Тема урока:
«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (мысль
«семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Класс: 10 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Учебная: На примере семей, представленных в романе "Война и мир",
показать, что основой общества может стать семья, отношения в которой
основаны на искренних и глубоких чувствах.
Развивающая: дальнейшее развитие навыков работы с текстом, умения
анализировать текст; развитие монологической речи учащихся
Воспитательная: воспитание потребности служить общественному благу,
формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию
Задача:
Провести социальнопсихологический анализ семей Ростовых,
Болконских, Курагиных.
Методика урока:
беседа с учащимися по вопросам, анализ и
комментирование текста художественного произведения, работа с презентацией.
Средства обучения: текст романа, выставка иллюстраций учащихся к
роману, кинофрагменты «Именины у Ростовых», «Лысые горы», презентация с
родословной семей Болконских, Ростовых, Курагиных, рабочий лист.
Проблема: Какая семья может стать основой общества, воспитать
нравственное отношение к жизни?
Ход урока:
1.Коммуникативная атака:
Ученик Владимира Набокова Альфред Аппель вспоминал об одной из
лекций наставника: «...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни
слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он
спустился по ступенькам — их было пять или шесть — в зал, тяжело
прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным
поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех
больших окнах... Зал погрузился во тьму. ...Набоков возвратился к эстраде,
поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. „На небосводе русской
литературы, — объявил он, — это Пушкин!“ Вспыхнула лампа в дальнем левом
1 углу нашего планетария. „Это Гоголь!“ Вспыхнула лампа посередине зала. „Это
Чехов!“ Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады,
направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком
взлетела вверх: „Бам!“ Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий
плотный луч ослепительного солнечного света. „А это Толстой!“ — прогремел
Набоков».
2. Проверка Домашнего задания (зачёт по знанию текста +
тестирование на ПК):
По какому поводу состоялся вечер в доме Ростовых?
Как называла Наташу Марья Дмитриевна Ахросимова?
Сколько лет Наташе на момент начала повествования?
Какую «выходку» она позволила себе за столом?
Почему Соня и Николай Ростов не могли пожениться?
Название родового имения Болконских?
Каким двум наукам обучал старый князь Болконский свою дочь?
Что подарила Мария своему брату перед отъездом?
О чем попросил Андрей своего отца?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Продолжите фразу: «А коли узнаю, что ты повел себя не как сын
Николая Болконского, мне будет…»
3. Вступительное слово учителя:
Сегодняшний урок для меня, пожалуй, один из самых важных в процессе
изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой
жизнисемье и поиску ответа на вопрос: в чём же заключается семейное счастье?
(слайд №1) По ходу урока я попрошу Вас заполнять рабочие листы, чтобы у
каждого из Вас сложилось отчетливое представление о своем идеале семьи.
4. Обращение к эпиграфу и теме урока:
Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло
в человеке зависят от воспитания… А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть
тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.
1. Чем для Вас является понятие семья? (слайд №2)
5. Эвристическая беседа:
Вывод: семья – вечная ценность. Это основа жизни человека, оплот его
спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая
шола жизни.
2. Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли
мы говорить, что Я – эхо родителей? (слайд №3)
Вывод: С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она
формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста
ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и
2 чувствовать, думать, переживать. В семье человек усваивает систему
нравственных ценностей. Формирование личности начинается в семье.
Воспитание тесно связано со стилем воспитания.
Толстой
предупреждает, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем
самыми красноречивыми и разумными поучениями. Давайте проанализируем
известные психологии стили и предположим, какой же Человек получится
при данных условиях. (слайд №3, 4)
3. В романе представлены различные типы семей: Ростовы, Курагины,
Болконские, Друбецкие и др. Если бы я попросила Вас объединить их в
противоположные лагеря попарно, то как бы Вы это сделали? Назовите
основание (фонетический облик фамилий)
4. Начинаем знакомиться с семьями. Говорят, от первого впечатления
многое зависит. Вот и начнём с первых отзывов о семьях… Так ли верно
первое впечатление? (слайд 510)
5.Семья Ростовых (главы 711, 1417)
Чем семья Ростовых отличается от 3 других, показанных в романе? В
какой момент происходит знакомство читателя с Ростовыми? Какая
атмосфера царит в их доме? Каковы отношения между детьми и взрослыми?
Между детьми и супругами? О чём говорит имя «Наталья»? Давайте
составим Кодекс семьи Ростовых и определим главный принцип, на котором
основана их жизнь…(слайд №11 12)
Ответы детей и вывод: Семью Ростовых объединяют важные
качества: искренность, естественность, простота, Открытость миру – их
главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей,
сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения.
6. Семья Болконских (главы 2225)
Чем интересна личность старика Болконского автору и читателю?
(слайд 13,14)
Ответы детей и вывод: Болконский незаурядная личность. «Старик с
зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и
неизменно требователен», друг Кутузова, не переставал интересоваться
политикой. Источником людских пороков он считал праздность и суеверие,
педантичная во всех отношениях личность.
Каковы отношения между сестрой и братом, отцом и детьми? Можем ли
назвать стиль воспитания авторитарным?
Составим кодекс семьи Болконских (слайд №15) В чём сходство семей
Ростовых и Болконских?
Вывод: Семьи похожи патриархальным укладом жизни, духовным ростом
близких; им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость…
7. Семья Курагиных.
В чём смысл жизни членов этой семьи? Чем Курагины схожи с
Болконскими? Кодекс чести (слайд №16)
3 Ответы детей и вывод: В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и
бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична,
хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность,
круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни.
6. Угадай герб семьи.
А) На гербе из главных гербовых фигур присутствует левая скошенная
лазурная оконечность в серебряном поле. Лазурь цвет великодушия, честности,
верности, безупречности, а серебро – это благородство, откровенность,
правдивость, чистота. Золотой знак на оконечности символизирует заслуги
перед Родиной. На гербе также изображен единорог одно из самых популярных
геральдических животных, символ чистоты и чуткости. Единорог может также
считаться игривым существом, а значит, может символизировать энергию и
жизнелюбие. (Ростовы)
Какой тип семейных отношений предпочтителен для Л.Толстого?
Докажите (эпилог романа)
Какое главное условие существования семьи?
Легенда.
В давние времена жила удивительная семья. Огромная семья – сто
человек, и в ней царили любовь и согласие. Молва о ней долетела до верховного
правителя и, и он решил навестить эту семью. Когда он убедился, что это
правда, он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не
обижая друг друга?» Тогда старец взял сто бумажек и н чтото написал на них, а
4
Б) На гербе над красной оконечностью изображен грифон древнее
мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Сочетает в себе
качества этих двух существ, а соответственно, и их геральдические значения.
Грифон символизирует храбрость,
гордость,
непреклонность. Грифон считался защитником, и в первую очередь, защитником
своего семейства. Красная оконечность тоже означает храбрость и мужество,
кровь, пролитую в боях, а также способность горячо и искренне любить.
(Болконские)
могущество,
мужество,
В) На этот герб поместили гарпию существо с лицом женщины и телом
орла (стервятника). В геральдике гарпия выражает понятие "свиреп, когда
спровоцирован", но чаще истолковывается, как символ порока и страстей. Само
слово "гарпия" связано с древнегреческим глаголом "арпадзо" хватать,
похищать. На этом гербе нестандартное сочетание двух главных гербовых фигур
столба и оконечности. Бурноволнистая чёрная оконечность в серебряном поле
символизирует отрицательных героев, которые находятся среди чистоты и
благородства других персонажей. Зеленый цвет столба, смещенного влево сам
по себе означает надежду, изобилие, радость. В данном же случае он
символизирует стремление к достижению земных благ и богатству. (Курагины)
7. Выводы по уроку: потом отдал правителю. Когда тот развернул их, там было написано только одно
слово: «ПОНИМАНИЕ»
Вывод: Семья, по Толстому, это начало начал каждого героя и
одновременно возможность реализовать своё Я, оставить себя, отражённым в
другом.
Несколько детей озвучивают записанное ими в ходе урока.
9, Выставление оценок.
8. Рефлексия:
10. Домашнее задание.
«На закуску»
Известно, что у некоторых героев романа «Война и мир» были прототипы.
Дед по отцовской линии Илья Андреевич ( граф Ростов); дед по материнской
линии Николай Сергеевич Волконский( князь Болконский); родители –
Николай Ильич Толстой и Марья Николаевна Волконская (Николай Ростов и
Марья Болконская), сестра жены Толстого, Таня Бернс (Наташа Ростова)
5
Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе "Мысль семейная в романе "Война и мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.