3. Проект «Сказочная красота» (литературе, 5 класс)
Пряхина Алла Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Кстово
Предметная тема: Литературные сказки А.С.Пушкина и Г.Х. Андерсена.
Метапредметная цель проекта:
Учащиеся должны уметь…
выдвигать с помощью учителя гипотезу исследования и осуществлять ее
доказательство (опровержение),
ставить цели и задачи собственной деятельности при поддержке учителя,
при помощи учителя составлять «маршрут» решения проблемы,
работать в команде,
работать с разными источниками информации (с художественными
текстами, со словарями, литературной критикой, интернет – ресурсами),
аргументировать собственное мнение, делать самооценку и взаимооценку
(формирование способности регулирования проектной деятельности)
Предметная цель проекта:
Учащиеся должны уметь…
анализировать идейнохудожественное своеобразие литературной сказки
на уровне первоначальных навыков, а также проводить сравнительный
анализ произведений их героев;
использовать навыки разных форм выразительного чтения,
Личностная цель проекта:
быть внимательнее к окружающим и требовательнее к самим себе,
реализовать свои творческие способности и научиться у других
участников проекта тому, что не получается выполнить самому.
Актуальность проекта:
Формирование духовно развитой личности,
обладающей
гуманистическим мировоззрением, традиционная и актуальная задача школы, несущей ответственность в решении этого вопроса перед обществом и
государством. Материал художественных произведений русской классики и
мировой литературы позволяет развивать нравственные качества личности
подрастающего человека. Работа со знакомыми с раннего детства сказками А.
С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, А.Погорельского, Э.Т.А.Гофмана, позволят
сформировать у пятиклассников понимание о том, что существует истинная
и мнимая красота, что внутренняя красота человека важнее внешней.
Данный проект каждому школьнику позволяет реализовать имеющиеся
у него творческие способности (в литературе, изобразительном искусстве
и.т.п.).
Предметное содержание проекта и используемый УМК.
Преподавание литературы в данном классе ведётся по УМК В.
Я.Коровиной. По данной программе изучение идейнохудожественного
своеобразия литературных сказок А.С. Пушкина предполагается в 1
полугодии (учебник 1 часть), а сказок Г. Х. Андерсена – во 2 полугодии
(учебник 2 часть). Думается, такой подход нецелесообразен. Гораздо
интереснее и продуктивнее изучить данные произведения, которые относятся
к одной эпохе, последовательно, позволяя тем самым, выделить как
своеобразие, так и общность эстетической ценности произведений.
Параллельно, на уроках внеклассного чтения, проходит изучение сказочных
повестей А.Погорельского «Чёрная курица», Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик».
Основным аспектом изучения литературных сказок была выбрана
категория красоты: внешняя и внутренняя красота, сказочная и жизненная
красота, в результате этой работы должны сформироваться умения
анализировать поступки героев, выделяя среди них те, которые
характеризуют настоящую красоту.
Структура проекта: урочная и внеурочная деятельность 4 недели: 9 уроков, консультации.
Проект состоит из следующих «временных таймов»: вводный урок
работа со сказками А.С. Пушкина (3 урока) изучение сказочных повестей
А.Погорельского «Чёрная курица», Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик»(1 урок)
работа со сказками Г. Х. Андерсена (2 урока) – урок презентации проектных
продуктов урок рефлексии.
В проекте участвуют 4 группы обучающихся. Каждая группа выполняет
предложенные учителем проектные задачи1, направленные на формирование
умений проводить теоретическое филологическое исследование;
представляет полученные материалы, вносит коррективы в промежуточный
продукт, обобщает и представляет итоговый проектный продукт.
Описание проектных продуктов:
Промежуточный продукт – презентации каждой группы по сказкам А.
С. Пушкина.
Итоговый продукт – сравнительный анализ в различной форме (по
решению группы), словесное описание (как устное, так и письменное) и
материальное представление «зеркала чувств».
Описание этапов проекта
1.
планирования. Концептуализации)
Урок 1. «Сказочная красота» (проблематизации, целеполагания и
1.
Эвристическая беседа с учащимися, опирающаяся на жизненный и
читательский опыт (собственное представление о красивом и безобразном, о
внешней и внутренней красоте, знание сказок, в которых прекрасное может
быть спрятано в уродливом)
Проектная задача №1 (определение проблемы): Ответь на вопросы:
1 этап.
1 Опираясь на определение авторского коллектива под руководством А.Б.Воронцова, под проектной задачей
мы понимаем задачу, выполняемую как в форме учебного сотрудничества, так и индивидуально, в которой
через систему заданий целенаправленно стимулируется система проектных действий, направленных на
получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («проектного продукта»). (ист.
Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. Вып. 1 / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский,
С.В.Клевцова, О.В.Раскина. – М.: Просвещение, 2011.) Вы хотите, чтобы вас окружали красивые вещи и
красивые люди?
Что вы считаете красивым?
Какого человека мы можем назвать красивым?
Вопросы
Что делают люди, чтобы их считали красивыми?
Что мы можем сказать о человеке, основываясь
только на его внешности?
Дружим ли мы с человеком, основываясь только на
его внешней красоте?
Результат: Сформулирована проблема Мы хотим, чтобы нас всегда
окружала красота, но не всегда дружим только с внешне красивыми людьми.
2 этап:
Какие части в предложении вы видите?
Какую роль выполняет союз «НО»?
Вопросы
Какие утверждения противопоставлены в этом
предложении?
Каким словом можно назвать такое утверждение?
Результат: дано определение проблемы – несоответствие между имеющимся и
желаемым.
2.
Презентация, подготовленная учителем, в которой учащиеся
знакомятся с проектной деятельностью как способом решения любой
проблемы. Формулировка гипотезы
3.
Проектная задача №2 : Ответь на вопросы:
Являются ли равнозначными понятия «красивый
человек» и «хороший человек»?
Красивый человек» и «добрый», «справедливый»?
Вопросы
Какие два вида красоты можно выделить, опираясь
на эти слова?
Красота в сказке и в жизни – это одно и то же?
Каким должен быть красивый сказочный герой?
Гипотеза: В сказке, как и в жизни, внутренняя и внешняя красота не всегда
присутствуют в одном герое. Во взаимоотношениях людей внутренняя
красота важнее, чем внешняя, потому что она определяет поведение,
поступки людей.
4.
Презентация, подготовленная учителем, в которой учащиеся
знакомятся с понятием гипотеза (гипотеза предположение, требующее
доказательства); с понятием цель (образ ожидаемого результата).
5.
Определение учащимися вместе с учителем цели (проверить
правильность выдвинутой гипотезы) и задач предстоящей работы: прочитать
сказки А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, А.Погорельского, Э.Т.А.Гофмана;
выявить основных героев; определить, как выявленные герои ведут себя по отношению к другим героям сказки; сделать вывод о том, какой красотой они
обладают (только внешней красотой, только внутренней красотой, и внешней,
и внутренней красотой); определить авторское отношение к данным героям,
сравнить представления авторов о красоте и сопоставить с собственным;
сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы с обоснованием своего
мнения, оформить результаты исследования в форме рассказа, сочинения,
мультимедийной презентации и т.п.; продумать форму представления
результата и представить на итоговом уроке.
6.
Домашнее задание (реализация получение промежуточного
продукта со свойствами, соответствующими диапазону его применения)
Проектная задача №3: Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи
богатырях» А. С. Пушкина и выполнить задание
1.
Найти в тесте сказки прилагательные, которые помогут нам
нарисовать образ царевны и царицы. Записать их на листах ответов. Оформить
записи в виде таблицы, схемы.
2.
Найти в толковом словаре и выписать в лист ответов значения
следующих слов: «милая», «кроткая», «смиренная», «ломлива», «своенравна».
Составить (письменно или устно) рассказ о царевне (царице) по
3.
плану:
Героиня
Описание внешности
Черты характера
Отношение к окружающим.
Отношение к ней окружающих
Кому она противопоставлена в сказке?
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
Письменно ответить на вопросы: «Почему царице «в приданое дано
4.
было зеркальце одно»?
5.Найти и выписать в лист ответов пословицы, подходящие к рассказу о
героине.
6. В различных источниках (статьи, книги и т.п.) найти мнение различных
авторов по вопросу: почему «пушкинская сказка — прямая наследница
народной»? Выписать в лист ответов.
7. Сделать иллюстрации, отражающие внутреннюю или внешнюю красоту
героинь. Условия для решения задачи
1.
Инструктаж учителя по организации выполнения: вместе с
командиром распределить общие задания с учётом интересов и способностей
(например, в каждой группе есть «художник», он займется иллюстративным
материалом), представить сказочного персонажа можно вдвоём, сравнивая
царевну с царицей (работу можно выполнить в форме таблицы, а можно
подготовит инсценировку, с первым и вторым заданием может справиться
Консультация учителя по любому вопросу для любого ученика.
любой ученик, а задания №4,5 посложнее. В любом случае, каждый должен
выполнить хотя бы одно задание.
2.
Урок 2. Кто прекрасней всех на свете? (реализация проекта –
презентация промежуточных продуктов, промежуточная оценка и
корректировка проектной деятельности)
1. Выступления представителя каждой группы с презентацией одного
выполненного задания
Проектная задача №4:
учиться публичному выступлению,
контактировать с аудиторией, давать самооценку, взаимооценку, вносить
коррективы в свои выступления, учитывая ошибки выступивших
Условия решения задачи:
Знание учениками текста сказки А. С. Пушкина
Подготовленные дома задания (заполненные листы ответов, продукты
1.
2.
тексты выступлений, рисунки, презентации, инсценировки)
3.
4.
Наличие листов самооценки и взаимооценки
Наличие учебника
Проектная задача №5: индивидуально выполнить домашнее задание
1.
Письменно ответить на вопросы: «Кто такой Елисей? Почему
семь богатырей не смогли защитить царевну, а один Елисей её спас?»,
2.
Выучить наизусть самый интересный эпизод сказки (монолог или
диалог)
Урок 3. Кто прекрасней всех на свете? (реализация проекта –
презентация промежуточных продуктов, промежуточная оценка и
корректировка проектной деятельности) 1. Определение степени готовности каждой группы к предстоящему
конкурсу чтецов: каждый ученик (по произвольному выбору учителя)
должен процитировать строки из выученного отрывка.
2. Выбор командой своего представителя на конкурс чтецов.
3. Проведение конкурса чтецов, среди представителей каждой команды.
Групповая оценка исполнительского мастерства по предложенным
учителем критериям с обоснованием коллективного мнения:
Правильно раскрыта читающим идея произведения
Верно переданы образы
Передано отношение к описываемому в произведении
Правильно расставлены логические ударения, паузы
Выдержан темп
Ясно и чётко прочитан текст
Исполнение оказало эмоциональное воздействие на слушателей
4. Определение при помощи учителя критериев для выбора лучшего
ответа на вопрос домашнего задания (полнота, убедительность,
оригинальность и т.п.).
5. Выбор командой лучшего ответа на основании выдвинутых критериев.
6. Выступления представителя каждой группы с презентацией ответа на
вопрос (Проектная задача №4).
7. Домашнее задание: Подготовиться к урокуобобщению «Красота в сказках
А.С. Пушкина»
Проектная задача №6: организовать домашнюю работы по выполнению
заданий (каждый готовит письменный ответ по теме, затем отбираются
лучшие идеи, группой (с распределением обязанностей) готовится устное
выступление и иллюстративный материал).
Прочитать остальные сказки А. С. Пушкина и письменно ответить на вопрос:
«Какой должна быть сказочная красавица, по мнению А. С. Пушкина?» Определить, как автор соотносит понятия «богатство и красота» («Сказка о
рыбаке и рыбке»), «красота и коварство» («Сказка о золотом петушке»),
«красота и волшебство» («Сказка о царе Салтане»)
Урок 4. «Красота в сказках А. С. Пушкина» (реализация проекта –
презентация промежуточных продуктов, промежуточная оценка и
корректировка проектной деятельности)
1. Опрос на знание текстов (в форме викторины).
2. Представление домашней работы (промежуточного продукта проекта).
Самооценка. Взаимооценка.
3. Промежуточная рефлексия:
Какую проблему мы решали?
Что такое гипотеза? Как она связана с проблемой?
Какую цель мы ставили?
Какие задания мы выполняли?
Какие действия нам надо будет осуществить при изучении сказок других
авторов?
Урок 5 – 7 (Темы: Уродливое и прекрасное (А. Погорельский «Чёрная
курица», Гофман «Щелкунчик»); Красота в сказке Г. Х. Андерсена
«Снежная Королева»; Искусственная и естественная красота в сказках Х.
К. Андерсена) относятся к этапу реализации проекта и проходят по
представленному ранее алгоритму. На уроке № 7 учащиеся получают
последнюю проектную задачу:
Придумать и представить зеркало, отражающее настоящую красоту.
Задание: Каждый должен ответить на вопрос: «Что такое настоящая красота и
как её увидеть?» и описать своё зеркало (сочинениерассуждение с
элементами описания), а от группы надо представить одно зеркало, самое
интересное, по вашему мнению, защитить свою позицию.
Урок№8. Что такое «сказочная красота?» (презентация продуктов проектной деятельности группы, оценка и взаимооценка, формулировка
выводов – подтверждение правильность гипотезы)
Критерии оценки и взаимооценки презентаций
1. Содержание соответствует гипотезе и цели исследования
2. Выводы соответствуют гипотезе, цели и содержанию исследования
3. Выступление понятное, речь грамотная
4. Наглядность ярко иллюстрирует содержание
5. Форма представления результатов отличается оригинальностью
Урок№9. Обобщающий урок по теме «Сказочная красота»
рефлексивная фаза проекта, предполагающая рефлексию собственных
действий в проекте в форме сочинениярассуждения о личном участии в
проектной деятельности по шаблону предложенному учителем в
раздаточном материале2:
I.Введение
Тема нашего проекта …………………………………………………...
Мы выбрали эту тему, потому что ……………………………………....
Мы сформулировали следующую гипотезу:……………
Цель нашей работы – ……………………………………….....………..
II. Основная часть
Мы начали свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к …………………………………………………….
Я завершил работу тем, что…………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….
III. Заключение
Особенно интересно мне было……..
2 Ист. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – С.
3233. Мне понравилось ……..
Закончив наш проект, я могу сказать, что не все из того, что было заду
мано, получилось, например …………………………………………………..
Это произошло, потому что ……………………………………..
Если бы мы начали работу заново, я бы ……………………………
Я думаю, что мы решили проблему своего проекта, так как ………………..
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над
которой работал) ……………………………………………………………
Я буду участвовать в проектах …..………..
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Учебный проект Сказочная красота литер. 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.