Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».
Оценка 4.7

Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
10.02.2017
Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».
Цели: повторить знания по теме «Драма». Познакомить с Гоголем-драматургом; познакомить с историей создания комедии «Ревизор». Приёмы работы: выступления учащихся, беседа, рассказ учителя. Ход урока. I. Слово учителя. - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Ребята, садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами начинаем изучение бессмертного творения Н.В.Гоголя - «Ревизор». На уроке мы узнаем, как создавалась эта пьеса, что легло в основу пьесы, кто явился вдохновителем Гоголя. Но сначала мы немного познакомимся с личностью писателя. 1 ученик рассказывает о Гоголе. (2 мин.). - После окончания гимназии Гоголь мечтает о государственной службе, мечтает быть юристом, чтобы искоренять неправосудие, царившее кругом. В Петербурге Гоголь пытается найти место для службы, но безуспешно. В это же время начинает писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом. Какие произведения Гоголя вам известны? (Ночь перед рождеством, Вий, Заколдованное место и т.д.). Всё это прозаические произведения. Но кроме прозы Гоголь обращался и к драматическим жанрам. Давайте вспомним, Что такое драма? (Драма один из родов литературы, отражающий жизнь в действиях людей; предназначен для исполнения на сцене). Назовите особенности драматического произведения. (Диалоги, Ремарки). Почему Гоголь решил обратиться к театру? (Отец писателя писал пьесы для сцены; сам Гоголь играл на сцене; по мнению Гоголя театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок). Одним из жанров драмы является комедии. Посмотрите на доску, здесь нарисованы 2 маски, какую из них можно отнести к комедии, почему? (смеётся).
Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме.doc
Урок литературы в 10 классе по теме  «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».                       Учитель I квалификационной категории Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна    Цели: повторить   знания   по   теме   «Драма».   Познакомить   с   Гоголем­драматургом; познакомить с историей создания комедии «Ревизор».   Приёмы работы: выступления учащихся, беседа, рассказ учителя.   Ход урока.  I. Слово учителя. ­ Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Ребята, садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами начинаем изучение бессмертного творения Н.В.Гоголя ­ «Ревизор». На уроке мы узнаем, как создавалась эта пьеса, что легло в основу пьесы, кто явился вдохновителем Гоголя.    Но сначала мы немного познакомимся с личностью писателя.    1 ученик  рассказывает о Гоголе. (2 мин.). ­  После   окончания   гимназии   Гоголь   мечтает   о   государственной   службе,   мечтает   быть юристом,   чтобы   искоренять   неправосудие,   царившее   кругом.   В   Петербурге   Гоголь пытается   найти   место   для   службы,   но   безуспешно.   В   это  же   время   начинает   писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом.    Какие произведения Гоголя вам известны? (Ночь перед рождеством, Вий, Заколдованное место и т.д.). Всё это прозаические произведения. Но кроме прозы Гоголь обращался и к драматическим жанрам. Давайте вспомним,    Что такое драма? (Драма один из родов литературы, отражающий жизнь в действиях людей; предназначен для исполнения на сцене).    Назовите особенности драматического произведения. (Диалоги, Ремарки).    Почему Гоголь решил обратиться к театру? (Отец писателя писал пьесы для сцены; сам Гоголь играл на сцене; по мнению Гоголя театр имел  большое воспитательное  значение. Это кафедра,  с которой читается  разом  целой толпе живой урок). Одним из жанров драмы является комедии. Посмотрите на доску, здесь нарисованы 2 маски, какую из них можно отнести к комедии, почему?      Почему же Гоголь решил обратиться именно к комедии? (смех помогает обнажить игроки общества, человек больше всего боится смеха).      Физкультминутка.   (смеётся).   1.    Встаём, подняли руки вверх, резко опустили вниз; потрясли. 2.    Встряхивание всего тела. 3.    Подёргать волосы. 4.    Погладить затылок и шею. 5.    Сели.   II. Как же создавался «Ревизор»? Ученица:  ­  Сюжет комедии Гоголю подсказал Пушкин. Литератор Свиньин, находясь в Бессарабии, выдавал  себя  за важного петербургского чиновника. Брал взятки в больших размерах.   В   конце   концов   его   разоблачили.   Известен   и   другой   жизненный   «анекдот», который Пушкин рассказывал своим друзьям.    Место действия  – городок  Устюжна  Новгородской  губернии.  А действующие  лица  – чиновники этого города и мошенник, выдававший себя за ревизора. Он также беззастенчиво обирал жителей города.    Однажды   самого   Пушкина   приняли   за   ревизора   в   Нижнем   Новгороде.   Именно   эти сюжеты и легли в основу пьесы «Ревизор».   Учитель:  ­  Гоголь написал пьесу, современную ему Россию. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Над пьесой драматург работал несколько лет: с 1835 по 1842 год. Новая пьеса была встречена публикой неоднозначно. Давайте мы с вами отправимся на первое представление пьесы. Выступление   ученика:  ­  Комедия   удивила   актёров   ещё   во   время   первого   чтения   её автором.   «Что   же   это   такое?   Разве   это   комедия?»   ­   шептали   слушатели   друг   другу. Участникам спектакля она казалась трудной и малопонятной. Актёр Александринского театра Григорьев писал: «…эта пьеса пока для всех нас как будто какая – то загадка». Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их слушали непривычные герои – чиновники, отсутствие любовной интриги и язык комедии. Большая часть актёров не придавала значения советам автора, игнорировала его указания. Единственный   актёр  Сосницкий,  игравший  Городничего,   устраивал  Гоголя.  Ещё  Гоголь надеялся на Афанасьева, игравшего Осипа и обнаружившего «внимание к словам». Роль Хлестакова не удалась.    Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. Не смотря на всё это «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На премьере присутствовал царь, который сказал уезжая: «Тут всем досталось, и больше всего мне».    Николай I не понял всей значимости пьесы, не понял её разоблачающей силы.    Ученица рассказывает о постановке «Ревизора» в Малом театре Москвы.    После премьеры в Александринском театре настроение Гоголя изменилось: Он переслал московским актёрам пьесу. В письме Щепкину просил взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.    Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, и делился своими соображениями по поводу постановки. 25 мая 1836 года в Москве в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попала только   часть   публики,   так   как   администрация   объявила   спектакль   абонементным   и ограничила доступ широкой публики.    По словам критика Надеждина, все актёры не поняли замысла Гоголя.    Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров. Щепкин играл Городничего всё с большим увлечением и стал ведущей фигурой спектакля. Один   из   рецензентов   так   писал   о   его   игре:   «Всю   свою   роль   Щепкин   вёл   с   таким совершенством, какого только можно ожидать от актёра. Кажется, что Гоголь списал с него своего Городничего, а не он выполнял роль.      Учитель: как   видите   пьеса   имела   разный   успех   на   разных   сценах.   Кроме   столичных театров пьесу с успехом играли и играют на сценах других театров России. На сцене театра имени Г.Камала пьеса имела большой успех. III. Викторина по содержанию пьесы.   1.    Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к пьесе? На зеркало неча пенять, коли рожа крива. 2.    Кто из персонажей «Ревизора» брал взятки борзыми щенками? а). Ляпкин – Тяпкин. б). Хлопов. в). Земляника.      3. Что является отличительной чертой Хлестакова?          а). Легкомыслие.          б). Хитрость.          в). Трусость.      4. Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надёжной?          а). Лесть и угождение.          б). Взятку.      5. Кто из персонажей «Ревизора» говорит о себе, что у него «лёгкость в мыслях необыкновенная»?          а). Бобчинский.          б). Почтмейстер.          в). Хлестаков.      6. Кто это говорит? «Я всякий день на баллах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься играя, что просто ни на что не похоже». (Хлестаков)      7. Кто и о ком это говорит? «… видишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что – нибудь путное, а то ведь елистратишка простой». (Осип о Хлестакове)      8.   Кто   кому   пишет?   «Спешу   тебя   уведомить   что   состояние   моё   было   весьма печальное   но,   уповая   на   милосердие   Божие,   за   два   солёные   огурца   особенно   и полпорции икры рубль двадцать пять копеек…». (Городничий Анне Андреевне)     9. Кто кому пишет? «Спешу уведомить тебя…какие со мной чудеса. Все мне дают взаймы. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер». (Хлестаков Тряпичкину)   10. Кому снится: «… какие – то две необыкновенные крысы. Право эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины!» (Городничему)   IV. Задание на дом.      По группам подготовить характеристики чиновникам города N.

Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Урок литературы в 10 классе по теме «История создания комедии Н.Гоголя «Ревизор».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017