Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Оценка 5

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Оценка 5
Домашняя работа +1
doc
русская литература +2
9 кл
04.07.2017
Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Урок построен в форме эвристической беседы, где на примере жизни главного героя повести посмотрим: каковы же подлинные и мнимые нравственные ценности жизни, что такое диалектика, и все ли изменения, происходящие с молодыми людьми можно назвать «диалектикой души?», а также познакомимся с особенностями «автобиографической прозы».Урок построен в форме эвристической беседы, где на примере жизни главного героя повести посмотрим: -Каковы же подлинные и мнимые нравственные ценности жизни, что такое диалектика, и все ли изменения, происходящие с молодыми людьми можно назвать «диалектикой души?», а также познакомимся с особенностями «автобиографической прозы».
Урок лит-ры в 9 кл..doc
Предмет: литература Класс: 9 Учитель: Минеева Н.Ю. Тема: Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни Тип урока: эвристическая беседа. Цели учителя:  1. Познакомить учащихся с понятием «автобиографическая проза» и ее  особенностями.              2. Научить школьников навыкам аналитического чтения. 3. Развивать навыки анализа художественного произведения.   4. Воспитывать у учащихся умение высказывать свою точку зрения. Оборудование:                             1. Текст учебника;                             2. «Патетическая соната» Л.В. Бетховена (фрагмент)  Эпиграф к уроку: Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным,   глупым  добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество.         Из дневника Л.Н.Толстого. Ход урока:  1. Начало урока. Создание мотивационной  ситуации. Стадия Вызова 2. Учитель: Л.Н.Толстой в своем дневнике от 2 января 1852 года так определил время  юности: « У всех молодых людей есть время, в которое они не имеют никаких  твердых понятий о вещах ­ правил, и составляют как  то, так и другое. В это время  они обыкновенно чуждаются интересов практических и живут в мире моральном. ­  Эту переходящую эпоху я называю ­ юность.­ У иных людей юность продолжается  больше, у других меньше. Даже есть люди, которые всегда остаются юными, а  другие, которые не были юными. Отчего зависит продолжительность этой эпохи?» ­Как вы думаете? ­Скажите, изменилась ли ваша жизнь, если бы вы не познакомились с биографией и  творчеством Льва Николаевича Толстого? 3. Слово учителя. Постановка проблемы. Определение задач урока.   Сегодня на уроке мы с вами на примере жизни главного героя повести посмотрим: ­Каковы же подлинные и мнимые нравственные ценности жизни? ­Что такое диалектика, и все ли изменения, происходящие с молодыми людьми  можно назвать «диалектикой души?» ­Познакомимся с особенностями «автобиографической прозы». Попробуйте ответить на вопрос: «Что будет важным на уроке для каждого из вас?» Ученическое целеполагание: 1. Постигнуть и попытаться понять замысел автора. 2. Попробовать понять ровесника, жившего в 19 веке.  3. Осознать ценностный смысл некоторых нравственных понятий: диалектика  души, честность, духовное «воскресение». 4. Уметь выражать свою мысль устно и письменно, также как и Л. Н. Толстой. 3. Вовлечение в тему. 3.1.  Звучит музыкальный отрывок из «Патетической сонаты» Л.В. Бетховена   ­Какое чувство у вас вызывает данное музыкальное произведение? ­ Какое настроение оно создает? 3.2. Ассоциативное задание. Нарисуйте в двух треугольниках, с каким предметом ассоциируются у вас главный герой Николай Иртеньев, а с каким вы?  Под каждым треугольником подпишите три основных качества, присущи персонажу и вам?    Николай Иртеньев                                     Я 1. 2. 3. 4. Индивидуальное  Сообщение.  ее особенности. 5.Словарно­лексическая Автобиографическая проза задание. Автобиографическая проза и  работа ­ художественная биография в узком смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях,  свидетелем которых он был, в конечном счете ­ о судьбах его эпохи.  ­ Какие основные качества развивал в себе Л.Н.Толстой? (По материалам учебника). ­ К чему стремился писатель в нравственном смысле? Промежуточный вывод:  к нравственному совершенствованию самого себя. Диалектика  (греч., искусство вести беседу, спор) 1. философское учение о всеобщих законах движения и развития  природы, человеческого общества и мышления, научный метод  познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и  общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы  противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из  одного качества в другое; 2. процесс развития чего­либо во всем многообразии его форм и во   всей его противоречивости; 3. первоначально ­ искусство вести спор. (Ожегов С. И. «Толковый     словарь русского языка»).  Самопознание   в обществе. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).   – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни и  Самовоспитание   языка»).   ­ воспитание самого себя. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского  ­ Можно ли сказать, что данные «метания», изменения, которые происходят в душе  главного героя, назвать диалектикой души? 6. Индивидуальное задание. Сообщение. « Николай Иртеньев.» Характеристика героя согласно плану. ­Что вам близко в характере главного героя? ­Какие качества вы не приемлете? ­ Понятны ли переживания юноши, жившего в XIX веке, вам, «молодому  поколению»XXI века? ­ Как вы считаете, герой повести – обыкновенный человек или особенный,  исключительный?  Какую цель преследует автор? 7. Аналитическое чтение глав учебника: « Мои занятия», «COMME IL FAUT», « Я проваливаюсь». ­ Посмотрим,  меняются ли нравственные ценности героя на протяжении этих глав, и к  какому выводу он приходит. 7.1 Заполнение таблицы. Стадия осмысления. Ценности жизни Николая Иртеньева. ПОДЛИННЫЕ МНИМЫЕ усердие целеустремленность способность к самоанализу «…чувство переменить что­то в своих притворство «прельщение девиц» самолюбие праздность убеждениях» сомнение в правильности своих  поступков самовоспитание « не буду делать ничего дурного, ни  одной минуты не проведу праздно и  никогда не изменю своим правилам». подражание высокомерие стремление к COMME IL FAUT желание славы гордость тщеславие 8. Промежуточный вывод: познание самого себя столь же важно, как и познание  окружающего мира. Какова была ваша цель в данной работе? 9. Работа с эпиграфом. ­ Согласны ли вы со словами писателя, данными в эпиграфе к сегодняшнему уроку? ­Что,  по­вашему, есть человек? 10. Беседа по главе « Я проваливаюсь». Проблемный вопрос: почему главы повести, представленные в учебнике, заканчиваются именно этой главой? ­ Символично ли ее название? ­ В чем именно и где проваливается герой? Докажите текстом. ­ Через что проходит юноша? ­Когда он меняется? ­ Почему изменения, которые произошли с Николаем, можно назвать диалектикой? 11. Заключительное слово учителя. Только пройдя через внутренний духовный конфликт, человек приходит к правильным  жизненным выводам. Духовные возможности людей безграничны. Настоящая жизнь  невозможна без нравственного роста, без освобождения от заблуждений, или  освобождения от мнимых ценностей. Л.Н.Толстой писал в обращении к юношеству: « Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые  поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я,  и зачем живут все окружающие меня люди? И главный волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те же ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя, живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас».    12. Рефлексия. Составление синквейна к словам: «Человек»           и         «Личность» 13. Домашнее задание. Итак, мы выяснили, что возможности человека безграничны. Задание на дом тому подтверждение. Творческая работа. (Сочинение­рассуждение на одну из предложенных тем): 1.Мои ровесники. 2. Легко ли быть молодым? 3.Подросток  XXI века, кто он? Словарно ­ лексическая работа Автобиографическая проза ­ художественная биография в узком смысле, рассказ о  судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем которых он был, в  конечном счете ­ о судьбах его эпохи.  Диалектика  (греч., искусство вести беседу, спор) 1. философское учение о всеобщих законах движения и развития природы,  человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно  движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия  внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к  скачкообразному переходу из одного качества в другое; 2. процесс развития чего­либо во всем многообразии его форм и во  всей его  противоречивости; 3. первоначально ­ искусство вести спор. (Ожегов С. И. «Толковый    словарь русского языка»).  Самопознание – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни и  в обществе. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»). Самовоспитание­ воспитание самого себя. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»). Вопросы по главе «COMME IL FAUT» и « Я проваливаюсь». Меняются ли нравственные ценности героя на протяжении этих глав, и к какому  выводу он приходит. 9. Работа с эпиграфом. ­ Согласны ли вы со словами писателя, данными в эпиграфе к сегодняшнему уроку? ­Что,  по­вашему, есть человек? 10. Беседа по главе « Я проваливаюсь». Почему главы повести, представленные в учебнике, заканчиваются именно этой главой? ­ Символично ли ее название? ­ В чем именно и где проваливается герой? Докажите текстом. ­ Через что проходит юноша? ­Когда он меняется? ­ Почему изменения, которые произошли с Николаем, можно назвать диалектикой?

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".

Урок литературы в 9 классе. "Диалектика души: подлинные и мнимые нравственные ценности жизни".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017