мог пососать своих лап и потому погиб голодной смертью» (Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»). 2. У больного Карпового улучшилось самочувствие сразу же после того, как его перевели из первого отделения во второе. Следовательно, причиной улучшения самочувствия больного Карпового является его перевод из одного отделения в другое. Конкурс 8. Помоги узнику! (Максимальная оценка за конкурс — 6 баллов.) В конкурсе участвуют команды в полном составе (за исключением тех игроков, которые выполняют задание конкурса юных конструкторов). Задание конкурса. Каждой команде предлагается по три одинаковые логические задачи.  Задачи могут решаться как с помощью алгебры логики, так и с помощью рассуждений.  Побеждает та команда, которая раньше найдет ответ и обоснует его. В некотором королевстве правил король. Однажды он придумал для узника, который томился в его тюрьме, испытание. Узник должен угадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой — тигр. Если он справится с этой задачей, то получает свободу и принцессу в придачу. В один из дней были приведены испытания. При этом король объявил узнику, что он должен трижды угадать, в какой из комнат находится принцесса, а в какой — тигр, только тогда он будет выпущен на свободу. В ходе всех трех испытаний в каждой из комнат будет находиться либо принцесса, либо тигр, хотя вполне возможно, что сразу в обеих комнатах может обнаружиться по тигру или там окажутся одни принцессы. Первое испытание. —А что, если в обеих комнатах сидят тигры? — спросил узник. — Что же мне тогда­то делать? —Считай, не повезло, — ответил король. —А если в обеих комнатах окажется по красавице? — поинтересовался узник. —Считай, подфартило, — сказал король, — уж это ты и сам мог бы сообразить! —Ну хорошо, а если в одной комнате принцесса, а в другую посадили тигра, что тогда? — не успокаивался узник, —Вот тут­то уже все зависит от тебя! Не так ли? —Да откуда же мне знать, где кто? — сокрушенно вздохнул узник. 25 Тут король указал на таблички, прикрепленные к дверям каждой из комнат. На них было написано: «В  этой  комнате  находится  принцесса,   а   в  другой   комнате  —   тигр»,  «В  одной  из   этих   комнат  находится принцесса; кроме того, в одной из этих комнат сидит тигр». —А то, что здесь написано, правда? — спросил узник. —На одной табличке — правда, — отвечал король, — на другой — нет. А вы на месте узника какую бы дверь открыли? (Конечно, если предпочитая принцессу тигру) Второе испытание. Итак,   первое   испытание   узник   выдержал.   Таблички   на   дверях   сменили,   соответственно   были   подобраны   и обитатели комнат. На этот раз на табличках можно было прочитать следующее: «По крайней мере в одной из этих комнат находится принцесса»; «Тигр сидит в другой комнате». — Истинны ли утверждения на табличках? — спросил узник. — Может, оба истинны, а может, оба ложны, — ответил ему король. Какую из комнат следует выбрать узнику? Третье испытание, Успешно справившись со вторым испытанием, узник перевел дух и увидел, что таблички на дверях заменили. Король объявил, что опять утверждения на обеих табличках одновременно либо истинны, либо ложны. Надписи же были вот какие: «Либо в этой комнате сидит тигр, либо принцесса — в другой комнате»; «Принцесса в другой комнате». Узник успешно разрешил  последнюю задачу  и вместе с принцессой отбыл за пределы этого царства (Р. М. Смаллиан «Принцесса или тигр?»). 26 Приложение Г. Вопросы болельщикам. (Обязательное). 1.  Отца   некоего   гражданина   зовут   Николай   Петрович,   а   сына   этого   гражданина   —   Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? 2.  «Позавчера   мне   было   двадцать   лет,   —   сказал   Андрей,   —   а   в   будущем   году,   мне   исполнится двадцать три года». Может ли такое быть на самом деле? 3. Может ли минутная стрелка пройти 6 минут за то же время, когда секундная пройдет только одну секунду? 4. Существует ли дробь, числитель которой меньше знаменателя, которая бы сохраняла это свойство, если ее перевернуть? 5.  Иванова спросили, кто изображен на портрете, который висит на стене в его' комнате. Иванов ответил: «Отец изображенного на портрете лица приходится единственным сыном того, кто это говорит». Чей это портрет? 6. В одной семье семь братьев. Каждый из них имеет по одной сестре. Сколько детей в этой семье? 7. Верно ли утверждение, что куб имеет 5 или 6 граней? 8.  Логик,   оказавшись   случайно   в   небольшом   городке   и   желая   хоть   как­то   убить!   время,   решил подстричься. В городке имеются лишь два мастера (у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, логик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, плохо выбрит и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет, чисто выбрит и аккуратно подстрижен. Логик отправился стричься к первому парикмахеру. Почему? (М. Гарднер «Математические новеллы»). 9. Некий школьник предложил гипотезу: он утверждал, что органы слуха у пауков находятся на ногах. Положив пойманного паука на стол, он крикнул: «Бегом!» Паук побежал. Мальчик еще раз повторил свой приказ. Паук снова побежал. Затем юный экспериментатор оторвал пауку ноги и, снова положив его на стол, скомандовал: «Бегом!» Но на сей раз, паук остался неподвижен. «Вот видите, — заявил торжествующе мальчик, — стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох. (Э. Боноде «Рождение новой жизни»). 27 Приложение Д. Ответы на вопросы конкурсов. (Обязательное). Конкурс 2. 1. Нет; если католик жив, то его жена не вдова, если он умер, то тем более не может жениться. 2. Яйцо никуда не упадет, так как петухи яйца не откладывают. 3. Результаты совпадают, так как полтора часа и есть 90 минут. 4. Уцелевших пассажиров нигде хоронить не надо. 5. Оба варианта неверны, так как желток — желтый. 6. В момент встречи поезда находятся на одинаковом расстоянии от Бостона. 7. 10 копеек и 5 копеек (не пятак — десятикопеечная монета). 8. Хирург — мать Артура. Конкурс 3. Задание 1. 1. В: «Наш план развернется ровно в двенадцать часов ночи». А: «Подозрение подтвердится»; (А   → В)   (А Λ →В) А: «Ты направился к цели»; 2.  В: «Ты станешь дорогою останавливаться»; С: «Ты станешь швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку»; D: «Ты дойдешь до цели».  Λ Λ → D)  В   не  (А   С) А: «Сохранение постройки нарушает права других лиц»; 3.  В: «Сохранение постройки нарушает охраняемые законом интересы других лиц»; С: «Сохранение постройки создает угрозу жизни граждан»; D: «Сохранение постройки создает угрозу здоровью граждан»; Е: «Право собственности на самовольную постройку может быть признано за указанными лицами». ((А Λ В) v (С  4.  В: «У двух человек есть по одной идее»; С: «Люди обменяются имеющимися у них «предметами»»; D: «У двух человек есть по две идеи». А: «У двух человек есть по одному яблоку»;  Λ D)) → не Е ((А   ((В  Λ → D)  С)  Λ → Λ  С)   А)  Задание 2. 1. Если я учусь в математическом классе, то я учусь в школе и люблю учиться. 2. Если я люблю учиться, то я учусь в школе или в математическом классе. 3. Если я не учусь в школе и не люблю учиться, то я не учусь в математическом классе. 4. Если я не люблю учиться, то учусь в школе, и если я не люблю учиться, то не учусь в математическом классе. Конкурс 4. А) А={Может управлять другими} В = {Может управлять самим собой}  B) A = {Человек честен} В = {Человек подозревает других в бесчестности} А) А={Порок это употребление плохого} В={Порок это злоупотребление хорошим}  В)А={Чтобы победить противника} В={Стремись стать сильнее противника} 28 (  С) А={Механизм часов простой} В={Часы редко портятся} С={Счастье это механизм часов} С ) D) A={Все люди должны быть счастливы}  Е) А={Добиться осуществления своей мечты} B={Возможны две трагедии в жизни}  Конкурс 5. С ) С  С={Сделай противника слабее себя}  ( С) А={Благие намерения без квалификации} В={Квалификация без благих намерений} С={Дают результат}  D) A={Мастер учит} B={Мастер создаёт ситуации}  Е) А={Человек собирается сделать мало} В={Человек много говорит об этом} В С Конкурс 6. 1. Нарушается закон тождества (понятие «искра» используется в разных значениях). 2. Нарушается закон тождества (понятие «сухие волосы» используется в разных значениях). 3. Нарушается закон исключенного третьего (если есть законы «мудрые» и «немудрые», то «третьего не дано»). 4.  Иллюстрация   к   закону   исключенного   третьего.   Нарушений   нет   (высказывания   «персонаж   —   герой»   и «персонаж — подлец» не являются противоположными по истинности, а следовательно, возможен и третий вариант: «персонаж — хозяин, приобретатель», и другие варианты). 5. Нарушается закон достаточных оснований (вывод недостаточно обоснован). 6. Нарушается закон достаточных оснований (вывод недостаточно обоснован). Примечание. Некоторые вопросы и ответы могут вызвать дискуссию, которую не надо прекращать, а необходимо направить в нужное русло (например, небольшое обсуждение нравственных проблем в вопросе 6). Конкурс 7. 1.  Неверна предпосылка («Медведи утоляют свой голод лишь тем, что сосут свою лапу»), а значит, сделать вывод о причине смерти на основании приведенных данных нельзя. 2.  Ошибок в умозаключении нет (возможен вариант  для обсуждения, что население Рассел­сквера чересчур велико, а значит, есть и ошибка, но в выводе есть слова «Мне кажется, что...», и это сводит на нет возможность ошибки). 3. Есть широко распространенная ошибка в умозаключении: «после этого» не значит «вследствие этого». 4. Ошибок в умозаключении нет. 29 Приложение Ж. Ответы на вопросы болельщикам. (Обязательное). 1. Владимир Николаевич. 2. Да. День рождения Андрея — 31 декабря, а говорит он это 1 января. 3. Нет. 4. Нет. 5. Внука Иванова. 6. Восемь. 7. Да. 8. Так как второго парикмахера стриг первый, то первый парикмахер — лучший. 9. Гипотеза неверна («после этого» не значит «вследствие этого»). 30 5. Список используемой литературы. 5.1.  Логика в информатике / В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина; М.: Лаборатория базовых Знаний, 2004. 5.2. Босова Л. Л. Арифметические и логические основы ЭВМ. – М.: Информатика и образование, 2000. 5.3.Дискретная   математика:   Учебник   для   студ.   учреждений   сред.   проф. Образования   /     М.   С.   Спирина,   П.   А.   Спирин.   –   М.:   Издательский   центр «Академия», 2004. 5.4.  Информатика   и   образование//***2000­2003***.   ­   Изд­во   «Образование   и Информатика». 5.5.Методические указания «В помощь преподавателю» Н. Ю. Пестовой 31 32

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

УРОК-КВН КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по предмету «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017