Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»
Оценка 4.8

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Оценка 4.8
Видео +2
doc
русская литература
5 кл
02.02.2017
Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»
Открытый у. по литре 5 кл.2017.doc
Открытый урок по литературе 5 класс Тема: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил» Тип урока: урок «открытия»  нового знания. УМК. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.­сост. Г.С.Меркин. – 2­е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 328с. – (ФГОС. Инновационная школа). Цель урока:  знакомство с  понятиями: юмор, ирония, приёмы комического, художественная   деталь;   формирование   навыков   зрительного   восприятия произведения,   словарной   работы,   работы   с   учебником;   обучение   анализу художественного произведения.   регулятивных, Задачи урока:  Образовательные: развить умение формулировать определение понятий; формировать     представление   об   особенностях   жанра   эпического произведения;   развить   умение   выражать   свои   мысли,   воспринимать   и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся. Развивающие: осуществление системно­деятельностного подхода; развитие   критического   мышления;   развитие   внимания;   формирование   УУД (личностных,   развитие   умения формулировать   и   доказывать   свою   точку   зрения;   развитие   умений анализировать,   сравнивать,   обобщать;   развивать   умение   применять   новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений;         развитие умения формулировать проблему; развитие умения работы в группе.  Воспитательные: воспитание интереса и уважения к литературе; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание   благоприятной   атмосферы   поддержки   и   заинтересованности, уважения   и   сотрудничества;   взаимодействие   учащихся   в   парной   работе: развитие уважения друг к другу.   познавательных): Оборудование: ноутбук, электронная доска,  мультимедийная презентация к уроку. Планируемые результаты:  Предметные:  знать   содержание   произведения;   уметь   воспринимать   и анализировать текст. Метапредметные:  уметь определять   и   формулировать   цель   на   уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на   основе   его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других;   оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться   в   своей   системе   знаний; осуществлять   анализ объектов;  находить   ответы   на   вопросы   в   тексте,  преобразовывать информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять   ответы   на   вопросы (Познавательные УУД). Список информационных источников: 1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.­сост. Г.С.Меркин. – 2­е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 328с. – (ФГОС. Инновационная школа). 2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990 3. Интернет­ресурсы:  Библиотеки: http://www.bibliogid.ru http://www.bibliotekar.ru Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС  http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_ uslovijakh_vvedenija_fgos/4­1­0­4 Технологическая карта урока литературы Этапы урока Деятельность учителя 1. Организационный  момент. Цель: включение учащихся в деятельность на  личностно­значимом  уровне. «Хочу, потому что  могу». 2. Актуализация знаний. Цель: создание  проблемной ситуации. Здравия желаю, господа кадеты! Предлагаю пожелать друг другу  успешной работы на уроке.  Сегодня нам предстоит сделать  множество открытий.  Я предлагаю вам отправиться в  путешествие по чеховским местам.  Мы будем работать по станциям.  Вы, ребята,  будете получать  жетоны за правильные ответы. В  конце урока подведем итог и  узнаем, кто станет знатоком  творчества А.П.Чехова. Слайд 1 Отправляемся в путь! Первая  станция, на которую мы приехали,   называется «Экскурсия в Таганрог – город Чехова».  Слайды 2­9  На прошлом занятии вы  познакомились с биографией  А.П.Чехова.  Я предлагаю вам  вспомнить биографические  сведения и  отгадать  кроссворд.  По вертикали получиться слово,  которое подскажет вам тему урока. Вопросы кроссворда: 1.Кем был отец А.П.Чехова по роду  занятий? (Купец). 2.Увлечение матери (Театр). 3.Любимое занятие в детстве?  ( Рыбалка) 4.Псевдоним  А.П.Чехова.  (Чехонте). 5.Какой дар открылся у писателя в  усадьбе Мелихово? (Садовник). 6.Профессия А.П.Чехова? (Доктор). 7.Какое общественное заведение   Деятельность учащихся Сдача рапорта  дежупным. Ребята  располагаются,  настраиваются на  работу. Учащиеся  разгадывают  кроссворд. За правильные  ответы учащиеся  получают жетоны  («смайлики»). УУД Личностные:  положительно  относятся к учению, познавательной  деятельности,  желают приобрести  новые знания. Познавательные:  осознают учебно­ познавательную  задачу. Регулятивные:  планируют в  сотрудничестве с  учителем,  одноклассниками  самостоятельно  необходимые  действия. Личностные:  устанавливают   связь между  целью  и мотивом учебной  деятельности. Познавательные:  находят   достоверную  информацию. Формулируют тему  урока, цель урока. Регулятивные:  принимают   учебную задачу. Коммуникативные:  излагают  своё  мнение. помог открыть А.П.Чехов в  Таганроге? (Библиотека). 8.Назовите имение, в которое он  уехал, чтобы осуществить своё  желание «жить среди народа»?  (Мелихово) 9.Любимый писатель А.П.Чехова?  (Гоголь). Ребята, какое слово получилось по  вертикали?  Правильно, пересолил. Что оно означает?  Смотрим на слайд 10, узнаем  значение слова. Как вы думаете, как оно может быть связано с темой нашего урока?  Формулирование темы. Какова цель урока? Ребята, вступают  в диалог,  выдвигают версии  значения слова,  формулируют  тему и цель урока. 3. Изучение нового  материала. Цель: организация  совместной деятельности  по исследованию текста. Мы с вами оказались на станции  «Рассказ». 1.Вспомним определение термина  «рассказ». (Рассказ –  повествовательный эпический жанр  с установкой на малый объем и на  единство художественного события) 2.Какова композиция рассказа? После повторения материала,  учитель раздает таблицу каждому  ученику  для заполнения  после  прочтения рассказа. Композиция рассказа 1.Экспозиция 2.Завязка 3.Развитие  действия 4.Кульминация  Дают определение слову «рассказ»,   вспоминают    жанровые  признаки рассказа небольшой по  объёму, мало  героев, 1­2  эпизода),  называют  композицию  рассказа. За правильные  ответы учащиеся  получают жетоны  («смайлики»). Личностные:  оценивают  произведение  литературы. Познавательные:  находят   достоверную  информацию,  владеют смысловым чтением. Регулятивные:  выдвигают  версии. Коммуникативные:  излагают  своё  мнение,   сотрудничают  с  другими  учащимися,  вступают  в диалог. 4. Первичное осмысление и закрепление. Цель: проговаривание  нового знания, запись  опорного материала. 5.Развязка 6.Заключение Знакомство с рассказом будет  проходить необычно, мы посмотрим мультик, созданный в 1959 году по  одноименному рассказу А.П.  Чехова. Вы будете смотреть,  следить и отмечать в тетрадях  информацию: неизвестные слова,  описание героев, природы. Подумайте, что вас рассмешило в  рассказе. Показ мультика. Станция «Неизвестные слова». Какие слова вам показались  незнакомы? Словарная  работа (Слайд 11 с  определениями слов) Землемер –(устар.) специалист по  межеванию и землеустройству. Межевание (межевать) ­  проводить межи,  границы земельных участков. Возница­ тот, кто правит лошадьми  в упряжке. Верста – старая русская мера  длины, равная 1,06 км. Жандарм – человек, служащий в  жандармерии (полиции). Мы в пути, и приближаемся к самой большой станции «По страницам  рассказа  «Пересолил»».   Сначала познакомимся с  теоретическим материалом. Работа с теоретическим  материалом на стр. учебника 320 Юмор – 1.Добродушно­ насмешливое отношение к чему­ либо, умение представить события,  недостатки, слабости в комическом  виде. 2.Художественный приём в  произведениях литературы,  основанный на изображении чего­ либо в смешном виде. Ирония – скрытая насмешка; явно­ притворное изображение  отрицательного явления в  положительном виде. Деталь – выразительная  Учащиеся  знакомятся со  значением слов. Личностные:  оценивают чужие  поступки. Познавательные:  анализируют,  делают выводы. Регулятивные:  работают с текстом, таблицей. Коммуникативные:  выражают свои  мысли,  сотрудничают с  другими  учащимися,  вступают в диалог. Учащиеся читают  материал на  странице  учебника,  знакомятся с  новыми  терминами. подробность в произведении. Деталь помогает представить  читателю время, место действия,  внешний вид героев, их состояние,  характер их мыслей, понять  авторское отношение к  изображаемому. Диалог – речевое общение между  двумя и более лицами, часть  художественного текста, один из его элементов, воспроизводящий  речевое общение персонажей. Как содержание рассказа связано с  его названием? Что показалось смешным? Можем ли мы сказать, что рассказ  юмористический? Докажите. Какие детали рассказа вы заметили? Как они помогают раскрыть  содержание рассказа? Учащиеся  высказывают свое  мнение с опорой  на текст. За правильные  ответы получают  «смайлики». Учащиеся работают в группах.  (Слайд 12) Задание для группы №1 Найти в тексте описание землемера, Клима, его лошади. Сравнить и  выявить несоответствия.  Задание группы №2 Найти имена собственные,  проанализировать их названия.  Какую роль они выполняют в  тексте? Задания для группы№3 Описание пейзажа. Какую роль он  играет в рассказе, какие мысли  рождает в голове землемера? Идет работа  учащихся  в  группах. За правильные  ответы получают  «смайлики». Разгадывание кроссворда. Разгадывают  кроссворд. 1. Профессия героя (Землемер) 2. Какую работу он должен был выполнить? (Межевание) 3. Что более всего напугало  возницу? (Револьвер) Личностные:  оценивают  произведение  художественной  литературы;  осознают эмоции  других людей. Познавательные:  находят  информацию в  тексте, владеют  смысловым  чтением. Регулятивные:  выдвигают версии. Коммуникативные:  выражают свои  мысли,  сотрудничают с  другими  учащимися.  Личностные:  понимают значение  новых знаний. Познавательные:   приобретают  умения  5. Самостоятельная  работа. Цель: исследование  фрагментов текста. 6. Включение нового  знания в систему знаний и  повторение. Цель: закрепление  материала. 4. Название деревни (Девкино) 5. Крик напуганного возницы  (Караул) Рефлексия. Цель: осознание  учащимися своей учебной  деятельности, самооценка  результатов деятельности  своей и всего класса. (Слайд 13) Давайте подведем итог  нашего урока и ответим на вопросы: 1.Сегодня я узнал… 2. Мне было интересно.. 3.Я задумался о… Считаем жетоны, награждаем  активных учеников. Домашнее задание. (Слайд 14) Придумать небольшой  юмористический рассказ. За основу  взять какую­либо ситуацию,  свидетелем или участником которой вы были. использовать  полученные знания в практической  деятельности и  повседневной  жизни. Регулятивные:  оценивают свою  работу. Коммуникативные:  выражают свои  мысли,  сотрудничают с  другими  учащимися. Личностные:  приобретают  мотивацию процесса образования. Познавательные:    устанавливают  взаимосвязь между  объемом знаний,  приобретенных на  уроке. Регулятивные:  оценивают свою  работу. Коммуникативные:  выражают свои  мысли,  сотрудничают с  другими учащимися

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»

Урок литературы 5 класс по ФГОС на тему: Детские и юношеские годы А.П Чехова. Рассказ «Пересолил»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017