Урок литературного чтения Презентация на тему "Сказы Бажова" 3 класс. В презентации содержатся яркие и красочные иллюстрации. Материал удобен и полезен для знакомства, закрепления и для проведения проверки знаний. Данный ресурс необходим учителям начальных классов, обучающимся 3 класса и их родителям.Урок литературного чтения Презентация на тему "Сказы Бажова" 3 класс. В презентации содержатся яркие и красочные иллюстрации. Материал удобен и полезен для знакомства, закрепления и для проведения проверки знаний. Данный ресурс необходим учителям начальных классов, обучающимся 3 класса и их родителям.
Бескраен, бездонен сказочносказовый рудный
Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В
старом колодце синюю старуху ведьму они
поселили. Горного козла дотошный трудовой
уральский люд серебряным копытцем подковал.
А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей
привораживает, не одна, не две побывальщины. В
темноте ведь светлыето камешки добывались. А
там мало ли страхов. И свою тень за горное
чудище примешь. Сколько там невиданной
красоты да каменной росписи.
На Урале в устной передаче слышали сказы,
вероятно, многие, но только Бажову удалось
собрать и огранить их точно так, как исстари
гранят камнисамоцветы, С точки зрения
Бажова, историческую ценность народных
преданий, рассказов рабочих нужно видеть
прежде всего в отражении взглядов
народных масс на факты, события прошлого.
Знание писателем истории края помогло ему
уяснить особенности уральского фольклора
и местных диалектов.
Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье
Петра Васильевича и Августины Степановны
Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года.
О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах
«Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее —
близкое» и в авторском предисловии к книге
«Малахитовая шкатулка».
В них можно узнать не только о жизни и
деятельности писателя, но и о далеких годах
становления самобытного богатейшего
индустриального края.
С детства Павел Бажов очень много слышал
рассказов о Медной горе от бабушки и отца.
Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому
многие действия его сказов протекают в этих
городах. В очерках «Уральские были» уже
использовались такие наблюдения,
воспоминания, которые позднее в
художественной обработке вошли в сказы
«Малахитовая шкатулка».
• В детстве все мы читали
русские народные
сказки.
• Давайте вспомним ваши
самые любимые.
• Недавно мы прочитали
сказ Павла Петровича
Бажова «Медной горы
хозяйка».
• Он очень похож на сказку,
не сказка.
не правда ли?
• Он похож на сказку, но это
Так чем же отличается
сказ от сказки?
Сказка –
повествовательное,
обычно народно
поэтическое
произведение о
вымышленных лицах и
событиях, с участием
волшебных,
фантастических сил.
Сказ – жанр эпоса,
опирающийся на народные
предания и легенды; для
него характерно сочетание
точных зарисовок
народного быта и нравов со
сказочнофантастическим
миром фольклора.
Для того, чтобы сравнить
эти два жанра, нам
необходимо:
• найти общее между ними;
• найти различия;
• В сказках герой часто
путешествует.
Переходит в чуждый
ему мир
фантастических
существ: Кощея
Бессмертного, Бабы
Яги.
• Вспомните такие
сказки.
• А был ли подобный
мотив «дороги» в
сказе Бажова?
В сказе действительно есть
переход героя в иной мир:
• «И вот пошли. Она
впереди. Степан за ней.
Куда она идет – все ей
открыто. Как комнаты
большие под землей стали,
а стены у них разные. То
все зеленые, то желтые с
золотыми крапинками. На
которых опять цветы
медные. Синие тоже есть,
лазоревые… И платье на
ней – на Хозяйкето –
меняется».
• Реален ли мир Хозяйки
или волшебен?
А вы знаете, что цифра «3» –
священное число для сказок?
• Вспомните, чего в
сказках бывает по три.
• три дороги на распутье,
три брата, три сестры,
трёхголовый змей, три
испытания.
• Что из
вышеперечисленного
встречается в сказе у
Бажова?
Три испытания Степана: какие?
• Первое испытание:
сказать приказчику,
чтобы тот
«убирался» с
Красногорского
рудника.
• Второе испытание:
забыть Хозяйку
Медной горы.
на верность невесте.
• Третье испытание:
Табу. Его нарушение.
определенных действий.
какими-то запретами. Какими?
к печальным последствиям.
сказе?
• Табу – система запретов на совершение
• В сказках герои постоянно сталкиваются с
• И нарушение этих табу зачастую приводит
• А нарушает ли какие-то запреты Степан в
А теперь давайте вспомним,
как обычно начинаются
сказки.
• «Жили-были…», «в
некотором царстве, в
некотором
государстве…».
• Подобное
традиционное
начало в фольклоре
называется
«зачином».
• А как начинаются
сказы Бажова?
Мы видим, что сказы Бажова
начинаются как обычные рассказы
реалистического содержания.
• Указывается не
абстрактное место
(тридевятое
царство), а вполне
конкретные места:
Россия, Урал,
Гумешки.
• И определенное
время: 19 век.
Текст сказа содержит бытовые
реалии России 19 века.
• Вспомните все явления
жизни, характерные
для того времени,
которые мы встречаем в
тексте.
• Шахты, затопление
шахт,
профессиональные
болезни шахтёров;
• крепостное право,
вольная грамота;
• СанктПетербург –
центр жизни России…
А теперь
сравним конец
сказа и сказки.
• Чем всегда
заканчиваются
сказки?
• Несмотря на
нарушение
запрета герой
получает второй
шанс.
• А чем кончаются
сказы Бажова?
• Почему герой не
получает второго
Итак...
• В «Хозяйке медной горы»
Степан, так и не получив
счастья, умирает;
• В «Горном мастере» у
Данило и Кати только
иллюзия счастья;
• В «Серебряном копытце»
драгоценные камни
оказались снегом.
• Конец сказа лишен
чудесного, он обыден и
реален. То, что казалось
волшебством, оборачивается
обычной жизнью.
Вывод:
• Сказ и сказка имеют общие
фольклорные элементы, характерные
для устного народного творчества;
• Сказ от сказки отличается тем, что в
нем представлены реальные факты
реального времени и его конец
закономерен.
Мы разобрались, чем отличается
сказ от сказки.
Попробуйте самостоятельно дать
определение жанру сказа.
Назовите сказы Бажова по
иллюстрациям