Урок литературного чтения Презентация на тему ""Кладовая солнца" М. Пришвин " 3 класс.

  • Работа в классе
  • pptx
  • 09.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения Презентация на тему ""Кладовая солнца" М. Пришвин " 3 класс. В презентации содержатся яркие и красочные иллюстрации. Материал удобен и полезен для знакомства, закрепления и для проведения проверки знаний. Данный ресурс необходим учителям начальных классов, обучающимся 3 класса и их родителям.Урок литературного чтения Презентация на тему ""Кладовая солнца" М. Пришвин " 3 класс. В презентации содержатся яркие и красочные иллюстрации. Материал удобен и полезен для знакомства, закрепления и для проведения проверки знаний. Данный ресурс необходим учителям начальных классов, обучающимся 3 класса и их родителям.
Иконка файла материала Пришвин.pptx
Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца» Сказка – быль
Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому. М.М. Пришвин –  знаток, любитель  природы, тонкий  ценитель красоты  окружающего мира.
«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин. «Родники  Берендея»,  «Кащеева  цепь», «Повесть  нашего  времени»,  «Рассказы о  прекрасной  маме» и многие  другие  написаны в селе  Усолье.
История создания сказки - были «Кладовая солнца». В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен  конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в  нем участие и победу в Великой Отечественной войне  встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая  была написана за месяц. Это произведение насыщено впечатлениями от  усольской природы и жизни писателя среди нее. Повесть получила первую премию и была напечатана в  июльском номере журнала «Октябрь».
Прототипы в повести Главными  героями являются  усольские дети –  сироты Соня и  Боря  Александровы. Сиротство  детей, забота о  них колхозников  легли в основу  сюжета.
«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные – остались на детей.» (дневник от 7 апреля 1943 года).
Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.  Антипыч и Травка.  Художник И.Л.Бруни.
Образ автора в повести. Каким видит  окружающий мир  Пришвин?  Каким человек  предстает он перед  нами?  Писатель очень  зорок, он с любовью  наблюдает за  природой, она для  него живая, в ее  жизни он видит  знакомые проявления  человеческого  сердца.
Сказочное и реальное в повести. Что же реально в «Кладовой солнца»?  Место действия.  Время действия – период Великой  Отечественной войны.  Как и многие дети во время войны,  Митраша и Настя осиротели.  Обычные бытовые сценки. (Поиски  клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от  беды. Возвращение домой с добычей).
Каковы сказочные черты в повести? Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка  и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.
Сказочные черты в повести.  Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?  Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?  А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?   Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать  и здесь?
Зачем отправились дети? Какова их цель? Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся? Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому сокровищу оно ближе всего?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?  Ссора произошла на  развилке двух троп.  Вспомните:  «Налево пойдешь –  богатым станешь,  прямо пойдешь –  голову сложишь,  направо пойдешь –  невесту найдешь» и  др.
С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?
Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей? Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?
Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя? Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты? Чем похож и не  похож на него  Антипыч?  Какую главную  тайну не открыл  Антипыч  ребятишкам?  Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.
Что происходит с природой во время ссоры Природа одушевлена и одухотворена.  ребят? Художественный прием – олицетворение.
В любой сказке есть волшебные предметы. Что в повести названо  «чудесной вещью»?  Почему? В чем отличие компаса  от сказочного клубка,  который ведет за собой  героя?
Авторская речь в повести. Чем она напоминает сказочную?  Речь автора  нетороплива,  напевна, плавно  складывается  словечко к  словечку и  подобна светлому  ручейку в  сказочном  дремучем лесу.
Вывод.  Пришвин не случайно назвал свое  произведение сказкой. Сходство с  ней обнаруживается и в сюжете, и в  художественных образах, и в  присутствии чудесных предметов,  волшебных тайн, и в участии природы  во всех событиях, и в особом складе  авторской речи.
У каждого своя тропа.
Настя и Митраша.  Какую характеристику дает Пришвин своим  героям в начале повести? Что он подчеркивает в  детях?  Почему в деревне любили Митрашу и Настю?  Как относились друг другу брат и сестра?  Присутствие родителей постоянно ощущается в  жизни детей. Чем это можно доказать?  Почему во время сбора ребята плохо слушают  друг друга?  Что позвало ребят в поход за клюквой?
Роль природы в повести.  Видят ли дети красоту  наступающего утра? Почему?  Какие тревожные нотки  звучат в описании чудесного  весеннего утра? С чем связана  эта тревога?  Как отреагировала природа на  то, что произошло?  Почему рассказ о ссоре брата  и сестры начинается с  описания сосны и ели?
Поведение Насти и Митраши.  Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?  Почему даже лесные обитатели перестали обращать на    А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в  нее внимание? лес?  Почему Митраша не прислушался к предупреждающим  голосам природы? Что руководило им?  А когда и где вспомнила Настя о брате?  Почему она испугалась, увидев гадюку?  Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя  в беде? Почему удалось ему спастись?  Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е.  признав его за хозяина? Почему?  Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что  произошло с Митрашей?
Отношение автора к ребятам.  Как относится автор  к тому, что  происходит с его  героями? С каким  чувством, с какой  интонацией  рассказывает он об  их приключениях?  Обоснуйте.
Уроки повести.  Чему учит нас история Насти и  Митраши?
Что можно назвать маленькой кладовой солнца?  Горелый пень на палестинке, который  хранит в себе солнечное тепло и делится  им со всеми живыми существами.  Блудово болото со своими огромными  запасами горючего, торфа (доброе тепло и  энергия).  Душа человеческая. Подлинные ценности  жизни: любовь, взаимопонимание, совесть,  ответственность…
Смысл названия повести «Кладовая солнца».  Произведение имело несколько  названий: «друг человека», «Брат и  сестра», «Блудово болото».  Почему Пришвин выбрал другое  название – «Кладовая солнца»?
Вывод.  Название вмещает в себя и жизнь природы,  и жизнь человеческую со всеми ее  радостями и печалями, страданиями и  открытиями, утратами и обретениями; оно  сосредоточивает наше внимание не на  сюжетных ходах, а на глубинном смысле  произведения: ведь кладовая – хранилище  чего – то, а солнце – мать всего живого,  значит, жизни.