Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
14.04.2017
Данный урок литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова проводится в 4 классе. Урок предполагает знакомство с новым произведением. на уроке использованы разнообразные формы урока: групповая, индивидуальная, парная. Цели данного урока:учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения; совершенствовать технику чтения; работать над обогащением словарного запаса;
Развивающие: развивать речь учащихся, творческие способности; формировать умение владеть монологической и диалогической речью.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным;Разработка урока литературного чтения
ЕРШОВ.docx
Тема: Ершов П.П. Конек – Горбунок
Класс: 4
Предмет: литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова
Тип урока: знакомство с новым произведением
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и
самооценка
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Тема
Цели
Планируемый результат
Ресурсы : основные
Ершов П.П. Конек – Горбунок
Образовательные: создание условий для ознакомления со сказкой Ершова П.П.;
учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения; совершенствовать
технику чтения; работать над обогащением словарного запаса;
Развивающие: развивать речь учащихся, творческие способности; формировать умение владеть монологической
и диалогической речью.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным;
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание и проживание приемлемых и
созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
Познавательные: умение перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и
использовать её для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим
действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность
действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; контролировать результаты
работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно
формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и
результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
Предметные умение работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать
из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею
произведения; давать характеристику героям; выявлять авторское отношение к описываемым событиям
Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова дополнительные
Карточки – задания для работ в парах, группах и индивидуально
Презентация к уроку.
Карточки для самооценки.
Презентация к уроку
Технология
проведения
1.Мотивация
учебной
деятельности
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
к
Дети приводят в порядок рабочее место.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
Я уверена, что вы постараетесь быть
активными
организованными
учениками.
и
Планируемые
результаты
Познавательные УУД
2.Речевая разминка
Чтение хором за учителем, а затем
индивидуально
(сначала медленно и тихо, потом громко и
быстрее)
Скокпоскок, скокпоскок
Через море и лесок!
По пути нашёл жарптицу
И красавицудевицу. 3. Актуализация
опорных знаний
В начале нашего урока вспомним жанры
По описанию жанра
произведений.
определите его название:
Небольшое произведение с нравоучительным
содержанием в стихах или прозе, героями
которого являются люди, животные или
различные предметы. (Басня)
Песня – сказание о богатырях и
исторических событиях Древней Руси.
(Былина)
Эпическое
произведение
небольших
Личностные:
проявление интереса к
теме урока,
Регулятивные:
учиться работать по
предложенному плану
Коммуникативные:
умение учиться
оформлять свою мысль
в устной речи,
Отвечают на вопросы. Дают
характеристики каждого жанра.
размеров. (Рассказ)
Поэтический жанр; небольшое произведение,
написанное стихами, которое отражает
внутренние
человека.
(Стихотворение)
Занимательный рассказ о необыкновенных и
вымышленных событиях и приключениях.
(Сказка)
чувства
Молодцы, вы правильно определили названия
жанров. Теперь вспомним, что вам известно о
сказках. Поработаем с кластером (работа в
парах).
карточка 1
сказки карточка 1
сказки
народные
авторские
Проверим, что у вас получилось. (Проверка)
Чем авторская сказка отличается от народной?
Чтобы определить тему урока, я предлагаю
выполнить следующее задание:
Внимательно прочитайте слова в каждом
столбике. Что их объединяет?
Соедините стрелкой фамилии авторов и
название произведений.
О
волшебные
Бытов
ые
Автор народной сказки неизвестен,
сказители могут вносить изменения в
авторскую сказку создает
текст,
конкретное лицо,
не допускается
внесение изменений в текст.
Это литературные сказки.
Карточка 2.
Установи соответствие
В.А. Жуковский «Сказка о рыбаке
и рыбке»
А.С.Пушкин «Спящая царевна»
Х.К. Андерсен «Конек –
горбунок»
П.П.Ершов «Пятеро из
стручка»
Тема: Ершов П.П. Конёк – Горбунок.
Познавательные:
умение использовать
знание о тексте
произведения
Слушают учителя
4.Формулирование
темы урока,
постановка цели.
Знакомство
с
биографией писателя
Карточка 2.
Установи соответствие.
В.А. Жуковский «Сказка о рыбаке и
рыбке»
А.С.Пушкин «Спящая царевна»
Х.К. Андерсен «Конек горбунок»
П.П.Ершов «Пятеро из одного
стручка»
Проверка.
Исключите уже изученные произведения и
сформулируйте тему урока.
Сформулируйте задачи нашего урока,
дополняя предложения
Узнать…
Учиться…
Развивать…
С именем Петра Павловича Ершова мы
знакомимся впервые. Родился он в 1815 году в
Тобольской губернии.
После окончания
Петербургского университета был направлен в
родную школу учителем, а затем был назначен
инспектором гимназий.
Сказку «Конёк
Горбунок» Ершов написал в 19 лет. В 1833 году
профессор Петербургского университета, где
учился Ершов, прочитал на лекции своим
студентам отрывки из сказки. Сказка студентам
понравилась. А Ершов стал знаменитым. Только 5. Работа над
сказкой.
1) Работа с текстом
до чтения
в 20 веке сказка издалась более 200 раз!
В Тобольске свято хранят память о великом
земляке. В городе поставлен памятник его
сказочным героям. В 1864 году на сцене
Мариинского театра поставлен балет, в 1941г.
снят фильм, а в 1947, а затем в 1975 г. снят
мультфильм по сказке. В 2005 году учреждена
Всероссийская литературная премия имени
Ершова за произведения для детей и юношества.
Вручается она 6 марта в день рождения
сказочника на его родин
Как вы думаете, о чём может говориться в
сказке с таким названием?
Почему «Конёк», а не «конь»? Что значит
«Горбунок»?
Кто же будет главным героем сказки?
Прочитайте ключевые слова (жужжащее
чтение):
За горами, за лесами
Три сына
Сеяли пшеницу
Приключилося им горе
Вора соглядать
В дозоре
Кобылица
Конька не отдавай
Объясните значение слов «соглядать», «дозор».
Попробуйте по данным ключевым словам
сочинить свою сказку, предположив её сюжет.
(Работа в группах)
Узнавать, обнаруживать;
В стихотворной форме
Будем читать сказку в сокращении
Личностные:
проявление интереса к
предложенной форме
работы
Регулятивные: умение
действовать по плану,
давать оценку своим
действиям, оценивать
результат.
Коммуникативные:
умение сотрудничать с
другими: слушать
учителя и
одноклассников,
учитывать мнения
других 2) слушание сказки
3) выявление
первичного
восприятия
4) Перечитывание
сказки учащимися
по строфам
А как же всё было на самом деле, хотите узнать
Посмотрите на текст сказки, в какой форме
она написана?
Как понять то, что написано после названия?
Слушание сказки
Мы прослушали часть сказки. Понравилась вам
сказка? Оправдались ли ваши предположения?
Сейчас будем перечитывать сказку вдумчиво и
внимательно.
Чем занималась семья старика?
Как понимаете слова «недалече», «сума»?
Как понимаете слово «град»?
Какое горе приключилось в семье?
Что значит «шевелить пшеницу»?
Что придумали братья?
Где «караулил» поле старший брат, и что он
взял с собой?
Что значит «сенник»?(показ иллюстрации)
Какой обычай был у русского народа? Ответ
найдите в тексте.
Что можете сказать о братьях?
Как отец уговорил Ивана дежурить? (по тексту)
Какую песню распевал Иван, лёжа на печи
Какие устаревшие слова требуют пояснения?
Кто первым отправился в дозор?
Стихотворной
Читать будем не всю.
Личностные:
проявление интереса к
предложенной форме
работы
Коммуникативные:
слушать учителя и
одноклассников,
учитывать мнения
других
Предметные: работать
с текстом
художественного
произведения;
использовать в речи
литературоведческие
понятия;
формулировать тему,
идею произведения;
давать характеристику
героям; выявлять
авторское отношение к
описываемым
событиям; пользоваться
терминами «тип
сказки», «вид сказки»;
«композиция»,
«основная мысль»,
«тема». Как отнёсся к своей службе?
Средний брат как отнёсся к службе?
Что можете сказать о братьях?
Как Иван «держит караул»?
Расскажите, какой вы представили кобылицу?
Какие приёмы использует автор для создания
яркого образ кобылицы?
Почему кобылица покорилась Ивану?
Что просит кобылица у Ивана?
А что за это обещает ему?
Какой наказ она ему дала?
Как выглядит Конёк –Горбунок?
Какой был рост Конькагорбунка?
Вершок – старинная русская мера длины,
равная 4,5 см.
Аршин – старинная русская мера длины,
равная 71 см. (уши конька)
Вывод: Вилы, топор предметы быта,
орудия труда крестьянина.
Навес для хранения сена.
Входя в дом, крестились.
Словесное рисование
Сравнения: «как зимний снег, бела»
Эпитеты: «грива в землю» длинная,
«золотая, в мелки кольца завитая»,
«волнистый хвост»
Покоя, ухода
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами
Дети делают математические
вычисления в парах.
Итого: 13,5 + 71=84,5см. 5) Работа с текстом
после чтения.
Где же происходили все события?
Какое событие было главным?
Интересно, что будет дальше в сказке?
«Дерево предсказаний» (работа в группах)
Попробуйте объяснить, почему должны
произойти именно такие события. Что будет
дальше, вы узнаете, прочитав дома следующую
часть сказки.
6.Обобщение и
систематизация
знаний и умений
Организует работу по тетради
Выполнение заданий в тетради
Личностные: оценка
своей работы на уроке
Регулятивные: умение
высказывать свое
предположение,
оценивать свои
действия, выполнять
учебное задание в
соответствии с целью
Познавательные:
умение перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
индивидуальной работы
и совместной работы
всего класса.
Коммуникативные:
умение слушать других,
формулировать свои
мысли вслух.
Предметные: знание
автора и текста сказки,
умение применять эти
знания. Регулятивные: умение
высказывать свое
предположение,
оценивать свои
действия, выполнять
учебное задание в
соответствии с целью
7. Итог урока.
Рефлексия.
Какой же была тема нашего урока?
Нахождение сказочных примет.*
Составьте модель обложки этого произведения.
Что у вас получилось?
Докажите, что данное произведение сказка.
Найдите все сказочные приметы.
Проверка: какие же сказочные приметы вы
обнаружили в произведении?
К какому виду сказок можно отнести это
произведение?
Работа с листом самооценки.
Возьмите листочки самооценки, оцените итоги
работы на уроке, дополнив или подчеркнув
любые предложения.
Мне удалось….
Меня удивило….
Мне понравилось….
Я могу похвалить себя….
Я внимательно слушал товарищей на
уроке.
Я активно работал на уроке.
8. Домашнее
задание:
Кто хочет поделиться?
Благодарю вас всех за работу на уроке
С.79 83, читать
Нарисовать рисунок к произведению,
подобрать цитату к рисунку (по желанию).
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Разработка урока литературного чтения Ершов П.П. Конек – Горбунок 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.