«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
Оценка 5

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
20.02.2017
«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»
Методическая разработка ученического проекта по творчеству А.П.Чезова "Человек в футляре" с использованием театрализованного представления. Разработка сопровождена фотографиями с открытого урока-презентации. Студентами рассматривается состояние человека, отгородившегося от всего мира, живущего циркулярами и запретами. На уроке проведена словарная работа, ребятами показаны две инсценировки.
А.П.Чехов.doc
Министерство образования, науки и молодежной политики       Забайкальского края Государственное автономное образовательное учреждение    «Краснокаменский горно­промышленный техникум» Методическая разработка учебного занятия  по предмету «Литература» Тема:    «Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»                                                           Разработала: Качарава Н.С.,                                                                           преподаватель литературы                                       и русского языка г.Краснокаменск  2016г Тема:  «Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                   А.П.Чехова «Человек в футляре»                                                              Мы тем самым обедняем самих себя. Обедняя мир человеческих отношений,                                                                 Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой                                                                                                Э. Роттердамский Цели урока: Обучающая:   раскрыть   понятие   «футлярности»,   увидеть   художественные приёмы,   способствующие   раскрытию   внутреннего   состояния   героя, проблематику чеховского рассказа; Развивающая:  развитие   мыслей,   чувств,   речи   учащихся,   творческих способностей,   логического   мышления,   умения   анализировать   художественное произведение, самостоятельно делать выводы, обобщения; Воспитательная:    внимательного отношения   к   людям,   нравственного   самосознания,   умению   контактировать, взаимодействовать с людьми, развивать интерес к творчеству А.П.Чехова. способствовать   воспитанию   доброго,   мультимедийная   презентация,   текст   рассказа   А.П.Чехова Оборудование:  «Человек в футляре», реквизит для инсценировки. Методы:  анализ   художественного   текста,     проблемное   изложение,   метод недописанного   предложения,   творческое   воспроизведение,   индивидуально   – опережающее задание.   Виды   деятельности   учащихся:  анализ   эпизодов,   умение   самостоятельно работать с информацией, отбирая нужный материал,  формулирование выводов, обобщений.   Межпредметная связь: теория литературы, психология, философия. Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний Ход урока: I.Создание положительно – эмоционального настроя на общение (Слайды 1,2,3,4) В окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь,  Весну и небо голубое…   ­ Почему один человек увидел дождь и грязь, а другой красоту природы? От чего это зависит?  (От   восприятия   мира.  Все   люди   по  –  разному   воспринимают   мир.  Кто  –  то склонен видеть только плохое, а кто – то только ­ хорошее.) Мир многогранен, многоцветен, Порою добр, жесток подчас,  Он щедр и скуп, богат и беден: Вглядись в него  ­ он весь для нас!                                                                                                          А. Алтырцев Мировосприятие   зависит   от   внутреннего   состояния   человека,   от   уровня   его познания мира, широты кругозора, от умения объективно мыслить, творчески подходить к делам. Весёлый человек создаёт себе мир весёлый, мрачный человек создаёт себе мир мрачный. С. Смайлс ( СЛАЙД 5)   II. Сообщение темы и раскрытие цели урока (Слайды 6, 7) III. Изложение нового материала. 1) Как вы понимаете  значение слова футляр? В словаре  С.И.Ожегова дается такое определение футляра ­ это коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения или предохранения от чего­то 2) Обсуждение  первого  впечатления от прочитанного рассказа:  ­   кто   таков   Беликов?   какова   его   особенность,   черты   характера?   (Внешне   – чехлы, футляры у всех вещей, а в душевном плане?) ­ как он относится к окружающей действительности? (пугала, раздражала его, держала в постоянной тревоге…, хвалил прошлое и того, чего никогда не было). ­ как реагирует на всякое нововведение (кружок в городе, открытие читального зала)?   («Как   бы   чего   не   вышло»)  Как   поддерживает   добрые   отношения   с товарищами? ­ как  Варенька к нему относилась?   (Первая женщина, которая отнеслась к нему ласково и сердечно). ­ как отнесся к карикатуре, нарисованной его учениками? (с самым тяжёлым впечатлением) ­ как говорит о женитьбе? ( Женитьба – шаг серьёзный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность….чтобы потом чего не вышло. Женишься,   а   потом   попадёшь   в   какую   –   нибудь   историю).  Как   на   него подействовало решение стать мужем Вареньки? (похудел, побледнел) ­ (СЛАЙД 8) как вы понимаете  фразу Беликова: «Оно, конечно, так – то, так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло!»? При каких обстоятельствах он её произносит?  (когда   требовалось   проявление   хоть   какой   –   то ответственности,   принятия   решения;,   когда   сложившаяся   ситуация требует принятия какого – либо решения, он не может это сделать, так как она выходит за рамки его мировоззрения, а он человек узкого кругозора)  3)  Обратимся к иллюстрации: ( СЛАЙД 9)  ­Удалось ли художнику В. Вторенко передать внутренне состояние героя? Что чувствуется в облике Беликова? (напряжённость, опаска, весь замаскирован, как будто чего – то боится, не хочет быть замеченным). 4)   Вывод:     Беликов   –   это   человек,   который   боится   окружающей действительности, и отсюда его желание защитится от неё всеми доступными средствами. Он не может измениться. Определяющий фактор в его поведении ­ страх.    IV.   Инсценировка   эпизода   «Беликов   в   доме   у   Коваленко»   (домашняя заготовка) 1) Инсценировка 2) Вопросы по инсценировке: ­чему пытается научить Беликов молодого коллегу? В чём  упрекает? Что  советует? (порицает   за   то,   что   тот   ходит   в вышитой сорочке, ходит с книгами, его сестра Варенька ездит на велосипеде, и это нехорошо. «Вы человек молодой, ­ и надо   вести   себя   осторожно». Молодость,   по   мнению   Беликова,   должна   проявляться   не   в   порывах   и дерзаниях,   а   в   осторожности.   Логика   Беликова   сталкивается   с   логикой нормального человека). ­почему   Коваленко   не   боится   Беликова?  (привык   мыслить   независимо   и объективно,   не   прячется   в   скорлупу,   он   прибыл   из   Малороссии,   страны простора). ­почему   он   выглядит   смешным   в   доме   Коваленко?   (Потому   что   решает оградить   любимую   женщину   от   несуществующей   для   неё   опасности.   Он человек   недалёкий,   и   поэтому   не   может   судить   о   мире   во   всём   его многообразии). ­где кульминация рассказа? Что с ним происходит после падения с лестницы? (потерпел   глубокое   разочарование   в   своей   жизни   и   не   нашёл   сил   жить дальше) ­чем закончилась его попытка вырваться «из футляра»?   (Неудачей, оказался неприспособленным,   неподготовленным   к   жизни,   которая   требует проявления   взаимосвязи   со   всеми,   многообразия   жизненных   ситуаций   и умения найти выход из них)  V.  Выявление степени понимания учащимися учебного материала.  1) Работа с текстом произведения:  ­ найдите  ироническое описание лежащего в гробу Беликова?  (…Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет..) (СЛАЙД 10 ) ­каков его жизненный идеал?  (полный покой, полное ограждение от жизни. Между   человеком   и   жизненными   обстоятельствами   возникают противоречия, и если человек слаб духом, то в качестве разрешения этого противоречия выступает смерть.) ­почему город подчинялся ему? ( жители слабы был духом, не желали ничего менять). ­какой выход видели жители города в результате возникающих противоречий между   ними   и   Беликовым?   (  Жизнь   без   Беликова;   не   хотели   что   –   либо менять в Беликове и в самих себе). ­почему после смерти ничего не изменилось? (Всё зависело не от него, а от них самих). ­что   Буркин   называет   футляром?   (жизнь   среди   бездельников,   в   духоте,   в тесноте, в писанине ненужных бумаг, в унынии, бездействии..)  ­почему Буркину нечем возразить на слова Ивана Ивановича: «Видеть и слышать как лгут, ­ и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды,   унижения,   не   сметь   открыто     заявить,   что   ты   на   стороне   честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из – за куска хлеба, из – за   теплого   угла,   из­за   какого­   нибудь   чинишка,   которому   грош   цена,   ­   нет, больше шить так невозможно!» (Он такой же как и Беликов) ­почему Ивану Ивановичу не спится,  а Буркин спит спокойно? (не принимает близко к сердцу этой важной темы, поговорил – и забыл). 2)Дописать предложение (метод недописанного предложения): Футляр ­  это….. (СЛАЙД 11) VI. Выводы: ( СЛАЙД 12) 1)О   чём   заставляет   задуматься   этот   рассказ?   (призывает   расти   над   собой, нравственно и духовно обогащаться;   будит сознание; учит развивать умения преодолевать жизненные ситуации, находить выход из них, не бояться жизни, не быть равнодушными,  как Буркин). 2) Какие темы он затрагивает? ­ тема ответственности человека за свою судьбу; ­ проблема человеческого достоинства; ­ тема страха; страх слабого человека перед непредсказуемостью жизни; ­   тема   внутренней   свободы   человека:   человек   должен   быть   свободен   от предрассудков,   от   суда   обывателей,   служить   общественному   благу,   нести другим   людям   добро   и   счастье,   при   этом   и   самому   постараться   быть счастливым. 3)Почему   А.П.Чехов   всю   свою   жизнь   боролся   с   пошлостью,   лицемерием, равнодушием и другими людскими пороками? 4)О чём говорит финал рассказа? Оптимистичен или пессимистичен он? 5)Какова основная причина того, что люди оказываются несостоятельными, и затем не находят своего места в жизни? (привыкли оправдывать и внутренне успокаивать себя, искать причину своих поступков и действий во внешних факторах)  6)В чём актуальность затрагиваемой нами проблемы?  ( Футлярность сидит в каждом из нас: нежелание что – то делать, изменить в себе, оправдать себя, желание   отгородиться   от   дел,  воспринимаем   слово   «надо»   как   принуждение ит.д.)  7) Что представляет собой новый герой А.П.Чехова? 8) Каковы основные проблемы в творчестве А.П.Чехова? 9)  Что такое скрытый психологизм? Чем он отличается от психологизма         Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого? VII. Подведение итогов. Выставление оценок. VIII. Домашнее задание: ( СЛАЙД 13) Написать   небольшое   сочинение   на   тему:   Встречали   ли   вы   в   своей   жизни футлярных людей?» IX. Строчка рефлексии ­ Для меня главным было…. ­ Что важного нашёл для себя сегодня? ­ Кто, по твоему мнению, сегодня хорошо работал…  ­ Как ты сам оцениваешь свою работу? Литература: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 кл. : Метод. советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001 2. Открытый урок по литературе. 5­11 кл.: В 2 кн. – Кн. 2   Материалы к 3. урокам / Ред.­ сост. И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина.­ М.,2003  И.А. Учамбрина А.П Чехов. «Трилогия о футлярной жизни»// Литература в школе №3 2009. – С. 13 ­ 16. 4. В.М. Лизинский: молитва на каждый день// Классный руководитель № 6 2006. ­ С. 109 – 111.

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

«Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа                    А.П.Чехова «Человек в футляре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017