Урок литературы в 8 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
29.10.2018
Представляю технологическую карту открытого урока по литературе в 8 классе по стихотворению В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". На уроке обучающиеся анализируют текст произведения, развивают образное и логическое мышление, работают самостоятельно и в группах, в итоге определяют авторскую идею в стихотворении.
Техн. карта.docx
Урок литературы в 8Б классе по теме «Каждый из нас посвоему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В.
Маяковского)»
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цель урока: Создание условий для формирования читательской и литературоведческой компетенций через усвоение содержания
стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Задачи урока:
1.Развивать умение производить анализ художественного текста;
2.Развивать образное и логическое мышление, аналитические навыки (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыки
самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
3. Воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности.
Планируемые образовательные результаты:
Планируемые результаты
Ученик научится:
— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;
— формулировать микровыводы;
— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;
— характеризовать образновыразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Регулятивные:
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
осуществлять самоконтроль.
Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их
экспериментальную проверку;
выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Личностные УУД:
формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
приветствует
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
обучающихся,
Учитель
проверяет готовность к совместной
деятельности. Психологически настраивает и
мотивирует к учебной деятельности.
Личностные:
учебной
мотивации, установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее
мотивом.
Приветствуют учителя, рассаживаются по
местам, психологически настраиваются к
работе на уроке.
Выработка
2) этап актуализации и пробного учебного действия
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Сегодня на уроке литературы я предлагаю
поговорить о лошадях. Что вы знаете о
лошадях?
Отвечают на вопрос
Регулятивные: Выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, осознание
качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: Уметь слушать и
слышать,
понимание речи других,
оформление внутренней речи во внешнюю.
3) этап выявления места и причины затруднения
Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
Выявляет предпочтения в ответах, уровень
знаний, создает проблемную ситуацию.
Вы довольно много знаете о лошадях.
Может быть, попробуете объяснить, что имел
в виду Владимир Маяковский, написав в
одном из стихотворений: «Каждый из нас по
своему лошадь»?
4) этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации
Организует учащихся по исследованию
проблемной ситуации
Предполагают, не могут ответить на вопрос
однозначно.
Тема урока.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Определение авторской идеи)
Работа в тетради
Формулируют цель урока
Познавательные: выдвижение гипотез и
их обоснование.
связей;
Познавательные: установление причинно
следственных
построение
логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
Умение Задачи?
1) Вспомнить факты биографии В.В.
Маяковского.
2) Прочитать стихотворение, в котором
используется эта фраза.
3) Проанализировать стихотворение.
4) Сделать выводы.
Определяют задачи
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка
5) этап реализации построенного проекта
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей
затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще
Организует работу обучающихся по
намеченному плану.
Итак, первый пункт плана урока. Дома вы
должны были посмотреть видеоролик о
биографии и творчестве В. Маяковского,
самостоятельно поработать со статьей
учебника и заполнить лист для самопроверки.
Проверим домашнее задание.
Регулятивные: Умение в сотрудничестве
работать по намеченному алгоритму,
Познавательные:
доказательство;
самостоятельное создание способов
решения проблем поискового характера.
Коммуникативные:
с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка
Умение
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели
пробного учебного действия
Организует деятельность по применению
новых знаний
Фронтальная проверка домашнего задания.
Интересна ли вам личность этого поэта?
Жизнь, творчество, личность Маяковского
как при жизни, так и после его смерти
постоянно вызывали споры, высказывались
диаметрально противоположные точки зрения
Регулятивные:
Саморегуляция
Познавательные:
Самостоятельное
создание способов решения проблем
творческого и поискового характера
Коммуникативные:
Управление
поведением одноклассников контроль,
коррекция, оценка их действий; умение с
достаточной полнотой и точностью
Внимательно проверяют Д/з.
Работа в тетрадях выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации,
участвовать в коллективном обсуждении
проблем
от восторженного восхваления до полного
отрицания.
Стихотворение, над которым мы будем
работать, было написано в 1918 году.
Это было трудное для нашей страны время.
Шла гражданская война. Народное хозяйство
было разрушено. Не было хлеба, топлива.
Виктор Шкловский в книге о Маяковском
вспоминал о тех годах: «Газет не хватало.
Значит, надо развесить, чтобы читали на
стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не
было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не
было. Предлагалось наколачивать газеты
деревянными клинышками… Было очень
холодно, в типографиях с валов не сходила
краска, она застывала… На улицах палые
лошади. Убирать было некому… Петроград
ел главным образом овёс».
В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.
Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень
написать чтонибудь прочувствованное про
лошадь». В июне стихотворение было уже
напечатано.
Словарная работа.
Работа в группах со словарями
В этом стихотворении речь будет идти о
Кузнецом Мосту, улице в Москве, где
находились торговые ряды.
Работа со словарями:
Зевака
Круп
Стойло
Гриб
Выразительное чтение стихотворения.
Организует анализ стихотворения: Какое впечатление произвело на вас это
стихотворение? Объясните, почему именно
такое.
Можно ли утверждать, что у этого
стихотворения есть сюжет?
О каком происшествии рассказано в
стихотворении?
Как реагируют прохожие на то, что
случилось с лошадью? Какие слова подбирает
автор, чтобы описать их действия?
Кто противопоставлен толпе?
Почему лирический герой решил утешить
лошадь? Как он к ней обращается?
Как изменилось настроение лошади после
добрых слов, обращенных к ней?
Организует работу в группах.
Обсудите, какой вам представляется
о которой рассказано в
лошадь,
стихотворении.
Создайте её словесный
портрет, используя цитаты из текста. Будьте
внимательны: портрет в стихотворении
меняется!
После обсуждения словесных портретов:
Как вы думаете, почему в финале
стихотворения старая лошадь представляет
себя жеребенком?
А теперь перенесемся в творческую
лабораторию Маяковского.
(Организует
работу в группах). Исследуем этот текст.
1 группа – звукопись,
2 группа – неологизмы,
3 группа – метафоры и олицетворения,
4 группа – ритм и рифма.
Всё это – характерные черты лирики
Работа в группах
Работа в группах Маяковского.
Учитывая всё сказанное,
сделайте вывод: для чего автор использует
все эти средства?
Какова тема этого стихотворения?
Актуальна ли эта тема для современных
людей? Обоснуйте свою точку зрения.
Так что же значит фраза: «Каждый из нас по
своему лошадь»?
8) этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового
способа действия
Подводит итоги урока.
Соотносят цель и результаты, степень их
соответствия.
Организует рефлексию:
Перед вами АКРОСЛОВО «ЛОШАДЬ».
Поработайте над ним, используя ваши
ассоциации, мысли, цитаты по поводу урока.
Оценивание в группах.
Д.З. 1) Выразительное чтение стихотворение
(базовый уровень)
2) (Письменно) Назовите произведения
русской и
зарубежной литератур,
посвященные «братьям нашим меньшим».
Какие традиции продолжает В. Маяковский в
этом произведении? (высокий уровень)
3) Иллюстрации к стихотворению или
презентация «Маяковский – художник
иллюстратор» (творческое задание)
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности.
Выбирают Д.З.
Оценивание
Личностные: Умение давать верную
эмоциональную оценку своей деятельности
на уроке.
Регулятивные:
детьми
собственной деятельности, определение
позиции ученика.
Познавательные:
Формирование
внутреннего
действий,
структурирование полученной информации,
анализ деятельности на уроке.
Коммуникативные:
с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
плана
Умение
Урок литературы в 8 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Урок литературы в 8 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Урок литературы в 8 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Урок литературы в 8 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Урок литературы в 8 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Урок литературы в 8 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.