Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
16.02.2017
Способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание произведения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.
РУБЦОВ .doc
Урокразмышление по творчеству Н.М. Рубцова
на тему: «Открывая Николая Рубцова».
Учитель русского языка и литературы
Жаринова Татьяна Викторовна
МОУ СОШ №17 г. Архангельска
Архангельск, 2011 Урокразмышление по творчеству Н.Рубцова
на тему: «Открывая Николая Рубцова».
Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Рубцова
Задачи:
Помочь учащимся проникнуть в секреты «обманчивой простоты рубцовской
лирики», особенности изображения природы.
Показать, как связана поэзия с другими видами искусства: музыкой и живописью.
Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству для последующего анализа
произведений поэта.
Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на
примере жизни и творчества поэта.
Оборудование:
1. Выставка книг Н.Рубцова,
2. Портрет поэта
3. Компьютер, проектор, экран, презентация
по биографии автора,
подготовленная учениками (использование на уроке ИКТ, формирование навыков
и умений информационнопоисковой деятельности)
4. Репродукции картин Левитана: «Тихая обитель», «Золотая осень», «Вечерний
звон», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Тишина»
5. Музыкальная композиция на стихи Н. Рубцова «В горнице».
6. Рисунки учеников. Эпиграф к уроку:
В поэзии Н.Рубцова природа неразделима с жизнью и историей народа. В
какомто смысле это же можно сказать о творчестве многих поэтов. Но у
Рубцова – и в этом один из главных источников силы и своеобразия его поэзии
природа и история народа нередко словно
даже
отождествляются, и их единство предстаёт для поэта как своего рода идеал.
сливаются,
Вадим Кожинов
«И буду жить в своём народе».
Н.Рубцов
Ход урока:
1. Чтение стихотворения Станислава Куняева «Памяти поэта»
Он точно знал, И каждого из нас
Что счастье – это дым Терзает всё,
И что не породнишь его со Словом, Что и его терзало,
Вот почему он умер молодым И потому,
И крепко спит Пока не пробил час,
В своём краю суровом, Покамест время нас не обтесало,
На вологодском кладбище своём Давай поймём,
В кругу теней Что наша жизнь – завет,
Любимых и печальных… Что только смерть развяжет эти узы
–
А мы еще ликуем и живём Ну, словом, всё,
В предчувствии потерь Что понимал поэт
Уже недальних. И кровный сын жестокой русской
музы.
А мы живём,
2.Слово учителя Это стихотворение посвящено Н.Рубцову. Сегодняшний урок и мы тоже
посвятим творчеству Николая Михайловича Рубцова. Проследим жизнь его
стихотворений в других видах искусства: музыке, живописи. Скажите ребята, что
вы ждёте от этого урока? Какие цели и задачи вы поставили бы сегодня для себя?
(Учащиеся пытаются самостоятельно определить цели и задачи к уроку)
Обратимся к эпиграфу урока: «И буду жить в своём народе», предрёк Н.Рубцов.
Стихи поэтаэто его жизнь, его биография. Давайте познакомимся с непростой
судьбой Н.Рубцова.
3.Сообщение ученика
Н.Рубцов родился 5 января 1936года в п. Емецк на Северной Двине,
недалеко от Архангельска. Родители его Александра Михайловна, Михаил
Андриянович были уроженцами Тотемского края, куда и переехала семья в начале
Отечественной войны. Детей было шестеро: Алик, Коля, Боря, Надя, Тамара и
Галя. Война разрушила всё: в 1942 году уходит на фронт отец, через месяц
умирает мать, Александра Михайловна, главная опора своих детей. Уже став
взрослым, Рубцов вспоминал в одном из своих рассказов: мать лежала в больнице.
Старшая сестра целыми днями стояла в очередях за хлебом. «Я часто уходил в
безлюдную тишину сада, там мне полюбился удивительно красивый алый цветок.
Я трогал его, поливал и ухаживал. Об этом занятии знал только брат, на несколько
лет старше меня. Однажды брат пришёл в сад и сказал: «Пойдём в кино «Золотой
ключик». Мы посмотрели кино, в котором было так много интересного, и
счастливые возвращались домой, возле калитки нас остановила соседка и сказала:
«А ваша мама умерла». Я ничего не понял тогда, что случилось. Но сердце моё
содрогнулось и теперь часто вспоминаю я то кино «Золотой ключик», тот аленький
цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла…».
Чтение стихотворения «Аленький цветок» (страница 119). Шестилетнего Колю отправляют в Никольский детский дом Тотемского
района. Село Никольское среди диких лесов и болот стало его малой родиной.
Чтение стихотворения «Детство» (страница 156).
Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай Рубцов часто
возвращался сюда и подолгу жил в Никольском. Во множестве стихов поэта
нарисован образ глухого уголка Северной Руси.
Окончив семилетку, отправился в город Тотьму в лесотехнический
техникум, который готовил мастеров лесовозных дорог. Учёба в техникуме мало
увлекала Рубцова, окончив первый курс техникума, получив паспорт, Рубцов с
бесшабашной решительностью уехал в Архангельск. Мечтал о море, поступил
мореходное училище. Однако проучился недолго, 16 летним попал кочегаром на
рыболовецкое судно, потом 4 года служил на флоте, где начал печататься во
флотских газетах.
Чтение стихотворения «Первый поход» (страница 314).
4.Презентация.
Давайте посмотрим на фотографии. Это самая известная фотография, на которой
мы видим Н.М.Рубцова в шарфе. Поэт Сергей Викулов вспоминал, что в редакциях
вологодских газет Рубцова зачастую называли шарфиком.
Город Тотьма, где прошло детство поэта. Тихий и красивый город Тотьма
расположен на высоком живописном берегу реки Сухоны, маленькие деревянные
старинные домики. «Может быть, кто впервые побывал здесь, будет с сожалением
покидать этот прекрасный и в то же время скромный уголок природы, стараясь
запечатлеть в памяти неширокие стройные улицы» (Н.Рубцов «О родном уголке».)
Жизнь поэта была не устроенной, в целом ряде стихотворений звучит
предчувствие близкой смерти. Чтение стихотворения «Я умру в крещенские морозы» (стр.437)
В морозную крещенскую ночь, 19 января 1971 года Рубцов был убит. Ему
исполнилось 35 лет. Именем Рубцова названа улица в Вологде. В родном городе
Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник.
На его надгробии начертана знаменитая строка из стихотворения «Видения на
холме» «Россия, Русь, храни себя, храни!» И звучит она как завещание потомкам
любить и беречь свою Родину
Мне бы хотелось ещё добавить то, что в Емецке у меня живут бабушка и дедушка.
Каждое лето мы ездим семьёй туда на каникулы отдыхать. Мой дедушка
рассказывал мне о том, что в Емецке школа носит имя Н.Рубцова, а ещё там тоже
есть памятник Николаю Михайловичу, улица его имени и дом с мемориальной
доской. Жители этого маленького городка очень гордятся своим знаменитым
земляком. Когда дедушка рассказывал мне про Н.Рубцова, то в его глазах был
неподдельный блеск. Летом мы обязательно с родителями и маленькой сестренкой
прогуливаемся по рубцовским местам и, хотя моя сестра ещё маленькая, я уже
тоже рассказала ей про Николая Рубцова, стихи которого я с удовольствием
читаю. (Белозёрова Таня)
5.Слово учителя.
Поэты и критики, хорошо знавшие Рубцова, написали воспоминания, которые
рисуют живой облик, передают характер, в котором отразилась непростая судьба.
На что обращают внимание близко знавшие Рубцова люди? Что интересно нам в
этих воспоминаниях?
6. Ученики читают воспоминания о Рубцове.
Поэт Станислав Куняев вспоминает, как в один из жарких летних дней 1962 года
в редакцию журнала «Знамя» зашел молодой человек с худым лицом, на котором
выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза…Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно, и что,
конечно, он держит в руках смятый рулончик стихов.
Здравствуйте! сказал он со стеснением. Я хочу стихи вам показать.
Давайте ваши стихи. Куняев начал читать:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог.
Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный кабинет.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую тесную связь.
Как вас зовут?
Николай Михайлович Рубцов.
Глазами Сергея Викулова мы видим Рубцова, студента Литинститута, на
творческом семинаре в Вологде: на нем дешевый и уже не новый костюм, валенки
и что на нем привлекало вниманиешарф на шее, серенький не новый, который он
не снимал в помещении… И щеки и лоб бледны, глаза глядели сосредоточенно и
одновременно застенчиво. Он говорил, но не громко, отрывисто, как это бывает с
нервно организованными натурами.
Вадим Кожинов вспоминал: «Он был стойким и мужественным, но мог
опустить руки изза неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной
творческой работе и в то же время оставался «скитальцем» по самой своей сути.
7. Слово учителя. Вместе с тем Рубцов был далеко не простым человеком. В нем уживались
несовместимые черты: кротость, доброта, острая тревога и угрюмость. Станислав
Куняев обнажил эту сторону его натуры в стихотворении «Памяти поэта», которое
мы слышали в начале урока. Рубцов жил трудно, даже мучительно. Слишком долго
не имел собственного угла, где можно было бы просто жить, поэтому мало
черновиков осталось в его архиве. Стихи создавались на ходу и на бумагу
заносились только готовые варианты. Великими учителями для Рубцова были
классики. Любимейший писательГоголь, поэтТютчев. Рубцов не расставался с
тютчевским томиком и, ложась спать, клал его под подушку.
Чтение стихотворения «Приезд Тютчева»(стр.56)
Как вы думаете, почему Тютчев – любимый поэт Рубцова? (в стихотворения
поэтов много общего: любовь к природе, интерес к жизни человеческой души,
любовь к родине)
Кому из поэтов и писателей посвящал свои стихотворения? (стихотворение
«Дуэль» посвящено Лермонтову, «Однажды»Гоголю, «Последняя осень»
Есенину, «О Пушкине» Пушкину)
Живая традиция Рубцова не во внешнем подражании этим поэтам, а во
внутреннем их родстве. Свою задачу поэт видит в продолжении их дела в
постижении родины. Рубцов – наследник русской классической традиции, которой
он остался верен до конца.
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова.
Николай Рубцов за свою жизнь испытал немало обид, тягот и оскорблений. Но в
стихах этого не ощущается. М. Пришвин сказал: «Поэзия рождается в неоскорбляемой части человеческой души, о существовании которой множество
людей даже и не подозревают». В этом и заключается тайна поэтического дара
Рубцова.
Чтение стихотворения «До конца» (стр.202)
Как вы понимаете выражение «душа останется чиста»? В чем клянется поэт в
этом стихотворении? (в любви к родному краю, в том, что его душа останется
чиста не только перед людьми, но и перед теми местами, где родился)
Творчество Н.Рубцова по своему мироощущению близко творениям Исаака
Левитана, о котором известный художник Юон сказал: «Мало нот, много музыки.
Великий поэт природы Левитан умел слушать и слышать говор трав, понимал
трепет цветов, шепот листьев». То же самое можно сказать и о творчестве Н.
Рубцова. Давайте посмотрим на некоторые из картин художника (показ
репродукций картин Левитана: «Тихая обитель», «Золотая осень», «Вечерний
звон», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Тишина»).
Картины Левитана просты, понятны, поражают красотой природы, и под каждой
можно было бы подписать строки из стихотворений Рубцова. Почему картины
Левитана и стихотворения Рубцова созвучны?(оба художника любят природу и
родину, тематика произведений похожа).
У Рубцова есть стихотворение, которое называется «Левитан», послушаем это
стихотворение.
Чтение стихотворения «Левитан» (стр. 53)
Как вы думаете, с какой из картин созвучно это стихотворение? Стихотворение
было написано по мотивам картины «Вечерний звон». В природе художники, поэты
находят источник вдохновения, а она дарует жизнь, надежду, свет. Стихотворения Рубцова сами просятся на музыку, на стихи поэта написано более
130 песен. Многие стихотворения поэт сам исполнял под гитару. Давайте и мы
послушаем известную песню на стихи Н. Рубцова «В горнице».
Я думаю, вы убедились сегодня в том, что лирика Рубцова истинно народная, она
продолжает традиции русской классики.
Как вы считаете, обоснована ли уверенность поэта, сказавшего о себе: «И буду
жить в своем народе!»?
Ребята, скажите, пожалуйста, достигли ли вы сегодня тех целей и задач,
поставленных вами в начале урока?
Стихи его живут в нас, очищают душу, наполняют добрым светом. Пусть и в ваших
сердцах останутся навсегда искренность и трепет поэзии Н. Рубцова.
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к понравившемуся стихотворению Н.
Рубцова.
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.