Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»
Оценка 4.8

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
16.02.2017
Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»
Ребята размышляют о том, как родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.
Урок литературы Жариновой Т.В. по творчеству А.Пушкина.doc
Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…» Цели и задачи урока:   обучающие:   изучить   более   подробно   содержание   повести   А.С.Пушкина «Станционный   смотритель»,   её   сюжетно­композиционные   особенности, охарактеризовать   образы   произведения,   попытаться   проникнуть   в   их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении, и обучение   анализу   текста;  замечать   смысловые   оттенки   слова,   понимать   его эстетическую функцию;  развивающие:     развивать   монологическую   связную   речь   учащихся,    их интеллектуальные коммуникативные навыки, эстетические чувства.  воспитательные:   вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитание любви к поэту, гордости за него, воспитание нравственных качеств у ребят (любви и уважения к родным, взаимовыручки, этики отношений), а также сознательное отношение   к   библейским   заповедям,   ответственность   за   свои   поступки, сочувствие к людям. Оборудование: ­  портрет А.С.Пушкина ­ текст повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ­ текст притчи о блудном сыне (приложение 1) ­   картина   Харменса   Ван   Рейна   Рембрандта   (1606   ­1609)   «Возвращение   блудного сына». ­  компьютер,  проектор,   экран,   презентации       по   биографии   Харменса   Ван   Рейна Рембрандта и другим репродукциям картин по заданной тематике, подготовленные учениками   (использование   на   уроке   ИКТ,   формирование   навыков   и   умений информационно­поисковой деятельности)         «Авось, ­ думал смотритель, ­ приведу я домой заблудшую овечку мою».                                                           А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» Ход урока: Выявление читательских впечатлений. ­  На предыдущем уроке вы познакомились с повестью А.С. Пушкина  «Станционный смотритель».   Как   вы   думаете,   кто   в   ней   заслуживает   наибольшего   сочувствия? (ответы учащихся) ­ Давайте прочитаем «странички из дневников» (На уроках литературы используем читательские дневники, периодически вписывая туда впечатления от прочитанных произведений). Лексическая работа. ­Попробуем немного отвлечься от сюжета и пофилософствовать… ­Почему Библию называют вечной книгой? ­Где мы впервые встречаемся с историей блудного сына? ­Как   вы   понимаете   значение   слова  «блудный»,  совершивший   ошибку?  Оглашение темы урока. Постановка целей и задач самими учащимися. ­Со времени появления притчи её сюжет не единожды воплощался в произведениях искусства.   Сегодня   мы   увидим   мотивы   притчи   о   блудном   сыне   в   живописи   и   в пушкинской   повести   «Станционный   смотритель».   Запишите   тему   урока   «Этот «бессмертный» блудный сын…».  ­Что вы ждете от сегодняшнего урока? Какие цели вы бы поставили для себя на этом уроке? (ответы детей) ­   Эпиграфом   послужат   мечты   Самсона   Вырина:     «Авось,   ­   думал   смотритель,   ­ приведу я домой заблудшую овечку мою». ­ Исходя из темы, вдумываясь в эпиграф,  попробуйте определить наши задачи на уроке. ­ Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить   детей?   Родители   дают   жизнь   детям,  воспитывают   их,  стараются   научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из­за разницы взглядов на жизнь, несходства   мнений,   вкусов,   из­за   того,   что   дети   хотят   быть   поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по­своему. А в конечном итоге, чаще всего, правы оказываются все­таки родители.   ­Давайте   вспомним   определение   жанра   притчи.  На   востоке,   в   древности,  возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории,   в   которых   слушатели   должны   узнать   себя.   Это   не   просто   житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. (Чтение притчи, которая в распечатанном виде на партах у каждого ученика) ­   Почему   разные   авторы   так   часто   обращались   к   евангельскому   сюжету   и   снова осмысливали его? (выявление общечеловеческого звучания темы) ­ Чем судьба Дуни напоминает историю блудного сына? ­ Что нового внёс в сюжет А.С. Пушкин? (определить степень новаторства автора в разработке темы).   Информационная справка о Харменсе Ван Рейне Рембрандте. ­   Перед   вами   репродукции   картин   художников   разных   эпох,   посвящённые   этому бродячему сюжету (демонстрация слайдов, их краткое комментирование). Но, если речь   заходит   о   блудном   сыне,   человеку,   хоть   немного   знакомому   с   живописью, вспоминается картина Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606 ­1609) «Возвращение блудного сына». Этот фламандский художник, по общему мнению искусствоведов, сочетал   глубину   характеристики   с   мастерством   живописи.   Его   творчество отличается   жизненностью   образов.   В   картинах   мы   ощущаем   пространственную глубину. Работа   с   репродукцией.   Сопоставительный   анализ   картины   и   фрагментов текста. ­ Всмотритесь в репродукцию. Какому эпизоду сюжета посвящено полотно? ­ Назовите детали картины, позволяющие утверждать это, не обращаясь к названию (описание репродукции). ­ Попробуйте озвучить полотно словами из притчи («Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном»). ­ Какой смысл мы вкладываем в выражение «называться сыном»? Предполагает ли звание сына, дочери ответственность за людей, подаривших тебе жизнь? Эвристическая беседа с опорой на художественный текст. ­ Обратимся к повести «Станционный смотритель» и попробуем ответить на второй вопрос урока. Правомерно ли здесь вспомнить притчу о блудном сыне? ­   Автор   сам   приводит   аналогию.   Вспомним   описание   обители   Самсона   Вырина. Понаблюдаем,   как   автор   живописует   словом.   Что   странное   можно   отметить   в интерьере? ­   Почему   рассказчик   так   пристально   всматривается   в   картинки,   украшавшие «смиренную, но опрятную обитель» («Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который   поспешно   принимает   его   благословение   и   мешок   с   деньгами.   В   другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом,   окруженный   ложными   друзьями   и   бесстыдными   женщинами.   Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними   трапезу;   в   его   лице   изображены   глубокая   печаль   и   раскаяние.   Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему на встречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает   упитанного   тельца,   и   старший   брат   вопрошает   слуг   о   причине   таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи».)? ­ Теперь нам предстоит сопоставить каждую картинку из истории блудного сына и эпизоды   крушения   спокойного   мира   Выриных,   чтобы   увидеть   новое   в   сюжете. Вглядимся в первую картинку. Чем отличается положение «почтенного старика в колпаке и шлафроке» от обстоятельств несчастного Самсона Вырина? ­ Вы правы, какое почтение может быть оказано «сущему мученику 14­го класса, ограждённого своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Но драму усугубляет наивная вера старика, что дочь – жертва обстоятельств. ­ Какие события, последовавшие за побегом Дуни, подтверждают, что «старик не снёс своего несчастья»? (­ «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился  за своею дочерью»). Злая ирония судьбы: человек, ведающий лошадьми, не имеет возможности воспользоваться ими… Наивный, простодушный отец надеется вернуть «заблудшую овечку».  ­Вы   согласны   с   героем?   Попробуйте   найти   в   тексте   «подсказки   автора», показывающие, что Дуня знала, чего хочет («маленькая кокетка», поцелуй в сенях, при отъезде «Дуня стояла в недоумении», «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по соей охоте»). ­ Обратимся  ко  второй  картинке  из  комнаты  смотрителя.  Почему  так  безутешен Самсон, только ли из­за своего трагического одиночества? Чего боится покинутый отец?  ­ Прочтите по ролям диалог смотрителя и Минского. Выберем актёров: Минского, отца Дуни и автора (чтение фрагмента повести по ролям). ­   «Он   решился   отправиться   домой   на   свою   станцию,   но   прежде   хоть   раз   ещё посмотреть на бедную свою Дуню».  ­Увидел ли старик дочь в обществе «неверных друзей»?  ­Вчитайтесь,   какой   стала   Дуня   (чтение   эпизода   «В   комнате   прекрасно­убранной Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке   его   кресел,   как   наездница   на   своем   английском   седле.   Она   с   нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный   смотритель!   Никогда   дочь   его   не   казалась   ему   столь   прекрасною;   он поневоле ею любовался».) ­   Отчего   отец   иногда   желал   дочери   могилы   (Боялся,   что   она   находится,   как   и блудный сын, в рубище)? Прочтите его признание рассказчику («Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня   в   атласе   да   бархате,   а   завтра,   поглядишь,   метут   улицу   вместе   с   голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы...»). ­   Зачем,   упоминая   второй   раз   о   комнате   смотрителя,   автор   снова   пристально вглядывается в картинки? Определение новаторства Пушкина в разработке «вечного сюжета». ­   Почему   Пушкин   не   украсил   жилище   станционного   смотрителя   репродукцией Рембрандта,  а  предпочёл   картинки?  История   блудного   сына   имеет   поучительный характер и заканчивается оптимистически. Художник изобразил почтенного старика всё тем же. Самсон Вырин постарел, опустился. Найдите его последний портрет. ­   Почему   Пушкин   не   закончил   повесть   столь   же   радостно,   как   Рембрандт   свою картину? ­ Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось? ­ Вспомните  слова  притчи  «… был  как   бы  мёртв  и ожил,  пропадал   и  нашёлся». Отчего рассказчик, услышав весть о пребывании Дуни на станции, «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях…»? ­ А у вас после финала настроение улучшилось, или конец кажется безрадостным (настроение грустное, потому что раскаяние запоздалое, и Самсон, утопивший в вине своё горе, никогда уже не услышит рыданий Дуни и её мольбы о прощении). Подведение итогов. ­ Стоило ли обсуждать эту тему? ­ Велико ли её значение? ­ Выполнили ли вы поставленные цели и задачи в начале урока? ­ Научил ли вас Пушкин быть детьми? Домашнее задание. ­ «… ни ты, ни ты, ни она – вы не забудете того, что случилось», ­ говорит Минский безутешному отцу Дуни. Осмыслите их, работая дома.  Задание предлагаю на выбор: 1   вариант.  Напишите   рассказ­предположение   «как   сложилась   дальнейшая   жизнь Дуни?» В каком стиле он будет написан? Рассказ – обычно случай из жизни героя. Дуня   –   «барыня».   Её   дети   выросли.   Уважают   ли   они   мать?   Знают   ли   о   деде? Счастлива ли Дуня? А может быть, в её доме уже висит репродукция Рембрандта? 2 вариант  предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?» Какой тип речи вы используете? Из каких частей будет состоять ваше рассуждение? 3 вариант – составление портретной характеристики Дуни Выриной. Приложение 1                       Притча о блудном сыне У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне   следующую   мне   часть   имения.  И   отец   разделил   им   имение.   По   прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот   послал   его   на   поля   свои   пасти   свиней;   и   он   рад   был   наполнить   чрево   свое рожками, которые  ели  свиньи, но  никто  не  давал  ему. Придя  же  в  себя,  сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют  хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал   в   ответ   отцу:   вот,   я   столько   лет   служу   тебе   и   никогда   не   преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»

Урок литературы для 6 класса по повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  на тему: «Этот «бессмертный» блудный сын…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017