Е.А. Солодовникова (г. Алзамай)
Открытый урок в 5 «б» классе по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цели урока:
Обучающие:
- закрепление навыков сравнения, округления десятичных дробей;
- изучение новой темы: самостоятельно составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
- первичное закрепление нового материала.
Воспитательные цели:
- создание условий для воспитания навыков самостоятельной деятельности учащихся;
- воспитание прилежания, активности, умения общаться;
- воспитание познавательного интереса к предмету и окружающему миру;
- повысить общую культуру учащихся, расширить их кругозор.
Развивающие цели:
- способствовать развитию интереса к математике, активации мыслительной деятельности;
- развитие творческого мышления, математической речи учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, самостоятельные.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, устная и письменная работа.
Технологии: игровые, критического мышления, применение компетентностно-ориентированного задания, технология сотрудничества
Оборудование урока:
- карточки с текстом для выполнения КОзаданий;
- карточки с дифференцированными заданиями;
- мультимедийный проектор;
- карточка «заполни таблицу»;
- рисунки из книги «Рекордов Гиннеса»;
- карточки с забавными рисунками для оценивания урока.
Ход урока:
1. Орг. момент
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит здравствуйте и прошу садиться!
2. Актуализация знаний
А начать урок мне бы хотелось с загадки:
Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получить число большее трёх и меньшее 4? 3‹ 3?4 ‹4 (запятую)
СЛАЙД 2 Как называется полученное число? (десятичная дробь) 3‹ 3,4 ‹4
Значит о чем мы поговорим сегодня на уроке? (о десятичных дробях)
Ребята, а кто-нибудь из вас слышал что-нибудь о книге рекордов Гиннеса?
А что в ней? О чем она рассказывает?
СЛАЙД 3 Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».
СЛАЙД 4 Откройте тетради и запишите число
Текст из книги рекордов Гиннеса (раздается один на парту.)
«Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров.
На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар – бельгийский конь – тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе» [1].
СЛАЙД 5 (задание 1 – устно, начиная с 2- письменно)
Задание 1. Прочитайте текст из «Книги рекордов Гиннеса»
Задание 2. Выпишите только десятичные дроби.
Задание 3. Округлите дроби до десятых.
Задание 4. Округлите дроби до единиц.
Задание 5. Запишите числа в порядке возрастания.
Задание 6. Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.
Какое из заданий вызвало у Вас затруднение?
Давайте по порядку
СЛАЙД 6 Самопроверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо)
На доске: «Модельный ответ:
2.107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5
3.107,1; 2,2; 44,5; 19,5
4. 107; 2; 45; 20
5.2,19; 19,5; 44,5; 107,18
6. 107,18 + 2,19= ?
СЛАЙД 7 Оцени себя
2,3,4,5-оценка 5;
2,3 или 4;5- оценка 4;
2 и 3 или 4; 2 и 5- оценка 3
У кого 5? 4?
3. Изучение нового материала
Почему задание 6 вызвало затруднение? (проблема)
Попробуйте сформулировать тему урока и запишите её в тетради.
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
СЛАЙД 8 Давайте, сформулируем цель нашего урока.
Изучив данную таблицу, опишите действие, которое нужно выполнить на каждом этапе. Попробуйте составить алгоритм сложения десятичных дробей. Работа в парах.
Какая часть речи отвечает на вопрос что сделать? (на первое место - глагол)
Чтобы сложить (что?) 3,7 + 1,529 = 5,229 |
Опорные слова: |
Нужно: |
1. 1,529, 3,7 = 3,700 3,7 + 1,529 = 3,700 + 1,529
|
1. В этих дробях, после, уравнять, запятой, количество знаков. |
|
2. ┼ 3,700 1,529 |
2. Дроби, запятая, подписать, чтобы оказалась, друг под другом так, под запятой. |
|
3. ┼3700 1529 5229 |
3. Не обращая, сложение, выполнить, на запятую, внимания. |
|
4. ┼3,700 1,529 5,229 |
4. Под запятой, поставить, в данных дробях, в ответе, запятую. |
|
Обсудить заполненные учениками таблицы [3,4].
Составьте алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:
1. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой.
2. Подписать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой.
3. Выполнить сложение, не обращая внимания на запятые.
4. В ответе поставить запятую под запятой в данных дробях[2].
Откройте учебник на стр. 221 и прочитайте алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. Вернёмся к задаче, которую мы решали в начале урока и узнаем какова же сумму наибольшего и наименьшего чисел.
СЛАЙД 9
107,18 + 2,19= ? (ученик у доски объясняет как выполнить сложение)
4. Физминутка
Я буду называть числа, а вы, если это десятичная дробь будете приседать, если натуральное число поднимать руки вверх. 10; 5,2; 36; 8,16; 15,9; 25; 3,4; 21; 48.
Молодцы! Приступаем к работе!
СЛАЙД 10
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - А. Франс.
Согласны ли вы с этой фразой?
5. Практическая работа
Из книги рекордов Гиннеса (прикрепить на доску распечатанные картинки с овощами и фруктами):
«Самые большие в мире овощи и фрукты:
- ананас - 8,06 кг,
- яблоко - 1,67 кг,
- кабачок - 61,23 кг,
- картофель - 11,2 кг,
- луковица - 7,03 кг»[1].
СЛАЙД 11 Работа в группах.
Предлагаю приготовить вам из этого набора:
1 группа |
|
2 группа |
- пюре «яблочно-кабачковое» |
|
- фруктовый салат |
- пюре «кабачково-ананасовое» |
|
- овощное рагу |
Масса какого пюре больше и на сколько? |
|
Масса чего больше и на сколько?
|
СЛАЙД 12 Проверка
- масса фруктового салата - 9,73 кг;
- масса пюре «яблочно-кабачковое» - 62,9 кг
- масса пюре «кабачково-ананасовое» - 69,29 кг
- масса овощного рагу - 79,46 кг;
Какое блюдо по массе получилось больше и почему?;
Округлите полученные результаты до целых.
6. Рефлексия
СЛАЙД 13 Ответьте на вопросы
Достигли ли вы своей цели на уроке?
Продолжите высказывания:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Новые знания мне пригодятся…
Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке:
изображение «солнышко» – старался, все получалось; работал в полную силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно;
изображение «солнышко, прикрытое тучкой» – старался, но не все получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно;
изображение «тучка» – не старался, у меня не было желания работать, сегодня не мой день.
7. Задание на дом
СЛАЙД 14 На дом учащимся предлагаются задания по выбору:
Обязательное: п. 32, № 1255 (а - в), № 1256 (а - в),
Творческое: «Придумайте задачу с десятичными дробями, которая решалась бы сложением или вычитанием».
Список литературы:
1. Книга рекордов Гиннеса: [сайт]. URL: http://www.guinness-records.ru
2. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 304 с.: ил.
3. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 496 с. (В помощь школьному учителю).
4. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов / С.С. Минаева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 126 с. (серия»Учебно-методический комплект).
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.