Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)
Оценка 4.8

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русская литература
7 кл
06.11.2017
Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)
Проблемный урок посвящен анализу поэмы Лермонтова и строится вокруг проблемы чести и бесчестия. Цель урока: Развитие интереса к литературе как способу познания мира и человека в нём на материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова». Задачи урока: 1. Дальнейшее формирование читательских и лингвистических компетенций: умения анализировать текст, делать обобщение, рассуждать о проблеме, высказывая собственное мнение; развитие навыков выразительного чтения. 2. Воспитание эстетического вкуса через межпредметные связи литературы с живописью и музыкой; эмоциональное воздействие на учащихся. В уроке использованы иллюстрации художника Соколова к поэме, репродукции картин Кустодиева и Васнецова, музыка Мусоргского.
Проблема чести и бесчестия в поэме Лермонтова.doc
Тема урока: Проблема чести и бесчестия в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца  Калашникова» Цель урока:  Развитие интереса к литературе как способу познания мира и человека в нём  на материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова» Задачи: 1. Дальнейшее формирование читательских и лингвистических  компетенций: умения анализировать текст, делать обобщение,  рассуждать о проблеме, высказывая собственное мнение; развитие  навыков выразительного чтения. 2. Воспитание эстетического вкуса через межпредметные связи  литературы с живописью и музыкой; эмоциональное воздействие на  учащихся. Оборудование: 1. Иллюстрации художника Соколова к поэме (показываются через  2. Музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москва­реке». 3. Репродукции  картин Кустодиева и Васнецова к поэме (показываются  проектор). через проектор.) Ход урока: I. Постановка проблемы. Вопрос к мальчикам, а затем к девочкам: Какое качество мужчины вы считаете главным?  Почему? Учитель: Лермонтов главным в мужчине считал чувство чести, собственного достоинства  и готовность постоять за честь и достоинство любимой женщины, своей семьи. Проблема  чести и бесчестия в поэме Лермонтова – тема нашего урока.  На доске записываются слова: семья честь бесчестие II. Проверка домашнего задания, введение в тему урока. 1. Вы помните, что в поэме причиной конфликта Калашникова и Кирибеевича стала  любовь к Алёне Дмитриевне. Кто же эта женщина? Какая она? Кто её так  описывает? (Ученик читает наизусть отрывок – описание героини.) 2. Вспомним содержание поэмы, посмотрев иллюстрации художника Соколова и  подобранные к ним слова из поэмы (на листах бумаги и через проектор). III. Беседа по второй главе поэмы. 1. В поэме важно, к каким семьям принадлежат герои. Найдите строки, в которых  говорится о семье Кирибеевича. ( 1, 2 глава): ­ 1 глава – царь Иван Грозный говорит о семье Скуратовых, безмерно ему  преданной. ­ 2 глава – Алёна Дмитриевна говорит, что, узнав, из какой семьи Кирибеевич,  испугалась пуще прежнего. Почему? 2. Кирибеевич утверждает, что он не вор и не душегуб, а так ли это? Докажите. 3. Кирибеевич уговаривает Алёну Дмитриевну полюбить его. А как, он считает, можно добиться её любви? (Золотом, жемчугом, украшениями. Любовь пытается купить.) 4. Какого героя поэмы он в это время напоминает? Почему? (Ивана Грозного, который тоже считает, что всё можно купить: преданность, любовь; а тем, у кого богатство,  всё дозволено. Следовательно, не зря АД боится Кирибеевича: против него нет  закона.) 5. Почему страдает АД? О чём просит мужа? Кто он для неё? 6. И вновь в поэме звучит тема семьи: Калашников собирает братьев. Зачем? (Задета  честь семьи, а семья – одно целое. Совсем иная семья, чем у Скуратовых.  Калашников просит братьев постоять не только за честь жены, но и за правду.  Калашниковы венчаны: против Бога, правды идти не может никто, даже царь, не зря  ведь Кирибеевич не признался ему, что любит замужнюю женщину). 7. Как братья относятся к Калашникову? Что даёт нам обращение «родной» для  понимания их отношений?  IV. Анализ третьей главы поэмы. 1. Звучит музыка М.Мусоргского «Рассвет на Москва­реке» и учитель читает начало 2 главы.  Учитель: прекрасная заря не несёт счастья героям, не несёт им радости. 2. Прочитаем, как выходят на бой Калашников и Кирибеевич и их диалог в лицах.  Зачем герои вышли на бой? Кому они кланяются? Почему? 3. Почему побледнел Кирибеевич? (И страх, и понимание серьёзности боя, и  пробуждение совести.) 4. Почему автор всё же с грустью описывает смерть Кирибеевича? Найдите образные  средства, которые говорят о его сожалении. (Молод, красив, мог бы жить, но жизнь  поломана им самим и вседозволенностью опричнины.) 5. Почему Калашников не рассказывает царю о причине боя? Почему не жалуется на  обидчика? ( Этого требует честь жены, семьи. Каково им будет жить, если все узнают  об этой истории? Он заботится о спокойствии жены, а Кирибеевичу оно было не  важно.) 6. О чём Калашников просит братьев? (Завещает им семью, просит молиться о  грешной душе.) V. Вывод. В поэме столкнулись честь и бесчестие, разное понимание любви и долга. Оба героя  любят, но один любит для себя (ни чувства женщины, ни её судьба его не заботят), а другой ради семьи идёт на смерть. 1. На чьей же стороне царь? А народ? (Прочитать.) 2. Составим 2 синквейна, которые бы помогли нам суммировать сказанное, определить  суть характеров Калашникова и Кирибеевича и суть их конфликта.  1. Калашников 2. удалой, бесчестный 3. любит, разбойничает, погибает 4. Погибает, став жертвой  вседозволенности.  1. Калашников 2. смелый, справедливый 3. любит, защищает, запоминается 4. Отстоял честь семьи и остался в  памяти народной героем. 1. VI. Домашнее задание (вариативное): 1. Иллюстрации к поэме. 2. Синквейн об Иване Грозном. 3. Составление вопросов к викторине по поэме. 4. Сочинение­миниатюра «Что такое честь?»

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове"( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017