Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)
Оценка 4.8

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
04.03.2018
Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)
Познакомить с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, осуществлять поиск необходимой информации в книге, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, к произведениям Л.Н. Толстого; внимательное отношение к близким людям.Разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
Жизнь и творчество Л.docx
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». Басня «Как мужик камень убрал». Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям. Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого. Оборудование: портрет Л.Н. Толстого Ход урока I. II. (Слушают отзывы о сказке «Ашик-Кериб».) Организационный момент Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока III. - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. •Добрые умирают, да дела их живут. •Добрый человек всегда правдой живет. •Мудрым никто не родился, а научился. •Учение образует ум, воспитание - нравы. - Рассмотрите фотографии в учебнике. Портрет, какого писателя вы видите? - Как вы считаете, как имя Льва Николаевича Толстого может быть связано с этими пословицами? (Предположения учащихся.) - Послушайте отрывок из стихотворения Р. Гамзатова «Берегите матерей». Хлынул дождь - и все в горах намокло, Разбежались по воде круги... Слышу: через крышу, через стекла Молят капли: - Маму береги! Слышу: листья шепчут за стеною: «Мама - это дерево родное!» Голосом отца твердит земля: «Мать - весь мир, и рощи, и поля». Яростно бушует непогода, В черном небе не видать ни зги... Грохот грома - голос твой, природа, Просит каждый час любого года: «Душу мира, маму, береги!» - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? - Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. («Детство».) - Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.) - Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить? IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - Вспомните все, что вы знаете об этом писателе, расскажите. (Ответы учеников.) - Итак, подведем итог. Закончите предложения. • Лев Николаевич Толстой родился... (в 1828 г.), а умер... (в 1910 г.). • Всю свою жизнь он посвятил... (литературе). • Полное собрание сочинений составляет... (90 томов). • Родился и жил он в основном в... (Ясной Поляне). • Там он открыл... (школу для крестьянских детей). • Он сам написал для них... (учебник). • Лев Николаевич рано остался без... (родителей). • В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени - в Казанский университет. • Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к... (иностранным языкам), занимался... (историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал). Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. - Сегодня мы прочитаем рассказ Сергея Толстого, принадлежавшего к роду Толстых. - Прочитайте рассказ С. Толстого на с. 114 учебника. (Ученики читают самостоятельно, затем проводится словарная работа.) - Прочитаем текст еще раз, но уже вслух. - Что нового вы узнали о Льве Николаевиче? - Сколько лет было мальчику, когда он первый раз в жизни увидел Льва Толстого? (Ему было 5 лет.) - Ребенок был поражен поведением деда. Что его особенно взволновало? (Его уважение к бедным людям, внимание к ребенку.) V. Физкультминутка Продолжение работы по теме урока VI. - Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого. ЛЕЛЕЯТЬ - (нежить, заботливо ухаживать за кем-, чем-нибудь). НАСЛАЖДЕНИЕ - (высшая степень удовольствия). ДОБРОДЕТЕЛИ - (положительное, нравственное качество, высокая нравственность). УМИЛЕНИЕ - (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным). (Чтение рассказа «Детство» учителем.) - Ваши впечатления? - Кто герой этого произведения? (Описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.) (Повторное чтение текста по частям: чтение 1-й части.) - Какое событие описывает Л.Н. Толстой? - Назовите действующих лиц? - Как вы думаете, что здесь важнее - описание событий или переживаний мальчика? (Чтение 2-й части.) - Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? - Что вы можете сказать о характере Николеньки? - О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой? - Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями. А с кем вы делитесь своими радостями и печалями? (Ответы учеников.) - Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам. •«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».) •«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».) •«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».) •«Были брат и сестра - Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».) •«Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».) •«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».) •«Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».) - Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Как мужик убрал камень». Басня.) - Прочитайте басню на с. 119 учебника про себя. Ваши впечатления? - Что предложили инженеры, чтобы убрать камень? - Что предложил мужик? - Какие черты характера свойственны мужику? (Ум, хитрость, благородство, находчивость.) - В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого? Рефлексия VII. - Прочитаем еще раз отрывок из стихотворения Р. Гамзатова. - К чему призывает нас автор? (Он призывает нас беречь своих матерей.) - Сегодня мы прочитали отрывок из произведения Льва Николаевича. Его герой - Николенька был таким же ребенком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прощения, если кого-то обидели. Берегите своих близких, заботьтесь о них. - Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? - С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? - За что бы вы себя похвалили сегодня? VIII. Подведение итогов урока - О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали? - Чему учат произведения Л.Н. Толстого? Домашнее задание. С.115-118, выразительное чтение, с.119 пересказ.

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018