Урок по теме "ТЕМА. Героическое и жертвенное в образе народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт» и др.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
10.02.2017
Героическое и жертвенное в образе народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт» и др.Практикум. Цель: практика работы с худ текстом, работа в группах.В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенных. Однако он видит в поэте и ветхозаветного пророка, который безжалостно карает отступников, изменивших убеждениям.
лит 10.doc
ТЕМА. Героическое и жертвенное в образе народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт» и
др.Практикум. Цель: практика работы с худ текстом, работа в группах
Ход урока
1.Мотивация уч деятсти
2. проверка д\з
Вопросы и задания к стихотворению «Рыцарь на час»
1. Почему у стихотворения такое название?
2. Какой поэтический смысл выявляется в том, что в начале стихотворения лирический герой предается созерцанию природы?
3. Какая жестокая дума его волнует? Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых
минутах прошлого?
4. В каких «позорных пятнах» упрекает себя лирический герой? Как в произведении намечен конфликт «отцов» и «детей»?
5. Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены «благие порывы»,
но «свершить ничего не дано», или это поэмаисповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью
не принес существенной пользы людям?
6. Как вы думаете, сам поэт относит себя к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое
дело любви»?
В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия
«Современник», принял участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего
большие полномочия в России. В тот же день он пишет стихотворение «Ликует враг...», в котором сожалеет об этом
политическом шаге.
4 марта 1866 г. он получил анонимное послание «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Автор послания укорял
поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом «Не может быть!». Позже выяснилось, что это была поэтесса и
переводчица О. П. МартыноваПавлова. Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство...» — ответ на это послание.
Вопросы и задания к стихотворению «Умру я скоро. Жалкое наследство...»
1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя?
2. Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь?
3. Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?
4. Какой поэтический смысл имеет композиция стихотворения с повторяющимся рефреном?
5. Какие изобразительновыразительные средства языка помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и
идейного смысла стихотворения?
По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвященное Чернышевскому,
находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона»,
«Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив художнику И. Н. Крамскому 3 апреля 1877 г. свой экземпляр «Последних песен», Некрасов
зачеркнул название стихотворения и написал «В воспоминание о Чернышевском».
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»
1. К кому обращается автор стихотворения «Пророк», кого убеждает в правильности пути своего героя?
2. Почему стихотворение так называется? Есть ли в нем основания для сопоставления с одноименными произведениями
Пушкина и Лермонтова?
3. В чем, по мысли автора, смысл жизни и высокое предназначение человека?
4. Какие жизненные ценности он утверждает? Возможно ли, по Некрасову, служение добру без жертв?
5. Почему в финале стихотворения, написанного революционеромдемократом, появляется библейский образ распятого
Христа?
Итог урока. Рефлексия. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом,
способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и
моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую
ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для
искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского
направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать
стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенных. Однако он видит в поэте и ветхозаветного
пророка, который безжалостно карает отступников, изменивших убеждениям. Дом задан Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день…», «Музе» анализ стихов
Урок по теме "ТЕМА. Героическое и жертвенное в образе народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт» и др.
Урок по теме "ТЕМА. Героическое и жертвенное в образе народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт» и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.