Урок литературного чтения Презентация на тему ""Кладовая солнца" М. Пришвин " 3 класс. В презентации содержатся яркие и красочные иллюстрации. Материал удобен и полезен для знакомства, закрепления и для проведения проверки знаний. Данный ресурс необходим учителям начальных классов, обучающимся 3 класса и их родителям.Урок литературного чтения Презентация на тему ""Кладовая солнца" М. Пришвин " 3 класс. В презентации содержатся яркие и красочные иллюстрации. Материал удобен и полезен для знакомства, закрепления и для проведения проверки знаний. Данный ресурс необходим учителям начальных классов, обучающимся 3 класса и их родителям.
Михаил Михайлович
Пришвин
«Кладовая солнца»
Сказка – быль
Имя М.М. Пришвина с детства
знакомо каждому.
М.М. Пришвин –
знаток, любитель
природы, тонкий
ценитель красоты
окружающего мира.
«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство
лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг
лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин.
«Родники
Берендея»,
«Кащеева
цепь», «Повесть
нашего
времени»,
«Рассказы о
прекрасной
маме» и многие
другие
написаны в селе
Усолье.
История создания сказки - были «Кладовая
солнца».
В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен
конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в
нем участие и победу в Великой Отечественной войне
встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая
была написана за месяц.
Это произведение насыщено впечатлениями от
усольской природы и жизни писателя среди нее.
Повесть получила первую премию и была напечатана в
июльском номере журнала «Октябрь».
Прототипы в повести
Главными
героями являются
усольские дети –
сироты Соня и
Боря
Александровы.
Сиротство
детей, забота о
них колхозников
легли в основу
сюжета.
«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре
затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие
домашние животные – остались на детей.» (дневник от 7 апреля
1943 года).
Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч,
живший недалеко от Усолья.
Антипыч и Травка.
Художник И.Л.Бруни.
Образ автора в повести.
Каким видит
окружающий мир
Пришвин?
Каким человек
предстает он перед
нами?
Писатель очень
зорок, он с любовью
наблюдает за
природой, она для
него живая, в ее
жизни он видит
знакомые проявления
человеческого
сердца.
Сказочное и реальное в повести.
Что же реально в «Кладовой солнца»?
Место действия.
Время действия – период Великой
Отечественной войны.
Как и многие дети во время войны,
Митраша и Настя осиротели.
Обычные бытовые сценки. (Поиски
клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от
беды. Возвращение домой с добычей).
Каковы сказочные черты в повести?
Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.
Сказочные черты в повести.
Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?
Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать
и здесь?
Зачем отправились дети? Какова их цель?
Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами
и чудесами охотятся?
Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому
сокровищу оно ближе всего?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно
узнать и здесь?
Ссора произошла на
развилке двух троп.
Вспомните:
«Налево пойдешь –
богатым станешь,
прямо пойдешь –
голову сложишь,
направо пойдешь –
невесту найдешь» и
др.
С какими трудностями и испытаниями, порой даже с
риском для жизни столкнулись дети?
Кто же помог Насте и Митраше?
Кто стал спасителем детей?
Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?
Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного
героя?
Кто в сказках часто выступает в роли помощника,
знающего какие-то тайны и секреты?
Чем похож и не
похож на него
Антипыч?
Какую главную
тайну не открыл
Антипыч
ребятишкам?
Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.
Что происходит с природой во время ссоры
Природа одушевлена и одухотворена.
ребят?
Художественный прием – олицетворение.
В любой сказке есть волшебные
предметы.
Что в повести названо
«чудесной вещью»?
Почему?
В чем отличие компаса
от сказочного клубка,
который ведет за собой
героя?
Авторская речь в повести.
Чем она напоминает сказочную?
Речь автора
нетороплива,
напевна, плавно
складывается
словечко к
словечку и
подобна светлому
ручейку в
сказочном
дремучем лесу.
Вывод.
Пришвин не случайно назвал свое
произведение сказкой. Сходство с
ней обнаруживается и в сюжете, и в
художественных образах, и в
присутствии чудесных предметов,
волшебных тайн, и в участии природы
во всех событиях, и в особом складе
авторской речи.
Настя и Митраша.
Какую характеристику дает Пришвин своим
героям в начале повести? Что он подчеркивает в
детях?
Почему в деревне любили Митрашу и Настю?
Как относились друг другу брат и сестра?
Присутствие родителей постоянно ощущается в
жизни детей. Чем это можно доказать?
Почему во время сбора ребята плохо слушают
друг друга?
Что позвало ребят в поход за клюквой?
Роль природы в повести.
Видят ли дети красоту
наступающего утра? Почему?
Какие тревожные нотки
звучат в описании чудесного
весеннего утра? С чем связана
эта тревога?
Как отреагировала природа на
то, что произошло?
Почему рассказ о ссоре брата
и сестры начинается с
описания сосны и ели?
Поведение Насти и Митраши.
Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в
нее внимание?
лес?
Почему Митраша не прислушался к предупреждающим
голосам природы? Что руководило им?
А когда и где вспомнила Настя о брате?
Почему она испугалась, увидев гадюку?
Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя
в беде? Почему удалось ему спастись?
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е.
признав его за хозяина? Почему?
Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что
произошло с Митрашей?
Отношение автора к ребятам.
Как относится автор
к тому, что
происходит с его
героями? С каким
чувством, с какой
интонацией
рассказывает он об
их приключениях?
Обоснуйте.
Уроки повести.
Чему учит нас история Насти и
Митраши?
Что можно назвать маленькой
кладовой солнца?
Горелый пень на палестинке, который
хранит в себе солнечное тепло и делится
им со всеми живыми существами.
Блудово болото со своими огромными
запасами горючего, торфа (доброе тепло и
энергия).
Душа человеческая. Подлинные ценности
жизни: любовь, взаимопонимание, совесть,
ответственность…
Смысл названия повести
«Кладовая солнца».
Произведение имело несколько
названий: «друг человека», «Брат и
сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое
название – «Кладовая солнца»?
Вывод.
Название вмещает в себя и жизнь природы,
и жизнь человеческую со всеми ее
радостями и печалями, страданиями и
открытиями, утратами и обретениями; оно
сосредоточивает наше внимание не на
сюжетных ходах, а на глубинном смысле
произведения: ведь кладовая – хранилище
чего – то, а солнце – мать всего живого,
значит, жизни.