Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
Оценка 4.7

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Оценка 4.7
Видео +2
docx
русская литература
10 кл
18.03.2018
Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
конспект урока.docx
Тема урока:  «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (мысль  «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир») Класс: 10 класс Тип урока: изучение нового материала                                                         Цели урока:  Учебная: На примере  семей, представленных  в романе  "Война и мир", показать,   что   основой   общества   может   стать   семья,   отношения   в   которой основаны на искренних и глубоких чувствах. Развивающая:  дальнейшее развитие навыков работы с текстом, умения анализировать текст; развитие монологической речи учащихся Воспитательная: воспитание потребности служить  общественному благу, формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию Задача:  Провести   социально­психологический   анализ   семей   Ростовых, Болконских, Курагиных. Методика   урока:  беседа   с   учащимися   по   вопросам,   анализ   и комментирование текста художественного произведения, работа с презентацией. Средства   обучения:  текст   романа,   выставка   иллюстраций   учащихся   к роману, кинофрагменты «Именины у Ростовых», «Лысые горы», презентация с родословной семей Болконских, Ростовых, Курагиных, рабочий лист. Проблема:  Какая   семья   может   стать   основой   общества,   воспитать нравственное отношение к жизни? Ход урока: 1.Коммуникативная атака: Ученик   Владимира   Набокова   Альфред   Аппель   вспоминал   об   одной   из лекций наставника: «...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился   по   ступенькам   —   их   было   пять   или   шесть   —   в   зал,   тяжело прошествовал   по   всему   проходу   между   рядами,   провожаемый   изумленным поворотом   двух   сотен   голов,   и   молча   опустил   шторы   на   трех   или   четырех больших   окнах...   Зал   погрузился   во   тьму.   ...Набоков   возвратился   к   эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. „На небосводе русской литературы, — объявил он, — это Пушкин!“ Вспыхнула лампа в дальнем левом 1 углу нашего планетария. „Это Гоголь!“ Вспыхнула лампа посередине зала. „Это Чехов!“ Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела   вверх:   „Бам!“   Как   по   волшебству   в   аудиторию   ворвался   широкий плотный луч ослепительного солнечного света. „А это Толстой!“ — прогремел Набоков». 2. Проверка Домашнего задания (зачёт по знанию текста + тестирование на ПК): По какому поводу состоялся вечер в доме Ростовых? Как называла Наташу Марья Дмитриевна Ахросимова? Сколько лет Наташе на момент начала повествования? Какую «выходку» она позволила себе за столом? Почему Соня и Николай Ростов не могли пожениться? Название родового имения Болконских? Каким двум наукам обучал старый князь Болконский свою дочь? Что подарила Мария своему брату перед отъездом? О чем попросил Андрей своего отца? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Продолжите фразу: «А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…» 3. Вступительное слово учителя: ­Сегодняшний урок для меня, пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни­семье и поиску ответа на вопрос: в чём же заключается семейное счастье? (слайд №1)  По ходу урока я попрошу Вас заполнять рабочие листы, чтобы у каждого из Вас сложилось отчетливое представление о своем идеале семьи. 4. Обращение к эпиграфу и теме урока: Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло в человеке зависят от воспитания… А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям. 1.       Чем для Вас является понятие семья? (слайд №2) 5. Эвристическая беседа: Вывод: семья – вечная ценность. Это основа жизни человека, оплот его спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая шола жизни. 2.       Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли мы говорить, что Я – эхо родителей? (слайд №3) Вывод:  С   рождением   ребёнка   ещё   не   рождается   личность,   она формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок   учится   у   взрослых.   И   не   только   ходить,   говорить,   играть,   но   и 2 чувствовать,   думать,   переживать.   В   семье   человек   усваивает   систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается в семье. ­   Воспитание   тесно   связано   со  стилем   воспитания.  Толстой предупреждает, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. Давайте проанализируем известные психологии стили и предположим, какой же Человек получится при данных условиях. (слайд №3, 4) 3. В романе представлены различные типы семей: Ростовы, Курагины, Болконские,   Друбецкие   и   др.   Если   бы   я   попросила   Вас   объединить   их   в противоположные   лагеря   попарно,   то   как   бы   Вы   это   сделали?   Назовите основание (фонетический облик фамилий) 4. Начинаем знакомиться с семьями. Говорят, от первого впечатления многое зависит. Вот и начнём с первых отзывов о семьях… Так ли верно первое впечатление? (слайд 5­10) 5.Семья Ростовых  (главы 7­11, 14­17) ­ Чем семья Ростовых отличается от 3 других, показанных в романе? В какой   момент   происходит   знакомство   читателя   с   Ростовыми?   Какая атмосфера царит в их доме? Каковы отношения между детьми и взрослыми? Между   детьми   и   супругами?   О   чём   говорит   имя   «Наталья»?   Давайте составим Кодекс семьи Ростовых и определим главный принцип, на котором основана их жизнь…(слайд №11 ­ 12) Ответы   детей   и   вывод:  Семью   Ростовых   объединяют   важные качества:   искренность,   естественность,   простота,   Открытость   миру   –   их главное   богатство.   Отсюда   и   способность   притягивать   к   себе   людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения. 6. Семья Болконских (главы 22­25) ­  Чем интересна  личность старика  Болконского автору и  читателю? (слайд     13,14)      Ответы детей и вывод: Болконский незаурядная личность. «Старик с зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и неизменно   требователен»,   друг   Кутузова,   не   переставал   интересоваться политикой.   Источником   людских   пороков   он   считал   праздность   и   суеверие, педантичная во всех отношениях личность. ­ Каковы отношения между сестрой и братом, отцом и детьми? Можем ли назвать стиль воспитания авторитарным? ­ Составим кодекс семьи Болконских (слайд №15) В чём сходство семей Ростовых и Болконских? Вывод: Семьи похожи патриархальным укладом жизни, духовным ростом близких; им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость… 7. Семья Курагиных. В   чём   смысл   жизни   членов   этой   семьи?   Чем   Курагины   схожи   с Болконскими? Кодекс чести (слайд №16) 3 Ответы детей и вывод:  В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность, круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни. 6.  Угадай герб семьи. А) На гербе из главных гербовых фигур присутствует левая скошенная лазурная оконечность в серебряном поле. Лазурь ­ цвет великодушия, честности, верности,   безупречности,   а   серебро   –   это   благородство,   откровенность, правдивость,   чистота.   Золотой   знак   на   оконечности   символизирует   заслуги перед Родиной. На гербе также изображен единорог ­ одно из самых популярных геральдических животных, символ чистоты и чуткости. Единорог может также считаться   игривым   существом,   а   значит,   может   символизировать   энергию   и жизнелюбие. (Ростовы) ­   Какой   тип   семейных   отношений   предпочтителен   для   Л.Толстого? Докажите (эпилог романа) ­ Какое главное условие существования семьи? Легенда. В   давние   времена   жила   удивительная   семья.   Огромная   семья   –   сто человек, и в ней царили любовь и согласие. Молва о ней долетела до верховного правителя   и,   и   он   решил   навестить   эту   семью.   Когда   он   убедился,   что   это правда, он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял сто бумажек и н что­то написал на них, а 4 Б)   На   гербе   над   красной   оконечностью   изображен   грифон   ­   древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Сочетает в себе качества этих двух существ, а соответственно, и их геральдические значения. Грифон   символизирует   храбрость,   гордость, непреклонность. Грифон считался защитником, и в первую очередь, защитником своего семейства. Красная оконечность тоже означает храбрость и мужество, кровь,   пролитую   в   боях,   а   также   способность   горячо   и   искренне   любить. (Болконские)   могущество,   мужество, В) На этот герб поместили гарпию ­ существо с лицом женщины и телом орла   (стервятника).   В   геральдике   гарпия   выражает   понятие   "свиреп,   когда спровоцирован", но чаще истолковывается, как символ порока и страстей. Само слово   "гарпия"   связано   с   древнегреческим   глаголом   "арпадзо"   ­   хватать, похищать. На этом гербе нестандартное сочетание двух главных гербовых фигур ­ столба и оконечности. Бурно­волнистая чёрная оконечность в серебряном поле символизирует   отрицательных   героев,   которые   находятся   среди   чистоты   и благородства других персонажей. Зеленый цвет столба, смещенного влево сам по   себе   означает   надежду,   изобилие,   радость.   В   данном   же   случае   он символизирует стремление к достижению земных благ и богатству. (Курагины) 7. Выводы по уроку: потом отдал правителю. Когда тот развернул их, там было написано только одно слово: «ПОНИМАНИЕ» Вывод:  Семья,   по   Толстому,   ­   это   начало   начал   каждого   героя   и одновременно возможность реализовать своё Я, оставить себя, отражённым в другом. Несколько детей озвучивают записанное ими в ходе урока. 9, Выставление оценок. 8. Рефлексия:  10. Домашнее задание. «На закуску» Известно, что у некоторых  героев романа «Война и мир» были прототипы. Дед по отцовской линии ­ Илья Андреевич ( граф   Ростов); дед по материнской линии   ­   Николай   Сергеевич   Волконский(   князь   Болконский);   родители   – Николай Ильич Толстой и Марья Николаевна Волконская (Николай   Ростов и Марья Болконская), сестра  жены Толстого, Таня Бернс (Наташа Ростова) 5

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018