Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)
Оценка 4.6

Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
02.06.2017
Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести  о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)
На примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» разъясняются такие термины, как сатира, юмор, ирония. Пороки и отдельных людей, и всего общества в целом становятся предметов разговора с учениками, посредством чего формируются четкие жизненные ориентиры у детей.
урок литературы Салтыков-Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.doc
Урок литературы.  7 класс.  Тема урока «Нравственные пороки общества в «Повести  о том, как один мужик двух генералов  прокормил». Цели урока:    образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной  манеры М.Е. Салтыкова­Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере  «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;  развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную и письменную  монологическую речь;  воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое  отношение к художественному слову. Ход урока: I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока. – Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас.  Чтобы понять М.Е. Салтыкова­Щедрина как человека, недостаточно посмотреть на его портрет,  недостаточно ознакомиться с фактами его биографии. Настоящий писатель – это огромный и  неисчерпаемый мир. Открыть его, конечно, помогут произведения. Итак, мы проанализируем сказку М.Е. Салтыкова­Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух  генералов прокормил», чтобы ответить на вопрос: ­ Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков­ Щедрин? IV. Анализ произведения: – Вы прочитали сказку до конца, что показалось вам смешным, а что – грустным? – Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор? (Взаимоотношение власти и народа.) – Что вы знаете о реформах 1860­х годов? (В первую очередь учащиеся называют отмену крепостного  права)  ­ С этой точки зрения, какова же проблематика произведения?  (Освобождение угнетенной народной  массы от всех видов рабства.) III. Анализ произведения.   Исследовательские задания: 1. Составить таблицу «Сказочное и реальное в «Повести…» Сказочное 1.Сказочные формулы: жили­были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано­сделано; ухом не  ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед­пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке  сказать, ни пером описать. 2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль. 3. Три раза плакали. Реальное Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, «Московские ведомости» . 2. Составить словарик литературоведческих терминов, которые необходимы при анализе  произведения. Аллегория – иносказание (генералы не могут сорвать яблоко – настолько беспомощны). Гипербола – преувеличение (росли, воспитались, состарились в регистратуре; уверены, что булки в  готовом виде растут; «видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит»). Гротеск – чрезмерное преувеличение, придающее уродливо­комический характер (остервенение  генералов). Ирония – скрытая насмешка (во внешности, речах, поступках генералов; «Однако и об мужике не забыли  – выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»). Сатира – резкое осмеяние отрицательных явлений, пороков, недостатков (никаких слов не знали,  кроме…). Фантастика ­ ……(попадают на необитаемый остров). Антитеза – противопоставление (страдания генералов до мужика – благополучие с мужиком; поведение  на острове: генералы в панике –мужик спокоен). Салтыков­Щедрин прибегает к сатире, чтобы ярко показать пороки общества.  3. Символически представить образ генералов. Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые,  интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья,  лежебок.  4. Символически представить образ мужика.  Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства,  верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.  ?  Найдите отрицательные и положительные черты в характеристике главных героев. ?  Каково отношение автора к героям?  (Сатира и злая ирония по отношению к генералам– симпатия, но горечь и недоумение по отношению к  мужику. ) ?  Почему нет имен генералов и мужика?  (Нет имен, так как типичные представители общества.) Салтыков­Щедрин говорил: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где­ либо, кроме России». 5. Какой показана Россия в произведении? (Неравноправие, генералы не могут смириться со своим положением.) Против чего выступает автор? Писателя возмущало, что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится  полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и его кормит. Более странным было то, что  трудолюбивый, умный и сильный мужик покорно сносит гнет и издевательства. Автор высмеивает лень,  неприспособленность, неблагодарность, рабскую покорность. 6.И всё же интересно, кому из героев вы отдаете симпатии и почему? IV. Закрепление изученного.   ­Прием «верное – неверное утверждение»  «Права ли я?» Я утверждаю…..  …что сказки Салтыкова – Щедрина написаны только для детей?  …что в его сказках используется только разговорный стиль?  …что Салтыков – Щедрин прямо указывает на недостатки героев?  …что в сказках Салтыкова – Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?  …что в этих сказках используются добрый авторский смех?  ­ Составление синквейна: какой смех у Щедрина?  Смех  обличительный, горький  осуждает, поучает, разоблачает  он борется с недостатками  сатира  V. Итоги урока – поставить оценку урока. VI. Домашнее задание. Прочитать сказку «Дикий помещик», найти в ней примеры аллегории, гиперболы,  гротеска, иронии,  сатиры, фантастики, антитезы.

Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)

Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести  о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)

Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)

Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести  о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)

Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)

Урок литературы «Нравственные пороки общества в «Повести  о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017