Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.
Оценка 4.6

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
05.11.2018
Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.
Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе. Тема: «Музыка – главный герой басни». Цель урока: • показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными • воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку; развитие богатого воображения, образного мышления; • познакомить с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль басни).Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.
УРОК.doc
1 Интегрированный урок музыки и литературы в 6­ом классе. Тема: «Музыка – главный герой басни».   делая   произведения   более   выразительными, Цель урока: • показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют   друг   друга, красочными, интересными • воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование        умения слышать музыку; развитие богатого воображения, образного мышления; • познакомить с басней  И.А. Крылова «Квартет»; формирование   умения   анализировать,   выделять   главное,   делать   выводы   (видеть мораль басни). Оборудование: • портреты И.А. Крылова и А.П. Бородина; • иллюстрации к басням И.А.Крылова; • музыкальные записи; • раздаточный материал (на столах у детей отпечатанные понятия «прототип»   и «квартет». Ход урока. Учитель музыки: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный   урок ­ урок музыки, и литературы, и вести его будем мы. Цель такого урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства­ литература и музыка­ дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными. Учитель лит­ры:     ­   Посмотрите на доску.  Прочтите эпиграф к нашему уроку. Слайд 1. На   доске: дополняют, обогащают, усиливают наши переживания».  «Музыка   и   литература   не   иллюстрируют   одна   другую,   они                              ­ Как вы понимаете эти слова? (объяснения учеников).                               Дети вспоминают: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».      Вам на дом было задано подобрать басни, в которых звучит музыка или музыка является составной её частью. Какие же вы нашли басни ? Слайд 2. 2 Ответы детей: «Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка  и соловей», «Кукушка и  петух». Слайд 3.  ­   Молодцы! Наша тема так и называется «Музыка – главный герой басни». Учитель лит­ры:  Слайд 4. ­ Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Героями басни могут быть   животные,   растения,   неодушевлённые   предметы,   люди.   Иван   Андреевич Крылов – известный русский баснописец. Его произведения, по мнению Н.В. Гоголя, «подлинная книга народной мудрости». В своих баснях И. Крылов высмеивал человеческие пороки и недостатки. Сегодня мы с вами знакомимся с одной из его басен, в которой музыка является одним из действующих лиц. Она называется «Квартет». Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что такое КВАРТЕТ. Учитель музыки:  ­Посмотрите, пожалуйста, в музыкальном  словаре и прочтите определение.   Один из учеников читает определение слова «Квартет» Ученик:  ­ Квартет – это вид  муз. произведения, в исполнении которого участвуют 4  музыканта, и каждый исполняет  свою  партию.   Слайд 5. Учитель лит­ры:     ­ В басне, которую мы будем рассматривать,   речь идёт о 2­х скрипках, альте и виолончели. Слайд 6. Учитель лит­ры:­ Откройте ваши  книги. Слушайте басню.   По окончании чтения. Учитель лит­ры:     ­ Как вы думаете, могли наши герои стать музыкантами? Ответы. Слайд 7. (фото скрипача ) Учитель музыки:  ­ А вот мне хочется вспомнить песню, где главный герой мог играть на скрипке.   Учащиеся исполняют песню Б.Окуджавы «Музыкант» вместе с О.Погудиным 3 (стоя)  Учитель лит­ры: ­ Ребята! Как вы думаете, И. Крылов имел какое– нибудь отношение к музыке? Оказывается,   он   был   хорошим   музыкантом,   больше   всего   он   любил   играть   в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта и, хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, часто оказывался Иван Анд.   Крылов,   так   как   к   его   чутким   и   верным   замечаниям   нельзя   было   не прислушиваться. Слайд 8. Учитель музыки:    ­ Таким же замечательным музыкантом был русский композитор А.П. Бородин (1833­1887 г.).                          Выходят 3 ученика и читают про Бородина   Хотя  музыка   не  была   его   основной   профессией,  Бородин  прославил   и  русскую музыку  и русскую науку. Он был так же талантливым учёным­химиком. Химия и музыка неразрывно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы и отдыха. Его можно было встретить в лаборатории, как утром. так и глубокой ночью. Музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал   нотные   линейки   с   записями   новых   мелодий.   Склонившись     над   новой работой,   он обязательно что – нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик   превращался   в   музыканта,   и   неслись   по   коридору   стройные   звуки   его волшебной музыки. ­  Сейчас мы послушаем их.                                     Звучит фрагмент 2 части     из  второго   квартета А.Бородина Слайд 9. Учитель лит­ры:    ­   Какая   замечательная   музыка!     А   у   наших   музыкантов   ничего   не   получилось. Почему? Давайте обратимся к самой басне, к первым её строчкам. ­ Всего 9 строк, а понять из них можно очень много.  Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.                                ­ Верит ли он, что у них что­то получится?                                 ­Какими словами он передаёт желание зверей сыграть                                    квартет? (Затеяли). 4                                 ­Какими глаголами И.Крылов передаёт их игру? (Ударили в                                             смычки, дерут)                                 ­А как сами звери относятся к тому, что они собираются                                   делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут                                   лес и горы).                                 ­ А кто же участники квартета? (Проказница Мартышка,                          Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)                                ­ Как вы думаете, случайно ли подобрал И.Крылов именно этих                                   героев?                                ­Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая                                    музыка у них получится?                                 ­ Для чего и зачем написана эта басня?                                           ­ Какой вывод делает И.Крылов? («Чтоб музыкантом быть…)    ­В этих словах звучит мораль басни, а мораль – это и есть нравственный вывод.     Как вы это понимаете эти строчки автора?                                                 Дети объясняют. Учитель лит­ры:   Басни   писались   не   ради   животных.   Какие   недостатки   людей   высмеиваются. Выставляются напоказ? Ответы учеников. Учитель лит­ры: ­ Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басне И.Крылова, назвать её прототип. Посмотрите в ваши карточки объяснение этого слова. Слайд 10 Ученик:  (Света Р.)         ­ Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.                   Учитель лит­ры:      Не является исключением и басня «Квартет». Слово ученику (историческая справка). Ученик: (Катя Р.) Впервые   басня   напечатана   в   1811   году.   В   этой   басне   высмеян   Государственный Совет, сформированный Александром 1. Царь разделил его на 4 отдела, во главе были   поставлены   высокие   вельможи.   Четыре   департамента   Совета   должны   были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам. Учитель лит­ры: 5 ­ А сейчас мы посмотрим театральную постановку «Квартета». (выр. чтение басни) Учитель музыки:      ­ Да, ребята, прав Иван Андреевич Крылов: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».   Послушаем   игру   настоящих профессионалов.    ­«Квартет» А.П.Бородина, который вы сейчас услышите,  произведение камерное.   Обратимся   теперь   к   музыке. уа  — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—                                    В презентации – читает ученик Слайд 11. аа К мерная м зыка инструменталистов и/или вокалистов. от лат. слова «камера») При  исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только  один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон. Учитель музыки:      В этом произведении 4 части. Вы посмотрите  и послушаете 3 часть…и потом  ответьте, пожалуйста на следующие вопросы: ­Что вы можете сказать  о чувствах , эмоциях, которые содержаться в этой  музыке? ­Если бы вы были художниками, чтобы вы изобразили на полотне? Опишите  словами… Слайд 12. ВИДЕО ­ 3ч квартета                                                Ответы учеников. Слайд 13. То, что вы говорили, конечно же подходит к этой музыке…А.П.назвал 3 часть  ноктюрн (образ  ночи)­ночная песня                                             Учитель лит­ры:      ­Попробуем подвести итог сегодняшнего урока. Вспомним, что мы слушали и пели.                                                                                                       Ответы учеников. 6 Учитель лит­ры:       ­ Спасибо! Существовали бы музыкальные басни, если бы не было музыки? Слайд 14. Учитель музыки:  давайте почувствуем себя настоящими музыкантами,  исполнителями камерной музыки, но только ударной группой – итак ритмический  аккомпанемент под русскую народную музыку, которую любили и И.А.Крылов ,и  А.П.Бородин…     Ученики выполняют ударный аккомпанемент к Р.Н.П.  «Порушка­Параня»  Слайд 15. Учитель лит­ры: ­Завершая сегодняшний наш урок, хотелось бы вспомнить слова немецкого поэта Бертольда Брехта: «Все виды искусства служат главному искусству – искусству жить на земле».                            Подведение итогов. Выставление оценок.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018