Урок литературного чтения Презентация на тему "Царевна-лягушка - образ Ивана-царевича" 3 класс. Развивать умения работать с информацией, внимание, память, логическое и пространственное мышление учащихся. Воспитывать в детях чувство доброты, умение прощать и сострадать. Учить видеть и ценить прекрасное. Материал удобен и полезен для учителей начальных классов и учащихся.Урок литературного чтения Презентация на тему "Царевна-лягушка - образ Ивана-царевича" 3 класс.
Русская народная сказка
«Царевналягушка».
Образ Иванацаревича
Беседа
• За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три
года лягушкой быть?
• Долго ли, коротко ли собирался Иванцаревич на поиски
жены? Как снарядился?
• С каким настроением собирается Иванцаревич в путь?
• Что он взял с собою, что надел?
• Что хотел подчеркнуть авторнарод, когда
сообщил читателю, что царевич взял три
железных хлеба, надел железные сапоги?
• Кто помогал Ивануцаревичу?
•
Выразительное чтение
отрывка «Трудный путь Иванацаревича»
(от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» — до конца
сказки.)
Беседа
1. Почему таким долгим и трудным был путь Иванацаревича?
Царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил
лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев.
Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить
эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться,
износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и
голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и
понимать их.
2. Чтение в лицах эпизода «Встреча со старичком»
Почему в сказке появляется старичок?
Что олицетворяет народ в образе старичка?
Какие советы получает Иванцаревич от мудреца?
Слушает ли наставления царевич, выполняет ли их?
3. Чтение в лицах эпизода «Встреча Иванацаревича
с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
Почему царевич хотел убить этих животных?
Что заставляет его пожалеть их?
Назовите ранее не названные свойства души Иванацаревича.
Беседа
1. Зачем в сказке придумана встреча царевича с БабойЯгой?
Чему научила Иванацаревича встреча с ней?
2. Добрая БабаЯга или нет?
3. Как удалось царевичу победить Кощея Бессмертного?
4. Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве?
Что олицетворяет описание дуба? (зачитать описание дуба)
5. Какой же он, Иванцаревич? Какие лучшие черты русского
народа воплотились в сказочном герое?
5. Почему в сказках добро торжествует над злом?
Характеристика Иванацаревича
План характеристики
1. Как относятся к Ивануцаревичу отец и братья?
2. Как реагирует Иванцаревич на приказы отца?
3. Как относится к труду Василисы?
4. Почему Иванцаревич сжег лягушечью шкуру?
5. С каким чувством собирается на поиски суженой?
6. Какие черты характера присущи герою? Как характеризуют
его встречи со старичком, с животными? Какие качества
особенно ценит в герое народ?
7. Нравится ли вам этот герой и почему? Чему могут научить
нас поступки Иванацаревича?
Образец характеристики Иванацаревича
Иванцаревич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало
на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку.
После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иванцаревич
возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался:
никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный
своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать,
разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается,
как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван
царевич сжигает лягушачью кожу.
После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий
своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство,
терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему
клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело
отвечает Бабеяге. Он мужественно
преодолевает все трудности и невзгоды, которые
выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются
в нем те лучшие черты, которые не проявлялись,
когда он жил в царстве своего отца. Как награда
возвращается к нему Василиса Премудрая.
Поэтика волшебной сказки. Постоянные
эпитеты, повторы. Изобразительный характер
формул волшебной сказки
Практическая работа
• Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке
«Царевналягушка»?
• Еще одна особенность сказочной речи — это повторы (не путать с
повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были;
если в сказке есть путь, то это обязательно путьдорожка. Давайте поищем в
сказке примеры таких повторов.
• эпитет — это художественное определение предмета. Какие еще
постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
• Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна
лягушка».
• Формулы волшебных сказок. В «Царевнелягушке» много слов и выражений,
которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами
мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем
устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно
красивой. Давайте поищем с вами такие выражения.
Итоги урока
1. Чему посвящена сказка «Царевналягушка»? Чему она вас
научила?
•
2. Чем начинается и чем завершается сказка?
3. Почему мы называем сказку «Царевналягушка»
волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?
Веками в русском народе складывались представления о
том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас
поступки Иванацаревича?
• К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже
некоторой жалостью?
• Почему мы радуемся, когда Иванцаревич
освобождает Василису Премудрую?
6. Можно ли согласиться с изречением
«Добро всегда побеждает зло»?
Домашнее задание
1. Прочитать статью учебника «Герои народных сказок»
(стр. 28)
2. Дать характеристику (письменно) главным героям
сказки:
Василисе Премудрой – девочки;
Ивануцаревичу – мальчики.
3. Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо –
юдо» и подготовить пересказ (близко к тексту) сказки.
(Помощник: стр. 38.)
4. Ответить на вопросы 17 к сказке (устно) на стр. 38.