Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Оценка 5
Домашняя работа +1
doc
русская литература +2
9 кл
04.07.2017
Урок построен в форме эвристической беседы, где на примере жизни главного героя повести посмотрим: каковы же подлинные и мнимые нравственные ценности жизни, что такое диалектика, и все ли изменения, происходящие с молодыми людьми можно назвать «диалектикой души?», а также познакомимся с особенностями «автобиографической прозы».Урок построен в форме эвристической беседы, где на примере жизни главного героя повести посмотрим:
-Каковы же подлинные и мнимые нравственные ценности жизни, что такое диалектика, и все ли изменения, происходящие с молодыми людьми можно назвать «диалектикой души?», а также познакомимся с особенностями «автобиографической прозы».
Урок лит-ры в 9 кл..doc
Предмет: литература
Класс: 9
Учитель: Минеева Н.Ю.
Тема: Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни
Тип урока: эвристическая беседа.
Цели учителя:
1. Познакомить учащихся с понятием «автобиографическая проза» и ее
особенностями.
2. Научить школьников навыкам аналитического чтения.
3. Развивать навыки анализа художественного произведения.
4. Воспитывать у учащихся умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование:
1. Текст учебника;
2. «Патетическая соната» Л.В. Бетховена (фрагмент)
Эпиграф к уроку:
Одно из величайших заблуждений
при суждениях о человеке в том,
что мы называем, определяем человека
умным, глупым добрым, злым,
сильным, слабым, а человек есть все:
все возможности, есть текучее вещество.
Из дневника Л.Н.Толстого.
Ход урока:
1. Начало урока. Создание мотивационной ситуации. Стадия Вызова
2.
Учитель: Л.Н.Толстой в своем дневнике от 2 января 1852 года так определил время
юности: « У всех молодых людей есть время, в которое они не имеют никаких
твердых понятий о вещах правил, и составляют как то, так и другое. В это время
они обыкновенно чуждаются интересов практических и живут в мире моральном.
Эту переходящую эпоху я называю юность. У иных людей юность продолжается
больше, у других меньше. Даже есть люди, которые всегда остаются юными, а
другие, которые не были юными. Отчего зависит продолжительность этой эпохи?»
Как вы думаете?
Скажите, изменилась ли ваша жизнь, если бы вы не познакомились с биографией и
творчеством Льва Николаевича Толстого?
3. Слово учителя. Постановка проблемы. Определение задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами на примере жизни главного героя повести посмотрим:
Каковы же подлинные и мнимые нравственные ценности жизни?
Что такое диалектика, и все ли изменения, происходящие с молодыми людьми
можно назвать «диалектикой души?»
Познакомимся с особенностями «автобиографической прозы».
Попробуйте ответить на вопрос: «Что будет важным на уроке для каждого из вас?»
Ученическое целеполагание:
1. Постигнуть и попытаться понять замысел автора.
2. Попробовать понять ровесника, жившего в 19 веке.
3. Осознать ценностный смысл некоторых нравственных понятий: диалектика
души, честность, духовное «воскресение».
4. Уметь выражать свою мысль устно и письменно, также как и Л. Н. Толстой.
3. Вовлечение в тему. 3.1. Звучит музыкальный отрывок из «Патетической сонаты» Л.В. Бетховена
Какое чувство у вас вызывает данное музыкальное произведение?
Какое настроение оно создает?
3.2. Ассоциативное задание.
Нарисуйте в двух треугольниках, с каким предметом ассоциируются у вас главный
герой Николай Иртеньев, а с каким вы?
Под каждым треугольником подпишите три основных качества, присущи персонажу и
вам?
Николай Иртеньев Я
1.
2.
3.
4. Индивидуальное
Сообщение.
ее особенности.
5.Словарнолексическая
Автобиографическая проза
задание.
Автобиографическая проза и
работа
художественная биография в
узком смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях,
свидетелем которых он был, в конечном счете о судьбах его эпохи.
Какие основные качества развивал в себе Л.Н.Толстой? (По материалам учебника).
К чему стремился писатель в нравственном смысле?
Промежуточный вывод:
к нравственному совершенствованию самого себя.
Диалектика (греч., искусство вести беседу, спор) 1. философское учение о всеобщих законах движения и развития
природы, человеческого общества и мышления, научный метод
познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и
общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы
противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из
одного качества в другое;
2. процесс развития чеголибо во всем многообразии его форм и во
всей его противоречивости;
3. первоначально искусство вести спор. (Ожегов С. И. «Толковый
словарь русского языка»).
Самопознание
в обществе. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
– полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни и
Самовоспитание
языка»).
воспитание самого себя. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского
Можно ли сказать, что данные «метания», изменения, которые происходят в душе
главного героя, назвать диалектикой души?
6. Индивидуальное задание. Сообщение. « Николай Иртеньев.» Характеристика героя
согласно плану.
Что вам близко в характере главного героя?
Какие качества вы не приемлете?
Понятны ли переживания юноши, жившего в XIX веке, вам, «молодому
поколению»XXI века?
Как вы считаете, герой повести – обыкновенный человек или особенный,
исключительный?
Какую цель преследует автор?
7. Аналитическое чтение глав учебника: « Мои занятия», «COMME IL FAUT», « Я
проваливаюсь».
Посмотрим, меняются ли нравственные ценности героя на протяжении этих глав, и к
какому выводу он приходит. 7.1 Заполнение таблицы. Стадия осмысления.
Ценности жизни Николая Иртеньева.
ПОДЛИННЫЕ
МНИМЫЕ
усердие
целеустремленность
способность к самоанализу
«…чувство переменить чтото в своих
притворство
«прельщение девиц»
самолюбие
праздность
убеждениях»
сомнение в правильности своих
поступков
самовоспитание
« не буду делать ничего дурного, ни
одной минуты не проведу праздно и
никогда не изменю своим правилам».
подражание
высокомерие
стремление к COMME IL FAUT
желание славы
гордость
тщеславие
8. Промежуточный вывод: познание самого себя столь же важно, как и познание
окружающего мира.
Какова была ваша цель в данной работе?
9. Работа с эпиграфом.
Согласны ли вы со словами писателя, данными в эпиграфе к сегодняшнему уроку?
Что, повашему, есть человек?
10. Беседа по главе « Я проваливаюсь».
Проблемный вопрос: почему главы повести, представленные в учебнике, заканчиваются
именно этой главой?
Символично ли ее название?
В чем именно и где проваливается герой? Докажите текстом. Через что проходит юноша?
Когда он меняется?
Почему изменения, которые произошли с Николаем, можно назвать диалектикой?
11. Заключительное слово учителя.
Только пройдя через внутренний духовный конфликт, человек приходит к правильным
жизненным выводам. Духовные возможности людей безграничны. Настоящая жизнь
невозможна без нравственного роста, без освобождения от заблуждений, или
освобождения от мнимых ценностей.
Л.Н.Толстой писал в обращении к юношеству: « Верьте себе, выходящие из детства
юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой,
зачем живу я, и зачем живут все окружающие меня люди? И главный волнительный
вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те
же ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми,
которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой
вы найдете себя, живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас».
12. Рефлексия. Составление синквейна к словам:
«Человек» и «Личность»
13. Домашнее задание.
Итак, мы выяснили, что возможности человека безграничны. Задание на дом тому
подтверждение.
Творческая работа. (Сочинениерассуждение на одну из предложенных тем):
1.Мои ровесники.
2. Легко ли быть молодым?
3.Подросток XXI века, кто он? Словарно лексическая работа
Автобиографическая проза художественная биография в узком смысле, рассказ о
судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем которых он был, в
конечном счете о судьбах его эпохи.
Диалектика (греч., искусство вести беседу, спор)
1. философское учение о всеобщих законах движения и развития природы,
человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно
движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия
внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к
скачкообразному переходу из одного качества в другое;
2. процесс развития чеголибо во всем многообразии его форм и во всей его
противоречивости;
3. первоначально искусство вести спор. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Самопознание – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни и
в обществе. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Самовоспитание воспитание самого себя. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Вопросы по главе «COMME IL FAUT» и « Я проваливаюсь».
Меняются ли нравственные ценности героя на протяжении этих глав, и к какому
выводу он приходит.
9. Работа с эпиграфом.
Согласны ли вы со словами писателя, данными в эпиграфе к сегодняшнему уроку?
Что, повашему, есть человек?
10. Беседа по главе « Я проваливаюсь».
Почему главы повести, представленные в учебнике, заканчиваются именно этой главой?
Символично ли ее название?
В чем именно и где проваливается герой? Докажите текстом.
Через что проходит юноша? Когда он меняется?
Почему изменения, которые произошли с Николаем, можно назвать диалектикой?
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.