Урок: Лад и тональность

  • Занимательные материалы
  • Рабочие тетради
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c **При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например: C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль). Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B ЛАДЫ Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой. В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12-ти звуков темперированной системы. Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие
Иконка файла материала 3.docx
Лад и Тональность Гамма ­ это звуки лада, расположенные подряд.  Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы: Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль ЛяСи Сиb A H* B* Буквенные обозначения C D E F G Тринскрипция [а] [ха] [бэ] [цэ] [дэ] [э] [эф][гэ] *В американской системе буквенной нотации для обозначения Си ­ используется В, а  Сиb ­ Bb Другие обозначения мажор минор диез (#) бемоль (b) дубль­диез (x)дубль­бемоль (bb) Буквенные Транcкрипция Dur* moll* is** [дур] [моль] [ис] eses** [эсэс] es** [эс] isis** [исис] *При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто  обозначают тональность большой или маленькой буквой: A­Dur = A, c­moll = c **При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты,например: C + is = Cis (До­диез), D + es = Des (Ре­бемоль). Исключения: Ля­бемоль = As, Ми­бемоль = Es, Си­бемоль = B ЛАДЫ Лад ­ это 2 группы звуков ­ устойчивые и неустойчивые ­ которые взаимосвязаны  между собой. В европейской культуре наиболее употребимы 7­ступенные лады, построенные  подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12­ти  звуков темперированной системы.  Мажорный лад (мажор): тон­тон­полутон­тон­тон­тон­полутон (например: до­ре­ ми­фа­соль­ля­си­до) Устойчивые звуки (I­III­V) образуют мажорное трезвучие  Минорный лад (минор): тон­полутон­тон­тон­полутон­тон­тон (например: ля­си­ до­ре­ми­фа­соль­ля) Устойчивые звуки (I­III­V) образуют минорное трезвучиеНеустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые. Ладовые разновидности мажора и минора  Гармонический Мажор гармонический ­ понижается VI ступень (VIb) Минор гамонический ­ повышается VII ступень (VII#)  Мелодический Мажор мелодический ­ понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический ­ при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#,  VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступенинатурального минора.  Тональность ­ это высота лада. Какие бывают тональности:  одноименные (имеющие общую Тонику): До­мажор и до­минор  параллельные (две тональности ­ мажор и минор, имеющие одинаковое  количество ключевых знаков): До­мажор и ля­минор. Определяются таким  образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI  ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III  ступени.  энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по  написанию): До­мажор и Си#­мажор  родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых  расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельныетональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре) Лады народной музыки и другие 1. ионийский = мажор 2. дорийский = минор + #VI (высокая VI) 3. фригийский = минор + bII (низкая II) 4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV) 5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII) 6. эолийский = минору 7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника ­ уменьшенное  трезвучие) Простой способ запомнить лады народной музыки ­ это построить их подряд от всех  нот До­мажора:Особые лады: Пентатоника ­ пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона.  В мажоре ­ без IV и VII ступенейВ миноре ­ без II и VI ступеней Хроматическая гамма (хромо ­ цвет) ­ это гамма состоящая из 12 звуков  расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано). Правила построения хроматической гаммы: Мажор вверх ­ все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается Мажор вниз ­ все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается  Минор вверх ­ все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается  Минор вниз ­ также как и одноименный мажор. Порядок ключевых знаков.  Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.  Например, в Ля­мажоре 3 диеза: фа#­до#­соль#, а в Си­мажоре 5 диезов: фа#­до#­ соль#­ре#­ля# Порядок диезов: фа#­до#­соль#­ре#­ля#­ми#­си#Порядок бемолей: сиb­миb­ляb­реb­сольb­доb­фаb Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки ­ действуют на все  произведение), либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации ­ действуют до конца  такта).  Случайные знаки бывают двух видов: Альтерация ­ это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в  устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.Хроматизм ­ это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном  ладу, то есть выходящее за рамки лада. Знаки альтерации ­ изменяют высоту звука:  Диез (#) ­ повышает звук на пол тона  Бемоль (b) ­ понижает звук на пол тона  Дубль­диез (x) ­ повышает звук на тон  Дубль­бемоль (bb) ­ понижает звук на тон  Бекар () ­ отменяет предыдущие знаки альтерации Способы облегчения определения и запоминания тональностей: Диезные тональности ­ последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в  миноре II ступенью. Бемольные тональности ­ предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в  миноре III ступенью.