Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»
Оценка 4.7

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русская литература
9 кл
03.07.2019
Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»
Цель: на основе анализа образа Пелагеи выявить идейный смысл и нравственные проблемы повести. Задачи: 1. Познакомиться с жизнью главной героини повести Ф. А. Абрамова «Пелагея», осмыслить её поступки. 2. Выявить нравственные качества Пелагеи. 3. Определить авторское отношение к главной героине повести. Предполагаемый результат урока: осмысление учащимися нравственных качеств главной героини повести
Ф. Абрамов Пелагея.docx
Методическая разработка урока литературы в 9 классе. Тема: Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея» Цель: на основе анализа образа Пелагеи выявить идейный смысл и нравственные  проблемы повести. Задачи: 1. Познакомиться с жизнью главной героини повести Ф. А. Абрамова  «Пелагея», осмыслить её поступки. 2. Выявить нравственные качества Пелагеи. 3. Определить авторское отношение к главной героине повести. Предполагаемый  результат урока: осмысление учащимися нравственных  качеств главной героини повести Оснащение: мультимедийный проектор и экран, карточки, повесть Ф. А.  Абрамова «Пелагея» Предварительная подготовка обучающихся: чтение повести Ф. Абрамова  «Пелагея». Выполнение индивидуальных заданий по группам (д/з ­  найти цитаты по темам: 1 – где работала Пелагея, как отдавалась любимому делу; 2 – какие  отношения с мужем и дочкой; 3 – отношение к людям; 4­ сцена последнего  посещения пекарни; 5 – работа со словарём, раскрытие понятий: «деревенская  проза», нравственные ценности, накопительство, корыстолюбие) Предварительная подготовка учителя: подготовка презентации к уроку,  карточек, названий нравственных качеств героини на листочках для  вывешивания на доску Содержание урока № Этап учебного Содержательная деятельность занятия педагога 1. Организационн ый этап 2. Этап  актуализации  знаний Всем, всем добрый день И работать нам не лень. Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг. От работы каждого зависит общее  дело, его результативность.  Давайте начнём работу прямо  сейчас. Посмотрите видеоролик,  посвящённый известному писателю. (https://www.youtube.com/watch? v=5­b4vMBdynk)  Вы узнаете, о каком писателе  пойдёт речь на уроке. Во время  просмотра обратите внимание на  моменты биографии этого  писателя. Назовите имя писателя Что вы  узнали о писателе из этого  ролика?  В этом ролике говорится о 95­ летнем юбилее писателя, но с того  времени прошло 4 года. В  следующем году Ф. Абрамову  исполнится 100 лет. Ф. Абрамова называли  Содержательная деятельность обучающихся Слушают приветствие  учителя, настраиваются на работу Приме чания 1мин.  8 мин. Просмотр. Предполагаемый ответ:  ­  Фёдор Абрамов.  ­ Где и когда родился.  Жил в непростое время.  Где учился. Об участии в  Великой Отечественной  войне. О нелёгкой  писательской  деятельности. Писал о  деревне. Особое место в  его произведениях  занимали русские  женщины. Он отдавал им  дань уважения. представителем «деревенской  прозы» наряду с другими авторами  его времени – В. Астафьевым, В.  Распутиным, В. Шукшиным и др.  Как вы понимаете словосочетание  «деревенская проза»? Почему этих  писателей так называли?  Ответы подготовленных  учеников:  ­ Это понятие, введённое  для обозначения  прозаических  произведений,  посвящённых деревенской  жизни.  Какое произведение вы прочитали?  Как вы думаете, о чём нам говорит  название произведения? Значит, разговор пойдёт о главной  героине повести. На что мы можем  обратить внимание, рассматривая  жизнь Пелагеи. Но мы заострим внимание на  нравственных ценностях Пелагеи. ­ Повесть «Пелагея» ­ О судьбе русской  женщины на примере  Пелагеи. ­ Описание внешности,  совершённые поступки,  отношения в семье и с  другими людьми, черты  характера. 3 мин. 3. Сообщение  темы и задач  урока.  Целеполагание Тема урока «Нравственные  ценности главной героини в  повести Ф. Абрамова «Пелагея» Какой вопрос возник перед вами  после услышанной фразы  «Нравственные ценности главной  героини»  Попробуем сформулировать цель  урока. (Можно предложить фразу, где  нужно вставить подходящие  слова:  на основе анализа образа  ……. выявить идейный …… и  нравственные ….. повести ) На какие вопросы вы бы хотели  получить ответы? Какие поставим  задачи? ­ Какой была Пелагея, к  чему стремилась. ­ На основе анализа образа Пелагеи выявить идейный  смысл и нравственные  проблемы повести. ­ Понять, в чём смысл  жизни Пелагеи. ­ Осмыслить её поступки. ­ Выявить для себя  нравственные уроки. ­ Определить авторское  отношение к главной  героине. Вам необходимо прочувствовать   страницы произведения,  глубже  постигнуть психологию и характер  ­ Решение данных задач  мы начнём с выяснения,  что такое «нравственные героини,  осмыслить  авторское  отношение к ней. С чего начнём  нашу работу? ценности». 4. Работа по теме урока Лексическая работа: выясним, что  такое нравственные ценности.  18 мин. ­ Отвечают  подготовленные ученики:  это идеалы, высшие  принципы человеческой  жизни. В качестве  нравственных ценностей у  всех народов почитаются  честность, верность,  уважение к старшим,  патриотизм, трудолюбие.  Опираясь на текст, попробуем  составить словесный портрет  Пелагеи. Необходимо найти  положительные и отрицательные  качества героини.  (Детям было дано домашнее  задание ­  найти цитаты по  темам: 1 – где работала  Пелагея, как отдавалась  любимому делу; 2 – какие  отношения с мужем и дочкой; 3  – отношение к людям; 4– сцена  последнего посещения пекарни; 5 ­ работа со словарём, толкование  понятий)  Для более плодотворной работы на  уроке вам было дано д/з, где  требовалось поработать с текстом  и найти информацию по данному  вопросу.   Расскажем, что мы узнали о  Пелагее. Одновременно мы будем  называть качество, которое  проявилось у главной героини.  (Эти качества вывешиваются  учителем на доску) Где работала Пелагея? Как она относилась к работе? Подготовленные ученики  отвечают на вопросы,  зачитывают выдержки из  текста. ­ Работала в колхозе, на  пекарне, была очень  ответственной, любила  сделать так, чтобы людям  было приятно. Аналитическая беседа Работа с  текстом « ­ А я на пекарню­то  пришла…» «А без пекарни, какая  жизнь?...» Пелагея только в те дни  улыбалась, когда хлеб  удавался. «Бывало, чтобы  хлеб духовитый был, чего  только она не делала.  Воду брала из разных  колодцев, дрова смоляные, избави боже сажа; муку  само собой требовала  первый сорт, а насчет  помола и говорить нечего.  Все перепробовала: и  сосну, и елку, и вереск».   У Пелагеи, по  воспоминаниям Альки, не  было другой радости «…почуяла  теплый  хлебный дух, какой  бывает только возле  пекарни и  расплакалась…»  Пелагея не может  позволить себе хоть день  отдыха: вся работа  держится на ней. Да и не  могла она жить без своей  пекарни. “Всю жизнь  думала: каторга, жернов  каменный на шее — вот  что эта пекарня. А  оказывается, без этой  каторги да без этого  жернова ей и дышать  нечем”. ­ Трудолюбие   ­ Накапливает, думает, как больше приобрести.  Пелагея Прокопьевна  Амосова треть жизни  своей голодала. В 1933  году у нее "померли отец и брат с голодухи". В войну  Какое качество мы увидели у  Пелагеи? Как оно называется? Для чего она трудится? тоже было не лучше. А  после войны на ее глазах  зачах ее сын, первенец,  потому что у Пелагеи  "начисто пересохли  груди". С той поры поняла Пелагея цену "тряпки" —  это товар, на который  можно было обменять  кусок хлеба. И начала она  загребать мануфактуру  обеими руками, потому  что знала: «не ситец, не  шелк в сундуки  складывает, а саму  жизнь». Сытные дни про  запас. Для дочери, для  мужа, для себя. Её  беспокоит то, как надо  брать больше от жизни,  чтобы обеспечить будущее дочери. ­ Проявление такой черты, как накопительство ­ Подготовленные  ученики: накопительство  как качество личности –  склонность постоянно  копить,  что­то  приобретать, запасаться,  обогащаться. Это  неспособность отдавать,  дарить, жертвовать и  помогать другим. ­ Особенно показательная  сцена, когда Пелагея с  благоговением  развешивает для просушки накопленное в сундуках  добро. ­ Хитрит, заискивает,  водит дружбу с  «нужными» людьми.  Чужие беды её не  тревожат.  Пелагея всегда  Как это характеризует героиню? Какое это качество? В какой сцене мы особенно в этом  убеждаемся? Проанализируем отношение  Пелагеи к людям. Меняется ли её отношение к  людям? Всегда ли к ней уважительное  отношение? отмечала факты  приглашения или  игнорирования их с мужем и этим определяла,  считаются ли с ней  "власти". За годы работы  на пекарне она привыкла  быть на виду и не хотела  оказаться "на задворках".  Неуважительное  отношение к сестре мужа,  так как не принадлежала к кругу избранных.  Изменяет мужу, чтобы  устроиться на пекарню. ­ Нет. Настоящих друзей  не имеет, никто к ней не  тянется. ­ В гостях Пелагея  отметила, что их посадили не как раньше, на почетное место, а с краю, у комода,  и не на стульях, а на  доске. Но и этому теперь  была рада Пелагея, очень  ценившая знакомство с  "властью". В гостях были  все нужные люди:  председатель сельсовета,  председатель колхоза,  председатель сельпо с  бухгалтером, начальник  лесопункта — неизвестно,  кто из них может  понадобиться, как жизнь  может повернуться. «Это раньше, лет десять­ двенадцать назад, она бы  сказала: нет, нет, Петр  Иванович! Не задвигай  меня на задворки. На  задворках­то я и дома у  себя насижусь. А я хочу к  оконышку поближе, к  свету, чтобы ручьем в оба  уха умные речи текли. Да Какое качество мы видим в  Пелагее? Расскажите об этом  качестве. Проанализируем отношения в  семье. лет десять­двенадцать  назад и напоминать бы не  пришлось хозяину — сам  стал бы упрашивать. А она бы еще так и  покуражилась маленько».  ­ Корыстолюбие.  Корыстолюбие — это  отрицательное свойство  личности, делать все  только ради личной  выгоды и ставить это  первостепенной задачей.  Использовать других  людей только в своих  интересах. ­  Мужа ни во что не  ставит, безропотного,   любящего её, упрекает  его, больного и  немощного. Павел по всей  дороге Пелагеи на  пекарню строил ей мостки через речку и у каждого  ключика подвешивал  самодельную берестяную  кружечку, чтобы после  горячей работы освежила  она себя студеной  водицей. Только тут, у гроба стала  понятна Пелагее  жизнь  Павла. Безотказно, как  лошадь, как машина,  работал Павел в колхозе.  А она не ценила этого, ни  во что ставила работу  мужа. Но более всего  проняла ее другая мысль.  Она думала о том, что  "ведь лежит Павел, ее  муж, человек, с которым  — худо­хорошо — она  прожила целую жизнь..." И тогда она "заревела во все  горло. И ей теперь было За что любил её Павел? Как вы думаете, какой эпизод в  повести можно назвать ключевым? Она идёт на пекарню, будто  совершает паломничество к святым местам, где живёт последняя  надежда на исцеление. Вид запущенной пекарни сокрушил  Пелагею, потому что она прежде  всего вдохновенная труженица,  такой и осталась жить в народной  памяти.  Каков жизненный итог? Но неужели вся жизнь Пелагеи  свелась только к тряпкам и  сундукам? Какое главное качество  у Пелагеи? (качества на доске) все равно, что скажут о  ней люди". От неё бежит дочь в город, даже на похороны не  приедет. ­ За то, наверное, что все  она делает красиво, споро, все в ее руках горит. И  сама она яркая, горячая,  ни на кого не похожая  ­ Эпизод похода  постаревшей и больной  Пелагеи на пекарню.  После этого она в слезах  возвращается домой,  потому что не узнала  своей любимой пекарни,  которую Улька  превратила в хлев! Такого  небрежного отношения к  делу Пелагея вынести не  могла. ­ Пелагея на старости лет  одна, к ней редко кто  заходит.   ­ Главное в характере  Пелагеи – ощущение  неизбывной радости от  своего труда. Хотя не  будем забывать, что  Пелагея заражена  приобретательством. ­ Нет. Он пишет о том  бедственном положении, 5. Первичное  закрепление 6. Включение в  систему знаний и повторения.  Осуждает ли её автор? Случайно ли тропку, по которой  она многие годы ходила на свою  «каторгу», односельчане окрестили в честь неё Паладьиной межой? С каким, по вашему мнению,  чувством это произносит? Значит, и мы можем  посочувствовать Пелагее,  восхищаться её трудолюбием.  Вызывает глубокое уважение её  трудовая истовость (усердие и  старательность), любовь к делу. В  этом был смысл её жизни. Давайте обобщим всё сказанное.  Вам выдан текст с пропущенными  словами. Вы должны вставить  подходящие по смыслу слова  (приложение №1). У нас получится вывод. (вывод на слайде №1) Как вы считаете, была ли счастлива Пелагея.  Работа с текстом, чтобы доказать  точку зрения. Учитель предлагает  для чтения нужный фрагмент  текста на карточке. (приложение №2) И какое оно женское счастье? Ребята, о жизни сложено много  пословиц. Выберите ту, которая  больше раскрывает жизнь Пелагеи. (подходящие пословицы на слайде №2) которое пережила  Пелагея.  ­ Автор пишет: «Никто,  как деревня стоит, не  прошёл по ней, сколько  она прошла» ­ С чувством великого  уважения к трудолюбивой  Пелагее. Работа с текстом. Чтение  полученного вывода  (сопоставляют с  текстом на слайде) 5 мин. Мнения обучающихся  разделяются.  5 мин. Чтение отрывка ­ Всю жизнь работала, все   делала для дома, для  семьи, а пожить для себя  не успела, была по ­  своему счастлива, так как  добилась всего, чего  хотела. ­ Выбор и обсуждение. (проверяют с  пословицами на слайде) На что потратишь свою  жизнь, то и будет смыслом твоей жизни Жизнь прожить, не поле  перейти. Не красна жизнь днями, а  красна делами Ответы детей 3 мин. 2 мин. Ребята, давайте подведем итог  сказанному на уроке. Писателя волнует судьба каждого  человека, живущего на земле, ибо  каждый человек после себя должен  оставить свою межу. Он  обращается ко всем нам с  вопросами! «Зачем вы пришли на  эту землю, станет ли она лучше  после вас? К добрым делам звал  нас писатель. Думаю, каждый из  нас вынес для себя  что­то свое,  важное, нужное. Несмотря на  внешнюю простоту повести, в ней  очень глубоко показана  многострадальная судьба русской  женщины.  ­ Вернёмся к началу урока,  получены ли ответы на  поставленные вопросы?  (понять, в чём смысл жизни  Пелагеи, осмыслить её поступки,  выявить для себя нравственные  уроки, определить отношение  автора) ( слайд №3) Закончим фразы:  Что я открыл для себя......... Урок помог мне.............. Я понял, что………. На уроке я задумался над ……… Учитель оценивает активных  учеников. Письменный ответ на вопрос (на  выбор): 1) О чем заставила меня задуматься повесть Ф. Абрамова «Пелагея» 2) Какие мысли, чувства,  переживания вызвала у меня  повесть Ф. Абрамова «Пелагея». 7. Подведения  итогов урока.  Выставление  оценок.  Рефлексия Оценивание  работы на  уроке Домашнее  задание 8. Приложение №1 .А жизнь готовит все новые и новые ………..  уже больной женщине: от дочери никаких  ……….., пекарня, ее родная пекарня, ……….., в магазине ее …………, …………….  давно  вышедшие из …….. плюшевики. С каждым новым ударом ………… понимает, что  отстает она от жизни. “Да как тут жить дальше?” — ищет она ответа и не …………  его. Так и ………… Пелагея, не увидев новой ……….в жизни, так и не поняв, как же можно  …….., когда работать уже не можешь и силы оставляют тебя. А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщине: от дочери никаких вестей,  пекарня, ее родная пекарня, запущена, в магазине ее обманули, подсунули давно вышедшие из  моды плюшевики. С каждым новым ударом Пелагея понимает, что отстает она от жизни. “Да  как тут жить дальше?” — ищет она ответа и не находит его. Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не поняв, как же можно жить,  когда работать уже не можешь и силы оставляют тебя. Приложение №2 Жизнь ее трудная: дом, хозяйство, работа, больной муж — все лежало на ее плечах, но она  была по­своему счастлива, так как гордилась, что у нее «самая заглавная должность на Земле  — она хлеб печет, она сама жизнь делает». Приложение №3 Жизнь — это постоянное поле битвы. Высшее искусство — это искусство интересно жить обычной жизнью. Дети, которые получают все, о чем они просят, редко преуспевают в жизни. Счастлив тот, кого хвалят, и кто имеет мудрость в жизни. Жизнь всегда была смесью радости и боли, богатства и нищеты. Смысл жизни – это постоянное движение к свету, к любви.  Совершенство не имеет предела!  На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни Жизнь прожить, не поле перейти. Не красна жизнь днями, а красна делами.

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини в повести Ф. Абрамова «Пелагея»

Урок литературы в 9 классе на тему "Нравственные ценности главной героини  в повести Ф. Абрамова «Пелагея»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019