Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»
Оценка 5

Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
03.07.2019
Конспект урока по литературе  в 9 классе  «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»
Цель: компаративный анализ образов Татьяны и Ольги Лариных, утверждение нравственного идеала А.С. Пушкина. Задачи: • развитие навыка составления сравнительной характеристики, монологического высказывания; • развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста; • воспитание любви к родной природе, благородства, верности. Оборудование и раздаточный материал: проектор, компьютер; иллюстрации к роману «Евгений Онегин», словари, рабочие листы, презентация, фрагмент из фильма «Онегин», портреты героев произведения. Предварительная работа: чтение романа «Евгений Онегин».
Евгений Онегин.docx
Урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга  Цель: компаративный анализ образов Татьяны и Ольги Лариных, утверждение  нравственного идеала А.С. Пушкина. Задачи:   развитие навыка составления сравнительной характеристики, монологического  высказывания;  развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста;  воспитание любви к родной природе, благородства, верности. Методы обучения: репродуктивный, частично­поисковый, исследовательский. Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование и раздаточный материал: проектор, компьютер; иллюстрации к роману  «Евгений Онегин», словари, рабочие листы, презентация, фрагмент из фильма «Онегин»,  портреты героев произведения. Предварительная работа:  чтение романа «Евгений Онегин». Ход урока. 1. Организационный момент  ­ Здравствуйте, ребята. ­ Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную  девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но  скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в  ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и  терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой.  Стадия вызова ­ Очевидно, что в искусстве,  возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается  своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом "Евгений  Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью  описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно  признается ей в любви.  Сегодня мы с вами будем говорить о той, чьё имя использовал  А.С. Пушкин, говоря о нравственном идеале русской женщины. Кто она? (выслушивает  ответы) Совершенно верно, речь пойдет о Татьяне Лариной.  2 Объявление темы урока. Тема урока будет звучать так: «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина».  ­ запись темы в тетрадь Но мы должны также обратить внимание ещё на одну героиню. Думаю, вы догадались, о  ком пойдёт речь? Правильно, Ольга. 3. Постановка цели и задач Какой вопрос возник перед вами после услышанной вами фразы: Татьяна ­ нравственный  идеал А.С. Пушкина (ответы). Попробуем сформулировать цель урока, вставим слова в  данные предложения:  На основе анализа образа ……………. показать, что она ………………….. А. С.  Пушкина.  Идеал ли она? На этот проблемный вопрос мы и должны дать ответ в конце урока. Сегодня мы поразмышляем над образами Татьяны и Ольги. Вам необходимо  прочувствовать  страницы романа,  глубже постигнуть психологию и характер героинь,   осмыслить  авторское отношение к ним. С чего начнём нашу работу?  Решение данных задач мы начнём с выяснения, что такое « идеал», «нравственный  идеал». 4. Организация восприятия и осмысления новой информации.   Лексическая работа  Итак, выясним, что скрывает в себе слово «идеал».   С чем ассоциируется у вас слово  «идеал»? (предлагают ассоциации по очереди).  Предлагаю вам выписать определение понятий «идеал» и «нравственный идеал»,  опираясь на словарные статьи различных авторов.  Обсуждение понятий. Предположим, что Татьяна обладала всеми этими качествами. Для подтверждения или  опровержения данной гипотезы переходим к поиску аргументов.  ­ Скажите, пожалуйста,  кто может знать о человеке больше всех и рассказать о нём?  (Это сам человек (автобиография) и его близкие, родные, знакомые).   Для более плодотворной дальнейшей работы на уроке вам было дано д/з, где  требовалось поработать с текстом и найти информацию по данному вопросу.  Итак,  сёстры Ларины. Для большей наглядности будем составлять сравнительную таблицу. Сейчас в группах вы обсудите собранный материал и выскажете аргументы, которые  запишите в таблицу. Для этого вам дан план описания. Можете опираться на текст,  указывать главы и строфы. 1 группа работают над образом Татьяны 2 группа над образом Ольги  3 группа над отношением автора к героиням 5. Работа по теме урока Расскажем, что мы узнали о сёстрах. Обратимся к Ольге. Какой предстаёт перед нами Ольга?  (Ответы, пользуются таблицей. Мы видим красивую, беспечную, беззаботную,  легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна. Портрет подобной  красавицы есть в любом романе)  Работа с иллюстрацией: Такой вы представили Ольгу? Какие качества вы увидели? Как автор относится к героине? Давайте вспомним причину дуэли Онегина и Ленского. Как дальше сложилась жизнь  Ольги? Как вы думаете, для чего необходим образ Ольги в романе? (Образ Ольги  необходим в романе, так как с помощью антитезы Ольга ­ Татьяна мы лучше  понимаем необычность Татьяны) Что такое антитеза? (повторение понятия) Слайд А теперь вспомним, как появляется Татьяна, какой мы её видим?  Итак, она звалась Татьяной… Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива. Как лань лесная боязлива… Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Что такое портрет в  литературе? (повторение понятия) Слайд  Посмотрите на портрет Татьяны. Облик героини мечтателен, поэтичен. Как Онегин  говорит о сёстрах? Татьяна не похожа на своих сверстниц, на сестру. Докажите цитатами из текста. Какие качества героини вы назовёте? Простота, естественность, нежность,  доброта, любовь к природе, близость к народу.   Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? Даже имя автор даёт  простое, что подчёркивает связь Татьяны с народным бытом.  Это выделяет Татьяну из окружения. Как автор относится к героине?  Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. Что  любила она? Что читала? Какие романы нравились? (Сентиментальные, в которых  описываются глубокие чувства. Герой здесь благородный, способный на подвиги).   Таким и представляла своего будущего избранника. Не удивительно, что, увидев первый  раз Онегина, Татьяна сразу влюбилась в него.  6. Работа с текстом  Зачитаем, как Пушкин пишет о приходе любви, о состоянии души влюблённой девушки.  (гл. 3 строфа 7­8, 10 стр. 53, 54) Мы видим, что мысли заняты героем и что чувства переполняют её. Какая эта любовь?  (настоящее большое чувство) стр. 57 гл. 3 строфа 15 Опишите её чувства. (Она в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение  постоянно рисует любимые черты) Поэтому на что она решается? (пишет письмо) ­ Выразительное чтение письма наизусть ученицей Какую черту характера в этом поступке? (смелость – на доску) Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в  любви первая? Было ли это признание необычным в то время поступком? Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято  девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не  стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим  правилам светского общества.  Мы осуждаем Татьяну? (Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне  любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый,  необычный поступок)  Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню? Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами  большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности,  естественности Татьяны) В 24 строфе 3­й главы (стр. 60) Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? Отметим, какое качество мы увидели? (искренность) Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна?  (гл. 3 строфа 32 стр. 66) Татьяна то вздохнёт, то охнет; Письмо дрожит в её руке… Она волнуется, решается её судьба. Но в чём уверена Татьяна? Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить  ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и  что сердце его отзовётся таким же чувством. 7. Выводы. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину,  почувствовали одиночество и трагизм положения. Назовём качества, которые увидели в  главной героине: мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность,  близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля. Посмотрим эпизод из фильма «Евгений Онегин» (опера), обратим внимание на Татьяну. ­ Просмотр эпизода Изменилась ли Татьяна в последних главах романа? Сравним образ героини, поможет  отрывок из фильма  ­ Просмотр эпизода Как изменилась Татьяна? Кто же она: «равнодушная княгиня» или «прежняя Таня»?  Какие качества вы добавите? (верность, чувство долга, благородство)  К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии,  душевного покоя. (  строфа14, гл.8 стр. 155) Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива,  Без взора наглого на всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней. Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»? Какие черты характера  свойственны героине? (на доске)  Слайд  «Я так люблю Татьяну милую мою!») Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.      За то, что она наделена… …воображением мятежным, умом и волею живой,     И своенравной головой,     И сердцем пламенным и нежным… За какие качества Пушкин так любит «Татьяну милую»?     Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота,  верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки. Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею  «монастыря в миру». Живя в мире, Татьяна преодолела его суету и страсти,  противопоставив ему свой внутренний духовный мир – монастырь. И общество преклонилось перед ней, повинуясь ее тайной духовной крепости и нравственной  чистоте. К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей Девицы проходили тише Слайд Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. На протяжении  всего романа она остается верной себе, чистой и глубокой натурой, ей чужд тот мир, в  котором она живет. Жизненные испытания развили характер Татьяны, ее ум. Сознание  своего долга, верность данному слову для Татьяны выше личного счастья. Да и могло ли  оно и быть?  8 Рефлексия Кто желает выказать своё отношение к Татьяне. Какие качества вы увидели в героине  после прочтения романа?  9. Домашнее задание Учить письмо Татьяны Онегину Карточка с вопросами, на которые нужно письменно ответить. Ольга Ларина План Внешность Качества,  характеризующие  личность Образ жизни Отношение к любви Татьяна Ларина Как отзывается о  героине Онегин План Внешность Качества,  характеризующие  личность Образ жизни Отношение к любви Как отзывается о  героине Онегин Литература 1. Маранцман  В. Г. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении.  Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983 2. Пушкин А. С. Евгений Онегин / А. С. Пушкин. М.: Дрофа, 2010

Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе  в 9 классе  «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе  в 9 классе  «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе  в 9 классе  «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе  в 9 классе  «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе  в 9 классе  «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе в 9 классе «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»

Конспект урока по литературе  в 9 классе  «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019