Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
31.03.2017
Данный урок знакомит детей с личностью одного из современных писателей, С. Махотиным, и его мировосприятием через анализ данного рассказа. Предназначен для работы с одаренными учащимися 6-7 классов, т.к. текст стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» достаточно сложен для анализа и восприятия его учащимися этого возраста. А текст рассказа выбран для ребят очень удачно, так как раскрывает переживания их сверстника, учит школьников осознанию своего места в жизни, воспитывает способность к самопожертвованию, благородство и доброту. Методическая основа урока – установление межпредметных связей литературы с русским языком. Урок проведён с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работа по стихотворению А. С. Пушкина «Пророк» может занять один или два урока (по усмотрению учителя). При изучении рассказа используются информационно-коммуникативные технологии, что позволяет учащимся самостоятельно решать и детально разрабатывать проблемы, выявленные в ходе урока. Презентация способствует развитию зрительно-слуховой памяти, помогает в проведении словарной работы: позволяет наглядно представить значение слова, определения, словарные статьи. Даёт наглядное представление о композиции рассказа, учит школьников работать со схемой. Кроме того, презентация содержит и другую наглядность: портрет автора рассказа, репродукции русских художников, позволяющих ученикам представить образ ангела-серафима. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к литературному образованию в школе, является использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся и способствующих формированию умений конструировать свои знания, выводить гипотезы, анализировать результаты с точки зрения обозначения проблем. Урок разработан на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Использование активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, смена видов деятельности (сравнительный анализ содержания и формы произведений, работа с сигнальными картами, художественный пересказ) способствовали повышению мотивации к учению. Проводилась системная лексическая, этимологическая работа, развитие терминологического аппарата учащихся. На уроке, построенном в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, присутствовала атмосфера сотрудничества, духовного единства педагога и учащихся, это позволило учащимся проявит высокий уровень активности. Творчески работающего учителя урок может натолкнуть на интересные находки.Разработка урока литературы (6 класс)
Данилова Н.Н._сценарий урока.doc
Тема: «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»
(6 класс)
Цели:
выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое
возникает после прочтения;
развивать у детей навыки художественного пересказа, умение выражать свои
мысли, обобщать сказанное;
на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние
качества, прочувствовать героя.
Оборудование: презентация, репродукции М. А. Врубеля, словарь С. И. Ожегова,
распечатки рассказа С. Махотина и стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», распечатки с
заданиями.
I.
Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из авторов современной литературы,
писателем Сергеем Махотиным, и его рассказом «Шестиклассник Серафим», а также со
стихотворением А.С. Пушкина «Пророк», поскольку именно оно лежит в основе рассказа.
Слайд 2.
II.
Биографическая справка. Слайд 3.
Сергей Анатольевич Махотин детский писатель. Родился в городе Сочи в 1953 году.
Окончил литературный институт имени Горького в Москве. С 1973 года живёт в
ЛенинградеСанктПетербурге. Печатается с 1976 года в журналах «Уральский следопыт»,
«Костёр», «Пионер», «Искорка»», «Мурзилка»», «Весёлые картинки», «Детская
литература», «Колобок» и других детских журналах и коллективных сборниках». Член
Союза писателей с 1987 года. В настоящее время главный редактор журнала «Кодексinfo».
III, Беседа по содержанию рассказа.
Итак, вы прочитали рассказ писателя С. Махотина «Шестиклассник Серафим»,
опубликованный в журнале «Костёр» в 2003 году. Чем привлекает вас рассказ? Каковы
ваши впечатления? Слайд 4.
Какие эпизоды являются ключевыми в композиции рассказа? Слайд 6. Прочитайте 1й абзац рассказа. Почему девятиклассники развеселились? Чем будут
являться описанные в этом эпизоде события в композиционном отношении? Слайд 4.
(Школьники развеселились, потому что в шестом классе действительно учился
мальчик по имени Серафим, Этот эпизод является завязкой).
В центре рассказа – мальчик. Что мы узнаём о Серафиме?
Как к Серафиму Перецыну «прилепилось» прозвище?
Что испытывает Серафим в связи с новым прозвищем?
( «Впервые в жизни Перецын ощутил одиночество».)
Заполните схему в тетради. Слайд 5.
Как Серафим относился к своему имени? А к новому прозвищу?
( Не любил своё имя, но что поделаешь…, новое прозвище прилепилось к нему, как
липучка; обидное и странное. «Он перестал улыбаться. нахватал двоек и похудел»).
Какое событие является кульминацией рассказа? Почему ? Слайд 6.
В связи с чем Серафим решил прочитать стихотворение А. С. Пушкина?
Чтение эпизода «Серафим Перецын читает стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».
Слайд 7.
В какой обстановке происходит чтение стихотворения?
Какие предложения использует автор? Почему? Каковы первые впечатления Серафима от
чтения стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»?
(Стихотворение поразило Серафима, был потрясён пушкинским текстом).
IV. Работа по стихотворению А.С. Пушкина «Пророк».
Чтение стихотворения наизусть.
Итак. Серафим был потрясён стихотворением, но в нём многое было ему непонятно,
непонятно и нам. Стихотворение называется «Пророк». А кто такой пророк?
Лексическое значение слова «пророк». Слайд 8.
ПРОРОК. 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории
= прошедшее, настоящее и будущее. 2. Перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что
нибудь.
Подберите и запишите однокоренные слова к слову «пророк», выделите корни. Слайд 9.
Пророк пророческий пророчество пророчествовать пророчить.
Для справок
ПРОРОЧЕСКИЙ. Содержащий предсказание.
ПРОРОЧЕСТВО. То же, что предсказание. ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ. Произносить или заключать в себе пророчество, предсказывать.
ПРОРОЧИТЬ. Предвещать, предсказывать.
= Какова же этимология слова «пророк»? Что помогает понять история его
происхождения?
(Исторический корень обозначает основной вид деятельности пророка говорение, а
приставка подчёркивает значение «вперёд»).
Итак. в обычной жизни мы употребляем это слово в переносном значении. Основное
значение этого слова связано с религиозными учениями. В разных религиях мира есть
пророки. Кто они? Откуда брались? Что именно говорили людям от имени и по воле Бога?
В Библии указывается, что стать пророком мог не каждый человек, Бог призывал к себе на
служение избранных, особых людей, при этом не важно, из какого рода происходил
человека: царского или пастушеского.
В стихотворении Пушкина мы видим, как предельно обострились чувства человека
пророка, как расширилось восприятие им внешнего мира: он может увидеть и услышать то,
что невозможно обычному человеку, он услышал даже звук, издаваемый крыльями летящих
ангелов (бестелесных существ!). Пушкин показывает, как будто серафим заменяет
человеку пророку язык и сердце. Слайд 10.
Кто же такой серафим? «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».
Справка. Слайд 11.
СЕРАФИМ – ангел одного из высших ангельских чинов. Ангелы – бестелесные существа,
одарённые разумом и волей, передающие волю и слово Бога людям и охраняющие Божий
престол. Это шестикрылые небесные создания. «Вокруг его стояли серафимы; у каждого из
них было по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и
двумя летал», говорится в Библии.
Слайд 12..
Как и в библейском сюжете, у Пушкина показано превращение обычного человека в
пророка. В этом процессе принимал участие шестикрылый ангел, серафим. В результате
преображения пророк отправляется в мир исполнять волю Бога, проповедовать от имени
Бога.
Многие стихотворения Пушкина написаны просто и понятно. А это, безусловно, трудно
понять с первого раза.
Назовите примеры устаревших слов. Слайд 13. Глагол (слово), горний, десница (правая рука), дольний (от слова «долина»), зеница
(зрачок), отверзать (отворить, распахнуть), отверстый открытый), перст (палец),
прозябанье (жалкое существованье). уста (губы);
устаревшие фонетически и орфоэпически:
(воздвигнуть, восстать, лозы, волею);
устаревшие грамматические формы:
(мудрыя змеи, гад морских, виждь); Какие слова употребляются в современном
русском языке с высокой стилистической окраской?
( Вещий, воззвать, празднословный, содрогание, трепетный).
Какой союз повторяется в стихотворении? Как называется такой приём? (Анафора).
Найдите примеры инверсии.
Перечитайте заключительные строки стихотворения. Переведите на современный
русский язык. Слайд 14.
Вставай пророк! Смотри и слушай,
Наполнись волею моей,
И, обходя моря и сушу,
Словами жги сердца людей.
Чтение стихотворения «Пророк» наизусть повторно.
Как изменилось отношение Серафима к своему имени после чтения этого стихотворения?
(Он полюбил своё имя – Серафим).
Какие изменения произошли в жизни Серафима?
А что обозначает имя Серафим в переводе? (Пламенный).
Стихотворение стало событием в жизни Серафима. О каком ещё событии, изменившем
жизнь героя рассказа, говорит автор?
Пересказ эпизода «Спасение старшеклассницы».
Спасённой старшеклассницей оказалась та самая Таня, которая навестила больного, чтобы
поблагодарить за своё спасение.
Чтение эпизода «Сон Серафима», который видит мальчик после ухода Тани.
Чем интересен этот эпизод с языковой точки зрения?
Ангел сказал: «Живи, мальчик». И хотя болезнь была очень тяжёлой и длительной,
Серафим поправился. Ангел является Серафиму, чтобы облегчить его страдания.
Какова развязка рассказа? Что главным было для вас на этом уроке? Сформулируйте свою конкретную тему,
впишите её в свободную строку.
К каким выводам вы пришли сегодня на уроке? Помог ли наш урок разобраться в
содержании рассказа?
Что вызвало у вас чувства и переживания? Слайд 15.
Вывод: Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» изменило отношение Серафима к
своему имени и к жизни. Он понял, что рождён не просто, чтобы продолжить цепочку
поколений, а достойно продолжить, что нужно быть человеком, способным на поступок, на
самопожертвование. Таким образом, одно событие может изменить жизнь человека,
заставить его поновому взглянуть на себя и на своё предназначение в жизни.
Домашнее задание: напишите сочинение на тему «Что изменилось в моём понимании
рассказа после его изучения на уроке».
Приложение 1 – рабочие материалы
Приложение 2 – рассказ С. Махотина «Шестиклассник Серафим»
Приложение 3 – стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».
. Список используемой литературы:
1. С.А. Махотин. «Шестиклассник Серафим»
2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка: М., «Русский язык», 1987
3. А.С. Пушкин. «Пророк»: М., «Художественная литература», 1978, с. 256
Интернетресурсы:
1. М.А. Врубель. «Шестикрылый Серафим». http://territa.ru/photo/838058275
2. М.А. Врубель. «Пророк». vrubellermontov.ru›illustration/demon24.php
3. Моя биография. Махотин Сергей Анатольевич. child.kodeks.ru›index
images.yandex.ru›врубель пророк
4.
5. Феофан Грек. «Серафим». images.yandex.ru›шестикрылый серафим
Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.