«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
20.02.2017
Методическая разработка ученического проекта по творчеству А.П.Чезова "Человек в футляре" с использованием театрализованного представления. Разработка сопровождена фотографиями с открытого урока-презентации. Студентами рассматривается состояние человека, отгородившегося от всего мира, живущего циркулярами и запретами. На уроке проведена словарная работа, ребятами показаны две инсценировки.
А.П.Чехов.doc
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное автономное образовательное учреждение
«Краснокаменский горнопромышленный техникум»
Методическая разработка учебного занятия
по предмету «Литература»
Тема:
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа
А.П.Чехова «Человек в футляре»
Разработала: Качарава Н.С.,
преподаватель литературы
и русского языка г.Краснокаменск
2016г
Тема: «Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа
А.П.Чехова «Человек в футляре»
Мы тем самым обедняем самих себя.
Обедняя мир человеческих отношений,
Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой
Э. Роттердамский
Цели урока:
Обучающая: раскрыть понятие «футлярности», увидеть художественные
приёмы,
способствующие раскрытию внутреннего состояния героя,
проблематику чеховского рассказа;
Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи учащихся, творческих
способностей, логического мышления, умения анализировать художественное
произведение, самостоятельно делать выводы, обобщения;
Воспитательная:
внимательного
отношения к людям, нравственного самосознания, умению контактировать,
взаимодействовать с людьми, развивать интерес к творчеству А.П.Чехова.
способствовать воспитанию доброго,
мультимедийная презентация, текст рассказа А.П.Чехова
Оборудование:
«Человек в футляре», реквизит для инсценировки.
Методы: анализ художественного текста, проблемное изложение, метод
недописанного предложения, творческое воспроизведение, индивидуально –
опережающее задание.
Виды деятельности учащихся: анализ эпизодов, умение самостоятельно
работать с информацией, отбирая нужный материал, формулирование выводов,
обобщений.
Межпредметная связь: теория литературы, психология, философия.
Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний
Ход урока:
I.Создание положительно – эмоционального
настроя на общение (Слайды 1,2,3,4)
В окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое…
Почему один человек увидел дождь и грязь, а другой красоту природы?
От чего это зависит?
(От восприятия мира. Все люди по – разному воспринимают мир. Кто – то
склонен видеть только плохое, а кто – то только хорошее.)
Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден:
Вглядись в него он весь для нас!
А. Алтырцев
Мировосприятие зависит от внутреннего состояния человека, от уровня его
познания мира, широты кругозора, от умения объективно мыслить, творчески
подходить к делам.
Весёлый человек создаёт себе мир весёлый, мрачный человек создаёт себе
мир мрачный.
С. Смайлс ( СЛАЙД 5)
II. Сообщение темы и раскрытие цели урока (Слайды 6, 7)
III. Изложение нового материала.
1) Как вы понимаете значение слова футляр?
В словаре С.И.Ожегова дается такое определение футляра это коробка, чехол,
куда кладется вещь для хранения или предохранения от чегото
2) Обсуждение первого впечатления от прочитанного рассказа:
кто таков Беликов? какова его особенность, черты характера? (Внешне –
чехлы, футляры у всех вещей, а в душевном плане?)
как он относится к окружающей действительности? (пугала, раздражала его,
держала в постоянной тревоге…, хвалил прошлое и того, чего никогда не
было).
как реагирует на всякое нововведение (кружок в городе, открытие читального
зала)? («Как бы чего не вышло») Как поддерживает добрые отношения с
товарищами?
как Варенька к нему относилась? (Первая женщина, которая отнеслась к
нему ласково и сердечно).
как отнесся к карикатуре, нарисованной его учениками? (с самым тяжёлым
впечатлением) как говорит о женитьбе? ( Женитьба – шаг серьёзный, надо сначала взвесить
предстоящие обязанности, ответственность….чтобы потом чего не вышло.
Женишься, а потом попадёшь в какую – нибудь историю). Как на него
подействовало решение стать мужем Вареньки? (похудел, побледнел)
(СЛАЙД 8) как вы понимаете фразу Беликова: «Оно, конечно, так – то, так,
все это прекрасно, да как бы чего не вышло!»? При каких обстоятельствах он её
произносит?
(когда требовалось проявление хоть какой – то
ответственности, принятия решения;, когда сложившаяся ситуация
требует принятия какого – либо решения, он не может это сделать, так
как она выходит за рамки его мировоззрения, а он человек узкого кругозора)
3) Обратимся к иллюстрации: ( СЛАЙД 9)
Удалось ли художнику В. Вторенко передать внутренне состояние героя? Что
чувствуется в облике Беликова? (напряжённость, опаска, весь замаскирован, как
будто чего – то боится, не хочет быть замеченным).
4) Вывод:
Беликов – это человек, который боится окружающей
действительности, и отсюда его желание защитится от неё всеми доступными
средствами. Он не может измениться. Определяющий фактор в его поведении
страх.
IV. Инсценировка эпизода «Беликов в доме у Коваленко» (домашняя
заготовка)
1) Инсценировка
2) Вопросы по инсценировке:
чему пытается научить Беликов молодого
коллегу? В чём упрекает? Что советует?
(порицает за то, что тот ходит в
вышитой сорочке, ходит с книгами, его
сестра Варенька ездит на велосипеде, и
это нехорошо. «Вы человек молодой, и
надо вести себя осторожно».
Молодость, по мнению Беликова, должна проявляться не в порывах и
дерзаниях, а в осторожности. Логика Беликова сталкивается с логикой
нормального человека).
почему Коваленко не боится Беликова? (привык мыслить независимо и
объективно, не прячется в скорлупу, он прибыл из Малороссии, страны
простора).
почему он выглядит смешным в доме Коваленко? (Потому что решает
оградить любимую женщину от несуществующей для неё опасности. Он человек недалёкий, и поэтому не может судить о мире во всём его
многообразии).
где кульминация рассказа? Что с ним происходит после падения с лестницы?
(потерпел глубокое разочарование в своей жизни и не нашёл сил жить
дальше)
чем закончилась его попытка вырваться «из футляра»? (Неудачей, оказался
неприспособленным, неподготовленным к жизни, которая требует
проявления взаимосвязи со всеми, многообразия жизненных ситуаций и
умения найти выход из них)
V. Выявление степени понимания учащимися учебного материала.
1) Работа с текстом произведения:
найдите ироническое описание лежащего в гробу Беликова? (…Теперь, когда
он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое,
точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже
никогда не выйдет..) (СЛАЙД 10 )
каков его жизненный идеал? (полный покой, полное ограждение от жизни.
Между человеком и жизненными обстоятельствами возникают
противоречия, и если человек слаб духом, то в качестве разрешения этого
противоречия выступает смерть.)
почему город подчинялся ему? ( жители слабы был духом, не желали ничего
менять).
какой выход видели жители города в результате возникающих противоречий
между ними и Беликовым? ( Жизнь без Беликова; не хотели что – либо
менять в Беликове и в самих себе).
почему после смерти ничего не изменилось? (Всё зависело не от него, а от них
самих).
что Буркин называет футляром? (жизнь среди бездельников, в духоте, в
тесноте, в писанине ненужных бумаг, в унынии, бездействии..)
почему Буркину нечем возразить на слова Ивана Ивановича: «Видеть и слышать
как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить
обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных,
свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из – за куска хлеба, из –
за теплого угла, изза какого нибудь чинишка, которому грош цена, нет,
больше шить так невозможно!» (Он такой же как и Беликов)
почему Ивану Ивановичу не спится, а Буркин спит спокойно? (не принимает
близко к сердцу этой важной темы, поговорил – и забыл). 2)Дописать предложение (метод недописанного предложения):
Футляр это….. (СЛАЙД 11)
VI. Выводы: ( СЛАЙД 12)
1)О чём заставляет задуматься этот рассказ? (призывает расти над собой,
нравственно и духовно обогащаться; будит сознание; учит развивать умения
преодолевать жизненные ситуации, находить выход из них, не бояться жизни, не
быть равнодушными, как Буркин).
2) Какие темы он затрагивает?
тема ответственности человека за свою судьбу;
проблема человеческого достоинства;
тема страха; страх слабого человека перед непредсказуемостью жизни;
тема внутренней свободы человека: человек должен быть свободен от
предрассудков, от суда обывателей, служить общественному благу, нести
другим людям добро и счастье, при этом и самому постараться быть
счастливым.
3)Почему А.П.Чехов всю свою жизнь боролся с пошлостью, лицемерием,
равнодушием и другими людскими пороками?
4)О чём говорит финал рассказа? Оптимистичен или пессимистичен он?
5)Какова основная причина того, что люди оказываются несостоятельными, и
затем не находят своего места в жизни? (привыкли оправдывать и внутренне
успокаивать себя, искать причину своих поступков и действий во внешних
факторах)
6)В чём актуальность затрагиваемой нами проблемы? ( Футлярность сидит в
каждом из нас: нежелание что – то делать, изменить в себе, оправдать себя,
желание отгородиться от дел, воспринимаем слово «надо» как принуждение
ит.д.)
7) Что представляет собой новый герой А.П.Чехова?
8) Каковы основные проблемы в творчестве А.П.Чехова?
9) Что такое скрытый психологизм? Чем он отличается от психологизма
Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого?
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: ( СЛАЙД 13) Написать небольшое сочинение на тему: Встречали ли вы в своей жизни
футлярных людей?»
IX. Строчка рефлексии
Для меня главным было….
Что важного нашёл для себя сегодня?
Кто, по твоему мнению, сегодня хорошо работал…
Как ты сам оцениваешь свою работу?
Литература:
1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 кл. : Метод. советы: Пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 2001
2. Открытый урок по литературе. 511 кл.: В 2 кн. – Кн. 2 Материалы к
3.
урокам / Ред. сост. И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. М.,2003
И.А. Учамбрина А.П Чехов. «Трилогия о футлярной жизни»// Литература
в школе №3 2009. – С. 13 16.
4. В.М. Лизинский: молитва на каждый день// Классный руководитель № 6
2006. С. 109 – 111.
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.