Урок литературного чтения Презентация на тему "«Кавказский пленник» Саша Чёрный " 3 класс. Уметь выделять элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста. Классифицировать элементы согласно вопросам. Владеть навыками комментирования: проникнуть в смысл текста, уметь обобщить изученное на уроке. Материал удобен.Урок литературного чтения Презентация на тему "«Кавказский пленник» Саша Чёрный " 3 класс. Уметь выделять элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста. Классифицировать элементы согласно вопросам. Владеть навыками комментирования: проникнуть в смысл текста, уметь обобщить изученное на уроке. Материал удобен.
Писатели улыбаются.
Саша Чёрный.
«Кавказский пленник».
1880 1932
Цель.
• Уметь выделять элементы текста,
требующие комментария для
раскрытия смысла текста.
• Классифицировать элементы согласно
вопросам.
• Владеть навыками комментирования:
проникнуть в смысл текста, уметь
обобщить изученное на уроке.
Это ваш слуга покорный,
Он зовётся «Саша Чёрный»…
Почему? Не знаю сам.
Александр Михайлович Гликберг.
18801932 гг
П
с
е
в
д
о
н
и
м
(1 (13) октября 1880.
Одесса.
Составим анкету.
Саша Чёрный. (страницы учебника 158
159)
• Год рождения:
• Место рождения:
• Детство:
• Юность:
• Начало писательской деятельности:
Житомир. Газета «Волынский вестник».
• Настоящее творчество:
• Первая книга:
• Журналист:
• Эмиграция:
журнал «Сатирикон».
1918 г. Литва. Германия. Франция.
город Белая Церковь.
Житомир.
Петербург.
сборник стихов «Родные мотивы».
Детский писатель.
Что
объединяет
все картинки?
Подберите слова, выражающие ваше
отношение к данным цитатам?
• «Воробьи…кричали, кувыркались,
дрались…просто от избытка жизни…».
• «Никакие хозяйственные заботы в
птичью голову не шли…».
ю
м
о
р
• «…дворняжка Тузик, лохматая серая
муфта с хвостиком в виде
вопросительного знака…».
(анг. – нрав, настроение) изображение героев в
смешном виде. Смех весёлый, доброжелательный.
Выберите из текста смешные цитаты,
подумайте, за счёт чего фразы становятся
смешными? (стр.159161)
«Захолустная речонка…А речка была
славная…Переливалась солнечной
чешуёй вода».
Антонимы.
Эпитеты.
Метафора.
«…вынесли длиннуюдлинную лёгкую
гичку, будто пила рыба …купаться
пошла…».
Сравнение.
Гичкалодка
«Сын прачки…о сам себя т удовольствия
ногой лягнул…».
Просторечное
слово.
«Скворец …на ветке внимательно
склонил голову: знакомая песня! В
прошлом году слышал…».
Олицетворение
.
«В шкафу кротко блестели золотыми буквами
корешки книг. Они отдыхали…». Какую картину вы
представляете?
«…курчавый,
благосклонный
Пушкин».
«…гусар
Лермонтов с
вздёрнутым
носиком…».
«…седые, бородатые
Тургенев и Толстой…».
Какие выводы о главных героях можно сделать, читая
такие характеристики писателей?
Прочтите описание героев и определите:
доминирующую деталь портрета;
раскрывает ли портрет черты характера?
• «…перед стеклянной дверью…стояли, прижав к
стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто
из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только
им во всём саду и доме в этот солнечный день было
грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на
щеке, вот вот капнет на передничек.
• А младшая, Катюша, надутая –перенадутая, сердито
смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, точно
скворец её куклу клюнул или через форточку пышку
с маком унёс».
Девочки самостоятельно прочитали рассказ Л. Н.
Толстого «Кавказский пленник» и разволновались.
«Раз написано, значит, настоящая правда… И
раз окончание хорошее…не стоит горевать…»
• Какой конец рассказа придумали
девочки?
Жилин с солдатами взяли
в плен татар и высекли.
«Русские офицеры
великодушны».
Э
п
и
л
о
г
Дине передайте
георгиевскую медаль и
русскую азбуку.
Свадьба Жилина
и Дины
Какие «секреты» использует автор, чтобы
привлечь наше внимание к рассуждениям
девочек о концовке рассказа?
«Жилин …поймал в
плен татар, которые его
мучили…Правда?
«И больнопребольно
высечь!
Не кричать! …Марш!»
«Зарубите себе на вашем
кавказском носу».
«…капусту порублю».
«Обрадовалась….Топнула
ногой.. Взвизгнула от
удовольствия…»
Юмор – весёлый смех.
Неточность
фразеологизмов.
Авторские ремарки,
замечания автора.
Риторические
вопросы.
Риторическое
восклицание.
Игра.
• Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
Как дети воспроизвели рассказ в
игре?
Действующие лица.
Миша – Жилин.
Тузик – Костылин.
Валя и Катя – татары.
Валя – Дина.
Катя – её подруга.
Что такое добро?
« Я часто думал о том, что значит «быть добрым?» Мне
кажется, добрый человек – это такой человек, который
обладает воображением и понимает, каково другому,
умеет почувствовать, что другой чувствует».
Я. Корчак.
Как соотносится данное высказывание с нашими
героями? Приведите примеры из текста?
« Нет, знаешь, сечь их не надо….Так хорошо устроили
судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче…».
Не хотели играть роль Костылина – не хотели быть
предателями.
Назовите однокоренные слова к
слову «добро».
ДОБРО
та
любие
порядочность
душие
деяние
сердечность
словие
нравие
Домашнее задание.
Творческая работа.
• Поделитесь своими добрыми
делами, поступками….
Спасибо за работу!