Урок литературного чтения Презентация на тему "«Белогрудка» В. Астафьев " 3 класс.

  • Работа в классе
  • pptx
  • 11.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения Презентация на тему "«Белогрудка» В. Астафьев " 3 класс. Научить определять жанр литературного произведения с точки зрения содержания и построения. Развивать умение учащихся давать характеристику главному герою произведения. Развивать навык выразительного чтения, внимание, память, воображение, мышление. Материал удобен и полезен для учителей начальных классов и учащихся.Урок литературного чтения Презентация на тему "«Белогрудка» В. Астафьев " 3 класс.
Иконка файла материала Астафьев Белогрудка.pptx
В.Астафьев «Белогрудк а»
«Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево... так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас». В. Астафьев
Проблема защиты природы является  главной в творчестве    В.П.Астафьева . В его произведениях изображена  жизнь природы, отношения человека с природой, родные для писателя места, и река Енисей, которую он называет рекой жизни, и его земляки. «…Берегите землю, тогда и себя сбережете, и любовь свою ко всему живому и цветущему на планете нашей, и эту любовь свою передадите
«Белогрудка» Рассказы для детей «Стрижонок «Капалух «Злодейка Скрип» «Зачем я убил » а» «Васюткино озеро» коростеля»
Белогрудка – это куница. Куница – небольшой хищный зверек с ценным светло­коричневым пушистым  мехом.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА  косогор – склон горы, холма;  густолесье –густой лес трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний; метаться – суетливо, в волнении двигаться в разных направлениях;  пихта – хвойное дерево семейства сосновых;  крынка – глиняный сосуд с широким горлом для молока;  простофиля – глупый, несообразительный человек.
Работа над произведением  Выделяем смысловые части рассказа.  Чтение с остановками  1 часть На косогоре.  - Прочитайте описание косогора, на котором поселилась Белогрудка.  («Глухо на косогоре, сыро и сумрачно…»)  - Подтвердите текстом, что это была осторожная и скрытная зверушка.  («…поселилась в чащобе, изредка появлялась на опушке, пулей вонзалась в лесную глухомань.»)  -Наносила ли она вред человеку?  (была незаметной, никому не мешала)
 2 часть Белогрудка –старательная мать.  - Как изменилась жизнь Белогрудки с рождением котят?  -– Какими были котята? С чем сравнивает их автор?  – Как справлялась Белогрудка с материнскими обязанностями?  («…грела их своим телом, облизывала каждого до блеска, вдосталь снабжала едой котят» )  – Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот раз не заметила слежку?  (« вся трепетала, прильнув к котятам и ни на что не могла обращать внимания»)
 3 часть Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки.  – Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным?  (Кража котят)  – Где была Белогрудка, когда похитили котят?  – Мальчишки умышленно совершили зло?  (неумышленно, они их взяли не для того, чтобы мучить, не думая о последствиях, а ради любопытства, поиграть ) 
 4 часть Белогрудка обнаружила пропажу детёнышей.  – Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?  («выронила из зубов добычу, метнулась по ели»)  – В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения?   (“Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы”)  – Что еще она делала? (“До рассвета металась возле дома, часами сидела…”)Быстроту действия автор передает при помощи глаголов , назовите их.
 4 часть Разговор отца с сыном. Пёс поедает  – Как мальчишки отреагировали на совет кунёнка. хозяина?  (не прислушались к словам взрослых, кунята были такие маленькие , потешные, и дети решили посмотреть, как они будут подрастать в домашних условиях. )  – Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек?  (зачитываем по тексту) «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др  – Почему один из дней жизни Белогрудки писатель назвал “страшным днем”?  - Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того как увидела, что её котёнка съела собака?
 5 часть Месть Белогрудки.  - Только ли мальчишки во всем виноваты?  ( В большей степени виноваты взрослые. Именно они должны были ознакомить детей с повадками зверей, рассказывать об охране природы, о том, что нельзя разорять птичьи гнезда, трогать руками их яйца и детенышей?  – Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели детеныша Белогрудки?  - Найдем в тексте рассказа, как Белогрудка мстит людям  («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе
 –Почему из старательной матери Белогрудка превратилась в «сатану»?  Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит. А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Человек должен быть разумным хозяином природы, ведь наше зло, вызов природе возвращается к нам бумерангом.  – Жители деревни считали куницу виноватой?  Только один охотник не считал Белогрудку виноватой.«Она не виновата. Её обидели, осиротили»  – Как погибла Белогрудка?  (маленькому зверьку кунице присущи все чувства, характерные человеку. Как настоящая мать она страдает без своих детей,
 6 часть История с куницей - урок для жителей деревень.  – Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели Белогрудки?  «…помнят Белогрудку. Строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц»  – А как бы вы хотели, чтоб закончился рассказ?  – К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев в заключительной части рассказа? «Спокойно живут и плодятся теперь меж  Человек должен быть разумным хозяином двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесном природы, а беззаботность и легкомыслие его косогоре белки, лисы, разные птицы и могут привести к беде. зверушки. Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»
Ч Е Л О В Е К        П Р И Р О Д А С помощью глаголов обозначим, как человек относился к природе с того момента, как появился боялся, охотился, молился, преклонялся, обожествлял, изучал, наблюдал, использовал, покорял, разрушал, восстанавливал, любовался, восхищался, воодушевлялся. ­ Как же надо относиться к природе?
 Чему меня научил этот рассказ?  Пусть будущие поколенья Не скажут с болью сожаленья: “Жил-был смешной пушной зверек, Но мир его не уберег”.  Не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно.  Человек не должен вмешиваться в жизнь животных.  Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
Рефлексия. - Чем понравился вам урок или чем не понравился? - Кого жалко: мальчишек, которые получили нагоняй от родителей, или собаку, которая погибла по вине мальчишек. А может быть, хозяек, потерявших свою живность, или куницу, которая потеряла детенышей и погибла сама. Домашнее задание: 1.Нарисовать иллюстрации к рассказу. 2.Написать письмо мальчишкам от имени Белогрудки.
 Интернетресурсы  http://www.google.ru/search? hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=923&prmd=i mvns&tbm=isch&source=univ&sa=X&ei=0eu3TuqCF of_4QSIv-X2Aw&sqi=2&ved=0CB8QsA  http://story.leadhoster.com/tale_story_astafev_korost el.htm  http://www.youtube.com  http://www.google.ru/#hl=ru&sugexp=ppwl&cp=13 &gs_id=1j&xhr=t&q=%D1%87%D0%B5%D0%BB %D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA+%D0%B8+ %D0%BF%D1%80%D0%B