Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».
Оценка 4.8

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
02.06.2017
Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного  Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека  в  повести «Станционный смотритель».
Работа над повестью "Станционный смотритель" из сборника «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» знакомит семиклассников с очень важными понятиями, такими как честь и бесчестие, ответственность,стыд, стойкость духа. Важно понять суть определения "маленький" человек и отношение к нему самого автора, выразить свою точку зрения.
урок литературы в 7 классе по повести Пушкина Станционный смотритель.doc
Урок литературы в 7 классе. Тема:  А.   С.   Пушкин.   «Повести   покойного     Ивана   Петровича   Белкина».       Образ «маленького» человека  в  повести «Станционный смотритель».   Цель: ­ определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;              ­ проанализировать образы героев;             ­ воспитание гуманного отношения к людям;             ­ развитие умения рассуждать на поставленную тему. Формы и методы работы: беседа, работа с текстом. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Осень 1830 года А.С.Пушкин провел в имении Болдино, куда приехал ненадолго, для решения хозяйственных вопросов. Но из­за эпидемии холеры вынужден был задержаться на несколько месяцев. Пушкин любил осень. «Нигде так хорошо не пишется, как осенью в деревне», ­ говорил он. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,                                        Минута ­ и стихи свободные текут. 3. Проверка домашнего задания (1 группа):  рассказать о творчестве А.С.Пушкина в Болдинскую осень.          4. Сообщение темы урока. 5. Анализ сборника «Повести Белкина».         Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает и формулирует, какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: «Кто такой Белкин?» ­ Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».             Проверка домашнего задания (2группа):  читатели и критики о «Повестях Белкина»             (почему такие разные мнения?). Пушкин размышляет о читателе, отношения с которым становились непростыми. Пушкин так перерос читателя, что между ними начинает исчезать взаимопонимание: поэта клонило к  суровой прозе. А   читатели   ждали   от   него   возвышенной   романтической   поэзии.   Пушкин   хотел,   чтобы   читатели   в повестях увидели правду и противоречия российской жизни. Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал  на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин ­ обобщенный образ писателя, которого Пушкин  наделил своими мыслями. «?» ­ Что вы знаете о И.П.Белкине и откуда вы это узнали? «?» ­ Что общего между Пушкиным и Белкиным?  (Если возникнет трудность, предложить таблицу; объяснить и заполнить            правую часть). Сходство Пушкина и Белкина. 1). Почти ровесники. 2). Умение вести     хозяйство.    3). Одиноки. Итак,   Пушкин опубликовал свое творение под чужим именем. И не просто опубликовал: для подстраховки   он   придумал   Белкина.   Появился   издатель   А.П.,   провинциальный   писатель   Белкин   и, наконец, его рассказчики. Пушкин показал, как внимательно сумел Белкин выслушать рассказанные ему истории и изложить их так, что перед нами предстала почти вся Россия. «?» ­ Какие слои русского общества показаны в «Повестях Белкина»?            (Проверка домашнего задания  ­ 4 группа). Широкий показ России тоже был не случаен. В то тревожное время Пушкин размышляет и пишет о России и поручает рассказать о ней писателю из глубинки – И.П.Белкину. 6. Анализ повести «Станционный смотритель». На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин. Вся повесть проникнута сочувствием к этому человеку. Неслучайно начинается она с общего рассуждения о смотрителях вообще. «?» ­ Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?  Говоря о Вырине, мы невольно ассоциируем его с миллионами таких же бесправных людей, для названия   которых   в   литературе   существует   понятие   «маленький   человек»,   то   есть   человек,   место которого в обществе определено его происхождением и материальным достатком. Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина. «?» ­ Сколько ему лет? (около 50). «?» ­ Когда он родился, в какой семье? (если события происходят в мае                                                      1816 года, то родился   в 1766 году,                                                          скорее всего,  в крестьянской семье). ≈ Конец XVIII века, когда С. Вырину было 20­25 лет, ­ это время суворовских войн и походов. «?» ­ Что вы знаете об отношении Суворова к своим подчиненным?  (проверка домашнего задания: 3 группа).  (Развивал у подчиненных инициативу,  поощрял солдат и  унтер­офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в   них товарищество, требовал грамотности и    сообразительности. Человек из крестьян под командой Суворова мог  дослужиться до унтер­офицера, получить это звание за  верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог  быть именно таким человеком и служил, скорее всего,  в Измайловском полку.) ­ Найти доказательство этому в тексте. (Прибыв в Петербург, на поиски дочери,  он останавливается в Измайловском полку,  в доме отставного унтер­офицера,  своего старого сослуживца). У   Самсона   Вырина   все   не   совсем   так,   как   у   других   станционных   смотрителей.   Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и   чин   коллежского   регистратора.   Эта   должность   давала   небольшое,   но   постоянное   жалование.   Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением. «?» ­ На что обращает автор внимание в доме Выриных?                (цветы, кровать с цветной занавеской, картинки). «?» ­ Как в этих картинках отражается судьба Дуни и её отца? «?»  ­ Почему Самсон Вырин после добровольного побега Дуни ждал несчастья и был уверен в том, что жизнь Дуни сложится трагически? «?»  ­ Как изменился Вырин через 4 года? Что состарило его? За что он корил себя до самой смерти?         (стр. 40). (Состарило одиночество.  Сам отдал дочь в руки Минского:    стр. 42.) Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя «маленьким». «?» ­ Зачитайте монолог Вырина.   (стр. 45) Вывод:  ­  Что означает понятие «маленький» человек? Что может сделать человека «маленьким»?                                 ( Это не только низкий чин, отсутствие высокого  социального статуса, но и потерянность в жизни,  страх перед нею, утрата интереса и цели).          ­  Станционный смотритель, «маленький» человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием,  открыл  длинную вереницу «униженных и оскорблённых» героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на         свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.     Повесть   «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет   думать   о   том,   что   мир,   в   котором   живут   станционные   смотрители,   устроен   не   лучшим образом. Домашнее задание:          1)  Ответить на вопросы:                                  ­ Чем отличается Дуня от крестьянских девушек?                               ­ Почему в повести её портрет дан не целиком, а                                      пунктирно?                                            2) Перечитать эпизод «Вырин у Минского».  3) Проанализировать финал повести. Как заканчивается повесть?

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного  Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека  в  повести «Станционный смотритель».

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного  Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека  в  повести «Станционный смотритель».

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного  Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека  в  повести «Станционный смотритель».

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».

Урок литературы "А. С. Пушкин. «Повести покойного  Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека  в  повести «Станционный смотритель».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017