Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)
Оценка 5

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
31.03.2017
Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс)
Данный урок знакомит детей с личностью одного из современных писателей, С. Махотиным, и его мировосприятием через анализ данного рассказа. Предназначен для работы с одаренными учащимися 6-7 классов, т.к. текст стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» достаточно сложен для анализа и восприятия его учащимися этого возраста. А текст рассказа выбран для ребят очень удачно, так как раскрывает переживания их сверстника, учит школьников осознанию своего места в жизни, воспитывает способность к самопожертвованию, благородство и доброту. Методическая основа урока – установление межпредметных связей литературы с русским языком. Урок проведён с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работа по стихотворению А. С. Пушкина «Пророк» может занять один или два урока (по усмотрению учителя). При изучении рассказа используются информационно-коммуникативные технологии, что позволяет учащимся самостоятельно решать и детально разрабатывать проблемы, выявленные в ходе урока. Презентация способствует развитию зрительно-слуховой памяти, помогает в проведении словарной работы: позволяет наглядно представить значение слова, определения, словарные статьи. Даёт наглядное представление о композиции рассказа, учит школьников работать со схемой. Кроме того, презентация содержит и другую наглядность: портрет автора рассказа, репродукции русских художников, позволяющих ученикам представить образ ангела-серафима. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к литературному образованию в школе, является использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся и способствующих формированию умений конструировать свои знания, выводить гипотезы, анализировать результаты с точки зрения обозначения проблем. Урок разработан на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Использование активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, смена видов деятельности (сравнительный анализ содержания и формы произведений, работа с сигнальными картами, художественный пересказ) способствовали повышению мотивации к учению. Проводилась системная лексическая, этимологическая работа, развитие терминологического аппарата учащихся. На уроке, построенном в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, присутствовала атмосфера сотрудничества, духовного единства педагога и учащихся, это позволило учащимся проявит высокий уровень активности. Творчески работающего учителя урок может натолкнуть на интересные находки.Разработка урока литературы (6 класс)
Данилова Н.Н._сценарий урока.doc
Тема: «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс) Цели:    выявить   личностное   восприятие   текста;   помочь   осознанию   чувства,   которое возникает после прочтения; развивать у детей  навыки художественного пересказа, умение  выражать свои мысли, обобщать сказанное; на   примере   литературного   образа   суметь   увидеть   собственные   внутренние качества, прочувствовать героя. Оборудование:   презентация,   репродукции   М.   А.   Врубеля,   словарь   С.   И.   Ожегова, распечатки рассказа  С. Махотина и стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», распечатки с заданиями. I. Вступительное слово учителя. Слайд 1. ­   Сегодня   на   уроке   мы     познакомимся   с   одним   из   авторов   современной   литературы, писателем Сергеем Махотиным, и его рассказом «Шестиклассник Серафим», а также со стихотворением А.С. Пушкина «Пророк», поскольку именно оно лежит в основе рассказа. Слайд 2. II. Биографическая справка. Слайд 3. Сергей Анатольевич Махотин ­   детский писатель. Родился в городе Сочи в 1953 году. Окончил   литературный   институт   имени   Горького   в   Москве.   С   1973   года   живёт   в Ленинграде­Санкт­Петербурге. Печатается с 1976 года в журналах «Уральский следопыт», «Костёр»,   «Пионер»,   «Искорка»»,   «Мурзилка»»,   «Весёлые   картинки»,   «Детская литература», «Колобок» и других детских журналах и коллективных сборниках». Член Союза писателей с 1987 года. В настоящее время главный редактор журнала «Кодекс­info». III,      Беседа по содержанию рассказа. ­   Итак,   вы   прочитали   рассказ   писателя   С.   Махотина   «Шестиклассник   Серафим», опубликованный в журнале «Костёр» в 2003 году. Чем привлекает вас рассказ? Каковы ваши впечатления? Слайд 4. ­ Какие эпизоды являются ключевыми в композиции рассказа? Слайд 6. ­   Прочитайте   1­й   абзац   рассказа.   Почему   девятиклассники   развеселились?   Чем   будут являться описанные в этом эпизоде события в композиционном отношении? Слайд 4.        (Школьники   развеселились,   потому   что   в   шестом   классе   действительно   учился мальчик по имени Серафим, Этот эпизод является завязкой). ­ В центре рассказа – мальчик. Что мы узнаём о Серафиме? ­ Как к Серафиму Перецыну «прилепилось» прозвище? ­ Что испытывает Серафим в связи с новым прозвищем?   ( «Впервые в жизни Перецын ощутил одиночество».)  ­ Заполните схему в тетради. Слайд 5. ­ Как Серафим относился к своему имени? А к новому прозвищу?    ( Не любил своё имя, но что поделаешь…, новое прозвище прилепилось к нему, как липучка; обидное и странное. «Он перестал улыбаться. нахватал двоек и похудел»).   ­ Какое событие является кульминацией рассказа? Почему ? Слайд 6. ­ В связи с чем Серафим решил прочитать стихотворение А. С. Пушкина?  ­  Чтение  эпизода  «Серафим  Перецын  читает  стихотворение  А.  С.  Пушкина   «Пророк». Слайд 7. ­ В какой обстановке происходит чтение стихотворения? ­ Какие предложения использует автор? Почему? Каковы первые впечатления Серафима от чтения стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»?  (Стихотворение поразило Серафима, был потрясён пушкинским  текстом). IV. Работа по стихотворению А.С. Пушкина «Пророк».  ­ Чтение стихотворения наизусть. ­ Итак. Серафим был потрясён стихотворением, но в нём многое было ему непонятно, непонятно и нам. Стихотворение называется «Пророк». А кто такой пророк? Лексическое значение слова «пророк». Слайд 8. ПРОРОК. 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории =  прошедшее,   настоящее   и   будущее.   2.   Перен.   Тот,   кто   пророчит,   предсказывает   что­ нибудь. ­ Подберите и запишите однокоренные слова к слову «пророк», выделите корни. Слайд 9. Пророк ­ пророческий ­  пророчество ­  пророчествовать ­ пророчить. Для справок ПРОРОЧЕСКИЙ. Содержащий предсказание. ПРОРОЧЕСТВО.  То же, что предсказание. ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ. Произносить или заключать в себе пророчество, предсказывать. ПРОРОЧИТЬ. Предвещать, предсказывать. =   Какова   же   этимология   слова   «пророк»?   Что   помогает   понять   история   его происхождения?    (Исторический корень обозначает основной вид деятельности пророка говорение, а приставка подчёркивает значение «вперёд»). ­ Итак. в обычной жизни мы употребляем это слово в переносном значении. Основное значение   этого   слова   связано   с  религиозными   учениями.   В   разных   религиях   мира   есть пророки. Кто они? Откуда брались? Что именно говорили людям от имени и по воле Бога? В Библии указывается, что стать пророком мог не каждый человек, Бог призывал к себе на служение   избранных,   особых   людей,   при   этом   не   важно,   из   какого   рода   происходил человека: царского или пастушеского.   ­ В стихотворении  Пушкина мы видим,  как предельно обострились  чувства человека­ пророка, как расширилось восприятие им внешнего мира: он может увидеть и услышать то, что невозможно обычному человеку, он услышал даже звук, издаваемый крыльями летящих ангелов   (бестелесных   существ!).   Пушкин   показывает,   как   будто   серафим   заменяет человеку­ пророку язык и сердце. Слайд 10.  ­ Кто же такой серафим? «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».   Справка. Слайд 11. СЕРАФИМ – ангел одного из высших ангельских чинов. Ангелы – бестелесные существа, одарённые разумом и волей, передающие волю и слово Бога людям и охраняющие Божий престол. Это шестикрылые небесные создания. «Вокруг его стояли серафимы; у каждого из них было по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал», ­ говорится в Библии. Слайд 12..   ­ Как и в библейском сюжете, у Пушкина показано превращение обычного человека в пророка. В этом процессе принимал участие шестикрылый ангел, серафим. В результате преображения пророк отправляется в мир исполнять волю Бога, проповедовать от имени Бога.     Многие стихотворения Пушкина написаны просто и понятно. А это, безусловно, трудно понять с первого раза.  ­ Назовите примеры устаревших слов. Слайд 13. Глагол (слово), горний, десница (правая рука), дольний (от слова «долина»), зеница (зрачок),   отверзать   (отворить,   распахнуть),   отверстый   открытый),   перст   (палец), прозябанье (жалкое существованье). уста (губы); устаревшие фонетически и орфоэпически:  (воздвигнуть, восстать, лозы, волею); устаревшие грамматические формы:   (мудрыя   змеи,   гад   морских,   виждь);­   Какие   слова   употребляются   в   современном русском языке с высокой стилистической окраской?  ( Вещий, воззвать, празднословный, содрогание, трепетный).  ­ Какой союз повторяется в стихотворении? Как называется такой приём? (Анафора).  ­Найдите примеры инверсии.   ­   Перечитайте   заключительные   строки   стихотворения.   Переведите   на   современный русский язык. Слайд 14.           Вставай пророк! Смотри и слушай,      Наполнись волею моей,      И, обходя моря и сушу,      Словами жги сердца людей. Чтение стихотворения «Пророк» наизусть повторно. ­ Как изменилось отношение Серафима к своему имени после чтения этого стихотворения?  (Он полюбил своё имя – Серафим). ­ Какие изменения произошли в жизни Серафима? ­ А что обозначает имя Серафим в переводе? (Пламенный). Стихотворение стало событием в жизни Серафима. О каком ещё событии, изменившем жизнь героя рассказа, говорит автор?   ­ Пересказ эпизода «Спасение старшеклассницы». Спасённой старшеклассницей оказалась та самая Таня, которая навестила больного, чтобы поблагодарить за своё спасение.  ­ Чтение эпизода «Сон Серафима», который видит мальчик после ухода Тани. ­Чем интересен этот эпизод с языковой точки зрения?    ­ Ангел сказал: «Живи, мальчик». И хотя болезнь была очень тяжёлой и длительной, Серафим поправился. Ангел является Серафиму, чтобы облегчить его страдания.  ­ Какова развязка рассказа? ­ Что главным  было для вас на этом уроке? Сформулируйте  свою конкретную тему, впишите её в свободную строку.   ­  К каким  выводам  вы  пришли   сегодня на  уроке?  Помог ли   наш  урок разобраться  в содержании рассказа?  ­ Что вызвало у вас чувства и переживания? Слайд 15. Вывод: Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» изменило отношение Серафима к своему имени и к жизни. Он понял, что рождён не просто, чтобы продолжить цепочку поколений, а достойно продолжить, что нужно быть человеком, способным на поступок, на самопожертвование.   Таким   образом,   одно   событие   может   изменить   жизнь   человека, заставить его по­новому взглянуть на себя и на своё предназначение в жизни. Домашнее   задание:   напишите   сочинение   на   тему   «Что   изменилось   в   моём   понимании рассказа после его изучения на уроке». Приложение 1 – рабочие материалы Приложение 2 – рассказ С. Махотина «Шестиклассник Серафим» Приложение 3 – стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». . Список используемой литературы: 1. С.А. Махотин. «Шестиклассник Серафим» 2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка: М., «Русский язык», 1987 3. А.С. Пушкин. «Пророк»: М., «Художественная литература», 1978, с. 256 Интернет­ресурсы: 1.   М.А. Врубель. «Шестикрылый Серафим». http://territa.ru/photo/838­0­58275 2. М.А. Врубель. «Пророк». vrubel­lermontov.ru›illustration/demon24.php 3. Моя биография. Махотин Сергей Анатольевич. child.kodeks.ru›index images.yandex.ru›врубель пророк 4. 5. Феофан Грек. «Серафим». images.yandex.ru›шестикрылый серафим

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим» (6 класс)

Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в  рассказе Сергея Махотина «Шестиклассник Серафим»  (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017