Как создать определенный ряд звуков, способный сделать музыку светлой, радостной?
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Как создать определенный ряд звуков, способный сделать музыку
светлой, радостной?
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить
русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной
и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым
ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады.
В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Мажорный лад
Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие,
называется мажорным. Сразу поясним сказанное. Трезвучие — это уже
аккорд, о нём — чуть позже, а пока под трезвучием понимаем 3 звука,
взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие
образовывают звуки, интервалы между которыми составляют терции.
Между нижним звуком и средним — большая терция (2 тона); между
средним и верхним звуками — малая терция (1.5 тона). Пример мажорного
трезвучия:
Рисунок 1. Мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется
тоническим трезвучием.
Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой
определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим
большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно
представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2.
Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется
натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором. Вообще
говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада
по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма,
называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами.
Не путайте со ступенями звукоряда — у них обозначений нет. Ниже
на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.
Рисунок 2. Ступени мажорного ладаСтупени имеют не только цифровое обозначение, но и самостоятельное
называние:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ступень I: тоника (Т);
Ступень II: нисходящий вводный звук;
Ступень III: медианта (средняя);
Ступень IV: субдоминанта (S);
Ступень V: доминанта (D);
Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта);
Ступень VII: восходящий вводный звук.
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени —
побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое
трезвучие.
Коротко о главном
Итак, мажорный лад — это лад, у которого последовательность звуков
образует следующую последовательность: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2.
Ещё раз напомним: б.2 — большая секунда, представляет собой целый тон:
м.2 — малая секунда, представляет собой полутон. Последовательность
звуков мажорного лада изображена на рисунке:
Рисунок 3. Интервалы натурального мажорного лада
На рисунке обозначено:
б.2 — большая секунда (целый тон);
м.2 — малая секунда (полутон);
цифрой 1 указан целый тон. Возможно, так схема читается легче;
цифрой 0.5 обозначен полутон.Итоги
Мы познакомились с понятием «лад», подробно разобрали мажорный лад.
Из всех названий ступеней чаще всего мы будем пользоваться основными,
поэтому их названия и расположения нужно запомнить.