При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c
**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например:
C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль).
Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B
ЛАДЫ
Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой.
В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.
Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие
Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие
Лад и Тональность
Гамма это звуки лада, расположенные подряд.
Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:
Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль ЛяСи Сиb
A H* B*
Буквенные обозначения C D E F G
Тринскрипция
[а] [ха] [бэ]
[цэ] [дэ] [э] [эф][гэ]
*В американской системе буквенной нотации для обозначения Си используется В, а
Сиb Bb
Другие обозначения мажор минор диез (#) бемоль (b) дубльдиез (x)дубльбемоль (bb)
Буквенные
Транcкрипция
Dur* moll* is**
[дур]
[моль] [ис]
eses**
[эсэс]
es**
[эс]
isis**
[исис]
*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто
обозначают тональность большой или маленькой буквой: ADur = A, cmoll = c
**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты,например:
C + is = Cis (Додиез), D + es = Des (Ребемоль).
Исключения: Лябемоль = As, Мибемоль = Es, Сибемоль = B
ЛАДЫ
Лад это 2 группы звуков устойчивые и неустойчивые которые взаимосвязаны
между собой.
В европейской культуре наиболее употребимы 7ступенные лады, построенные
подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12ти
звуков темперированной системы.
Мажорный лад (мажор): тонтонполутонтонтонтонполутон (например: доре
мифасольлясидо)
Устойчивые звуки (IIIIV) образуют мажорное трезвучие
Минорный лад (минор): тонполутонтонтонполутонтонтон (например: ляси
доремифасольля)
Устойчивые звуки (IIIIV) образуют минорное трезвучиеНеустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.
Ладовые разновидности мажора и минора
Гармонический
Мажор гармонический понижается VI ступень (VIb)
Минор гамонический повышается VII ступень (VII#)
Мелодический
Мажор мелодический понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)
Минор мелодический при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#,
VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступенинатурального минора.
Тональность это высота лада.
Какие бывают тональности:
одноименные (имеющие общую Тонику): Домажор и доминор
параллельные (две тональности мажор и минор, имеющие одинаковое
количество ключевых знаков): Домажор и ляминор. Определяются таким
образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI
ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III
ступени.
энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по
написанию): Домажор и Си#мажор
родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых
расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельныетональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)
Лады народной музыки и другие
1. ионийский = мажор
2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)
3. фригийский = минор + bII (низкая II)
4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
6. эолийский = минору
7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника уменьшенное
трезвучие)
Простой способ запомнить лады народной музыки это построить их подряд от всех
нот Домажора:Особые лады:
Пентатоника пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона.
В мажоре без IV и VII ступенейВ миноре без II и VI ступеней
Хроматическая гамма (хромо цвет) это гамма состоящая из 12 звуков
расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).
Правила построения хроматической гаммы:
Мажор вверх все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается
Мажор вниз все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается
Минор вверх все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается
Минор вниз также как и одноименный мажор.
Порядок ключевых знаков.
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в
разных тональностях.
Например, в Лямажоре 3 диеза: фа#до#соль#, а в Симажоре 5 диезов: фа#до#
соль#ре#ля#
Порядок диезов: фа#до#соль#ре#ля#ми#си#Порядок бемолей: сиbмиbляbреbсольbдоbфаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки действуют на все
произведение),
либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации действуют до конца
такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в
устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.Хроматизм это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном
ладу, то есть выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации изменяют высоту звука:
Диез (#) повышает звук на пол тона
Бемоль (b) понижает звук на пол тона
Дубльдиез (x) повышает звук на тон
Дубльбемоль (bb) понижает звук на тон
Бекар () отменяет предыдущие знаки альтерации
Способы облегчения определения и запоминания тональностей:
Диезные тональности последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в
миноре II ступенью.
Бемольные тональности предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в
миноре III ступенью.